46087

ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

ЗАИКАНИЕ. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Санторини – отверстие в твёрдом нёбе Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти ЭрведеШегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: В начале 19 в.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

13 чел.

В 22. ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,  обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблема заикания самая древняя в истории изучения речевых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесением  частей артикуляционного аппарата (Аристотель).

На рубеже 17 – 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини – отверстие в твёрдом нёбе, Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти, Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта).

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: 

В начале 19 в. ряд французских исследователей , рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отдела речевого аппарата: недостаточность ЦНС – врач Вуазен (1821); результат искажённого звукопроизношения – врач Дело (1829); недостаточная иннервация – врач Коломба де л,Изер.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, 1889; И.К.Хмелевский, 1897; Э.Андрес, 1894) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными  движениями в аппарате речи (Хр.Лагузен, 1838; Г.Д.Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу 20 в. всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 направлениям:

  1.  заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (Г.Гутцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский);
  2.  заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических  травм, различных конфликтов с окружающей средой (А.Адлер, Шнейдер);
  3.  заикание как ассоциативное нарушение психологического характера (Т.Непфнер, Э.Фрешельс, А.Либман, Ю.А.Флоренская).

К 30-м гг.ив последующие 50 – 60-е гг. 20 в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о ВНД и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Флоренская, поваринский), другие – как особую его форму (Гиляровский, Хватцев, Тяпугин, Ляпидевский, Кочергина). Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в  целом.

В возникновении заикания  первостепенную роль играют нарушения взаимоотношения  нервных процессов в коре головного мозга.  Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием НС, её готовностью к отклонением от N. С другой стороны нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе указывал ещё Гиляровский. Эти взгляды отражают понимание механизма  невротического заикания как своеобразного нарушения крково-подкорковых отношений.

У детей раннего возраста механизм  заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза (острое нарушение ВНД) и невроза развития (образование патологических стереотипов). Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Боскис, Левина, Пишон, Мезони).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования при организации речевой деятельности (Данилов, Черепанов, 1970).У заикающихся во время речи доминантное полушарие не достаточно стойко выполняет ведущую роль (Шкловский).

Исследования зрения у заикающихся показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций.

Изучение психических процессов показало, что изменена их структура. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации, но различия исчезают как только деятельность выполняется на произвольном уровне.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиции психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того на какой стадии возникают судороги. Фазы речевой коммуникации:

1. Наличие потребности в речи.

2. Рождение замысла во внутренней речи.

3. Звуковая реализация. Абелева считает, что заикание возникает в момент коммуникативного намерения.

Рассмотрев разные точки зрения можно сделать вывод, что механизмы возникновения  заикания неоднородны:

1.Заикание – сложное невротическое расстройство, результат ошибки нервных процессов в коре головного мозга.

2. Заикание – сложное невротическое устройство, результат зафиксированного рефлекса неправильной речи.

3. Заикание – сложная функциональная расстройство речи, как следствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

4. Заикание – изменение ЦНС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31156. Каковы информационные предпосылки распространения слухов 23 KB
  Наиболее активными распространителями слухов явл люди формальная деятть кот играет в организации далеко не первую роль но кот хотят показать свою значимость и влияние.Чувство солидарности кот выражается в стремлении помочь коллегам друзьям знакомым предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.Побуждение других к поддержке себя и своей позиции подталкивание к групповым действиям кот распространитель слуха не решается совершить сам в одиночку.
31157. Каковы психологические предпосылки распространения слухов 21.5 KB
  Чувство солидарности человека распространяющего слух.Слух как стремление человека найти союзников.Личная неприязнь злоба на определенного человека. Такой мотив побуждает человека распространять негативные слухи о своем недруге .
31158. Каковы разновидности слухов? Приведите примеры различных видов 23 KB
  Такие слухи не создаются целенаправленно возникают спонтанно.По эмоциональной характеристике: 1Слухжелание такой слух обычно выдает желаемое за действительное. Этот слух люди сами того не осознавая ждут и поэтому с легкостью ему верят.
31159. Что такое внушение 24 KB
  Непосредств словесного воздействие эмоц насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула: прямая речь, обращенная к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, кот должно наступать сразу же после высказанных слов.
31160. Расскажите о приемах внушения 24.5 KB
  вызвать через преподносимый образ понятие лозунг идею ассоциацию с чемлибо или кемлибо имеющим в глазах объекта бесспорный престиж ценность чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Заключается в цитировании высказываний личности кот уважает или наоборот ненавидит объект воздействия. Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в инфе идею суждение оценку мнение на том основании что якобы большинство представителей данной соц группы или воинского подразделения разделяют ее.
31161. Что такое внушаемость и каковы условия ее повышения 22.5 KB
  Условия повышающие внушсть: 1пребывание в большой группе людей. 3псих состояние внушаемого внуш легче осущ когда индивид наход в расслабленном состоянии или в сост психич возбуждения. 4Воздействие на органы чувств: Внушающие цвета: красный приводит к возбуждению фиол и синий –подавляет.
31162. Расскажите о природе и формах конформизма 21.5 KB
  2 вида: 1уступчивость готовность действовать так как говорят и действуют другие члены группы не затрагивающие личные убеждения этого чека.Нормативные условия когда индивид с помощью группы хочет избежать суждения или наказания 2.Условия привлекательности группы если члены группы симпатичны в группе прочные связи; если группа противостоит другой; если группа отвергается обществом Сочувствие и желание выделиться толкает людей вливаться в эти группы.
31163. Что такое подражание? Каков его механизм 22.5 KB
  Объекты и условия подражания: 1Подражание группе конформизм –способ воздействия в результате кот индивид меняет свое поведение и псих состояние в соответствии с поведением и состоянием группы. 2 вида: 1уступчивость готовность действовать так как говорят и действуют др члены группы не затрагивающие личные убеждения этого чека.Нормативные условия индивид с помощью группы хочет избежать суждения или наказания 2.Условия привлекательности группы если члены группы симпатичны в группе прочные связи; если группа противостоит другой; если...
31164. Кому и чему подражают люди 21.5 KB
  Эксперимент аподражают тому кто сам явл положит подкреплением кто симпатичен или тот кто доступен бподражают тому кто положительно подкрепляет хвалит Предмет подражания: 1.Люди старшего возраста подражают правилам поведения традициям от1325 скорее будут подражание личности; от 2535 –менее они более самодостаточные.