46100

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА

Доклад

Медицина и ветеринария

Бельтюкова тугоухостью называется такое понижение слуха при котором возникают затруднения в восприятии речи но речевое общение с помощью слуха хотя бы и в специально создаваемых условияхусиление голоса приближение говорящего непосредственно к говорящему использование звукоусиливающих приборов и т. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой...

Русский

2013-11-19

19.5 KB

18 чел.

В 35. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ    НАРУШЕНИИ СЛУХА.

Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими детьми. Согласно определению Ф.Ф.Рау, Л.В.Неймана и В.И.Бельтюкова , «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях(усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к говорящему, использование звукоусиливающих приборов и т.д.), всё же возможно». степень нарушения (недоразвития) будет зависеть от степени снижения слуха, временем наступления тугоухости, условий развития ребёнка.

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью.

Фонетико-фонематические нарушения.

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризующие состояние фонематической системы, в случаях рано приобретённой тугоухости не могут формироваться нормально.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот, плюс вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе слухо-речевого анализатора.

Дети с 1 степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесённых голосом разговорной громкости около уха. Восприятие связной речи в этих условиях оказывается возможным лишь потому, что дети, полностью владеющие речью, опираются на имеющиеся у них образы слов и фраз, что позволяет им домыслить недостающие звенья. Поэтому дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки по-разному.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. У слабослышащих могут быть и нарушения в строении речевого аппарата.

Нарушения лексического и грамматического строя речи.

При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстаёт от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжёлом снижении слуха лексическая сторона речи обычно оказывается нарушенной.

Ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений.Отмечаются замена одних слов другими. К.Г.Коровин отмечает смешение аффиксов:

1. Смешение приставок.2. Опущение приставки.3.Лишние приставки.4.Суффиксальные приставки.

Для слабослышащих детей характерны искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их на восприятия на слух.

Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющегося одним из основных средств выражений связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи.У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов и другие ошибки. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи .

Две основные группы нарушения письменной речи:

1.грубый аграмматизм – неправильное согласование и употребление предлогов, пропуск членов предложения и др.;

2.наличие тех форм дисграфий ,которые связаны с имеющимся  у слабослыщащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием.

Логопедическое обследование должно быть направлено на полное и всестороннее  выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза для постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить соответствующие методы коррекционного воздействия.

Логопедическое обследование слабослышащих принципиальных отличий от обследования детей с нормальным слухом не имеет. Основная специфика – в характере проведения. Логопеду во время обследования важно закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия.

Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина и др. При ознакомлении ребёнка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счёт достаточно громкого и отчётливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счёт одновременного  предъявления написанного слова и привлечения внимания ребёнка к артикуляции говорящего. Те же условия при работе с грамматическими формами.

Со слабослышащими детьми с недоразвитием речи необходимо работать над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов – звукопроизношения, лексико-грамматического строя, письма, над экспрессивной и импрессивной речью.

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73697. Генерирование колебаний в электрических цепях 668.5 KB
  В цепях, содержащих обратные связи, могут возникнуть изменяющиеся во времени электрические токи без воздействия на эти цепи внешних управляющих сигналов. Такие цепи называют автоколебательными системами, а колебания - автоколебаниями.
73698. Цели и задачи дисциплины «Экономика ресурсосбережения». Значение ресурсосбережения в современных условиях. Причины современного состояния в сфере ресурсосбережения 55 KB
  Экономика ресурсосбережения наука отражающая формы производственных отношений в процессе рационального использования воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. На протяжении всей своей жизни человечество сталкивалось с ограниченностью ресурсов. С 1996 года в России действуют 2 структуры – Комитет по охране окружающей среды Министерство природных ресурсов. Исследование шло по пяти глобальным направлениям мировой динамики – ускорение индустриализации быстрый рост населения нарастание голода истощение невозобновляемых...
73701. Работа сил электростатического поля 223.5 KB
  Работа сил электростатического поля по перемещению заряда по замкнутому контуру равна нулю. Эта формула справедлива не только для поля точечного заряда но и для электростатического поля вообще. Работа сил электростатического поля по замкнутому контуру называется циркуляцией вектора напряженности электростатического поля. Стокса циркуляция вектора напряженности электростатического поля по контуру L равна потоку ротора поля через поверхность.
73702. Эквипотенциальные поверхности 353 KB
  Нельзя ли нарисовать поле с точки зрения скаляра. Поле точечного заряда. Электрическим диполем называется пара точечных зарядов разного знака одинаковых по модулю жестко закрепленных на одинаковом расстоянии друг от друга. Рассчитаем поле диполя.
73703. Dектор электрической индукции и вектор поляризации 199 KB
  Ранее были введены следующие два вектора: вектор электрической индукции и – вектор поляризации. Где проекция вектора на любое направление параллельное плоскости. Граничные условия для вектора так же выполняются т. Гаусса выполняется и для вектора но вектор не реагирует на внешние заряды – только на поляризационные.
73704. Электростатика проводников 156.5 KB
  В проводнике заряды могут двигаться при наложении маленьких полей в пределе бесконечно малых. Проводник – это такая среда содержащая свободные заряды которые можно перемещать по объему без совершения работы идеальный проводник. Такие проводники в природе существуют.