46082

Классификация дизартрии, характеристика основных форм и степеней нарушения

Доклад

Медицина и ветеринария

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки снижается также тонус мышц атония. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха осложняющее речевой дефект. Наблюдается инертность иннервационного импульса. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС.

Русский

2013-11-19

35 KB

15 чел.

В 17. Классификация дизартрии, характеристика основных форм и степеней нарушения.

Формы дизартрии:

Бульбарная дизартрия.

Проявляется при воспалении или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

  Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого неба приводит к  свободному проходу выдыхаемого воздуха через носи все звуки приобретают назальный оттенок.

  У детей с описываемой  формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония).Паретитечское состояние мышц языка является причиной искажений звукопроизношения. Речь невнятная, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.

Экстрапирамидная подкорковая дизартрия.

Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез – насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребенком. Могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

  Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи  - темпа, ритма, интонации.

  Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, которые отражаются на коммуникативной функции речи. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Корковая дизартрия

Возникает при поражении вторичных зон постцентральной и премоторной зон коры головного мозга. Выделяют две формы:

- корковая постцентральная афферентная дизартрия

- корковая премоторная эфферентная дизартрия.

Основной симптом -  кинетическая апраксия. Ребенок не может выполнить серию движений: движения неловкие, речь скандированная, пассивные движения чередуются с активными. При движении больной не может произвольно расслаблять мышцы. Отмечаются трудности при переключении с одного движения на другое из-за чрезмерного напряжения мышц. Наблюдается инертность иннервационного импульса. Речь такого ребенка нарушено произношения гласных и согласных. Все гласные в начале слова звучат неясно. Ударные гласные удлиняются, смычные согласные заменяются щелевыми. Щелевые могут заменятся на смычные с призвуком смычного же звука. Наблюдаются пропуски одного, двух согласных звуков при их стечении.

По своим проявлениям корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей нарушается динамика переключения с одного звука на другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но но в речевом потоке звуки искажаются.

Постцентральная афферентная корковая дизартрия

Основной симптом – кинестетическая апраксия. Нарушены операции отбора дифференцированных артикуляционных признаков артикуляционных звуков по следующим характеристикам:

- по месту образования (губно-губные( м, б); губно-зубные (в, ф); перднеязычные (т. д, н, с, з), заднеязычные ( к, кь, г, гь), среднеязычные (й, х).

- по способу образования ( щелевые ( с, сь, з, зь), смычные ( в, б, п), вибранты (р, рь), смычно-щелевые (т, ть).

- по участию голоса (звонкие, глухие)

- по твердости и мягкости ( твердые и мягкие)

- по работе мягкого неба (ротовые и носовые)

Мозжечковая дизартрия.

Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС. Характеризуется скандированной «рубленой» речью, отсутствует расстановка ударений. В общей мускулатуре наблюдается гипотония. Артикуляционные движения размашистые с обширной амплитудой. Губные звуки артикулируются более утрированно, смычка плотная, замедленная, звуки размыты, нечетки. Мышцы то расслабляются, то напрягаются.

Псевдобульбарная дизартрия.

Является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, опухолей, родовых травм, интоксикации и т.д. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нерва. В результате нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается. Наблюдается гиперсалевация, мускулатура лица нарушена.

Паретическая форма

Характеризуется слабостью речевой и фонаторной мускулатуры. Вследствие этого ограничена активность движений, наблюдается пониженный тонус мышц и гиперсалевация. Язык вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Речевые движения неточные, неполные. Чаще нарушено произношение переднеязычных звуков. Они либо искажаются, либо заменяются более простыми по артикуляции звуками. Речь монотонна, голос слабый.

Спастико- паретическая форма.

Ребенок не может выполнить движения в нужном объеме, с правильной скоростью, плавностью. Нарушается симметричность движений, наблюдаются синкенезии, в речевой мускулатуре – истощение движений.

Особенности произношения звуков.

Нарушено произношение всех звонких и глухих звуков.  Нарушены звуки, требующие большой мышечной силы: губно-губные, смычно-губные. Также страдают гласные звуки, требующие подъема спинки языка. Нарушено непроизвольное и произвольное дыхание. Оно поверхностное с маленькой амплитудой. Дети не могут равномерно распределить вдох и не чувствуют сокращение дыхательных мышщ.

