46087

ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

ЗАИКАНИЕ. Заикание нарушение темпоритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Санторини отверстие в твёрдом нёбе Вутцер ненормальное углубление нижней челюсти ЭрведеШегуан неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: В начале 19 в.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

14 чел.

В 22. ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,  обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблема заикания самая древняя в истории изучения речевых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесением  частей артикуляционного аппарата (Аристотель).

На рубеже 17 – 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини – отверстие в твёрдом нёбе, Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти, Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта).

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: 

В начале 19 в. ряд французских исследователей , рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отдела речевого аппарата: недостаточность ЦНС – врач Вуазен (1821); результат искажённого звукопроизношения – врач Дело (1829); недостаточная иннервация – врач Коломба де л,Изер.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, 1889; И.К.Хмелевский, 1897; Э.Андрес, 1894) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными  движениями в аппарате речи (Хр.Лагузен, 1838; Г.Д.Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу 20 в. всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 направлениям:

  1.  заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (Г.Гутцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский);
  2.  заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических  травм, различных конфликтов с окружающей средой (А.Адлер, Шнейдер);
  3.  заикание как ассоциативное нарушение психологического характера (Т.Непфнер, Э.Фрешельс, А.Либман, Ю.А.Флоренская).

К 30-м гг.ив последующие 50 – 60-е гг. 20 в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о ВНД и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Флоренская, поваринский), другие – как особую его форму (Гиляровский, Хватцев, Тяпугин, Ляпидевский, Кочергина). Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в  целом.

В возникновении заикания  первостепенную роль играют нарушения взаимоотношения  нервных процессов в коре головного мозга.  Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием НС, её готовностью к отклонением от N. С другой стороны нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе указывал ещё Гиляровский. Эти взгляды отражают понимание механизма  невротического заикания как своеобразного нарушения крково-подкорковых отношений.

У детей раннего возраста механизм  заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза (острое нарушение ВНД) и невроза развития (образование патологических стереотипов). Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Боскис, Левина, Пишон, Мезони).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования при организации речевой деятельности (Данилов, Черепанов, 1970).У заикающихся во время речи доминантное полушарие не достаточно стойко выполняет ведущую роль (Шкловский).

Исследования зрения у заикающихся показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций.

Изучение психических процессов показало, что изменена их структура. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации, но различия исчезают как только деятельность выполняется на произвольном уровне.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиции психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того на какой стадии возникают судороги. Фазы речевой коммуникации:

1. Наличие потребности в речи.

2. Рождение замысла во внутренней речи.

3. Звуковая реализация. Абелева считает, что заикание возникает в момент коммуникативного намерения.

Рассмотрев разные точки зрения можно сделать вывод, что механизмы возникновения  заикания неоднородны:

1.Заикание – сложное невротическое расстройство, результат ошибки нервных процессов в коре головного мозга.

2. Заикание – сложное невротическое устройство, результат зафиксированного рефлекса неправильной речи.

3. Заикание – сложная функциональная расстройство речи, как следствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

4. Заикание – изменение ЦНС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18180. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДНО-ЗАПОВІДНОГО ФОНДУ ТА ІНШОГО ПРИРОДООХОРОННОГО ПРИЗНАЧЕННЯ, РЕКРЕАЦІЙНОГО, ОЗДОРОВЧОГО, ІСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 81 KB
  Лекція 24 ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДНОЗАПОВІДНОГО ФОНДУ ТА ІНШОГО ПРИРОДООХОРОННОГО ПРИЗНАЧЕННЯ РЕКРЕАЦІЙНОГО ОЗДОРОВЧОГО ІСТОРИКОКУЛЬТУРНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ План: Поняття склад та особливості правового режиму земель природнозаповідного фонду Понятт...
18181. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛІСОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 76 KB
  Лекція 25 ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛІСОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ План: Поняття та склад земель лісогосподарського призначення їх співвідношення з понятям ліс Відмежування земель лісового фонду від земельних ділянок під нелісовими насадженнями Склад ...
18182. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДУ 79 KB
  Лекція 26 ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДУ План: Поняття та склад земель водного фонду Дозвільний порядок на проведення робіт на землях водного фонду Правовий режим окремих різновидів земель водного фонду Правові форми використання земель водно
18183. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМИСЛОВОСТІ, ТРАНСПОРТУ, ЗВЯЗКУ, ЕНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНИ ТА ІНШОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 87.5 KB
  Лекція 27. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМИСЛОВОСТІ ТРАНСПОРТУ ЗВ'ЯЗКУ ЕНЕРГЕТИКИ ОБОРОНИ ТА ІНШОГО ПРИЗНАЧЕННЯ План: Поняття земель промисловості транспорту звязку енергетики оборони та іншого призначення Загальні риси правового режиму земель промислово...
18184. Проблема одаренности: анализ базовых дефиниций 136 KB
  Тема 1. Проблема одаренности: анализ базовых дефиниций. Общее представление об одаренности Трехсторонняя модель одаренности. Трехкольцевая модель Д.Рензулли. Проблема соотношения творчества и обучения. Природа творчества и деятельности по Дружинину.
18185. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ 183 KB
  Матеріал до теми 2 ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ Типологія обдарованості. Творча особистість і її життєвий шлях У дослідженнях проведених у лабораторії психології здібностей Інституту психології РАНЕЙ А.Н. Вороніним на дорослих випробуваних ...
18186. ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ 38 KB
  Материал к теме 3 ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ Существует три подхода в отношении генезиса одаренности: 1 генетический отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности; 2 средовой представители которого считают решающим фактором развити
18187. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ 122 KB
  ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Понятия о видах одаренности. Теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Художественная одаренность. Творческая одаренность. Лидерская одаренность. Практическая одаренно...
18188. Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности 524 KB
  Материалы к теме Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности. К числу наиболее популярных тестов направленных на выявление творческой одаренности можно отнести следующие: тесты креативности для детей разработанн