46083

Характеристика основных направлений коррекционной работы при различных формах дизартрии

Доклад

Медицина и ветеринария

Развитие артикуляционной моторики речевого дыхания постановка и закрепление звуков в речи. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа а также восприятия и воспроизведения ритма. Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата выработка контроля над положением рта развитие артикуляционных движений развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений...

Русский

2013-11-19

29 KB

26 чел.

В 18. Характеристика основных направлений коррекционной работы при

различных формах дизартрии.

 Логопедическая работа базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения  общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.

 Положительные результаты достигаются при соблюдении следующих принципов:

- поэтапного взаимосвязанного  формирования всех компонентов речи;

- системного подхода к анализу речевого дефекта;

- регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функции речи;

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:

1.Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

2.Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

3.Нормализация просодической стороны речи т.е. расстройств ритма, мелодики, интонации.

4.Коррекция проявления общего недоразвития речи.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

1 этап 

Подготовительный.

Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, ЛФК и массажа.

2 этап.  Формирование первичных произносительных навыков.

Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и праксиса.

Для возбуждения иннервации речевой мускулатуры проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи. Кроме того проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном направлении. Затем массируется мягкое небо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. Продолжительность массажа не более 2 минут.

Следующий этап – активная гимнастика артикуляционного аппарата.

1.Для нижней челюсти – открывание и закрывание рта. Удержание рта открытым под счет.

2.Для выработки движений губ:

3. Для языка:

Одновременно с этими упражнениями осуществляют развитие речевого дыхания и голоса.

Коррекция звукопроизношения. 

Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи включает в себя фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенный  - метод фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука. Основными методами работы являются двигательно –кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

Следующая группа звуков – звуки, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие, аффрикаты и звук р.Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – писание и говорение. Это способствует усилению звука и его обогащению моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами. Затем новый звук закрепляется в различных слогах.

При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка . Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания: ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова.

 Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной взаимосвязи с развитием тонких движений пальцев рук, целенаправленно проводить упражнения на развитие мелкой моторики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2658. Современные принципы использования и содержания жилья 130 KB
  Современные принципы использования и содержания жилья. Реформа ЖКХ и современные формы собственности жилья. Государственный и муниципальный контроль технической эксплуатации зданий. Система нормативных документов по технической эксплуатации зданий....
2659. Инженерная организация территорий населенных мест 39 KB
  Инженерная организация территорий населенных мест. Рельеф и его градостроительная оценка. Рельеф является важнейшим фактором, оказывающим непосредственное влияние на планировку, застройку, благоустройство города и экономику строительства. Естественн...
2660. Практический курс стандартизации, метрологии и сертификации 4.42 MB
  В пособии основное внимание уделено изучению вопросов непосредственного использования стандартов в свете положений Федерального закона Российской Федерации №184- ФЗ «О техническом регулировании»,в том числе при решении технических задач. Приведены п...
2661. Нотаріус. Особливості професії 36 KB
  Нотаріус Професія нотаріуса з’являється в ті давні часи, коли на зміну усному доказу приходить доказ письмовий, як більш об’єктивний, переконливий, надійний. Нотаріус стає центральною постаттю в створенні письмових доказів, надаючи докумен...
2662. Бухгалтерський облік в Україні 91.5 KB
  Бухгалтерський облік в Україні: завдання, вимоги, стандарти. Завдання бухгалтерського обліку Господарська діяльність кожного виробничо-комерційного підприємства базується на найбільш раціональному використанні матеріальних і грошових ресурсів,...
2663. Микропроцессоры и микро-ЭВМ 166.7 KB
  Целью изучения дисциплины “Микропроцессоры и микро-ЭВМ” является формирование у студентов знания общей методологии, а также конкретных методов проектирования основных разновидностей современных микропроцессорных средств. Необходимо...
2664. Экология как наука. Предмет и задачи экологии 237 KB
  Предмет и задачи экологии. Предмет экологии – совокупность связей между организмом и средой. Экология – наука изучающая взаимодействия организмов с окружающей средой и друг с другом. Сюда относятся и все условия существования, как неорганиченные...
2665. Социальная психология. Особенности предмета исследования социально психологии 1.8 MB
  Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений. Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психо...
2666. Биоэнергетика – альтернативное моторное топливо 1.39 MB
  Мир вступает в эру биоэкономики, т. е. экономики, основанной на биотехнологиях, использующих возобновляемое сырье для производства энергии и материалов. Международная энергетическая ассоциация (IEA) прогнозирует, что к 2030 г. производство биотоплив...