46085

КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Доклад

Медицина и ветеринария

КОМПЛЕКС МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Русский

2013-11-19

27 KB

28 чел.

В 20. КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Методика коррекционной работы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

1.активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2.предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3.положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4.восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации;

5.восстановление координации дыхания и фонации.

Общие этапы коррекционной работы:

1.рациональная психотерапия;

2.коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации);

4.автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

Необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, т.к. они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с «дутья в гармошку». 1 неделю 8 – 10 раз по 45 – 60 секунд, далее 15 раз по 2 минуты. Одновременно с эти упражнением предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинённый выдох.Через 7 – 10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете ЛФК. После этого можно переходить к следующему этапу работы -  голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.Голосовые упражнения строятся с учётом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования.

По завершении работы над звуковым и слоговым упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения  в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с чётко выраженными фразами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2 – 4 месяца, в зависимости  от тяжести нарушения и времени начала занятий.

Восстановление голоса при хронических ларингитах.

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса.Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач – выработка дыхательной опоры, сознательного  замедления выдоха. Все  обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет ЛФК. Логопедические занятия начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц имеющих грубое нарушение голоса. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. Такие занятия проводятся 2 раза в день по 1 – 2 минуты.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить  лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.

При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться , ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. повторять 2 – 3 раза, 10 – 12 раз в день, 7 – 10 дней.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается.

Восстановление голоса при удалении гортани.

Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохранённых артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. С удалением гортани создаётся тяжёлая психотравмирующая ситуация.

Общим для всех лиц  с удалённой гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.

Курс восстановления голоса состоит из 4 этапов (С.Л.Таптапова):

1 этап – подготовительный. Рациональная психотерапия, «дутьё в гармошку».

2 этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения: имитировать рвотное движение 3 раза подряд наклонившись вперёд → лёжа  → появляется пищеводный звук, во время него нужно успеть сказать короткое слово.

3 этап – автоматизация пищеводного голоса. Произнесение коротких фраз.

4 этап – завершает формирование пищеводного голоса. Расширяют диапазон, увеличивают модуляцию, улучшают тембр.

Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2 – 4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения, восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде нужно вновь научить дышать естественным путём. Для этого проводятся специальные занятия ЛФК.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный  звук.

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину её возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на НС.  

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусах  в первую очередь нужно  работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.   

  Восстановление голоса при психогенной, функциональной афонии представляет значительную трудность.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения используются технические средства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33759. Договор ренты (понятие, виды) 14.34 KB
  Договор ренты понятие виды. По договору ренты одна сторона получатель ренты передает другой стороне плательщику ренты в собственность имущество а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю определенную денежную сумму либо предоставить средства на его содержание в иной форме. Виды договора ренты: постоянная рента; пожизненная рента; пожизненное содержание с иждивением. Эти виды договора ренты имеют ряд общих признаков но различаются: формой предоставления содержания...
33760. Исполнение, новация и другие способы прекращения обязательств 17.24 KB
  Наиболее частым и нормальным способом прекращения обязательства является его исполнение Однако это имеет место если произведенное исполнение является надлежащим т. соответствует всем условиям самого обязательства и требованиям законодательства установленным для данного вида обязательств. Факт исполнения обязательства во взаимоотношениях предпринимателей обычно подтверждается составлением двустороннего акта приемки. Возможно частичное исполнение обязательства по предмету или сроку и тогда обязательство в соответствующей части...
33761. Понятие, значение и виды договоров 15.69 KB
  Понятие значение и виды договоров. Договор это соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Значение договоров: договор одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей; часто под договором понимается не просто юридический факт а само правоотношение возникающее из соглашения сторон; договор основной способ оформления отношений участников гражданского оборота; договоры опосрвдуют движение объектов гражданских прав от одних субъектов к...
33762. Содержание и форма договора 15.1 KB
  Содержание и форма договора. Содержание договора составляет совокупность согласованных сторонами условий. Среди условий договора необходимо выделять существенные условия. Существенными являются условия о предмете договора условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение ч.
33763. Основные и предварительные договоры. Договор присоединения 15.35 KB
  Основные и предварительные договоры. Договор присоединения. Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон связанные с перемещением материальных благ: передачей имущества выполнением работ оказанием услуг и т. Предварительный договор это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем.
33764. Свободные и обязательные договоры. Характеристика публичного договора 15.02 KB
  Заключение же обязательных договоров как это следует из самого их названия является обязательным для одной или обеих сторон. Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация. При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор. Так если предприятие розничной торговли заключает с гражданином договор куплипродажи канцелярских товаров которыми торгует это предприятие то данный договор является публичным.
33765. Способы и порядок заключения гражданско-правовых договоров. Момент заключения договора 15.89 KB
  Способы и порядок заключения гражданскоправовых договоров. Момент заключения договора. Договор считается заключенным если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК законом или добровольно принятым обязательством.
33766. Заключение договора в обязательном порядке 15.54 KB
  Заключение договора в обязательном порядке. Указанный порядок применяется в тех случаях когда заключение договора является обязательным для одной из сторон в силу закона т. Заинтересованная в заключении договора сторона для которой его заключение не является обязательным направляет другой стороне для которой заключение договора обязательно проект договора. Сторона для которой заключение договора является обязательным должна в течение 30 дней со дня получения оферты рассмотреть ее и направить другой стороне: либо извещение об...
33767. Основания, порядок и правовые последствия изменения и расторжения договора 15.14 KB
  Основания порядок и правовые последствия изменения и расторжения договора. Основаниями для расторжения договора служат соглашение сторон существенное нарушение договора либо иные обстоятельства предусмотренные законом или договором. Одним из способов расторжения договора является его расторжение или изменение по соглашению сторон которое совершается в той же форме что и договор. Законодательством Предусмотрено такое расторжение или изменение: вопервых когда нарушены условия договора которые могут быть квалифицированы как...