46085

КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Доклад

Медицина и ветеринария

КОМПЛЕКС МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. Нарушение голоса это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Русский

2013-11-19

27 KB

32 чел.

В 20. КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Методика коррекционной работы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

1.активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2.предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3.положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4.восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации;

5.восстановление координации дыхания и фонации.

Общие этапы коррекционной работы:

1.рациональная психотерапия;

2.коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации);

4.автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, т.к. они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с «дутья в гармошку». 1 неделю 8 – 10 раз по 45 – 60 секунд, далее 15 раз по 2 минуты. Одновременно с эти упражнением предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинённый выдох.Через 7 – 10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете ЛФК. После этого можно переходить к следующему этапу работы -  голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.Голосовые упражнения строятся с учётом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования.

По завершении работы над звуковым и слоговым упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения  в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с чётко выраженными фразами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2 – 4 месяца, в зависимости  от тяжести нарушения и времени начала занятий.

Восстановление голоса при хронических ларингитах.

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса.Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач – выработка дыхательной опоры, сознательного  замедления выдоха. Все  обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет ЛФК. Логопедические занятия начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц имеющих грубое нарушение голоса. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. Такие занятия проводятся 2 раза в день по 1 – 2 минуты.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить  лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.

При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться , ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. повторять 2 – 3 раза, 10 – 12 раз в день, 7 – 10 дней.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается.

Восстановление голоса при удалении гортани.

Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохранённых артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. С удалением гортани создаётся тяжёлая психотравмирующая ситуация.

Общим для всех лиц  с удалённой гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.

Курс восстановления голоса состоит из 4 этапов (С.Л.Таптапова):

1 этап – подготовительный. Рациональная психотерапия, «дутьё в гармошку».

2 этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения: имитировать рвотное движение 3 раза подряд наклонившись вперёд → лёжа  → появляется пищеводный звук, во время него нужно успеть сказать короткое слово.

3 этап – автоматизация пищеводного голоса. Произнесение коротких фраз.

4 этап – завершает формирование пищеводного голоса. Расширяют диапазон, увеличивают модуляцию, улучшают тембр.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2 – 4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения, восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде нужно вновь научить дышать естественным путём. Для этого проводятся специальные занятия ЛФК.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный  звук.

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину её возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на НС.  

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусах  в первую очередь нужно  работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.   

  Восстановление голоса при психогенной, функциональной афонии представляет значительную трудность.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения используются технические средства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26957. Причины правонарушений, пути их преодоления 9.63 KB
  ТЕОРИЯ ПРИРОЖДЕННОГО ПРЕСТУПНИКА есть людиобладающие определенным набором признакова потому предрасположенные к совершению преступленийт.Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары привели к небывалому росту таких преступленийкак кражииные хищения имуществаграбежиразбои.На приобретение наркотиков и алкогольных напитков постоянно требуются немалые суммы денегчто провоцирует лицих употребляющихна совершение таких преступленийкак кражиграбежи ит. ПРОФИЛАКТИКАспециально осуществляемая деятельность по учету и...
26958. Понятие, признаки и виды юридической ответственности 12.44 KB
  Понятиепризнаки и виды юридической ответственности.Характеризуется определенными ЛИШЕНИЯМИкоторые правонарушитель должен претерпетьобъективное свойство ответственности; 3.Условиями этой ответственности являются: противоправное поведение должника возникновение убытков кредитора наличие причинной связи между поведением должника и возникновением убытков у кредитора вина должника.Административной ответственности подлежит лицо достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
26960. Понятие и формы реализации права 6.75 KB
  Понятие и формы реализации права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение их предписаний в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.
26961. Применение норм права 11.11 KB
  Применение норм права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.
26962. Акт применения права, их виды 5.74 KB
  РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА—воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов права,в их практической деятельности.Осуществление прав,исполнение и соблюдение обязанностей,применение права-ВЛАСТНАЯ деятельность СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ СУБЪЕКТОВ по реализации правовых норм относительно конкретных жизенных случаев,определенной правовой ситуации и индивидуально-определенных лиц.
26964. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5.42 KB
  КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИИпротиворечия между положениями двух или нескольких норм праварегулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. ВИДЫесть общее решение: 1между Конституцией и всеми иными актамиразрешается в пользу Конституции; 2между законами и подзаконными актамиразрешается в пользу законов как актов большей юридической силы; 3между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:если последний принят в пределах ведения субъектадействует именно он;если последний принят вне пределов...