46094

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ И НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

Восстановительная работа при афазии сложна и продолжительна и в её основу положен целый ряд принципов: Комплексный медикопедагогический характер воздействия. Работа над всеми сторонами речи. Восстановительная работа при акустикогностической сенсорной афазии. Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы: Дифференциация слов контрастных по длине звуковому и ритмическому рисунку.

Русский

2013-11-19

30 KB

17 чел.

В 29. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ И НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Восстановительная работа при афазии сложна и продолжительна и в её основу положен целый ряд принципов:

  1.  Комплексный медико-педагогический характер воздействия.
  2.  Раннее начало восстановительной работы.
  3.  Поэтапность восстановления речевой функции.
  4.  Предупреждающий характер логопедического воздействия.
  5.  Опора на сохранные анализаторы.
  6.  Работа над всеми сторонами речи.
  7.  Эмоциональный фон работы.

Восстановительная работа при акустико-гностической сенсорной афазии.

Основная задача – восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему.Восстановление фонематического восприятия на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану. В особо грубых случаях на раннем этапе восстановления применяются неречевые формы работы для установления контакта с больным. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы:

  1.  Дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку.
  2.  Дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далёких по звучанию, особенно в корневой части слова.
  3.  Дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далёкими по звучанию начальными звуками,  с общим первым звуком и различными конечными.
  4.  Дифференциация фонем, близких по звучанию.
  5.  Закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву слов.

Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1,5 лет.

Кроме того ведётся работа по смысловой отнесённости слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображённые на картинке острые предметы, все деревянные и т.д.Восстановление чтения и письма ведётся параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановительная работа при акустико-мнестической  афазии.

Центральная задача -  восстановление объёма акустического восприятия. Преодоление нарушений слухоречевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов и представлений.

I стадия.Задача – восстановление зрительной предметности образов.

Приёмы: 1. Рисование (нарисовать→дорисовать→рисовать по слову); 2. Классификация (по зрительному образцу →  по слову).

Упражнения для закрепления: упражнения с пропущенными словами; чтение текста и соотнесение его  с картинками; конструирование предметов; сравнение предметных изображений; нахождение  ошибок изображения; дорисовывание абстрактных элементов до любого предмета).II стадия.Задача – восстановление повторённой речи.Необходимо организовать восприятие, нужно найти ту единицу восприятия, которая характерна для больного. Используется метод разбивки слов.

III стадия.Задача – восстановление понимания речи.Используется метод реконструкции рассказа.

  1.  С серией сюжетных картинок, раскладываются картинки, под ними подкладывается текст.
  2.  На картинке определяется смысловые связи и указываются стрелкой. Куски текста накладываются на сюжетную картинку → фраза без опоры на картинку.

Необходима работа по преодолению парафазий.

Восстановительная работа при семантической афазии.

Основные задачи – преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксического состава речи больных, преодоление импрессивного аграмматизма.I стадия.Работа по обучению понимания логико-грамматических структур речи начинается с преодоления нарушения пространственного гнозиса.Восстановительное обучение начинается с узнавания геометрических фигур путём сличения 2 образцов. От узнавания переходим к методу рисования (срисовывания). Далее метод активного конструирования. При таких занятиях отрабатываются понятия «больше», «меньше», «темнее», «светлее» и др. сравнительные понятия с опорой на реальные предметы. Переходим к осознания своего тела, его расположения в пространстве, его зависимости от элементов пространства. II стадия.Задача -  восстановление процесса понимания речи, её логико-грамматических структур.

Особое внимание уделяется предложным и флективным конструкциям.

Обучение проводится пооперационно:

  1.  Обучение начинается с манипуляции с предметами в пространстве по заданному образцу.
  2.  Обобщение и схематизирование пространственно взаимосвязанных предметов.
  3.  Нахождение нужных положений пар предметов по заданным схемам.
  4.  Переход к выражению этих пространственных отношений предметов словами.
  5.  Подписать предлог  под данной логопедом  схемой и наоборот. Происходит в устной и письменной речи.
  6.  Использование сюжетных картинок.

Все эти приобретённые знания и умения переводят от конкретных предметов к абстракции. Реализуется активная речевая деятельность.III стадия.

Задача – восстановление осознанного анализа отношений и связи между словами внутри фразы.Используется метод постановки вопроса внутри фразы.

Т.о. восстановительное обучение направлено на внутрисистемную постановку нарушенной речи путём перевода её на более высокий осознанный произвольный уровень.

Восстановительная работа при эфферентной моторной афазии.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии являются преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление структуры устного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

При «передних» эфферентной моторной и динамической афазиях работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на  привнесение извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

Именно привнесённые извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволяют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другое, восстановить кинестетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности слогов, входящих в слово, и слов входящих во фразу.Преодоление нарушений произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической мелодики.Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению повествовательной речи.

Восстановительная работа при афферентной моторной афазии.

