46088

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

При изучении существовавших ранее приёмов средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские терапевтические хирургические ортопедические психотерапевтические или педагогические дидактические или сочетание лечебного и педагогического воздействия. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебнопедагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными...

Русский

2013-11-19

29 KB

10 чел.

В 23. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приёмов и средств преодоления дефекта.

При изучении существовавших ранее приёмов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические) или педагогические (дидактические), или сочетание лечебного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших  (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален).

Хирургический метод применялся с I в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности (Дионис, Фабриций, Эгинский).

Использование механических средств с      ортопедической целью восходит ещё к Демосфену, который применял инородные предметы для лечения своего заикания (морские камешки).

Психотерапевтическое воздействие . С появлением взгляда на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать ему первостепенное значение (Бертран, Неткачев, Шультесс).

Дидактические приемы. Предполагает использование речевых упражнений ( Гутцман, Куссмауль, Ли).

система  лечебно — педагогических мер. Гимнастика + психотерапевтическое лечение + фармацевтическое и динамическое лечение (Сикорский и Хмелевский).

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В этот комплекс входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логоритмика, воспитательные мероприятия. Цель их  - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление  и укрепление НС и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему дефекту, от психологических наслоений, перевоспитания его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс можно разделить на 2 части:

  1.  Лечебно-оздоровительная работа.

Задачи:  - укрепление и оздоровление  НС и физического здоровья;

              - устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом  состоянии.

К ней относят: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и питания, закаливающие процедуры, ЛФК, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Для заикающегося ребёнка необходимо создать спокойное и в то же время бодрое жизнерадостное настроение. Поддерживать уверенность в выздоровлении. В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. В режим дня включаются закаливающие процедуры.

ЛФК и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу лёгких и сердца, повышают обмен веществ. Способствуют укреплению силы и морального духа ребёнка.

Всё это является необходимой предпосылкой для лучшего  функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Медикаментозное лечение ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата ; устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

Психотерапия занимает существенное место. Основная задача – оздоровление психики заикающегося через:

- воспитание полноценной личности;

   - воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;

   - воздействие на микросоциальную среду.

Психотерапия может быть косвенной (обстановка, окружающая природа, коллектив, режим, игры и др.) и прямой ( воздействие словом). Прямая психотерапия разделяется на рациональную и суггестивную, в которой различают внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики.

Внушение – может быть внушение со  стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрствующем состоянии и в состоянии гипнотического сна.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений и на перестройку у заикающегося изменённого под влиянием дефектной речи социального контакта  с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

2.Педагогическая часть.

Составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логоритмику, работу с родителями. Логопедическая работа направлена на гармоничное формирование личности и речи ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие осуществляется в 2 направлениях: прямом и косвенном. Прямое реализуется во время групповых и индивидуальных занятий. Косвенное воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребёнка и отношения  к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Он осуществляется с помощью взрослых, которые контролируют переход от одного речевого этапа к другому.

Речевой аспект логопедических занятий  включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Воспитание самостоятельной речи уделяется значительно  больше  времени, чем другим её формам. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми;

1.отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка;

2.проводятся в определённой системе, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; с опорой на сознательность и активность детей ; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведении;

3.согласовываются с требованиями программы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста;

4.организуются т.о., чтобы ребёнок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений;

5.предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях;

6.поддерживают  у ребёнка  хорошее настроение, бодрость, уверенность  в своих силах;

7.постоянное присутствие перед ребёнком образца правильной речи;

8.правильное отношение окружающих к заикающемуся ребёнку.

Организация  самостоятельной работы направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Комплектование групп происходит с учётом возраста.

У дошкольников  основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. У подростков и взрослых – основное значение придаётся медицинским средствам, психотерапии, меньше – педагогическим.

Важным разделом логопедической работы является логоритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий  и упражнений , осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Значительную и решающую роль в комплексном воздействии  играет семья. Это первичная и прочная основа перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной  работы ребёнка вне логопедических занятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46056. Особенности макро- и микросреды функционирования российских предприятий 58.5 KB
  Маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Определяет цели фирмы общие стратегические установки и текущую политику. Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Маркетинговые посредники – это фирмы помогающие компании в...
46057. Организация специальных PR-мероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности 25.56 KB
  Организация специальных PRмероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности. По Алёшиной: Специальные события это мероприятия проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании её деятельности и продуктам. Мероприятия имеющие значение для общественности более широкой чем сами участники предполагается освещать в СМИ. Специальные мероприятия как правило привязывают к особым корпоративным датам событиям появлению новинок.
46058. Оценка эффективности PR-кампании 44 KB
  Планирование PRмероприятия дает возможность проведения оценки эффективности. Оценка эффективности это всегда сравнение достигнутых результатов с планируемыми поэтому прежде всего необходимо определить стратегическую цель и тактические задачи проводимой PRдеятельности. Оценка эффективности PRкампании всегда напрямую связана с ее планированием так как это позволяет уже на этапе подготовки любой PRактивности...
46059. Уравнения движения механизма 479.5 KB
  Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью...
46060. Кинематика и динамика вращательного движения АТТ 500.5 KB
  Кинематические характеристики частицы (поступательного движения АТТ) – перемещение , скорость и ускорение не могут служить характеристиками АТТ, участвующего во вращательном движении (для разных точек АТТ они разные). Нужны другие характеристики.
46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.
46064. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов 32 KB
  Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в –з – жА потом квзрывным б – д – г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.