46093

АФАЗИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИИ. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ АФАЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Доклад

Медицина и ветеринария

Афазия полная или частичная утрата речи обусловленная локальными поражениями головного мозга учебник Волковой Афазия включает в себя: Нарушение собственно речи центральный дефект. Нарушение экспрессивной речи. При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм :больные пропускают глаголы с трудом употребляются предлоги флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа телеграфного стиля который возникает...

Русский

2013-11-19

33 KB

24 чел.

В 28. АФАЗИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИИ. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ АФАЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (учебник Волковой)

Афазия включает в себя:

  1.  Нарушение собственно речи (центральный дефект).
    1.  Нарушение вербального общения.
    2.  Нарушение других психических процессов.
    3.  Изменение личности, личностная реакция на болезнь.

В настоящее время работающей классификацией является классификация А.Р.Лурия. она отличается от других тем, что в неё заложен принцип выделения механизма, т.е. фактора, лежащего в основе нарушения функциональной системы.

7 форм афазии: 1. Акустико-гностическая (сенсорная), возникающая при поражении  височных  отделов коры головного мозга.

                          2. Акустико-мнестическая, там же где 1.

                        3. Семантическая, возникающая при поражении нижних теменных  отделов коры головного мозга.

                          4. Афферентная моторная, там же где 3.

                         5. Эфферентная моторная, возникающая при поражении премоторных заднелобных отделов коры головного мозга.

                          6. Динамическая, там же где 5.

                       7. Амнестическая, возникающая при поражении теменно-височно-затылочной доли головного мозга.

Афазия – одно из наиболее тяжёлых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. 

Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Нарушение экспрессивной речи. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Это самый тяжёлый вариант эфферентной моторной афазии. При нём полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание.

При другом варианте эфферентной моторной афазии  при спонтанном восстановлении речи  и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм :больные пропускают глаголы ,с трудом употребляются предлоги ,флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля ,который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи.При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании наблюдаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым.

Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает  выделение не только ударных слогов , но и интонационная окраска психологического предиката, т.е. того нового, о чём говориться в сообщении, на что падает логическое ударение.

Аграмматизм письменной речи больных с эфферентной моторной афазией преодолевается с большим трудом.В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия.

Возникает при поражении  задней трети верхней височной извилины левого полушария. Отличительной чертой этой формы является нарушение понимания речи при восприятии её на слух.

Нарушение понимания. На раннем этапе после инсульта или травмы наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков, приводит к тому, что больные не всегда осознают у себя наличие речевого расстройства. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.Нарушение экспрессивной речи. В связи с нарушением фонематического восприятия расстраивается слуховой контроль  за своей речью.Нарушение чтения и письма. При чтении появляется множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении место ударения в слове, усложняется понимание прочитанного. Однако чтение остаётся наиболее сохранным.Грубые нарушения счёта наблюдаются лишь на самом раннем этапе. Больные, не понимая инструкции, могут пассивно копировать, списывать примеры, не совершая арифметических операций, могут неправильно записать число.

Акустико-мнестическая афазия.

Возникает при поражении средних и задних отделов височной области.  В её основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово.

Нарушение понимания. Характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3 – 4 не связанных по смыслу слов. Обычно больные повторяют последнее слово, в более тяжёлых – одно из заданных слов. При данной форме афазии нарушение речевой памяти является центральным дефектом.

Нарушение объёма удержания речевой информации, её тормозимость приводят к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5 – 7 слов. Человек с трудом ориентируется в разговоре с 2 – 3 собеседниками, не может посещать лекции, утомляется при восприятии музыки.

Нарушение экспрессивной речи. Экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых  для организации высказывании. Речь  сохраняет свой выраженный предикативный характер.

Трудности нахождения слов объясняются  объединением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента.

Нарушение чтения и письма. В письменной речи больше экспрессивного аграмматизма, т.е. смешение предлогов, флексий глаголов, существительных и местоимений. При записи текста  под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей  из 3 слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы. Значительные трудности  в понимании читаемого текста.

Амнестико-семантическая афазия.

Возникает при поражении  теменно-затылочной области доминантного по речи полушария.

Нарушение понимания. Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма. При семантической афазии сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий». Больные хорошо понимают значение отдельно предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку с права от вилки, но затрудняются в расположении трех предметов по инструкции.  Больные затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкции, выражающих причинно- следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них в переносный смысл.

Нарушение устной и письменной речи. Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи, но могут быть амнестические трудности. Слова заменяются описанием функции предмета. Бедность лексики выражается в редком употреблении причастных, наречий описательных оборотов, причастных оборотов, деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, в отсутствии поиска точного слова.

Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращаются употребление прилагательных.

Нарушаются счетные операции.

Афферентная кинестетическая моторная афозия.

Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади, от центральной борозды.

Нарушение экспрессивной речи. Существует два варианта Афферентная кинестетическая моторная афозии.1 – нарушение пространственного. Симультанного синтеза движении различных органов артикуляции и полным отсутствием ситуативной речи. 2- Сохранность ситуативной, клишеобразной речи при грубом раскладе повторения, называния и других произвольных видов речи. При первом варианте может полностью отсутствовать спонтанная речь. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к звуковым заменам.

