46083

Характеристика основных направлений коррекционной работы при различных формах дизартрии

Доклад

Медицина и ветеринария

Развитие артикуляционной моторики речевого дыхания постановка и закрепление звуков в речи. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа а также восприятия и воспроизведения ритма. Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата выработка контроля над положением рта развитие артикуляционных движений развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений...

Русский

2013-11-19

29 KB

25 чел.

В 18. Характеристика основных направлений коррекционной работы при

различных формах дизартрии.

 Логопедическая работа базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения  общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.

 Положительные результаты достигаются при соблюдении следующих принципов:

- поэтапного взаимосвязанного  формирования всех компонентов речи;

- системного подхода к анализу речевого дефекта;

- регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функции речи;

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:

1.Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

2.Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

3.Нормализация просодической стороны речи т.е. расстройств ритма, мелодики, интонации.

4.Коррекция проявления общего недоразвития речи.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

1 этап 

Подготовительный.

Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, ЛФК и массажа.

2 этап.  Формирование первичных произносительных навыков.

Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и праксиса.

Для возбуждения иннервации речевой мускулатуры проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи. Кроме того проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном направлении. Затем массируется мягкое небо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. Продолжительность массажа не более 2 минут.

Следующий этап – активная гимнастика артикуляционного аппарата.

1.Для нижней челюсти – открывание и закрывание рта. Удержание рта открытым под счет.

2.Для выработки движений губ:

3. Для языка:

Одновременно с этими упражнениями осуществляют развитие речевого дыхания и голоса.

Коррекция звукопроизношения. 

Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи включает в себя фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенный  - метод фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука. Основными методами работы являются двигательно –кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

Следующая группа звуков – звуки, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие, аффрикаты и звук р.Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – писание и говорение. Это способствует усилению звука и его обогащению моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами. Затем новый звук закрепляется в различных слогах.

При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка . Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания: ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова.

 Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной взаимосвязи с развитием тонких движений пальцев рук, целенаправленно проводить упражнения на развитие мелкой моторики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7654. Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры 45 KB
  Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие природа предельным образом приближено к понятию материальный мир. Словом культура в само...
7655. Культура и общество 79.5 KB
  Культура и общество Несмотря на то, что дефиниция общества представляет для социологии почти такую же проблему, как определение культуры для культурологии, сформулируем рабочее определение данного понятия. Под обществом мы будем понимать совокупност...
7656. Человек в мире культуры 39.5 KB
  Человек в мире культуры Взаимоотношения культура - человек можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень - реальное созидание человеком второй природы (предметов...
7657. Проблемы типологии культуры. Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культуры 88.5 KB
  Проблемы типологии культуры. Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культуры При изучении культур встает проблема их типологизации. Необходимость типологизации культуры следует из сложности и многогр...
7658. Культура как информационно-семиотическая система 61 KB
  Культура как информационно-семиотическая система. I. Новый поворот в понимании сущности культуры наметился в первой половине XX века, и причиной его стало появление новой науки - семиотики. Семиотика - это наука о знаках, знаковых си...
7659. Современная культура как культура масс-медиа 48 KB
  Современная культура как культура масс-медиа I. Сложность исследования особенностей современной культуры, определяется несколькими моментами. Во-первых, современный мир мультикультурен, так как, если ранее степень изоляции различный культур была зна...
7660. Історія української літератури (20 ст.) 59.5 KB
  Історія української літератури (20 ст.) Загальна характеристика українського літературного процесу 20 ст. Загальні особливості української культури 20 ст. Особливості розвитку української культури і літератури в 20-х рр. Трагедія україн...
7661. Комп’ютерний дизайн 30 KB
  Комп’ютерний дизайн Введення в комп’ютерну графіку Графічні редактори. Способи створення графічного зображення. Основи роботи із програмою векторного і растрового графіка. Литература: Вакал Е.С. - Основы роботы на ПК Глушаков С.В...
7662. Міжнародна інформація 48 KB
  Міжнародна інформація Знайти визначення: що таке інформаційний простір, які різновиди інформаційного простору, його поділ, інформаційна інтервенція, інформація та комунікація. Інформація як наука. Інформація - глобальна проблема. Інформаційний ...