I стадия.Задача – растормаживание у больного непроизвольно протекающих речевых процессов.Основные направления: выделение ритмико-мелодической структуры фразы; чтение стихов под аккомпанемент или мелодический рисунок; порядковый счёт предметов с опорой на пальцы; написание цифр; подкладывание цифр под предметы. Широко используется невербальная деятельность.II стадия.

Цель – произнесение слова целиком без чёткой артикуляции.Задача – оживление  и обогащение смысловых связей.Работа начинается с восстановления произнесения целого слова на основе отработки смысловых связей при опоре на речеслуховые  образы и их предметные изображения.

Могут использоваться приёмы: классификации; рисование предметов в соответствии с отрабатываемыми словами; ощупывание предметов и др. Опираясь на зрительные, слуховые, кинестетические образы, что создаёт условия для оживления интонационно-ритмической и двигательной сторон слова.

III стадия.Задача – звукоартикулируемый анализ составных элементов слова .

Метод – ритмическое выделение элементов слова с помощью отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании.

IV стадия.Задача – перевод больного от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова к умению их артикулировать.

Метод – имитация, подражание артикуляции педагога  с обязательным контролем собственных движений губ и языка с помощью зеркала; активная работа больного по нахождению поз губ и языка с опорой на оральный образ и широко используются специальные логопедические схемы.

Эффективным является метод выделения звука из слова. Сличение собственного произношения с нормальным. Работа над артикулемой занимает центральное место.Восстановительная работа при динамической афазии.

Основная задача – преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.Больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам; используется прямой и обратный счёт.

При грубой форме понимание ситуативной речи восстанавливается путём обсуждения событий дня. Затем переключается внимание на иную тему.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведётся работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам. Пишутся сочинения по картинкам, заявления, доверенность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37561. Философия как мировоззренческая концепция 280 KB
  Понятие человека сущность человека. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у того или иного народа или отдельного человека тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Мировоззрение – комплексная форма сознания объемлющая самые разные пласты человеческого опыта – способно раздвигать узкие рамки повседневности конкретного места и времени соотносить данного человека с другими людьми включая и тех что жили раньше будут жить потом. В мифологии отсутствовали отчётливые разграничения мира и человека...
37562. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах «Философии» и «Культурологии» 212.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах Философии и Культурологии Учебнометодическое пособие для студентовзаочников Петрозаводск 2001 Учебнометодическое пособие Изучение проблем философии истории в курсах Философии и Культурологии рассмотрено и одобрено на заседаниях секции гуманитарных дисциплин 25 мая 2001 года и научнометодического совета Карельского филиала СЗАГС 29 мая 2001 года. 3 Распределение материала философии истории по курсам Философии и Культурологии . Содержание...
37563. СПЕЦПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ 953.5 KB
  Основні фції: 1 синтез знань і створення єдиної картини світу відповідної певному рівню розвитку науки культури та історичного досвіду; 2 обгрунтування виправдання і аналіз світогляду; 3 розробка загальної методології пізнання і діяльності людини в навколишньому світі.У цих рядках чудово те що походження пам'яті связиввется в них з походженням таких безперечно історичних прийомів поведінки як рахунок і писемність; ми побачимо дійсно що пам'ять сучасної людини є таким же продуктом його культурного соціального розвитку як і його мова...
37564. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 2.68 MB
  Фатхи ОСНОВЫФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов OCR: В. К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки ее генезис и история структура уровни и методология научного исследования актуальные проблемы философии науки роль науки в жизни человека и общества перспективы ее развития и ряд других проблем.
37565. ФИЛОСОФИЯ. Конспект лекций 383 KB
  Она принадлежит к тому природу чего мы все знаем лишь мысля их сами когда мы уже в философии. Строго говоря философии нельзя научить как нельзя научить поэзии или музыке. В философии как в искусстве – свое ремесло навыки приемы что помогает а увидеть проблему там где ее не видят другие б не делать трагедии из факта сосуществования различных способов объяснения мира в терпеливо принимать инакомыслие другого г складно формулировать и выражать свои идеи д отслеживать ясность ума честность...
37566. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ 496 KB
  ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ В НЕЙ СТУДЕНТОВ. реформа ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания....
37567. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБОРОННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ 588 KB
  Акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса: задачи принципы и результаты [4. Лизинг как форма инвестирования предприятий оборонного комплекса [4.; резкое снижение объемов бюджетного финансирования острая нехватка собственных и других инвестиционных средств; непродуманная и обвальная конверсия; поспешно проведенные акционирование и приватизация предприятий приведшие к разрыву технологических связей и потере мощностей оборонного комплекса;...
37568. Разработка основных биотехнологических процессов производства и системы управления качеством липидных косметических препаратов (на примере тоников для проблемной кожи) 893 KB
  Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка биотехнологических процессов конструирования липидных тоников для ухода за воспаленной кожей и системы управления качеством их производства. Для достижения поставленной цели следовало решить следующие задачи: 1.На основе биомоделирования разработать рецептуру липидных тоников для ухода за кожей в домашних и профессиональных условиях...
37569. Методология управления финансами финансово-промышленных групп 1017 KB
  ФПГ как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности [2. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом [2. Анализ российского опыта создания ФПГ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ ФПГ [3.