46088

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

При изучении существовавших ранее приёмов средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские терапевтические хирургические ортопедические психотерапевтические или педагогические дидактические или сочетание лечебного и педагогического воздействия. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебнопедагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными...

Русский

2013-11-19

29 KB

10 чел.

В 23. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приёмов и средств преодоления дефекта.

При изучении существовавших ранее приёмов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические) или педагогические (дидактические), или сочетание лечебного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших  (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален).

Хирургический метод применялся с I в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности (Дионис, Фабриций, Эгинский).

Использование механических средств с      ортопедической целью восходит ещё к Демосфену, который применял инородные предметы для лечения своего заикания (морские камешки).

Психотерапевтическое воздействие . С появлением взгляда на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать ему первостепенное значение (Бертран, Неткачев, Шультесс).

Дидактические приемы. Предполагает использование речевых упражнений ( Гутцман, Куссмауль, Ли).

система  лечебно — педагогических мер. Гимнастика + психотерапевтическое лечение + фармацевтическое и динамическое лечение (Сикорский и Хмелевский).

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В этот комплекс входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логоритмика, воспитательные мероприятия. Цель их  - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление  и укрепление НС и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему дефекту, от психологических наслоений, перевоспитания его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс можно разделить на 2 части:

  1.  Лечебно-оздоровительная работа.

Задачи:  - укрепление и оздоровление  НС и физического здоровья;

              - устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом  состоянии.

К ней относят: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и питания, закаливающие процедуры, ЛФК, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Для заикающегося ребёнка необходимо создать спокойное и в то же время бодрое жизнерадостное настроение. Поддерживать уверенность в выздоровлении. В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. В режим дня включаются закаливающие процедуры.

ЛФК и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу лёгких и сердца, повышают обмен веществ. Способствуют укреплению силы и морального духа ребёнка.

Всё это является необходимой предпосылкой для лучшего  функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Медикаментозное лечение ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата ; устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

Психотерапия занимает существенное место. Основная задача – оздоровление психики заикающегося через:

- воспитание полноценной личности;

   - воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;

   - воздействие на микросоциальную среду.

Психотерапия может быть косвенной (обстановка, окружающая природа, коллектив, режим, игры и др.) и прямой ( воздействие словом). Прямая психотерапия разделяется на рациональную и суггестивную, в которой различают внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики.

Внушение – может быть внушение со  стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрствующем состоянии и в состоянии гипнотического сна.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений и на перестройку у заикающегося изменённого под влиянием дефектной речи социального контакта  с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

2.Педагогическая часть.

Составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логоритмику, работу с родителями. Логопедическая работа направлена на гармоничное формирование личности и речи ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие осуществляется в 2 направлениях: прямом и косвенном. Прямое реализуется во время групповых и индивидуальных занятий. Косвенное воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребёнка и отношения  к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Он осуществляется с помощью взрослых, которые контролируют переход от одного речевого этапа к другому.

Речевой аспект логопедических занятий  включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Воспитание самостоятельной речи уделяется значительно  больше  времени, чем другим её формам. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми;

1.отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка;

2.проводятся в определённой системе, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; с опорой на сознательность и активность детей ; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведении;

3.согласовываются с требованиями программы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста;

4.организуются т.о., чтобы ребёнок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений;

5.предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях;

6.поддерживают  у ребёнка  хорошее настроение, бодрость, уверенность  в своих силах;

7.постоянное присутствие перед ребёнком образца правильной речи;

8.правильное отношение окружающих к заикающемуся ребёнку.

Организация  самостоятельной работы направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Комплектование групп происходит с учётом возраста.

У дошкольников  основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. У подростков и взрослых – основное значение придаётся медицинским средствам, психотерапии, меньше – педагогическим.

Важным разделом логопедической работы является логоритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий  и упражнений , осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Значительную и решающую роль в комплексном воздействии  играет семья. Это первичная и прочная основа перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной  работы ребёнка вне логопедических занятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12904. Дружба єднає щирі серця 28.2 KB
  Виховна година у 6 класі Тема. Дружба єднає щирі серця. Навчальна мета: : Поглибити і розширити поняття у дітей про дружбу навчити учнів сприймати ситуації аналізувати їх та знаходити шляхи виходу; допомогти усвідомити значимість слова друг; сприяти виникненню др
12905. Однокласник, товариш, друг. Способи вирішення суперечок та конфліктів. 20.01 KB
  Тема: однокласник товариш друг. Способи вирішення суперечок та конфліктів. Мета: розглянути товариськість як об’єктивне явище нашого життя як спосіб співіснування людей; формувати уявлення учнів про різні варіанти людського спілкування; учити уникати конфліктних си
12906. ПОДОРОЖ ЗА КОРДОН: ЗА І ПРОТИ 26.84 KB
  Виховна година ПОДОРОЖ ЗА КОРДОН: ЗА І ПРОТИ Останніми роками громадяни України все частіше подорожують за кордон. Подорож – це пізнання культури та традицій інших країн знайомство з новими людьми маса позитивних вражень. Проте ноземні дежави для мандрівника можуть...
12907. Знавці дитячих пісень 15.44 KB
  Виховна година для 2 класу Тема: Знавці дитячих пісень. Мета: ознайомити дітей з найвідомішими дитячими композиторами піснями пробудити цікавість до музичного мистецтва розвивати музичний смак дітей виховувати товариськість колективізм. Форма проведення: конк
12908. Книга – джерело грамотності, вихованості, всебічного розвитку особистості 26.17 KB
  Виховна година на тему: Книга – джерело грамотності вихованості всебічного розвитку особистості Мета: Допомогти учням осягнути значення книжки в житті людини викликати інтерес до цього порадника; сприяти розвитку мовлення та формувати пізнавальний інтерес; вихов...
12909. Виховна година на тему Дружба 20.95 KB
  Виховна година на тему Дружба Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і своїх особистих якостей те
12910. ТОРГІВЛЯ ЛЮДЬМИ – ЦЕ МОЖЕ ТРАПИТИСЬ З КОЖНИМ 33.96 KB
  ВИХОВНА ГОДИНА З ЕЛЕМЕНТАМИ ТРЕНІНГОВОГО ЗАНЯТТЯ НА ТЕМУ ТОРГІВЛЯ ЛЮДЬМИ – ЦЕ МОЖЕ ТРАПИТИСЬ З КОЖНИМ Мета: підвищення рівня поінформованості учнів щодо проблеми торгівлі людьми. Завдання: виявити рівень поінформованості учнів щодо проблеми торгівлі л
12911. Основи правосвідомості особистості 19.79 KB
  Орієнтовні форми класних годин. Години спілкування: Основи правосвідомості особистості Брейнринг Конституційні основи держави Історія та сучасність рідного краю Тренінг Мої права та обовязки Диспут Активна життєва позиція. Навіщо вона мені На...
12912. Моя чудова рідна мова 39.5 KB
  МОЯ ЧУДОВА РІДНА МОВА ВИХОВНИЙ ЗАХІД ПРИСВЯЧЕНИЙ МІЖНАРОДНОМУ ДНЮ РІДНОЇ МОВИ Тема: Моя чудова рідна мова Мета: Розширити знання учнів про рідну мову формувати розуміння того що мова – скарб народу розвивати комунікативну компетентність учнів виховувати п