46083

Характеристика основных направлений коррекционной работы при различных формах дизартрии

Доклад

Медицина и ветеринария

Развитие артикуляционной моторики речевого дыхания постановка и закрепление звуков в речи. Важная задача развитие слухового восприятия и звукового анализа а также восприятия и воспроизведения ритма. Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата выработка контроля над положением рта развитие артикуляционных движений развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений...

Русский

2013-11-19

29 KB

28 чел.

В 18. Характеристика основных направлений коррекционной работы при

различных формах дизартрии.

 Логопедическая работа базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения  общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.

 Положительные результаты достигаются при соблюдении следующих принципов:

- поэтапного взаимосвязанного  формирования всех компонентов речи;

- системного подхода к анализу речевого дефекта;

- регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функции речи;

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:

1.Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

2.Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

3.Нормализация просодической стороны речи т.е. расстройств ритма, мелодики, интонации.

4.Коррекция проявления общего недоразвития речи.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

1 этап 

Подготовительный.

Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, ЛФК и массажа.

2 этап.  Формирование первичных произносительных навыков.

Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и праксиса.

Для возбуждения иннервации речевой мускулатуры проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи. Кроме того проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном направлении. Затем массируется мягкое небо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. Продолжительность массажа не более 2 минут.

Следующий этап – активная гимнастика артикуляционного аппарата.

1.Для нижней челюсти – открывание и закрывание рта. Удержание рта открытым под счет.

2.Для выработки движений губ:

3. Для языка:

Одновременно с этими упражнениями осуществляют развитие речевого дыхания и голоса.

Коррекция звукопроизношения. 

Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи включает в себя фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенный  - метод фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука. Основными методами работы являются двигательно –кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

Следующая группа звуков – звуки, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие, аффрикаты и звук р.Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – писание и говорение. Это способствует усилению звука и его обогащению моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами. Затем новый звук закрепляется в различных слогах.

При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка . Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания: ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова.

 Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной взаимосвязи с развитием тонких движений пальцев рук, целенаправленно проводить упражнения на развитие мелкой моторики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8731. Трудовая деятельность 40 KB
  Трудовая деятельность Вариант 1 Трудовая деятельность людей (процесс материального производства) - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре т...
8732. Свобода в деятельности людей 36.5 KB
  Свобода в деятельности людей Вариант 1 Свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими инт...
8733. Исторический процесс и его участники 45 KB
  Исторический процесс и его участники Вариант 1 Исторический процесс - временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса составляют исторические ф...
8734. Политика как деятельность, ее объекты, субъекты, цели и средства 54.5 KB
  Политика как деятельность, ее объекты, субъекты, цели и средства Вариант 1 Слово политика произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык государственные дела. Среди причин - поляризация общества, появление соц...
8735. Политическая идеология 32.5 KB
  Политическая идеология Вариант 1 Политическая идеология - система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения). Политическая идеология - те...
8736. Политическая система общества, ее структура 62.5 KB
  Политическая система общества, ее структура. Вариант 1 . Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношени...
8737. Политические партии. Многопартийность 58.5 KB
  Вариант 1 Политические партии. Многопартийность Политическая партия - это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть....
8738. Общественный прогресс. Критерии прогресса 46.5 KB
  Общественный прогресс. Критерии прогресса 1 вариант. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Регресс - обратное движение...
8739. Общество и научно-технический прогресс 37.5 KB
  Общество и научно-технический прогресс Вариант 1 Современное состояние научно - технического прогресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая революция (НТР)- это качественный скачок в развитии производительных с...