46095

АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Доклад

Медицина и ветеринария

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. было распространено мнение что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14летнего мальчика с нормальным интеллектом.

Русский

2013-11-19

30.5 KB

15 чел.

В 30. АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. История изучения проблемы.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе к.19 – н.20в. было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.

Однако ещё в к.19 в., в 1896 г. В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14-летнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвящённые нарушениям чтения и письма у детей.

В 1900 и 1907 гг. Д.Гиншельвуд описал ещё несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом. Он впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия».

Т.о. в к.19 – н.20 вв. существовали 2 противоположные точки зрения.

Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения  и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. В связи с этим  нарушения чтения и письма стали называть «врождённая словесная слепота». Типичные представители этого направления – Ф.Варбург и П.Раншбург.

Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К.Монакова. он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией.

Е.Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.

О.Ортон (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечает большую распространённость нарушений чтения и письма у детей.  Отметил, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Затруднения у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять слова назвал «алексией и аграфией развития». Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А.Ткачёва, С.С.Мнухина.

Р.А.Ткачёв сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т.е нарушения памяти. По Р.А.Ткачёву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков.

С.С.Мнухин в работе «О врождённой аграфии и алексии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у УО детей.

Автор делает вывод, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.

Общий психопатологической основой этих расстройств, по мнению С.С.Мнухина, является нарушение структурообразования.

С.С.Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощённость различной степени выраженности.

В 30-х гг. 20 в. нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги и дефектологи. В этот период подчёркивается определённая зависимость между этими нарушениями с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина).

В своих ранних работах М.Е.Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквы. В более поздних работах М.Е.Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учётом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Этиология нарушений письменной речи.

Существуют точки зрения, что нарушения чтения и письма имеют наследственную предрасположенность. Большинство авторов рассматривают дислексию, как нарушение обусловленное внешними воздействиями патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения и письма в норме.

Существенную роль играют факторы, действующие в постнатальный период и поздний пренатальный период.

В медицинской литературе выделяют типы этиологических факторов:

1. Гепоксический тип:

  *кислородная недостаточность;

  *нарушение кислородного обмена клеток мозга.

2. Токсический тип:

  *медикаменты, *болезни матери;  *алкоголизм;  *вредное производство;  *несовместимость по резус-фактору.

3. Инфекционный тип:

  *токсоплазмоз; *краснуха;  *корь; *герпес; *вирусные инфекции в постнатальный период.

4. Механический тип:

  *неблагоприятное течение беременности и родов;   *ЧМТ в постнатальный период.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74594. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества удушающего действия. Клиника. Диагностика и лечение 35.16 KB
  Для клинической картины интоксикации этими ОВ типично развитие острого отека легких который и является основной причиной гибели пораженных. Газобаллонные пуски хлора предпринятые немецкими милитаристами 22 апреля 1915 года вызвали массовое поражение токсическим отеком легких. Военному врачу нужно быть готовым к оказанию помощи больным с токсическим отеком легких и в мирное время. ОВ удушающего действия фосген и дифосген вызывают развитие токсического отека легких без выраженных резорбтивных признаков.
74595. Отравляющие вещества раздражающего действия 23.47 KB
  Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.
74596. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества психотомиметического действия. Клиника, диагностика и лечение 71.5 KB
  Изучить патологию, клинику и лечение поражений ОВ психотомиметического действия. Изучить медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ОВ психотомиметического действия.
74597. Ядовитые технические жидкости 78 KB
  Знать токсикологическую характеристику ядовитых технических жидкостей. Знать медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ядовитыми техническими жидкостями.