46099

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСГРАФИИ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Доклад

Медицина и ветеринария

Дисграфия специфическое и стойкое нарушение процесса письма обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов которые обеспечивают письмо. Осуществляется работа по развитию зрительнопространственных функций памяти внимания аналитикосинтетической деятельности по формированию языкового анализа и синтеза лексики и грамматического строя по устранению нарушений устной речи. Проводится с опорой на различные анализаторы. При этом учитывается что совершенствование слухопроизносительных...

Русский

2013-11-19

28.5 KB

7 чел.

В 34. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДИСГРАФИИ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Характеристика отдельных форм дисграфий.

В зависимости от того, какие именно предпосылки письма оказались не сформированными, принято выделять разные формы дисграфии.

Акустическая дисграфия, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, проводящие к частым заменам на письме соответствующих букв.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками.

Моторная дисграфия , для неё характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образам.  (Токаревой О.А.)

Виды дисграфии выделенные М.Е.Хватцевым.

Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, слияние двух слов в одно, пропуски слов и др..

Дисграфия на почве расстройств устной речи. ДОно возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски на письме.

Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.

В результате расстройств произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний.

Оптическая дисграфия.

Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова.

Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

Проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обуславливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Профилактика нарушений чтения и письма  должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с ЗПР, УО и других категорий. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.

Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая).

Проводится с опорой на различные анализаторы.

При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный( работа над каждым из смешиваемых звуков); этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем в плане громкой речи, и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предполагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки  в слове, усвоит основное правило слогового деления.Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения.В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова. Дети определяют гласный звук и место его  в слове.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ – как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Простая форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста, а сложные формы требуют специального обучения.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Лучше всего выделяются гласные из начала слова. Щелевые звуки выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они выделяются из начала слова. Взрывные выделяются легче из конца слова.

Формирование сложных форм фонематического анализа, как и любого  умственного действия , проходит ряд этапов:

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства.

II этап -   формировании е действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Действия на основе представлений.

Устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

При устранение аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в тои, чтобы сформировать у ребёнка морфлогические и синтаксические обобщения. Представления о морфологических  элементах слова и о структуре предложения.

Основные направления работы :

- уточнение структуры предложения;

- развитие функции словоизменения и словообразования;

- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.При построении предложения большое значение имеет опора на  внешние схемы, идеограммы.При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам .

При устранении семантической  дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами.

Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Направления работы:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины.

При устранении оптической дисграфии и дислексии проводится работа по уточнению представлений о форме, цвете, величине.

2. Расширение объёма  и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

Ориентировка в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности:

  1.  определение расположение предмета по отношение к самому себе;
  2.  определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку.
  3.  определение пространственных соотношений между 2  - предметами или изображениями.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв.

При устранении оптической дисграфии и дислексии параллельно с описанной работой проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением  предложных конструкций, наречий.Большое место занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72881. Экологические биотические факторы среды: антагонистические (хищничество, паразитизм, конкуренция), неантагонистические (симбиоз - сожительство, мутуализм – взаимный, комменсализм – сотрапезник) 64 KB
  Экологические биотические факторы среды: антагонистические хищничество паразитизм конкуренция неантагонистические симбиоз сожительство мутуализм взаимный комменсализм сотрапезник. Конкуренция это использование ресурсов пищи воды света пространства одним организмом который тем самым...
72882. Экологические факторы и их классификация 59.5 KB
  Любой организм в природе испытывает на себе воздействие самых разнообразных компонентов внешней среды. Факторы среды экологические факторы разнообразны имеют разную природу и специфику действия. Абиотические факторы неживой природы: а климатические условия освещенности температурный режим и т.
72883. Метаболические процессы в живых организмах 62 KB
  Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием метаболизм обмен веществ. Он обеспечивает рост развитие обновление биологических структур а также накопление энергии синтез макроэргов.
72884. Экологические проблемы АЭС. Охрана окружающей среды 65.5 KB
  Иллюзия о безопасности ядерной энергетики была разрушена после нескольких больших аварий в Великобритании США и СССР апофеозом которых стала катастрофа на чернобыльской АЭС. При этом в отношении чернобыльского выброса многое остается неизвестным и риск здоровью населения от аварийных...
72885. Экологические проблемы ГЭС и способы их решения 61 KB
  ГЭС выполняют различные функции в общей системе энергообеспечения. ГЭС сокращают потребность в газомазутными топливе использование которого в качестве сырья в других отраслях промышленности химии металлургии дает значительно больший экономический эффект.
72886. Вредные выбросы ТЭС и методы их снижения 62.5 KB
  Методы химической очистки газов от NOХ бывают: окислительные основанные на окислении оксида азота в диоксид с последующим поглощением различными поглотителями; восстановительные основанные на восстановлении оксида азота до азота и кислорода с применением катализаторов...
72887. Экологические проблемы при добыче и переработке твердого топлива 62.5 KB
  Эти прогнозные оценки исходят из экономически извлекаемых запасов угля на самом деле их значительно больше. Прогнозные запасы угля доступного к разработке оцениваются в 25 3 трлн. Если исходить из современной ежегодной мировой добычи угля примерно 3 млрд. тонн то его хватит на 1000 лет...
72888. Радиоактивный газ радон и правила защиты от его воздействия 60 KB
  Радон это инертный тяжелый газ в 75 раз тяжелее воздуха который высвобождается из почвы повсеместно или выделяется из некоторых строительных материалов например гранита пемзы кирпича из красной глины. Продукты распада радона радиоактивные изотопы свинца висмута...
72889. Биологическое действие продуктов радиоактивности. Нормирование ионизирующих излучений и способы защиты от них 68 KB
  Степень биологического влияния ионизирующего излучения зависит от поглощения живой тканью энергии и ионизации молекул которая возникает при этом. Под влиянием ионизирующего излучения в организме нарушаются функции кровотворних органов растет хрупкость и проницаемость сосудов...