46095

АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Доклад

Медицина и ветеринария

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. было распространено мнение что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14летнего мальчика с нормальным интеллектом.

Русский

2013-11-19

30.5 KB

18 чел.

В 30. АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. История изучения проблемы.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе к.19 – н.20в. было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.

Однако ещё в к.19 в., в 1896 г. В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14-летнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвящённые нарушениям чтения и письма у детей.

В 1900 и 1907 гг. Д.Гиншельвуд описал ещё несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом. Он впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия».

Т.о. в к.19 – н.20 вв. существовали 2 противоположные точки зрения.

Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения  и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. В связи с этим  нарушения чтения и письма стали называть «врождённая словесная слепота». Типичные представители этого направления – Ф.Варбург и П.Раншбург.

Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К.Монакова. он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией.

Е.Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.

О.Ортон (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечает большую распространённость нарушений чтения и письма у детей.  Отметил, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Затруднения у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять слова назвал «алексией и аграфией развития». Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А.Ткачёва, С.С.Мнухина.

Р.А.Ткачёв сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т.е нарушения памяти. По Р.А.Ткачёву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков.

С.С.Мнухин в работе «О врождённой аграфии и алексии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у УО детей.

Автор делает вывод, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.

Общий психопатологической основой этих расстройств, по мнению С.С.Мнухина, является нарушение структурообразования.

С.С.Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощённость различной степени выраженности.

В 30-х гг. 20 в. нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги и дефектологи. В этот период подчёркивается определённая зависимость между этими нарушениями с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина).

В своих ранних работах М.Е.Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквы. В более поздних работах М.Е.Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учётом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Этиология нарушений письменной речи.

Существуют точки зрения, что нарушения чтения и письма имеют наследственную предрасположенность. Большинство авторов рассматривают дислексию, как нарушение обусловленное внешними воздействиями патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения и письма в норме.

Существенную роль играют факторы, действующие в постнатальный период и поздний пренатальный период.

В медицинской литературе выделяют типы этиологических факторов:

1. Гепоксический тип:

  *кислородная недостаточность;

  *нарушение кислородного обмена клеток мозга.

2. Токсический тип:

  *медикаменты, *болезни матери;  *алкоголизм;  *вредное производство;  *несовместимость по резус-фактору.

3. Инфекционный тип:

  *токсоплазмоз; *краснуха;  *корь; *герпес; *вирусные инфекции в постнатальный период.

4. Механический тип:

  *неблагоприятное течение беременности и родов;   *ЧМТ в постнатальный период.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16008. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью 374.5 KB
  Настоящее учебное пособие посвящено проблемам взаимодействия органов внутренних дел с телевидением, печатью, радио. Основываясь н.а материалах передового опыта и теоретической интерпретации данных науки, автор дает практические рекомендации по организации и повышению эффективности взаимодействия правоохранительных
16009. Конституция Украины основа стабильности конституционного строя и реформирования общества 1.45 MB
  Ю. Н. ТОДЫКА Е. В. СУПРУНЮК конституция УКРАИНЫ ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА Симферополь Таврия 1997 В монографии в соответствии с курсом конституционного пра ва в юридических вузах рассматриваются основны
16010. Толкование Конституции и законов Украины. Теория и практика 2.34 MB
  В монографии с учетом современной правовой теории интерпретационной деятельности даются теория и практика толкования Конституции и законов Украины Конституционным Судом» иными субъектами права, рассматриваются виды, принципы, способы, пределы, стадии, процедуры, акты толкования Конституции и законов органом конституционной юрисдикции,
16011. Конституційне право України 2.27 MB
  Міністерство освіти і науки України Національна юридична академія України імені Ярослава Мудрого КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРАЇНИ За редакцією доктора юридичних наук професора академіка Академії правових наук України Ю. М. Тодики доктора юридичних і політичних нау...
16012. Порівняльне правознавство 1.17 MB
  Підручник підготовлений відповідно до програми з порівняльного правознавства для юридичних ВУЗів України. У ньому відбиті досягнення вітчизняної та зарубіжної юридичної науки. Розглянуті особливості порівняльного правознавства як юридичної науки, поняття правової системи та правової сім’ї; викладені класифікації правових систем; наведена характеристика сучасних основних правових сімей
16013. Сравнительное правоведение 2.27 MB
  PAGE 6 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА 1996. 432 с. Сведения об авторе Профессор Ю. А. Тихомиров заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор юридических наук работает первым заместителем директора Ин...
16014. Списки и происхождение редакций Русской Правды 137.5 KB
  М.Н.Тихомиров СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕРЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ 1 Русская Правда сохранилась в большом количестве свыше 110 списков XIIIXVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе какихлибо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разд
16015. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ 446.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Издво Тихомирова М.Ю. 2006 г. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Глава I. Правовое регулирование субъекты и объекты прав на землю 1. Регулирование прав на землю ...
16016. Жилое помещение собственность и иные вещные права 291.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Изд. Тихомирова М.Ю. 2005 г. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Глава 1. Жилые