46085

КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Доклад

Медицина и ветеринария

КОМПЛЕКС МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Русский

2013-11-19

27 KB

31 чел.

В 20. КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Методика коррекционной работы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

1.активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2.предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3.положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4.восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации;

5.восстановление координации дыхания и фонации.

Общие этапы коррекционной работы:

1.рациональная психотерапия;

2.коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации);

4.автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, т.к. они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с «дутья в гармошку». 1 неделю 8 – 10 раз по 45 – 60 секунд, далее 15 раз по 2 минуты. Одновременно с эти упражнением предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинённый выдох.Через 7 – 10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете ЛФК. После этого можно переходить к следующему этапу работы -  голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.Голосовые упражнения строятся с учётом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования.

По завершении работы над звуковым и слоговым упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения  в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с чётко выраженными фразами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2 – 4 месяца, в зависимости  от тяжести нарушения и времени начала занятий.

Восстановление голоса при хронических ларингитах.

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса.Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач – выработка дыхательной опоры, сознательного  замедления выдоха. Все  обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет ЛФК. Логопедические занятия начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц имеющих грубое нарушение голоса. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. Такие занятия проводятся 2 раза в день по 1 – 2 минуты.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить  лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.

При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться , ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. повторять 2 – 3 раза, 10 – 12 раз в день, 7 – 10 дней.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается.

Восстановление голоса при удалении гортани.

Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохранённых артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. С удалением гортани создаётся тяжёлая психотравмирующая ситуация.

Общим для всех лиц  с удалённой гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.

Курс восстановления голоса состоит из 4 этапов (С.Л.Таптапова):

1 этап – подготовительный. Рациональная психотерапия, «дутьё в гармошку».

2 этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения: имитировать рвотное движение 3 раза подряд наклонившись вперёд → лёжа  → появляется пищеводный звук, во время него нужно успеть сказать короткое слово.

3 этап – автоматизация пищеводного голоса. Произнесение коротких фраз.

4 этап – завершает формирование пищеводного голоса. Расширяют диапазон, увеличивают модуляцию, улучшают тембр.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2 – 4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения, восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде нужно вновь научить дышать естественным путём. Для этого проводятся специальные занятия ЛФК.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный  звук.

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину её возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на НС.  

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусах  в первую очередь нужно  работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.   

  Восстановление голоса при психогенной, функциональной афонии представляет значительную трудность.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения используются технические средства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76415. Преобразование Лапласа и его свойства 89.59 KB
  Различают прямое и обратное преобразование Лапласа. Прямое преобразование Лапласа определяется уравнением. Обратное преобразование Лапласа определяют из решения.
76416. Частотные характеристики САУ 83.42 KB
  Если на вход подавать синусоидальные колебания 1 то на выходе после затухания переходных процессов этим заниматься не будем также возникают синусоидальные гармонические колебания с той же частотой но с другой амплитудой и сдвинутые по фазе относительно входных колебаний: где φ – сдвиг по фазе выходных колебаний относительно входных.угол – φ Зависимость модуля АФЧХ от частоты колебаний ω называется амплитудно-частотной характеристикой. Зависимость сдвига фаз входных и выходных колебаний φ от частоты ω называется фазочастотной...
76417. Дифференциальные уравнения и передаточные функции 38.88 KB
  Введем понятие звена автоматической системы. При математическом описании системы удобно разбить систему на звенья и для каждого звена записать свое уравнение. Уравнение такого звена связывает две величины: x входная величина или воздействие и y выходная величина или реакция. Пусть момент времени t=0 выбран так что начальные условия на выходе звена являются нулевыми.
76418. Типовые сигналы 139.87 KB
  Дельтафункция является четной функцией между функцией Хэвисайда и Дирака существует связь выраженная соотношением: или На практике считается что на вход объекта подана функция функция если время действия прямоугольно го импульса намного меньше времени переходного процесса. Сдвинутые элементарные функции К этим функциям относятся функции Хевисайда и Дирака с запаздыванием т. и Рисунок 4 при этом Все...
76419. Типовые динамические звенья 34.53 KB
  Преобразуемая физическая величина поступающая на вход динамического звена называется входной х а преобразованная величина получаемая на выходе звена выходнойy. Статической характеристикой звена называется зависимость между его выходной и входной величинами в установившемся состоянии. Динамические свойства звена могут быть определены на основании дифференциального уравнения описывающего поведение звена в переходном режиме. Решение дифференциального уравнения дает возможность получить переходную или иначе временную характеристику...
76420. Минимально фазовые и не минимально фазовые звенья 21.74 KB
  Если в передаточной функции произвести замену то получаем называемое частотной характеристикой звена частотный коэффициент передачи звена. Общая фаза выходного сигнала звена будет складываться из частичных фаз определяемых каждым двучленом числителя и знаменателя. Если хотя бы один из корней звена расположен справа то такое звено не минимально фазовое звено.
76421. Интегрирующие и дифференцирующие динамические звенья и их характеристики 24.88 KB
  В этом случае для установившегося режима будет справедливым равенство откуда и произошло название этого типа звеньев. Такое звено является идеализацией реальных интегрирующих звеньев. Примерами идеальных интегрирующих звеньев могут служить операционный усилитель в режиме интегрирования гидравлический двигатель емкость и др. Дифференцирующие звенья В звеньях дифференцирующего типа линейной зависимостью связаны в установившемся режиме выходная величина и производная входной откуда и произошло название этого типа звеньев.
76422. Апериодическое звено 39.34 KB
  Временные характеристики Переходная функция: Весовая функция: Передаточная функция Передаточная функция апериодического звена 1го порядка получается путем применения к дифференциальному уравнению свойства дифференцирования оригинала преобразования Лапласа: . В целом считается что почти любой объект управления в первом приближении очень грубо можно описать апериодическим звеном 1го порядка.[1] Апериодическое звено второго порядка Уравнение апериодического звена 2го порядка имеет вид Передаточная функция апериодического звена 2го...