Для такой афазии характерны трудности в анализе структуры сложных слогов.

Нарушение понимания. На раннем этапе может быть грубое нарушения понимание речи. Но этот период не продолжителен. Длительное время у больных наблюдаются специфические особенности нарушения понимания. Они заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха.

+ к артикуляторным нарушениям наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения к ним относится импрессивный аграмматизм.  Наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при втором варианте – и пространственная дезориентированность. Нарушение чтения и письма. Зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Восстановление чтения и письма происходит параллельно с её преодолением. Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи.

Динамическая афазия.

Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развёрнутого высказывания.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации.

Центральным звеном является нарушение спонтанного развёрнутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья. Нарушение понимания. В данном случае нарушается не только процесс  развёртывания высказывания, но и свёртывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. При лёгкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи, особенно в медленном темпе, остаётся сохранным. Однако при убыстрении темпа возникает псевдоотчуждённость смысла слова.При выраженной динамической афазии обнаруживается нарушение чувства языка, затруднения в понимании сложных фраз.Чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания.Элементарный счёт остаётся сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52240. Ароматерапія в дитячому садку 96 KB
  Застосування ефірних олій №з п Лікування та профілактика захворювань Ефірні олії Вади серцевосудинної системи вроджена аномалія серця хронічний тонзиліт Олія евкаліпта чебрецю розмарину олії валеріани собачої кропиви лаванди меліси м'яти лимона майорану. Застосування аромалампи полягає в повільному томлінні ароматичної олії в спеціальній ємності завдяки якому повітря в приміщенні набуває цілющого аромату. У аромалампах застосовуються концентровані ефірні олії а також ароматичні суміші. У будьякому випадку необхідно...
52242. Мовленнєво - комунікативний розвиток дітей дошкільного віку засобами арт — терапії 45 KB
  Хід заняття Вчитель – логопед: Діти сьогодні я прийшла до вас не одна а ось з такою красунею – Квакушою. Скажіть будь ласка діти якої пори року ці кольори Весни. Діти я пропоную вам сісти за столи і розпочати гру. Діти займають місця за столами Ось я кручу дзигу і зупиняється вона на такому гарному олівчику.
52243. Арт-рок – музыка современности 544.5 KB
  Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении артрок его разновидностях и отличительных чертах. Воспитывать эстетический вкус учащихся формировать навыки оценки рокмузыки с духовнонравственных и эстетических позиций.
52244. MASTERS AND MASTERPIECES 141.5 KB
  Objectives: to develop communictive skills bsed on the usge of the keywords which the lerner hs chosen on the given tsks; to cultivte students` good tste; to fcilitte free speking; to prctice their skills in nlyticl reding nd writing; to revise grmmr; to develop cretive thinking. Do you gree with Hippocrtes Wht is rt One of the definitions of the word rt is the study or cretion of beutiful things. Wht things do you ssocite with the word rt 2. Presenttion of the topic.
52245. Beim Arzt (у лікаря) 62 KB
  sicherlichнапевно der Hustentropfсироп від кашлю glubenсподіватися mir ist schwindligу мене запаморочення furchtbrжахливо ds tut mir leidмені шкода der Kopfschmerzголовний біль der Hlsschmerzболить горло ds Fieberтемпература ich fuhle mich unwohlя почуваю себе погано ІІ.Wenden Sie sich n den rzt wenn Sie krnk fühlen Jich wende mich n den rzt.Wie fühlen Sie sich wenn Sie Grippe oder ngin hben Ich fuhle mich unwohl.Wnn bekommen Sie Schnupfen und Husten Wenn ich krnk bin.
52246. АССЕМБЛЕР. КОМПОНОВЩИК. ЗАГРУЗЧИК. МАКРОГЕНЕРАТОР 237 KB
  LST; на трансляцию нашей программы то ОС считывает ассемблер из внешней памяти из файла MSM. Что делать Для решения проблемы со ссылками вперед ассемблер просматривает текст программы дважды. Полный просмотр текста транслируемой программы принято называть проходом транслятора поэтому ассемблер который делает два прохода называется двухпроходным. они попросту встроены в ассемблер а другие ассемблер строит в процессе трансляции конкретной программы.
52247. Теория вероятностей и математическая статистика 1.94 MB
  Определение: Вероятностью случайного события А называется отношение числа m исходов благоприятствующих событию А к числу всех равновозможных исходов испытания составляющих полную группу несовместных событий. Найти вероятность того что в случайно выбранном четырехзначном числе все цифры различны и оно образованно из цифр 2 4 6 8 9. Найти вероятность того что книги по какой либо тематике окажутся рядом. Найти вероятность того что среди выбранных окажется 6 мужчин.
52248. Греция во II – 1-й пол. I тыс. до н.э. 449.5 KB
  Учитель истории КУ Луганская СОШ IIII ступеней № 48Г. Учитель готовит наглядность объясняет правила игры контролирует ход подготовки команд. План проведения урока Учитель. Учитель.