46090

АЛАЛИЯ КАК СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ФОРМ

Доклад

Медицина и ветеринария

АЛАЛИЯ КАК СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи при котором нарушаются все компоненты речи: фонетикофонематическая сторона лексикограмматический строй.

Русский

2013-11-19

27.5 KB

40 чел.

В 25. АЛАЛИЯ КАК СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ФОРМ.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

Причины:

  1.  Родовые травмы и асфиксии.
  2.  Внутриутробные энцефалиты и менингиты.
  3.  Неблагоприятные условия развития.
  4.  Интоксикация плода.
  5.  Врождённая отягощённость.
  6.  Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.
  7.  Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Алалия не просто временная ЗРР. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными  с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающим являются   языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Существующие  концепции объяснения механизма алалии условно подразделяют на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций – слуховой агнозией, апраксией. Сторонники языковой концепции  связывают недоразвитие речи  с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

Классификация алалий.

*А.Либманн (1925)

1. моторная слухонемота,

2. сенсорная слухонемота,

3. сенсомоторная  слухонемота.

*Р.Е.Левина (1951)

1. дети с неполноценным слуховым восприятием,

2. дети с нарушением зрительного восприятия,  

3. дети с нарушением  психической активности.

*В.К.Орфинская (1963) – по ведущему типу нарушения языковых систем

4 формы моторной недостаточности,   

4 формы сенсорной недостаточности,   

2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами.

*М.Зееман (1962)

1. экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии,

   аграфии, алексии с сохранным понимание,

2. рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.

*В.А.Ковшиков (1985)

1. импрессивная (сенсорная) алалия,

2. экспрессивная (моторная) алалия.

*Е.Ф.Соботович (1985) – с учётом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности.

1.с преимущественным нарушением парадигматической системы,

2. с преимущественным нарушением синтагматической системы.

Т.о. литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная  функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход её развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3908. Творчий проект на виготовлення копілки 104.9 KB
  Дерев'яна Копілка – це насамперед практична та корисна річ. Копілки призначені для одноразового чи багаторазового використання. Крім того, копілки слугують гарною прикрасою інтер’єру та можуть самі по собі бути справжнім шедевром мистецтва.
3909. Тойнби. Постижение истории 33.95 KB
  А. Тойнби. Постижение истории Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсу...
3910. Політичні орієнтації сучасної української молоді 92.5 KB
  Політичні орієнтації сучасної української молоді Вступ Нинішній етап розвитку українського суспільства, який характеризується продовженням трансформаційних процесів у сфері суспільних цінностей та ідеалів, породжує серйозні модифікації глибинних вза...
3911. Решение систем линейных уравнений, работа с матрицами 376.95 KB
  Решение систем линейных уравнений, работа с матрицами Цель работы: Изучение возможностей пакета Ms Excel при решении задач линейной алгебры. Приобретение навыков решения систем линейных алгебраических уравнений и выполнение действий над матрицами ср...
3912. Эрос и цивилизация 124 KB
  Ерос та цивілізація Введение Стремительный рост интереса к эротике в нашем обществе удивления не вызывает. Слишком долго эта важнейшая сторона жизни всякого нормального человека находился под бессмысленным цензурным запретом. Беспокойство вызывает д...
3913. Томас Гоббс и его Левиафан 48.45 KB
  Биография, творчество до Левиафана Гоббс родился в семье приходского священника, окончил Оксфордский университет и долгое время был с семьей Кавендиша, герцога Девонширского в качестве воспитателя. Предпринимал длительные путешествия с этой семьей п...
3914. Использование спектрофотометра СФ-26 в практической деятельности 271 KB
  Научиться пользоваться спектрофотометром СФ-26. Задания: Определение концентрации белка с помощью биуретовой реакции. Построить график зависимости оптической плотности Е550 от концентрации белка в растворе. Определение спектра поглощения раствора ге...
3915. Проблема освіти в сучасному інформаційному світі 69.5 KB
  Проблема освіти в сучасному інформаційному світі Вступ Масштабна криза охопила освіту практично всіх країн світу. Вона має транснаціональний характер та прояви глобальної проблеми сучасності. Вперше наукова діагностика кризового стану освіти була зр...
3916. Людина в умовах комп'ютерізації 55.5 KB
  Людина в умовах комп’ютерізації Людство завжди прагнуло полегшити собі життя. З метою удосконалення праці, для простішого виконання завдань люди винаходили все нові і нові пристрої. Механізація праці не обійшла і розумову роботу. Людина створил...