46082

Классификация дизартрии, характеристика основных форм и степеней нарушения

Доклад

Медицина и ветеринария

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки снижается также тонус мышц атония. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха осложняющее речевой дефект. Наблюдается инертность иннервационного импульса. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС.

Русский

2013-11-19

35 KB

16 чел.

В 17. Классификация дизартрии, характеристика основных форм и степеней нарушения.

Формы дизартрии:

Бульбарная дизартрия.

Проявляется при воспалении или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

  Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого неба приводит к  свободному проходу выдыхаемого воздуха через носи все звуки приобретают назальный оттенок.

  У детей с описываемой  формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония).Паретитечское состояние мышц языка является причиной искажений звукопроизношения. Речь невнятная, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.

Экстрапирамидная подкорковая дизартрия.

Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез – насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребенком. Могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

  Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи  - темпа, ритма, интонации.

  Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, которые отражаются на коммуникативной функции речи. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Корковая дизартрия

Возникает при поражении вторичных зон постцентральной и премоторной зон коры головного мозга. Выделяют две формы:

- корковая постцентральная афферентная дизартрия

- корковая премоторная эфферентная дизартрия.

Основной симптом -  кинетическая апраксия. Ребенок не может выполнить серию движений: движения неловкие, речь скандированная, пассивные движения чередуются с активными. При движении больной не может произвольно расслаблять мышцы. Отмечаются трудности при переключении с одного движения на другое из-за чрезмерного напряжения мышц. Наблюдается инертность иннервационного импульса. Речь такого ребенка нарушено произношения гласных и согласных. Все гласные в начале слова звучат неясно. Ударные гласные удлиняются, смычные согласные заменяются щелевыми. Щелевые могут заменятся на смычные с призвуком смычного же звука. Наблюдаются пропуски одного, двух согласных звуков при их стечении.

По своим проявлениям корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей нарушается динамика переключения с одного звука на другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но но в речевом потоке звуки искажаются.

Постцентральная афферентная корковая дизартрия

Основной симптом – кинестетическая апраксия. Нарушены операции отбора дифференцированных артикуляционных признаков артикуляционных звуков по следующим характеристикам:

- по месту образования (губно-губные( м, б); губно-зубные (в, ф); перднеязычные (т. д, н, с, з), заднеязычные ( к, кь, г, гь), среднеязычные (й, х).

- по способу образования ( щелевые ( с, сь, з, зь), смычные ( в, б, п), вибранты (р, рь), смычно-щелевые (т, ть).

- по участию голоса (звонкие, глухие)

- по твердости и мягкости ( твердые и мягкие)

- по работе мягкого неба (ротовые и носовые)

Мозжечковая дизартрия.

Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС. Характеризуется скандированной «рубленой» речью, отсутствует расстановка ударений. В общей мускулатуре наблюдается гипотония. Артикуляционные движения размашистые с обширной амплитудой. Губные звуки артикулируются более утрированно, смычка плотная, замедленная, звуки размыты, нечетки. Мышцы то расслабляются, то напрягаются.

Псевдобульбарная дизартрия.

Является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, опухолей, родовых травм, интоксикации и т.д. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нерва. В результате нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается. Наблюдается гиперсалевация, мускулатура лица нарушена.

Паретическая форма

Характеризуется слабостью речевой и фонаторной мускулатуры. Вследствие этого ограничена активность движений, наблюдается пониженный тонус мышц и гиперсалевация. Язык вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Речевые движения неточные, неполные. Чаще нарушено произношение переднеязычных звуков. Они либо искажаются, либо заменяются более простыми по артикуляции звуками. Речь монотонна, голос слабый.

Спастико- паретическая форма.

Ребенок не может выполнить движения в нужном объеме, с правильной скоростью, плавностью. Нарушается симметричность движений, наблюдаются синкенезии, в речевой мускулатуре – истощение движений.

Особенности произношения звуков.

Нарушено произношение всех звонких и глухих звуков.  Нарушены звуки, требующие большой мышечной силы: губно-губные, смычно-губные. Также страдают гласные звуки, требующие подъема спинки языка. Нарушено непроизвольное и произвольное дыхание. Оно поверхностное с маленькой амплитудой. Дети не могут равномерно распределить вдох и не чувствуют сокращение дыхательных мышщ.

Спастико-регидная форма.

При этой форме заметно нарастание тонуса мышц под влиянием глобальной синкенезии. По механизму это нарушение имеет подкорково-стволовый характер. Это более тяжелое нарушение, чем при спастическом парезе. Многие артикуляционные позы могут совсем не выполняться. Патология речевого аппарата выражается в патологическом объеме движений. Движения замедленны, при выполнении любого артикуляционного движения наблюдается напряжение. Тонус мышц нарастает при любых раздражителях. При попытке любого движения наблюдаются гиперкинезы. Ребенок постоянно производит какие-либо движения: сосание, глотание и т.д. Наблюдается насильственная улыбка, сменяющаяся спазмами, язык либо выдвигается вперед, либо убирается вглубь рта.

Гипекинетическая форма.

Выполнение произвольных движений затруднено из-за гиперкинезов. Нарушен мышечный тонус, наблюдается дистония. Гиперкинезы наблюдаются в речевой моторике.

