46095

АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Доклад

Медицина и ветеринария

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. было распространено мнение что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14летнего мальчика с нормальным интеллектом.

Русский

2013-11-19

30.5 KB

15 чел.

В 30. АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. История изучения проблемы.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе к.19 – н.20в. было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.

Однако ещё в к.19 в., в 1896 г. В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14-летнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвящённые нарушениям чтения и письма у детей.

В 1900 и 1907 гг. Д.Гиншельвуд описал ещё несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом. Он впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия».

Т.о. в к.19 – н.20 вв. существовали 2 противоположные точки зрения.

Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения  и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. В связи с этим  нарушения чтения и письма стали называть «врождённая словесная слепота». Типичные представители этого направления – Ф.Варбург и П.Раншбург.

Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К.Монакова. он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией.

Е.Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.

О.Ортон (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечает большую распространённость нарушений чтения и письма у детей.  Отметил, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Затруднения у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять слова назвал «алексией и аграфией развития». Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А.Ткачёва, С.С.Мнухина.

Р.А.Ткачёв сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т.е нарушения памяти. По Р.А.Ткачёву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков.

С.С.Мнухин в работе «О врождённой аграфии и алексии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у УО детей.

Автор делает вывод, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.

Общий психопатологической основой этих расстройств, по мнению С.С.Мнухина, является нарушение структурообразования.

С.С.Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощённость различной степени выраженности.

В 30-х гг. 20 в. нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги и дефектологи. В этот период подчёркивается определённая зависимость между этими нарушениями с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина).

В своих ранних работах М.Е.Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквы. В более поздних работах М.Е.Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учётом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Этиология нарушений письменной речи.

Существуют точки зрения, что нарушения чтения и письма имеют наследственную предрасположенность. Большинство авторов рассматривают дислексию, как нарушение обусловленное внешними воздействиями патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения и письма в норме.

Существенную роль играют факторы, действующие в постнатальный период и поздний пренатальный период.

В медицинской литературе выделяют типы этиологических факторов:

1. Гепоксический тип:

  *кислородная недостаточность;

  *нарушение кислородного обмена клеток мозга.

2. Токсический тип:

  *медикаменты, *болезни матери;  *алкоголизм;  *вредное производство;  *несовместимость по резус-фактору.

3. Инфекционный тип:

  *токсоплазмоз; *краснуха;  *корь; *герпес; *вирусные инфекции в постнатальный период.

4. Механический тип:

  *неблагоприятное течение беременности и родов;   *ЧМТ в постнатальный период.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6833. Конфігурування протоколу EIGRP 229.5 KB
  Конфігурування протоколу EIGRP Мета: Навчитися конфігурувати протокол EIGRP. Проестувати створену конфігурацю протоколу EIGRP. Задачі поставлені у лабораторній роботі виконуються в два етапи 1. На віртуальному емуляторі Packet Tracer На лабо...
6834. Початкова настройка маршрутизаторів. Конфігурування статичних маршрутів та маршрутів по замовчуванню 378.5 KB
  Початкова настройка маршрутизаторів. Конфігурування статичних маршрутів та маршрутів по замовчуванню Мета: Навчитися налаштовувати маршрутизатори, задавати ім'я маршрутизатору, конфігурувати: інтерфейси, статичні маршрути та маршрути по з...
6835. Фильтрация сетевого трафика в iptables 79 KB
  Фильтрация сетевого трафика в iptables В общем случае правила фильтрации могут использовать любые данные заголовков IP (IP-адреса источника и получателя), ICMP (type и code), UDP (порт - источник и порт - получатель), TCP (порт - источник,...
6836. Конфігурування протоколу OSPF 230 KB
  Конфігурування протоколу OSPF Мета: Ознайомитися з протоколом маршрутизації OSPF, навчитися створювати конфігурацію цього протоколу та тестувати OSPF - маршрутизацію. Задачі поставлені у лабораторній роботі виконуються в два етапи 1. На віртуал...
6837. Основы организации VPN в ОС Windows 150 KB
  Основы организации VPN в ОС Windows Организация VPN средствами протокола PPTP В данном сценарии моделируется VPN-соединение по выделенному каналу на основе Ethernet между клиентом и шлюзом некоторой сети. Предлагается организовать соединение п...
6838. Конфігурування протоколу РРР. Налаштування аутентифікації РАР і СHAP 261.5 KB
  Конфігурування протоколу РРР. Налаштування аутентифікації РАР і СHAP Мета роботи: Вивчити принципи конфігурування протоколу PPPна маршрутизаторі Cisco2800. Порядок виконання роботи: Виконання даної лабораторної ро...
6839. Налаштування початкової конфігурації комутатора 226 KB
  Налаштуванняпочаткової конфігурації комутатора Мета Налаштування початкової конфігурації комутатора CiscoCatalyst 2960. Загальні відомості/підготовка В даній лабораторній роботі PacketTracer описується налаштування клієнтсько...
6840. Служба каталогов Active Directory и использование групповых политик 239 KB
  Служба каталогов ActiveDirectory и использование групповых политик СЛУЖБА КАТАЛОГОВ Общие сведения о службе каталогов На заре компьютеризации все управление пользователями сводилось к администрированию одного единственного сервера. Со...
6841. Конфігурація RIP і її перевірка 148.5 KB
  Конфігурація RIP і її перевірка Завдання Реалізувати маршрутизацію RIP і переконатися, що виконується динамічна заміна мережевих маршрутів. Позначення маршрутизатора Назва маршрутів-тізатора Адреса інтерфейсу Fast Ethernet 0 Адреса послідовног...