46087

ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

ЗАИКАНИЕ. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Санторини – отверстие в твёрдом нёбе Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти ЭрведеШегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: В начале 19 в.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

13 чел.

В 22. ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,  обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблема заикания самая древняя в истории изучения речевых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесением  частей артикуляционного аппарата (Аристотель).

На рубеже 17 – 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини – отверстие в твёрдом нёбе, Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти, Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта).

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: 

В начале 19 в. ряд французских исследователей , рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отдела речевого аппарата: недостаточность ЦНС – врач Вуазен (1821); результат искажённого звукопроизношения – врач Дело (1829); недостаточная иннервация – врач Коломба де л,Изер.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, 1889; И.К.Хмелевский, 1897; Э.Андрес, 1894) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными  движениями в аппарате речи (Хр.Лагузен, 1838; Г.Д.Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу 20 в. всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 направлениям:

  1.  заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (Г.Гутцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский);
  2.  заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических  травм, различных конфликтов с окружающей средой (А.Адлер, Шнейдер);
  3.  заикание как ассоциативное нарушение психологического характера (Т.Непфнер, Э.Фрешельс, А.Либман, Ю.А.Флоренская).

К 30-м гг.ив последующие 50 – 60-е гг. 20 в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о ВНД и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Флоренская, поваринский), другие – как особую его форму (Гиляровский, Хватцев, Тяпугин, Ляпидевский, Кочергина). Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в  целом.

В возникновении заикания  первостепенную роль играют нарушения взаимоотношения  нервных процессов в коре головного мозга.  Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием НС, её готовностью к отклонением от N. С другой стороны нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе указывал ещё Гиляровский. Эти взгляды отражают понимание механизма  невротического заикания как своеобразного нарушения крково-подкорковых отношений.

У детей раннего возраста механизм  заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза (острое нарушение ВНД) и невроза развития (образование патологических стереотипов). Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Боскис, Левина, Пишон, Мезони).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования при организации речевой деятельности (Данилов, Черепанов, 1970).У заикающихся во время речи доминантное полушарие не достаточно стойко выполняет ведущую роль (Шкловский).

Исследования зрения у заикающихся показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций.

Изучение психических процессов показало, что изменена их структура. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации, но различия исчезают как только деятельность выполняется на произвольном уровне.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиции психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того на какой стадии возникают судороги. Фазы речевой коммуникации:

1. Наличие потребности в речи.

2. Рождение замысла во внутренней речи.

3. Звуковая реализация. Абелева считает, что заикание возникает в момент коммуникативного намерения.

Рассмотрев разные точки зрения можно сделать вывод, что механизмы возникновения  заикания неоднородны:

1.Заикание – сложное невротическое расстройство, результат ошибки нервных процессов в коре головного мозга.

2. Заикание – сложное невротическое устройство, результат зафиксированного рефлекса неправильной речи.

3. Заикание – сложная функциональная расстройство речи, как следствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

4. Заикание – изменение ЦНС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78966. Проблема начала научного знания. Социально-политическая жизнь древнегреческого полиса и появление научных знаний 45.5 KB
  Проблема начала научного знания. Существуют следующие возможные даты начала научного знания: Возникла вместе человеком неверно Возникла в 65 веках до Новой Эры в Древней Греции и Риме Наука появилась в 1718 веках когда произошла научная революция верно В 19 веке в Германии 1 Введение. Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу от логоса к преднауке и от преднауки к науке. Формируется мышление направленное на получение знания об...
78967. Управления активами ООО «Гранит-М» 320.46 KB
  Рассмотреть многообразие активов организации и осуществить их классификацию; провести оценку современного состояния активов организаций на примере ООО «Гранит-М»; исследовать особенности определения потребности предприятий в оборотных активах; анализ эффективности использования активов предприятия...
78968. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки 43.5 KB
  Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.Натурфилософская концепция Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся по предметам средствам методам и функциям форм познавательной и ориентировочной деятельности человека был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: Философия наука наук что означает: гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с...
78969. Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве 28.5 KB
  Чувственность рациональность и интуиция – основные способности человека которые необходимы как в научном так и в ненаучном познании. Ощущения – знания об отдельных свойствах предмета Восприятие – целостное восприятие предмета Представление – воспроизведение предметов по памяти фантазия воображение На уровне восприятия возможна интуиция. В научном обществе помимо логических доказательств определений обоснований важное значение имеет игра воображение фантазия интуиция. Интуиция – это непосредственное знание полученное без обращений...
78970. Эмпирический уровень научного познания и его методы 33 KB
  Эмпирический уровень научного познания и его методы.Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Структура эмпирического знания. Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания между ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из другого.
78971. Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды экспериментов. Роль приборов 31 KB
  Все приборы условно можно разделить на два класса качественные и количественные. Качественные приборы используют когда интересуются качественной стороной объекта если она не может быть получена непосредственно с помощью органов чувств.В зависимости от выполняемых функций качественные приборы делят на 3 группы:Приборыусилители применяются в тех случаях когда идущие от объекта сигналы остаются за порогом ощущений когда особенности среды затрудняют изучение сигналов. Эти приборы предназначены для изучения класса явлений объективные...
78972. Формы развития научных знаний: проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа 37.5 KB
  Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема в науке - это такая задача или вопрос
78973. Изменчивость научного знания как проблема философии науки. Представление о движущих силах развития научного знания. 45 KB
  Изменчивость научного знания как проблема философии науки. Представление о движущих силах развития научного знания. XX века в качестве оппозиции экстернализму подчеркивавшему фундаментальную роль социальных факторов как на этапе генезиса науки так и на всех последующих этапах развития научного знания. Последнему принадлежит наиболее значительная попытка обоснования правомерности интерналистской программы развития научного знания.
78974. Теоретический уровень научного познания и его методы 37 KB
  Теоретический уровень научного познания и его методы Теоретический уровень высший уровень научного познания включает факты добытые эмпирическим путем предшествующие развитию науки а также логические выводы добытые разумом человека. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений их внешних признаков свойств связей. является необходимым моментом процесса познания.