 У детей с данной формой дизартрии проявляется задержка речевого и моторного развития.

Стертые формы дизартрии.

Исследователи выделили у таких больных слабость артикуляционного движения, органическую неврологическую симтоматику, недостаточную координацию отдельных мышечных групп речевого аппарата. Ученые Е.М.Мастюкова, и др. выделяют менее выраженные формы дизартрии, которые могут наблюдаться у детей не имеющих двигательных расстройств, но перенесших легкую асфиксию, родовую травму, неблагоприятное воздействие во внутртиутробном периоде.

  Особенности стертой формы дизартрии:

- при отсутствии выраженных ограничений движений языка наблюдается неточность и слабость движений;

- наблюдается вялость и ограничение движений вследствие гиперкинезов языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80974. Визначення рівня розвитку пізнавальних здібностей школярів до вивчення історії 32.33 KB
  Наприклад: 1 Складіть максимальну кількість речень з одними і тими самими словами але різних за смислом: лицаріхрестоносці кривава битва князівські дружини діагностика вербальної уяви.Порівняйте два зображення на історичну тему і знайдіть відмінності діагностика довільної уваги. По деталі здогадайтеся що це за споруда і назвіть її діагностика образної уяви. На основі аналітичного опису намалюйте предмет про який іде мова діагностика репродуктивної та творчої уяви.
80975. Права та обов’язки вчителя історії 36.39 KB
  Мають право на: захист професійної честі гідності; участь в обговоренні та вирішенні питань організації навчальновиховного процесу; проведення науководослідної експериментальної пошукової роботи відповідно до діючих нормативних документів; вільний вибір форм методів засобів навчання виявлення педагогічної ініціативи; дострокову атестацію на отримання відповідної категорії і педагогічного звання; соціальне і матеріальне забезпечення відповідно до законодавства; підвищення кваліфікації перепідготовку вільний вибір змісту...
80976. Проблема методів навчання історії та їх класифікація 36.03 KB
  Провідні поняття повязані з процесом навчання історії стали предметом наукового інтересу в дискусіях радянських методистів у 5070ті pp. В обговоренні проблеми свої варіанти класифікації методів навчання історії в різні роки запропонували всі провідні вчені однак вони так і не прийшли до єдиної думки. Тому в сучасній методичній літературі збереглася різноманітність підходів до визначення понять методи прийоми способи навчання різні підстави їх систематизації і деяка суперечливість у вживанні методичних термінів у спеціальній...
80977. Дайте загальну характеристику історичних карт 37.4 KB
  Історичні карти карти що відображують історичні явища і події взаємозвязки суспільних явищ минулого з географічними чинниками показують розміщення древніх культур держав соціальні рухи торгівельні дороги пересування людей військові удари на карті показують стрілками місця боїв схрещеними мечами райони повстань крапками або вогнищами. Історичні карти створюються на географічній основі і є математично визначеним зменшеним узагальненим образнознаковим зображенням історичних подій явищ процесів чи періодів...
80978. Прийоми і засоби навчання історії 33.36 KB
  Прийоми навчання це складова методу що немає самостійного навчального завдання а підпорядковується тому завданню який виконує метод. Методи навчання класифікують на загальні можуть використовуватися в процесі навчання будьяких навчальних предметів і спеціальні застосовуються для викладання окремих предметів але не можуть бути використані при викладанні інших предметів. Засіб навчання знаряддя за доп.
80979. Як використати на уроці методичні можливості підручника 38.26 KB
  Сучасна практика викладання історії в школах України переконливо свідчить що шкільний підручник ще довго залишатиметься найважливішим засобом навчання незважаючи на зростання інтересу до інших зокрема наочних комп\'ютерних технологійПерше знайомство з будьяким підручником учитель і учень розпо чинають із вступного тексту структури і особливостей його побудо ви різними видами тексту запитаннями і завданнями а також ілюст раціями картами. Весь текст підручника за обсягом і призначенням поділяють на основний додатковий і...
80980. Методика проведення навчальних екскурсій 35.46 KB
  Екскурсія - це вид навчальної роботи, при якому навчання проводиться на натуральному природному або виробничому обєкті поза межами школи, чи класу. екскурсія – це наочний метод отримання певних знань, виховання шляхом відвідин по заздалегідь розробленій темі певних об’єктів (музей, завод, підприємство тощо) із спеціальним керівником (екскурсоводом).
80981. Класифікація текстів та особливості використання підручника на уроці історії 35.67 KB
  Важливим засобомнавчан ня історії є друкований текст. У навчанні історії застосовуються різні види текстів. У навчанні історії розрізняють такі типи інтерпретації: науковоісторична.
80982. Підготовка вчителя історії до написання плану конспекту уроку 34.45 KB
  Для того щоб вчитель міг підготувати план конспект уроку йому спочатку скласти тематичне планування. Безпосередня підготовка вчителя до уроку це планування уроку конкретизація тематичного планування стосовно кожного окремо взятого уроку осмислення та складання плану і конспекту уроку після того як визначено основний зміст і спрямованість уроку. План уроку необхідний кожному вчителю незалежно від його стажу і рівня педагогічної майстерності.