46094

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ И НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

Восстановительная работа при афазии сложна и продолжительна и в её основу положен целый ряд принципов: Комплексный медикопедагогический характер воздействия. Работа над всеми сторонами речи. Восстановительная работа при акустикогностической сенсорной афазии. Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы: Дифференциация слов контрастных по длине звуковому и ритмическому рисунку.

Русский

2013-11-19

30 KB

17 чел.

В 29. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ И НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Восстановительная работа при афазии сложна и продолжительна и в её основу положен целый ряд принципов:

  1.  Комплексный медико-педагогический характер воздействия.
  2.  Раннее начало восстановительной работы.
  3.  Поэтапность восстановления речевой функции.
  4.  Предупреждающий характер логопедического воздействия.
  5.  Опора на сохранные анализаторы.
  6.  Работа над всеми сторонами речи.
  7.  Эмоциональный фон работы.

Восстановительная работа при акустико-гностической сенсорной афазии.

Основная задача – восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему.Восстановление фонематического восприятия на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану. В особо грубых случаях на раннем этапе восстановления применяются неречевые формы работы для установления контакта с больным. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы:

  1.  Дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку.
  2.  Дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далёких по звучанию, особенно в корневой части слова.
  3.  Дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далёкими по звучанию начальными звуками,  с общим первым звуком и различными конечными.
  4.  Дифференциация фонем, близких по звучанию.
  5.  Закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву слов.

Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1,5 лет.

Кроме того ведётся работа по смысловой отнесённости слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображённые на картинке острые предметы, все деревянные и т.д.Восстановление чтения и письма ведётся параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановительная работа при акустико-мнестической  афазии.

Центральная задача -  восстановление объёма акустического восприятия. Преодоление нарушений слухоречевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов и представлений.

I стадия.Задача – восстановление зрительной предметности образов.

Приёмы: 1. Рисование (нарисовать→дорисовать→рисовать по слову); 2. Классификация (по зрительному образцу →  по слову).

Упражнения для закрепления: упражнения с пропущенными словами; чтение текста и соотнесение его  с картинками; конструирование предметов; сравнение предметных изображений; нахождение  ошибок изображения; дорисовывание абстрактных элементов до любого предмета).II стадия.Задача – восстановление повторённой речи.Необходимо организовать восприятие, нужно найти ту единицу восприятия, которая характерна для больного. Используется метод разбивки слов.

III стадия.Задача – восстановление понимания речи.Используется метод реконструкции рассказа.

  1.  С серией сюжетных картинок, раскладываются картинки, под ними подкладывается текст.
  2.  На картинке определяется смысловые связи и указываются стрелкой. Куски текста накладываются на сюжетную картинку → фраза без опоры на картинку.

Необходима работа по преодолению парафазий.

Восстановительная работа при семантической афазии.

Основные задачи – преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксического состава речи больных, преодоление импрессивного аграмматизма.I стадия.Работа по обучению понимания логико-грамматических структур речи начинается с преодоления нарушения пространственного гнозиса.Восстановительное обучение начинается с узнавания геометрических фигур путём сличения 2 образцов. От узнавания переходим к методу рисования (срисовывания). Далее метод активного конструирования. При таких занятиях отрабатываются понятия «больше», «меньше», «темнее», «светлее» и др. сравнительные понятия с опорой на реальные предметы. Переходим к осознания своего тела, его расположения в пространстве, его зависимости от элементов пространства. II стадия.Задача -  восстановление процесса понимания речи, её логико-грамматических структур.

Особое внимание уделяется предложным и флективным конструкциям.

Обучение проводится пооперационно:

  1.  Обучение начинается с манипуляции с предметами в пространстве по заданному образцу.
  2.  Обобщение и схематизирование пространственно взаимосвязанных предметов.
  3.  Нахождение нужных положений пар предметов по заданным схемам.
  4.  Переход к выражению этих пространственных отношений предметов словами.
  5.  Подписать предлог  под данной логопедом  схемой и наоборот. Происходит в устной и письменной речи.
  6.  Использование сюжетных картинок.

Все эти приобретённые знания и умения переводят от конкретных предметов к абстракции. Реализуется активная речевая деятельность.III стадия.

