46097

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Доклад

Медицина и ветеринария

Осуществляется работа по развитию зрительнопространственных функций памяти внимания аналитикосинтетической деятельности по формированию языкового анализа и синтеза лексики и грамматического строя по устранению нарушений устной речи. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный работа над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Устранению артикуляторноакустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений...

Русский

2013-11-19

31.5 KB

40 чел.

В 32. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ. СОДЕРЖАНИЕ  КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера.

Характеристика отдельных форм дислексий.

О.А.Токарева так классифицирует нарушения чтения.

Акустическая дислексия.

Отмечается при расстройстве устной речи или при ЗРР.

Оптическая дислексия.

Отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливается связь между зрительным её образом и звуком, нет чёткого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному.

Моторная дислексия.

Отмечаются затруднения движения глаз при чтении.

М.Е.Хватцев разделяет  дислексии по нарушенным механизмам.

Фонематическая дислексия.

Дети не могут научиться читать в течение 2 -4 лет. Одни с трудом усваивают отдельные буквы и не могут сливать их в слоги и слова. Другие усваивают буквы без особых затруднений, но в процессе чтения слогов и слов делают большое количество ошибок, т.к. буква для них не является графемой

Мнестическая дислексия.

Р.И.Лалаева выделяет следующие виды дислексий с учётом нарушенных операций процесса чтения.

Фонематическая дислексия.

Связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков.

Функции фонематической системы:

*смыслоразличительная;

*слухопроизносительная дифференциация фонем;

*фонематический анализ.

Семантическая дислексия.

Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено 2 факторами : трудностями звуко-слогового синтеза и нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях  внутри предложения.

Аграмматическая дислексия.

Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений;  изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени, а также времени и вида.

Мнестическая дислексия.

Проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.

Оптическая дислексия.

Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются  и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

Тактильная дислексия.

Наблюдается у слепых детей. В основе её лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Профилактика нарушений чтения и письма  должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с ЗПР, УО и других категорий. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.

Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая).

Проводится с опорой на различные анализаторы.

При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный( работа над каждым из смешиваемых звуков); этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

При коррекции дисграфии большое значение занимают письменные упражнения.

Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем в плане громкой речи, и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предполагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки  в слове, усвоит основное правило слогового деления.

Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения.

В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова. Дети определяют гласный звук и место его  в слове. Можно использовать графическую схему.

Затем проводится работа на материале 2- и 3-сложных слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ – как элементарные (выделение звука на фоне слова), так и сложные (вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места) формы звукового анализа. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Простая форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста, а сложные формы требуют специального обучения.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Лучше всего выделяются гласные из начала слова. Щелевые звуки выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они выделяются из начала слова. Взрывные выделяются легче из конца слова.

Формирование сложных форм фонематического анализа, как и любого  умственного действия , проходит ряд этапов:

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства.

II этап -   формировании е действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Действия на основе представлений.

Устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

При устранение аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка морфлогические и синтаксические обобщения. Представления о морфологических  элементах слова и о структуре предложения.

Основные направления работы :

- уточнение структуры предложения;

- развитие функции словоизменения и словообразования;

- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа строится по плану:

1. Двусоставное предложение, включающее сущ. в И.п. и глагол 3 л.

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространённые предложения из 3  - 4 слов.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.

При устранении семантической  дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами.

Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Направления работы:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

При устранении оптической дисграфии и дислексии проводится работа по уточнению представлений о форме, цвете, величине.

2. Расширение объёма  и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

Пространственные ориентировки включают 2 вида ориентировки, тесно связанные между собой: в собственном теле и в окружающем пространстве.

Дифференциация правого и левого сначала возникает в I сигнальной системе, а затем развивается с возрастающем взаимодействием со II сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.

Ориентировка в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности:

1.определение расположение предмета по отношение к самому себе;

2.определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку.

3.определение пространственных соотношений между 2  - предметами или изображениями.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв.

При устранении оптической дисграфии и дислексии параллельно с описанной работой проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением  предложных конструкций, наречий.Большое место занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23771. Понятие отрицания 43.5 KB
  2 Придумайте ряд из пяти чисел начиная с 43 так чтобы каждое последующее число было на 17 больше предыдущего. 43; 6; 77; 94; 111 Какое число в полученном ряду является лишним Объясните почему Учащиеся могут назвать число 6 т. его целая часть выражена двузначным числом. Представьте данное число в виде обыкновенной дроби.
23772. Понятие отрицания 31.5 KB
  Здравствуйте ребята С чем мы познакомились на прошлом уроке С отрицанием высказываний с законом исключённого третьего. Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний. Можно ли утверждать что отрицание утверждения: Число делящееся на 15 делится на 9 построено верно Число делящееся на 15 может не делится на 9. Отрицание построено верно т.
23777. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 165.5 KB
  Основная цель: формировать способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений; тренировать способность: а к анализу выявлению оптимального алгоритма решения длинных примеров; б к использованию критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; в к использованию алгоритма умножения десятичных дробей на 10 100 1000 и т. умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел на...