46096

ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ

Доклад

Медицина и ветеринария

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения обусловленное несформированностью нарушением ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера. Акустическая дислексия. Оптическая дислексия. Моторная дислексия.

Русский

2013-11-19

26.5 KB

15 чел.

В 31.ДИСЛЕКСИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АКТА ЧТЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера.

Психофизиологическая структура акта чтения.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенности усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Выделяется 2 стороны: техническая и смысловая.

Техническая – зрительное восприятие букв, соотнесение букв с соответствующим звуком, воспроизведение  звукопроизносительного образа слова.

Смысловая – соотнесение звуковой формы слов с его значением.

Навык чтения вмещает 2 основных компонента:  

1. Декодирование текста, представление в графической форме. Перевод их в устно- речевую форму.

2. Понимание значения письменных текстов.

При чтении взрослый человек осознаёт лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой,  неосознанно, автоматизировано. Однако при автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звуко-буквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приёмов чтения;

4) синтетическое чтение.

Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приёмами овладения.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: Сформированность устной речи, фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Классификация дислексий.

О.А.Токарева так классифицирует нарушения чтения.

1. Акустическая дислексия.

2. Оптическая дислексия.

3. Моторная дислексия.

М.Е.Хватцев разделяет  дислексии по нарушенным механизмам.

1. Фонематическая дислексия.

2. Мнестическая дислексия.

3. Оптическая дислексия.

4. Оптико-пространственная дислексия.

5. Семантическая дислексия.

Р.И.Лалаева выделяет следующие виды дислексий с учётом нарушенных операций процесса чтения.

1. Фонематическая дислексия.

2. Семантическая дислексия.

3. Аграмматическая дислексия.

4. Мнестическая дислексия.

5. Оптическая дислексия.

6. Тактильная дислексия.

Б.Беккер отмечает такие виды нарушения чтения (по степени выраженности).

1. Врождённая словесная слепота.

2. Дислексия.

3. Брадилексия.

4. Легастения.

5. Врождённая слабость чтения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40456. Социологическая теория марксизма 15.95 KB
  Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности.