46084

Этиология и классификация нарушений голоса

Доклад

Медицина и ветеринария

Этиология и классификация нарушений голоса. Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной так как голосовые перегрузки связанные с коллективным воспитанием ребенка в д с участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах не имеющих опытных педагогов экологические и социальные проблемы приводят к тому что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми страдающими заболеваниями голосового аппарата. Нарушения голоса это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических...

Русский

2013-11-19

27.5 KB

47 чел.

В 19. Этиология и классификация нарушений голоса.

Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, так как голосовые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в д/с, участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах, не имеющих опытных педагогов, экологические и социальные проблемы приводят к тому, что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата. Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония - полное отсутствие голоса и дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Голос-это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными.

Звук голоса - колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и разрежения.

Высота звука - определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождаются  высотные характеристики звука, является гортань - голосовые складки человека.

 Основные причины, вызывающие нарушения голоса у детей, можно условно разделить на:

- биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);

- бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия);

- психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные; психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

Этиология голосовых расстройств:

*заболевания желез внутренней секреции и половых желез;

*заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания;

*воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь);

*механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия;

*последствия простудных заболеваний;

*нарушение центральных механизмов голосообразования;

*психогенные воздействия.

В целом выделяют две группы причин:

*органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела;

*функциональные, в результате действия, которых страдает функция голосового аппарата.

         Классификация расстройств голоса:

1 по проявлениям

*истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией;

*афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь;

*дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий.

*фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;

*патологическая мутация;

*нарушение голоса после ларингоэктомии (операции на гортани)

2 по этиопатогенетическим механизмам.

Выделяют две группы нарушений голоса: органические и функциональные.

Функциональные нарушения голоса.

Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате, носящие временный переходящий характер.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление. Плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей  является функциональное нарушение голоса - афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).

Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:

      *центральные                 и             *периферические.

Центральные функциональные нарушения голоса:

Этиологической основой является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосовая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление - истерический мутизм.

В патогенезе выделяют три основных момента:

1. наличие невротического фона;

2.наличие пускового момента (различные невротические реакции – страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса);

3.фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса.

Относится функциональная или психогенная афония-безгласие, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения.

Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.

Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует.

Характерно:

*часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией;

*могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

Классификация функциональных нарушений голоса:

Гипотонусная дисфония - нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Чаще страдают женщины.

Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок, голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин.

Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

Фонастения - расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата

Органические нарушения голоса:

*острый и хронический  профессиональный ларингит.

Проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость.

*узелки и полипы голосовых складок.

Узелки вызваны в первую очередь неправильной техникой голосообразования, чрезмерно активным смыканием голосовых складок и форсированной твердой атакой.

*папилломатоз гортани

Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора. Причины: экологические факторы, в частности повышенная радиация.  Папилломы резко ограничивают подвижность голосовых складок, затрудняют дыхание и могут привести к летальному исходу.

*парезы и параличи гортани

Парез-частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 месяцев.

Паралич- полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 месяцев.

Могут быть периферическими, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва; центральные зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей.

Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8221. Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания 14.68 KB
  Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания. Метод - это способ изучения ситуации. Методология - учение о принципах, формах, способах научной деятельности. Методы: теоретич...
8222. Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности 14.6 KB
  Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности. Личность - человек, обладающий набором качеств, помогающих ему раскрыться в обществе. Развитие личности происходит по 3 направлениям: биологическому, психо...
8223. Педагогические возможности общения и различных видов деятельности 18.19 KB
  Педагогические возможности общения и различных видов деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающиеся задачи психологическое пространство, в...
8224. Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе 15.77 KB
  Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе. Необходимость:1) диктуется устаревшим и перегруженным содержанием школьного образования. 2) Не отвечает требованиям времени. 3) Неготовность ученика найти для се...
8225. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы 24.99 KB
  Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются...
8226. Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности 15.66 KB
  Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...
8227. Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках 15.43 KB
  Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках. Обучение - это общение, в процессе которого происходит усвоение общественно-исторического опыта, освоение деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Принцип - исходное...
8228. Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие 17.47 KB
  Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие Содержание образования отвечает на вопрос чему учить. это знание основ наук, умение применять их на практике, навыки, опыт творческой деятельности...
8229. Содержание образования в современной школе 19.16 KB
  Содержание образования в современной школе Обучение - процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирован...