46088

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

При изучении существовавших ранее приёмов средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося медицинские терапевтические хирургические ортопедические психотерапевтические или педагогические дидактические или сочетание лечебного и педагогического воздействия. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебнопедагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными...

Русский

2013-11-19

29 KB

11 чел.

В 23. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приёмов и средств преодоления дефекта.

При изучении существовавших ранее приёмов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические) или педагогические (дидактические), или сочетание лечебного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших  (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален).

Хирургический метод применялся с I в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности (Дионис, Фабриций, Эгинский).

Использование механических средств с      ортопедической целью восходит ещё к Демосфену, который применял инородные предметы для лечения своего заикания (морские камешки).

Психотерапевтическое воздействие . С появлением взгляда на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать ему первостепенное значение (Бертран, Неткачев, Шультесс).

Дидактические приемы. Предполагает использование речевых упражнений ( Гутцман, Куссмауль, Ли).

система  лечебно — педагогических мер. Гимнастика + психотерапевтическое лечение + фармацевтическое и динамическое лечение (Сикорский и Хмелевский).

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В этот комплекс входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логоритмика, воспитательные мероприятия. Цель их  - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление  и укрепление НС и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему дефекту, от психологических наслоений, перевоспитания его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс можно разделить на 2 части:

  1.  Лечебно-оздоровительная работа.

Задачи:  - укрепление и оздоровление  НС и физического здоровья;

              - устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом  состоянии.

К ней относят: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и питания, закаливающие процедуры, ЛФК, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Для заикающегося ребёнка необходимо создать спокойное и в то же время бодрое жизнерадостное настроение. Поддерживать уверенность в выздоровлении. В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. В режим дня включаются закаливающие процедуры.

ЛФК и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу лёгких и сердца, повышают обмен веществ. Способствуют укреплению силы и морального духа ребёнка.

Всё это является необходимой предпосылкой для лучшего  функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Медикаментозное лечение ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата ; устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

Психотерапия занимает существенное место. Основная задача – оздоровление психики заикающегося через:

- воспитание полноценной личности;

   - воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;

   - воздействие на микросоциальную среду.

Психотерапия может быть косвенной (обстановка, окружающая природа, коллектив, режим, игры и др.) и прямой ( воздействие словом). Прямая психотерапия разделяется на рациональную и суггестивную, в которой различают внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики.

Внушение – может быть внушение со  стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрствующем состоянии и в состоянии гипнотического сна.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений и на перестройку у заикающегося изменённого под влиянием дефектной речи социального контакта  с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

2.Педагогическая часть.

Составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логоритмику, работу с родителями. Логопедическая работа направлена на гармоничное формирование личности и речи ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие осуществляется в 2 направлениях: прямом и косвенном. Прямое реализуется во время групповых и индивидуальных занятий. Косвенное воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребёнка и отношения  к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Он осуществляется с помощью взрослых, которые контролируют переход от одного речевого этапа к другому.

Речевой аспект логопедических занятий  включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Воспитание самостоятельной речи уделяется значительно  больше  времени, чем другим её формам. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми;

1.отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка;

2.проводятся в определённой системе, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; с опорой на сознательность и активность детей ; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведении;

3.согласовываются с требованиями программы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста;

4.организуются т.о., чтобы ребёнок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений;

5.предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях;

6.поддерживают  у ребёнка  хорошее настроение, бодрость, уверенность  в своих силах;

7.постоянное присутствие перед ребёнком образца правильной речи;

8.правильное отношение окружающих к заикающемуся ребёнку.

Организация  самостоятельной работы направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Комплектование групп происходит с учётом возраста.

У дошкольников  основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. У подростков и взрослых – основное значение придаётся медицинским средствам, психотерапии, меньше – педагогическим.

Важным разделом логопедической работы является логоритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий  и упражнений , осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Значительную и решающую роль в комплексном воздействии  играет семья. Это первичная и прочная основа перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной  работы ребёнка вне логопедических занятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70066. Введение в право: Учебно – методический комплекс 163.5 KB
  Дается общая характеристика права общая характеристика отраслей права раскрываются основные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации. Содействие подготовке компетентных специалистов которые смогут самостоятельно найти нужную норму права разобраться в ней.
70067. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 599 KB
  Муниципальное право понятие и предмет муниципального права; правовое регулирование муниципальных отношений; понятие местного самоуправления; общие принципы и функции местного самоуправления; структура и организация работы органов местного самоуправления; финансово-экономические основы...
70068. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 513.5 KB
  Основная цель курса состоит в формировании у обучаемых научных представлений об основных закономерностях исторического процесса о специфике исторического пути России в ряду мировых цивилизаций и становлении на этой базе гражданского самосознания высоких моральных...
70069. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 684.5 KB
  Учебный курс имеет своей целью изучение всех важнейших институтов права социального обеспечения, формирование у студентов знаний правовых норм законодательства в сфере социального обеспечения граждан, развитие и закрепление навыков правового мышления...
70070. Учебно-методический комплекс: Основы экономики 666.72 KB
  Цель данного учебного курса – дать обучающимся представления об основах экономической теории, раскрыть механизм функционирования рыночной модели хозяйствования, показать роль и место государственного регулирования в условиях рыночной экономики и в общих чертах изложить...
70071. Правовые основы организации деятельности судебных приставов: Учебно-методический комплекс 291.5 KB
  Учебная дисциплина «Правовые основы организации деятельности судебных приставов» включена в учебный план ПФ РАП по специальности «Правоведение» для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы.
70072. Учебно-методический комплекс: Теория государства и права 325.5 KB
  Изучение теории государства и права формирует и развивает юридическое мышление, правовую культуру, а глубокое усвоение системы основных категорий и понятий, в том числе в их отраслевом преломлении способствует приобретению навыков работы с законодательством, практикой его толкования и применения.
70073. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 598.5 KB
  В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль...
70074. Философия: Конспект лекций 1.84 MB
  Философии как специальному, систематизированному знанию несколько тысячелетий. Что касается философствования как особого размышления людей о себе, о смысле жизни и о мире, то его возраст, скорее всего, равен времени существования человечества.