46087

ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

ЗАИКАНИЕ. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Санторини – отверстие в твёрдом нёбе Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти ЭрведеШегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: В начале 19 в.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

12 чел.

В 22. ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,  обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблема заикания самая древняя в истории изучения речевых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесением  частей артикуляционного аппарата (Аристотель).

На рубеже 17 – 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини – отверстие в твёрдом нёбе, Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти, Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта).

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: 

В начале 19 в. ряд французских исследователей , рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отдела речевого аппарата: недостаточность ЦНС – врач Вуазен (1821); результат искажённого звукопроизношения – врач Дело (1829); недостаточная иннервация – врач Коломба де л,Изер.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, 1889; И.К.Хмелевский, 1897; Э.Андрес, 1894) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными  движениями в аппарате речи (Хр.Лагузен, 1838; Г.Д.Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу 20 в. всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 направлениям:

  1.  заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (Г.Гутцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский);
  2.  заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических  травм, различных конфликтов с окружающей средой (А.Адлер, Шнейдер);
  3.  заикание как ассоциативное нарушение психологического характера (Т.Непфнер, Э.Фрешельс, А.Либман, Ю.А.Флоренская).

К 30-м гг.ив последующие 50 – 60-е гг. 20 в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о ВНД и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Флоренская, поваринский), другие – как особую его форму (Гиляровский, Хватцев, Тяпугин, Ляпидевский, Кочергина). Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в  целом.

В возникновении заикания  первостепенную роль играют нарушения взаимоотношения  нервных процессов в коре головного мозга.  Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием НС, её готовностью к отклонением от N. С другой стороны нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе указывал ещё Гиляровский. Эти взгляды отражают понимание механизма  невротического заикания как своеобразного нарушения крково-подкорковых отношений.

У детей раннего возраста механизм  заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза (острое нарушение ВНД) и невроза развития (образование патологических стереотипов). Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Боскис, Левина, Пишон, Мезони).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования при организации речевой деятельности (Данилов, Черепанов, 1970).У заикающихся во время речи доминантное полушарие не достаточно стойко выполняет ведущую роль (Шкловский).

Исследования зрения у заикающихся показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций.

Изучение психических процессов показало, что изменена их структура. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации, но различия исчезают как только деятельность выполняется на произвольном уровне.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиции психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того на какой стадии возникают судороги. Фазы речевой коммуникации:

1. Наличие потребности в речи.

2. Рождение замысла во внутренней речи.

3. Звуковая реализация. Абелева считает, что заикание возникает в момент коммуникативного намерения.

Рассмотрев разные точки зрения можно сделать вывод, что механизмы возникновения  заикания неоднородны:

1.Заикание – сложное невротическое расстройство, результат ошибки нервных процессов в коре головного мозга.

2. Заикание – сложное невротическое устройство, результат зафиксированного рефлекса неправильной речи.

3. Заикание – сложная функциональная расстройство речи, как следствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

4. Заикание – изменение ЦНС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13418. Кількісна оцінка ризику 24.02 KB
  Лабораторна робота №5 Кількісна оцінка ризику Мета роботи Набуття студентами навичок кількісної оцінки ступеня ризику реалізації небезпечності певного класу. Зміст роботи: Кількісна оцінка ризику Індивідуальний ризик Соціальний ризик Хід роботи ...
13419. Пожежна безпека 551.5 KB
  Лабораторна робота №1 Пожежна безпека Мета роботи. Вивчити: алгоритм дій під час пожежі; основні види знаків та сигнальних кольорів пожежної безпеки; будову принцип дії та особливості використання різних типів вогнегасників; протипожежної водопровідної системи. ...
13420. Визначення перехідної поверхні при порушенні умов формоутворення 16.73 KB
  Визначення перехідної поверхні при порушенні умов формоутворення Ціль роботи: Дослідження форми і умов утворення перехідної поверхні при обробці ступінчатого валу торцевою фрезою. Вихідні дані: r радіус малої сходинки валу; 2r радіус великої сходинки ва...
13421. Базовые понятия компьютерной графики. Инициализация графической среды 110 KB
  Лабораторная работа №1 Тема Базовые понятия компьютерной графики. Инициализация графической среды. Задание Создать программу которая выводит на экран ФИО исполнителя с помощью линий используя ручки и разные цвета. Теоретические сведения ...
13422. Визуализация линейных изображений 47.5 KB
  Лабораторная работа №2 Тема Визуализация линейных изображений. Задание Начертить узор образованный 50 вложенными квадратами. Стороны первого квадрата параллельны осям координат экрана. Вершины каждого последующего квадрата – это точки на сторон...
13423. АНАЛІЗ РИЗИКУ ВИНИКНЕННЯ НЕБЕЗПЕКИ 125 KB
  Лабораторна робота №4 Аналіз ризику виникнення небезпеки Мета роботи – ознайомитися з методикою проведення аналізу ризику виникнення небезпек. Загальні відомості. Життєвий досвід людини показує що будьякий вид діяльності повинен бути корисним для її існування
13424. ОСНОВИ РОБОТИ В ОПЕРАЦІЙНІЙ СИСТЕМІ WINDOWS 2000 4.33 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 ОСНОВИ РОБОТИ В ОПЕРАЦІЙНІЙ СИСТЕМІ WINDOWS 2000. 1. Мета роботи Оволодіти практичними навичками правильного запуску операційної системи Windows 2000 та правильного виходу із неї ознайомитися з основними елементами інтерфейсу системи. Вивчити принц
13425. ПРОВІДНИК ОС WINDOWS 2000 469 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 ПРОВІДНИК ОС WINDOWS 2000 1. Мета роботи Ознайомитися з основними прийомами роботи у програмі Провідник€ та навчитися переміщати копіювати файли створювати папки каталоги виконувати пошук документів. 2. Задачі роботи 2.1. Освоїти робот...
13426. НАСТРОЮВАННЯ ПАНЕЛІ ЗАДАЧ, ГОЛОВНОГО МЕНЮ, РОБОТА З ЯРЛИКАМИ 4.15 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 3 НАСТРОЮВАННЯ ПАНЕЛІ ЗАДАЧ ГОЛОВНОГО МЕНЮ РОБОТА З ЯРЛИКАМИ 1. Мета роботи Оволодіти навичками настроювання Панелі задач та Головного меню Windows 2000 навитися працювати з ярликами на Робочому столі. 2. Задачі роботи 2.1. Оволодіти навичкам...