46097

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Доклад

Медицина и ветеринария

Осуществляется работа по развитию зрительнопространственных функций памяти внимания аналитикосинтетической деятельности по формированию языкового анализа и синтеза лексики и грамматического строя по устранению нарушений устной речи. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный работа над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Устранению артикуляторноакустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений...

Русский

2013-11-19

31.5 KB

39 чел.

В 32. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ. СОДЕРЖАНИЕ  КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Дислексия -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющегося в частых ошибках стойкого характера.

Характеристика отдельных форм дислексий.

О.А.Токарева так классифицирует нарушения чтения.

Акустическая дислексия.

Отмечается при расстройстве устной речи или при ЗРР.

Оптическая дислексия.

Отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливается связь между зрительным её образом и звуком, нет чёткого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному.

Моторная дислексия.

Отмечаются затруднения движения глаз при чтении.

М.Е.Хватцев разделяет  дислексии по нарушенным механизмам.

Фонематическая дислексия.

Дети не могут научиться читать в течение 2 -4 лет. Одни с трудом усваивают отдельные буквы и не могут сливать их в слоги и слова. Другие усваивают буквы без особых затруднений, но в процессе чтения слогов и слов делают большое количество ошибок, т.к. буква для них не является графемой

Мнестическая дислексия.

Р.И.Лалаева выделяет следующие виды дислексий с учётом нарушенных операций процесса чтения.

Фонематическая дислексия.

Связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков.

Функции фонематической системы:

*смыслоразличительная;

*слухопроизносительная дифференциация фонем;

*фонематический анализ.

Семантическая дислексия.

Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено 2 факторами : трудностями звуко-слогового синтеза и нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях  внутри предложения.

Аграмматическая дислексия.

Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений;  изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени, а также времени и вида.

Мнестическая дислексия.

Проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.

Оптическая дислексия.

Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются  и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

Тактильная дислексия.

Наблюдается у слепых детей. В основе её лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Профилактика нарушений чтения и письма  должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с ЗПР, УО и других категорий. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.

Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая).

Проводится с опорой на различные анализаторы.

При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный( работа над каждым из смешиваемых звуков); этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

При коррекции дисграфии большое значение занимают письменные упражнения.

Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем в плане громкой речи, и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предполагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки  в слове, усвоит основное правило слогового деления.

Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения.

В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова. Дети определяют гласный звук и место его  в слове. Можно использовать графическую схему.

Затем проводится работа на материале 2- и 3-сложных слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ – как элементарные (выделение звука на фоне слова), так и сложные (вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места) формы звукового анализа. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Простая форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста, а сложные формы требуют специального обучения.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Лучше всего выделяются гласные из начала слова. Щелевые звуки выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они выделяются из начала слова. Взрывные выделяются легче из конца слова.

Формирование сложных форм фонематического анализа, как и любого  умственного действия , проходит ряд этапов:

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства.

II этап -   формировании е действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Действия на основе представлений.

Устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

При устранение аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка морфлогические и синтаксические обобщения. Представления о морфологических  элементах слова и о структуре предложения.

Основные направления работы :

- уточнение структуры предложения;

- развитие функции словоизменения и словообразования;

- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа строится по плану:

1. Двусоставное предложение, включающее сущ. в И.п. и глагол 3 л.

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространённые предложения из 3  - 4 слов.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.

При устранении семантической  дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами.

Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Направления работы:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

При устранении оптической дисграфии и дислексии проводится работа по уточнению представлений о форме, цвете, величине.

2. Расширение объёма  и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

Пространственные ориентировки включают 2 вида ориентировки, тесно связанные между собой: в собственном теле и в окружающем пространстве.

Дифференциация правого и левого сначала возникает в I сигнальной системе, а затем развивается с возрастающем взаимодействием со II сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.

Ориентировка в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности:

1.определение расположение предмета по отношение к самому себе;

2.определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку.

3.определение пространственных соотношений между 2  - предметами или изображениями.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв.

При устранении оптической дисграфии и дислексии параллельно с описанной работой проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением  предложных конструкций, наречий.Большое место занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74553. Теорія двоїстості 764 KB
  Економічну інтерпретацію кожної з пари таких задач розглянемо на прикладі виробничої задачі п.6 є двоїстою або спряженою до задачі 5. Як у прямій так і у двоїстій задачі використовують один набір початкових даних. Крім того вектор обмежень початкової задачі стає вектором коефіцієнтів цільової функції двоїстої задачі і навпаки а рядки матриці А матриці коефіцієнтів при змінних з обмежень прямої задачі стають стовпцями матриці коефіцієнтів при змінних в обмеженнях двоїстої задачі.
74554. Аналіз лінійних моделей оптимізаційних задач 408.5 KB
  Оцінка рентабельності продукції яка виробляється і нової продукції. Використання двоїстих оцінок уможливлює визначення рентабельності кожного виду продукції яка виробляється підприємством. Водночас можна оцінити інтервали можливої зміни цін одиниці кожного виду продукції що дуже важливо за ринкових умов. Це дає змогу перевірити
74555. Аналіз коефіцієнтів лінійних моделей 196 KB
  1 Аналіз коефіцієнтів цільової функції Під впливом різних обставин ціна виробленої на підприємстві одиниці продукції може змінюватися збільшуватися чи зменшуватися. Нехай змінюється ціна на одиницю продукції виду С тобто початкове значення 3 ум. подамо як де – величина зміни ціни одиниці продукції виду С. Отже ціна одиниці продукції виду С може збільшуватися чи зменшуватися на 1ум.
74556. КОНЦЕПТУАЛЬНІ АСПЕКТИ МАТЕМАТИЧНОГО МОДЕЛЮВАННЯ ЕКОНОМІКИ 262.5 KB
  Сутність методології математичного моделювання полягає в заміні досліджуваного об’єкта його образом математичною моделлю і подальшим вивченням дослідженням моделі на підставі аналітичних методів та обчислювальнологічних алгоритмів які реалізуються за допомогою комп’ютерних програм. Другий етап вибір чи розроблення алгоритму для реалізації моделі на комп’ютері. Зумовленість моделі об’єктом. Як модель для об’єкта так і об’єкт для даної моделі семантично та інтерпретаційно багатозначні: об’єкт описується не однією а...
74557. ОПТИМІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІКО-МАТЕМАТИЧНІ МОДЕЛІ 661.5 KB
  Постановка задачі економіко-математичного моделювання. Приклади задач економіко-математичного моделювання. Задача визначення оптимального плану виробництва. Задача про «дієту». Транспортна задача.
74558. Задача лінійного програмування та методи її розв’язування 2.06 MB
  Основні властивості розв’язків задачі лінійного програмування. Графічний метод розв’язування задач лінійного програмування. Називається допустимим розв’язком планом задачі лінійного програмування.
74559. СИМПЛЕКСНИЙ МЕТОД РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ ЛІНІЙНОГО ПРОГРАМУВАННЯ 278 KB
  Розв’язування задачі лінійного програмування симплексним методом. З властивостей розв’язків задачі лінійного програмування відомо: оптимальний розв’язок задачі має знаходитись в одній з кутових точок багатогранника допустимих розв’язків.
74560. Аналіз та управління ризиком в економіці 642.5 KB
  Економічний ризик — це об’єктивно-суб’єктивна категорія у діяльності суб’єктів господарювання, що пов’язана з подоланням невизначеності та конфліктності в ситуації неминучого вибору.