46095

АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Доклад

Медицина и ветеринария

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. было распространено мнение что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14летнего мальчика с нормальным интеллектом.

Русский

2013-11-19

30.5 KB

16 чел.

В 30. АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. История изучения проблемы.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе к.19 – н.20в. было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей.

Однако ещё в к.19 в., в 1896 г. В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у 14-летнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвящённые нарушениям чтения и письма у детей.

В 1900 и 1907 гг. Д.Гиншельвуд описал ещё несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом. Он впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия».

Т.о. в к.19 – н.20 вв. существовали 2 противоположные точки зрения.

Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения  и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. В связи с этим  нарушения чтения и письма стали называть «врождённая словесная слепота». Типичные представители этого направления – Ф.Варбург и П.Раншбург.

Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К.Монакова. он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией.

Е.Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.

О.Ортон (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечает большую распространённость нарушений чтения и письма у детей.  Отметил, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Затруднения у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять слова назвал «алексией и аграфией развития». Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера.

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А.Ткачёва, С.С.Мнухина.

Р.А.Ткачёв сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т.е нарушения памяти. По Р.А.Ткачёву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков.

С.С.Мнухин в работе «О врождённой аграфии и алексии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у УО детей.

Автор делает вывод, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.

Общий психопатологической основой этих расстройств, по мнению С.С.Мнухина, является нарушение структурообразования.

С.С.Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощённость различной степени выраженности.

В 30-х гг. 20 в. нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги и дефектологи. В этот период подчёркивается определённая зависимость между этими нарушениями с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина).

В своих ранних работах М.Е.Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквы. В более поздних работах М.Е.Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учётом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Этиология нарушений письменной речи.

Существуют точки зрения, что нарушения чтения и письма имеют наследственную предрасположенность. Большинство авторов рассматривают дислексию, как нарушение обусловленное внешними воздействиями патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения и письма в норме.

Существенную роль играют факторы, действующие в постнатальный период и поздний пренатальный период.

В медицинской литературе выделяют типы этиологических факторов:

1. Гепоксический тип:

  *кислородная недостаточность;

  *нарушение кислородного обмена клеток мозга.

2. Токсический тип:

  *медикаменты, *болезни матери;  *алкоголизм;  *вредное производство;  *несовместимость по резус-фактору.

3. Инфекционный тип:

  *токсоплазмоз; *краснуха;  *корь; *герпес; *вирусные инфекции в постнатальный период.

4. Механический тип:

  *неблагоприятное течение беременности и родов;   *ЧМТ в постнатальный период.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58381. Вежливое общение 84.5 KB
  Задачи: открывать значение слова вежливость; подвести к мысли о том что учиться вежливой речи значит учиться уважительному доброму отношению друг к другу.
58382. Синтаксический разбор сложного предложения 45 KB
  Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Лучшие предложения записываются на доске Наступила зима. основу предложения.
58384. Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля 39 KB
  Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.
58387. Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 50 KB
  Цель урока: Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Выявление основных сатирических приемов в романе М.