Задача – восстановление осознанного анализа отношений и связи между словами внутри фразы.Используется метод постановки вопроса внутри фразы.

Т.о. восстановительное обучение направлено на внутрисистемную постановку нарушенной речи путём перевода её на более высокий осознанный произвольный уровень.

Восстановительная работа при эфферентной моторной афазии.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии являются преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление структуры устного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

При «передних» эфферентной моторной и динамической афазиях работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на  привнесение извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

Именно привнесённые извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволяют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другое, восстановить кинестетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности слогов, входящих в слово, и слов входящих во фразу.Преодоление нарушений произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической мелодики.Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению повествовательной речи.

Восстановительная работа при афферентной моторной афазии.

I стадия.Задача – растормаживание у больного непроизвольно протекающих речевых процессов.Основные направления: выделение ритмико-мелодической структуры фразы; чтение стихов под аккомпанемент или мелодический рисунок; порядковый счёт предметов с опорой на пальцы; написание цифр; подкладывание цифр под предметы. Широко используется невербальная деятельность.II стадия.

Цель – произнесение слова целиком без чёткой артикуляции.Задача – оживление  и обогащение смысловых связей.Работа начинается с восстановления произнесения целого слова на основе отработки смысловых связей при опоре на речеслуховые  образы и их предметные изображения.

Могут использоваться приёмы: классификации; рисование предметов в соответствии с отрабатываемыми словами; ощупывание предметов и др. Опираясь на зрительные, слуховые, кинестетические образы, что создаёт условия для оживления интонационно-ритмической и двигательной сторон слова.

III стадия.Задача – звукоартикулируемый анализ составных элементов слова .

Метод – ритмическое выделение элементов слова с помощью отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании.

IV стадия.Задача – перевод больного от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова к умению их артикулировать.

Метод – имитация, подражание артикуляции педагога  с обязательным контролем собственных движений губ и языка с помощью зеркала; активная работа больного по нахождению поз губ и языка с опорой на оральный образ и широко используются специальные логопедические схемы.

Эффективным является метод выделения звука из слова. Сличение собственного произношения с нормальным. Работа над артикулемой занимает центральное место.Восстановительная работа при динамической афазии.

Основная задача – преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.Больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам; используется прямой и обратный счёт.

При грубой форме понимание ситуативной речи восстанавливается путём обсуждения событий дня. Затем переключается внимание на иную тему.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведётся работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам. Пишутся сочинения по картинкам, заявления, доверенность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58034. Застосування інтеграла до моделювання процесів 2.54 MB
  Навчальна: узагальнити і систематизувати знання студентів з теми «Інтеграл та його застосування»; сприяти закріпленню знань про геометричний, фізичний та економічний зміст інтеграла; формувати вміння й навички студентів самостійно систематизувати та поглиблювати знання...
58035. Применение интеграла 107 KB
  Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме Применение интеграла. Актуализация опорных знаний Определение первообразной; Определение неопределенного интеграла; Определение интеграла...
58036. ЗАСТОСУВАННЯ ВИЗНАЧЕНОГО ІНТЕГРАЛА 558.5 KB
  Сприяти закріпленню знань про геометричний та фізичний зміст інтеграла. Учитель пропонує закінчити речення щоб сформульовані твердження були вірними: Криволінійною трапецією називається Дія обернена до диференціювання Первісні для однієї і тієї ж функції відрізняються тільки...
58037. Завоевание арабов. Создание Арабского халифата 248.5 KB
  Рассмотреть историю создания Арабского халифата и возникновение ислама, ознакомиться с ярчайшими достижениями исламской культуры; усовершенствовать навыки работы с исторической картой
58038. Утворення національної держави в Італії 123 KB
  Мета: навчити учнів встановлювати хронологічну послідовність подій; визначати причини хід та наслідки обєднання Італії; пояснювати терміни: поміркованоліберальний напрям обєднання революційний напрям обєднання; давати характеристику політичним лідерам даного періоду...
58039. Італія 104 KB
  Мета: Охарактеризувати процес розвитку Італії у повоєнні роки. Розкрити основні тенденції економічного, політичного, соціального розвитку. Показати основні проблеми, що стояли перед країною, і шляхи їх подолання.
58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...