46096

ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ

Доклад

Медицина и ветеринария

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения обусловленное несформированностью нарушением ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера. Акустическая дислексия. Оптическая дислексия. Моторная дислексия.

Русский

2013-11-19

26.5 KB

15 чел.

В 31.ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера.

Психофизиологическая структура акта чтения.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенности усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Выделяется 2 стороны: техническая и смысловая.

Техническая – зрительное восприятие букв, соотнесение букв с соответствующим звуком, воспроизведение  звукопроизносительного образа слова.

Смысловая – соотнесение звуковой формы слов с его значением.

Навык чтения вмещает 2 основных компонента:  

1. Декодирование текста, представление в графической форме. Перевод их в устно- речевую форму.

2. Понимание значения письменных текстов.

При чтении взрослый человек осознаёт лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой,  неосознанно, автоматизировано. Однако при автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звуко-буквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приёмов чтения;

4) синтетическое чтение.

Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приёмами овладения.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: Сформированность устной речи, фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Классификация дислексий.

О.А.Токарева так классифицирует нарушения чтения.

1. Акустическая дислексия.

2. Оптическая дислексия.

3. Моторная дислексия.

М.Е.Хватцев разделяет  дислексии по нарушенным механизмам.

1. Фонематическая дислексия.

2. Мнестическая дислексия.

3. Оптическая дислексия.

4. Оптико-пространственная дислексия.

5. Семантическая дислексия.

Р.И.Лалаева выделяет следующие виды дислексий с учётом нарушенных операций процесса чтения.

1. Фонематическая дислексия.

2. Семантическая дислексия.

3. Аграмматическая дислексия.

4. Мнестическая дислексия.

5. Оптическая дислексия.

6. Тактильная дислексия.

Б.Беккер отмечает такие виды нарушения чтения (по степени выраженности).

1. Врождённая словесная слепота.

2. Дислексия.

3. Брадилексия.

4. Легастения.

5. Врождённая слабость чтения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63430. Атмосферный воздух и его охрана. Газовый состав атмосферы. Роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Причины и следствия загрязнения атмосферного воздуха 149 KB
  Газовый состав атмосферы. Роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Для атмосферы характерен постоянный обмен веществом и энергией с гидросферой литосферой живыми организмами и космическим пространством.
63431. БАЗЫ ДАННЫХ И WEB ТЕХНОЛОГИИ 564 KB
  Основы web технологий Архитектура использования БД на Web Серверные технологии Использование языка XML для динамического представления информации Подходы по реализации портала Производительность надежность и безопасность данных...
63433. Роль зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферного воздуха. Фотохимический смог и причины его образования 98 KB
  Только предприятия России выбрасывают в атмосферу более 70 млн т разнообразных веществ в год. При мощности 1 млн кВт она ежегодно выбрасывает в атмосферу 365 млрд м3 горячих газов содержащих пыль вредные вещества и 1000 млн м3 пара.
63434. УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ 328.5 KB
  Управление данными необходимый процесс Основная концепция управления данными Управление данными в экспедициях и экспериментах пунктах измерений Управление данными в центрах обработки данных Управление данными в отдельных проектах Управление данными...
63436. ДОСТОВЕРНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДАННЫХ 318.5 KB
  Проблема качества данных Метрики оценки качества БД Источники ошибок Методы контроля данных Оформление результатов контроля данных Организация работ по повышению качества данных. Проблема качества данных Надежная БД должна обеспечивать высокую вероятность...
63437. Почвы и их рациональное использование. Экологическое состояние земельных ресурсов в РК. Источники, причины загрязнения и истощения земельных ресурсов. Проблемы опустынивания. Мероприятия по защите земель 78 KB
  Почвы и их рациональное использование. Структура почвы Почва это особое природное образование обладающей рядом свойств присущих живой и неживой природе. Он назвал почвы четвертым царством природы наряду с минералами животными и растениями.
63438. ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ 692.5 KB
  Ниже перечислены вопросы ответы на которые позволяют определить критерии оптимизации работы с БД: Сколько одновременно активных пользователей должна поддерживать система Основные или доминирующие типы запросов к системе Какова стратегия индексации данных Какие запросы будут оптимизированы...