Спастико-регидная форма.

При этой форме заметно нарастание тонуса мышц под влиянием глобальной синкенезии. По механизму это нарушение имеет подкорково-стволовый характер. Это более тяжелое нарушение, чем при спастическом парезе. Многие артикуляционные позы могут совсем не выполняться. Патология речевого аппарата выражается в патологическом объеме движений. Движения замедленны, при выполнении любого артикуляционного движения наблюдается напряжение. Тонус мышц нарастает при любых раздражителях. При попытке любого движения наблюдаются гиперкинезы. Ребенок постоянно производит какие-либо движения: сосание, глотание и т.д. Наблюдается насильственная улыбка, сменяющаяся спазмами, язык либо выдвигается вперед, либо убирается вглубь рта.

Гипекинетическая форма.

Выполнение произвольных движений затруднено из-за гиперкинезов. Нарушен мышечный тонус, наблюдается дистония. Гиперкинезы наблюдаются в речевой моторике.

 У детей с данной формой дизартрии проявляется задержка речевого и моторного развития.

Стертые формы дизартрии.

Исследователи выделили у таких больных слабость артикуляционного движения, органическую неврологическую симтоматику, недостаточную координацию отдельных мышечных групп речевого аппарата. Ученые Е.М.Мастюкова, и др. выделяют менее выраженные формы дизартрии, которые могут наблюдаться у детей не имеющих двигательных расстройств, но перенесших легкую асфиксию, родовую травму, неблагоприятное воздействие во внутртиутробном периоде.

  Особенности стертой формы дизартрии:

- при отсутствии выраженных ограничений движений языка наблюдается неточность и слабость движений;

- наблюдается вялость и ограничение движений вследствие гиперкинезов языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81141. Динамика социального конфликта 35.58 KB
  Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта. Этапы конфликта: предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта развития и обострения противоречий его вызывающих. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта.
81142. Сущность социальной организации. Миссия, цель организации 40.13 KB
  Миссия цель организации. формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации. Структура организации.
81143. Элементы организации 69.88 KB
  Организации это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным или регулируемым аспектам взаимоотношений между участниками организации.
81144. Основные понятия теории управления персоналом организации 39.82 KB
  В последние 50 лет термин управление персоналом использовался для описания функции управления посвященной найму развитию обучению ротации обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом вид деятельности по руководству людьми направленный на достижение целей фирмы предприятия путем использования труда опыта таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. В современном подходе управление персоналом включает: планирование потребности в квалифицированных сотрудниках; составление штатного расписания и...
81145. Современные модели управления 262.4 KB
  На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л. В рамках органической парадигмы последовательно сложились вторая концепция управления персоналом и третья концепция управления человеческими ресурсами. Научной основой концепции управления персоналом развивавшейся с 30х гг.
81146. Групповая динамика 36.19 KB
  Группа четко ограниченная в размерах совокупность людей которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность объединенная в логике какихлибо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей входящих в группу структурнокомпозиционная объединенность и т. Группа социальная объединения людей имеющих общие значимые специфические признаки основанные на их участии в некоторой деятельности связанной системой...
81147. Виды и характеристика больших социальных групп 35.42 KB
  Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы как интеллигенция служащие представители умственного и физического труда население города и деревни. Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции включающее всех работников умственного труда в том числе служащих секретарей контролеров банка и т. Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций: научнотехническое и экономическое обеспечение материального производства; профессиональное управление производством...
81148. Инертная, оптимальная и агрессивная среда. Управление в условиях агрессивной среды 38.71 KB
  Источниками конфликта может служить конкуренция соперничество враждебность противоречивые намерений и т. В результате конфликта происходит столкновение двух или более противоборствующих сторон и выражается в том что они осознаются на уровне социального субъекта: отдельной личности или социальной группы. В сущности конфликта важное место занимают такие понятия как участник и субъект конфликта. Участником конфликта может быть отдельный человек организация или группа лиц которые не отдают себе отчет о целях и задачах конфликтного...
81149. Способы управления организацией в условиях агрессивной среды 35.04 KB
  Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть: социальное прогнозирование; социальное планирование; социальное регулирование. Деловые организации пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве вынуждены применять такие способы управления как: нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том чтобы по возможности ее избегать.