46085

КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Доклад

Медицина и ветеринария

КОМПЛЕКС МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Русский

2013-11-19

27 KB

31 чел.

В 20. КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Методика коррекционной работы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

1.активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2.предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3.положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4.восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации;

5.восстановление координации дыхания и фонации.

Общие этапы коррекционной работы:

1.рациональная психотерапия;

2.коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации);

4.автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, т.к. они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с «дутья в гармошку». 1 неделю 8 – 10 раз по 45 – 60 секунд, далее 15 раз по 2 минуты. Одновременно с эти упражнением предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинённый выдох.Через 7 – 10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете ЛФК. После этого можно переходить к следующему этапу работы -  голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.Голосовые упражнения строятся с учётом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования.

По завершении работы над звуковым и слоговым упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения  в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с чётко выраженными фразами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2 – 4 месяца, в зависимости  от тяжести нарушения и времени начала занятий.

Восстановление голоса при хронических ларингитах.

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса.Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач – выработка дыхательной опоры, сознательного  замедления выдоха. Все  обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет ЛФК. Логопедические занятия начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц имеющих грубое нарушение голоса. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. Такие занятия проводятся 2 раза в день по 1 – 2 минуты.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить  лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.

При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться , ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. повторять 2 – 3 раза, 10 – 12 раз в день, 7 – 10 дней.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается.

Восстановление голоса при удалении гортани.

Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохранённых артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. С удалением гортани создаётся тяжёлая психотравмирующая ситуация.

Общим для всех лиц  с удалённой гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.

Курс восстановления голоса состоит из 4 этапов (С.Л.Таптапова):

1 этап – подготовительный. Рациональная психотерапия, «дутьё в гармошку».

2 этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения: имитировать рвотное движение 3 раза подряд наклонившись вперёд → лёжа  → появляется пищеводный звук, во время него нужно успеть сказать короткое слово.

3 этап – автоматизация пищеводного голоса. Произнесение коротких фраз.

4 этап – завершает формирование пищеводного голоса. Расширяют диапазон, увеличивают модуляцию, улучшают тембр.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2 – 4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения, восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде нужно вновь научить дышать естественным путём. Для этого проводятся специальные занятия ЛФК.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный  звук.

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину её возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на НС.  

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусах  в первую очередь нужно  работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.   

  Восстановление голоса при психогенной, функциональной афонии представляет значительную трудность.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения используются технические средства.