46096

ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ

Доклад

Медицина и ветеринария

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения обусловленное несформированностью нарушением ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера. Акустическая дислексия. Оптическая дислексия. Моторная дислексия.

Русский

2013-11-19

26.5 KB

15 чел.

В 31.ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера.

Психофизиологическая структура акта чтения.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенности усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Выделяется 2 стороны: техническая и смысловая.

Техническая – зрительное восприятие букв, соотнесение букв с соответствующим звуком, воспроизведение  звукопроизносительного образа слова.

Смысловая – соотнесение звуковой формы слов с его значением.

Навык чтения вмещает 2 основных компонента:  

1. Декодирование текста, представление в графической форме. Перевод их в устно- речевую форму.

2. Понимание значения письменных текстов.

При чтении взрослый человек осознаёт лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой,  неосознанно, автоматизировано. Однако при автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звуко-буквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приёмов чтения;

4) синтетическое чтение.

Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приёмами овладения.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: Сформированность устной речи, фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Классификация дислексий.

О.А.Токарева так классифицирует нарушения чтения.

1. Акустическая дислексия.

2. Оптическая дислексия.

3. Моторная дислексия.

М.Е.Хватцев разделяет  дислексии по нарушенным механизмам.

1. Фонематическая дислексия.

2. Мнестическая дислексия.

3. Оптическая дислексия.

4. Оптико-пространственная дислексия.

5. Семантическая дислексия.

Р.И.Лалаева выделяет следующие виды дислексий с учётом нарушенных операций процесса чтения.

1. Фонематическая дислексия.

2. Семантическая дислексия.

3. Аграмматическая дислексия.

4. Мнестическая дислексия.

5. Оптическая дислексия.

6. Тактильная дислексия.

Б.Беккер отмечает такие виды нарушения чтения (по степени выраженности).

1. Врождённая словесная слепота.

2. Дислексия.

3. Брадилексия.

4. Легастения.

5. Врождённая слабость чтения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30362. Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки 35.5 KB
  Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания а синтаксис речи определяет как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дейтью Предложение имеет комплекс ГЗ соотносим с актом речи модальность и время кт Виноградов назвал предикативностью. Синтаксические образования в первую очередь предложения изучаются с...
30363. Проблема классификации СПП. Основы его современного описания 61 KB
  СПП – это предложения в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом союзным словом вопросительным или относительным местоименным словом. а придаточных частей членам предложения. Также признак положенный в основе деления является несущественным для организации сложного предложения он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений.
30364. Текст как синтаксический объект. Проблемы его изучения. Типология текстов 56 KB
  Научная область связанная с изучением текста имеет в современной лингвистике разные названия: грамматика текста лингвистика текста теория текста лингвистический анализ текста филологический анализ текста анализ дискурса и др. Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 6070х годов ХХ века. Предмет лингвистики текста Казалось бы ответ содержится в названии: предметом лингвистики текста является текст. Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признаётся её определение как науки...
30365. Основы русской пунктуации. Тенденции развития 49 KB
  случаи постановки знака препинания не связанные с синтаксическими правилами например постановку так называемого интонационного тире: 1 Ходить долго не мог; 2 Ходить долго не мог. многообразие употребления запятой тире двоеточия и других знаков. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие точка; вопросительный знак восклицательный знак запятая точка с запятой двоеточие тире многоточие и выделяющие две запятые два тире скобки кавычки. Тире знак очень широкого употребления.
30367. История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние 60 KB
  История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние Краткие прилагательные первичны а полные – вторичны. Исторически прилагательные – вторичные слова своим происхождением связанные с существительными. Следующее изменение: образование полных прилагательных краткие местоимения jь j je Краткие: непроизводные первообразные: белъ худъ производные: Основа именная или глагольная суффиксы Суффиксы качественных прилагательных: ък ьк ик: узъкъ далькъ великъ ьн: ясьнъ тьмьнъ ьл: кысьлъ тепьлъ ав: величавъ...