46100

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА

Доклад

Медицина и ветеринария

Бельтюкова тугоухостью называется такое понижение слуха при котором возникают затруднения в восприятии речи но речевое общение с помощью слуха хотя бы и в специально создаваемых условияхусиление голоса приближение говорящего непосредственно к говорящему использование звукоусиливающих приборов и т. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой...

Русский

2013-11-19

19.5 KB

24 чел.

В 35. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ    НАРУШЕНИИ СЛУХА.

Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими детьми. Согласно определению Ф.Ф.Рау, Л.В.Неймана и В.И.Бельтюкова , «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях(усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к говорящему, использование звукоусиливающих приборов и т.д.), всё же возможно». степень нарушения (недоразвития) будет зависеть от степени снижения слуха, временем наступления тугоухости, условий развития ребёнка.

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью.

Фонетико-фонематические нарушения.

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризующие состояние фонематической системы, в случаях рано приобретённой тугоухости не могут формироваться нормально.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот, плюс вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе слухо-речевого анализатора.

Дети с 1 степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесённых голосом разговорной громкости около уха. Восприятие связной речи в этих условиях оказывается возможным лишь потому, что дети, полностью владеющие речью, опираются на имеющиеся у них образы слов и фраз, что позволяет им домыслить недостающие звенья. Поэтому дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки по-разному.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. У слабослышащих могут быть и нарушения в строении речевого аппарата.

Нарушения лексического и грамматического строя речи.

При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстаёт от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжёлом снижении слуха лексическая сторона речи обычно оказывается нарушенной.

Ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений.Отмечаются замена одних слов другими. К.Г.Коровин отмечает смешение аффиксов:

1. Смешение приставок.2. Опущение приставки.3.Лишние приставки.4.Суффиксальные приставки.

Для слабослышащих детей характерны искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их на восприятия на слух.

Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющегося одним из основных средств выражений связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи.У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов и другие ошибки. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи .

Две основные группы нарушения письменной речи:

1.грубый аграмматизм – неправильное согласование и употребление предлогов, пропуск членов предложения и др.;

2.наличие тех форм дисграфий ,которые связаны с имеющимся  у слабослыщащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием.

Логопедическое обследование должно быть направлено на полное и всестороннее  выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза для постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить соответствующие методы коррекционного воздействия.

Логопедическое обследование слабослышащих принципиальных отличий от обследования детей с нормальным слухом не имеет. Основная специфика – в характере проведения. Логопеду во время обследования важно закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия.

Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина и др. При ознакомлении ребёнка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счёт достаточно громкого и отчётливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счёт одновременного  предъявления написанного слова и привлечения внимания ребёнка к артикуляции говорящего. Те же условия при работе с грамматическими формами.

Со слабослышащими детьми с недоразвитием речи необходимо работать над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов – звукопроизношения, лексико-грамматического строя, письма, над экспрессивной и импрессивной речью.

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13706. Партия есть организованное общественное мнение 14.16 KB
  Партия есть организованное общественное мнение. Б. Дизраэли Нельзя не согласиться с мнением английского политика XIX века Б. Дизраэли. Партии представляют в политике общественное мнение во всем его многообразии. По закону РФ О политических партиях партия определ...
13707. В нынешние времена – все политика 14.28 KB
  Политология. В нынешние времена все политика С. КъеркегорС. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране но и в мире. Что же такое политика Политика это искусство управлять обществом. Управлять при помощи ч
13708. Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие 15.83 KB
  Тема Власть лишенная авторитета хуже чем явное безвластие. В обществе где правит власть лишенная авторитета у народа правовое и демократическое государство существует только на бумаге. Как писал Оноре де Бальзак: Власть над которой глумятся близка к гибели. И в де...
13709. Демократия - это система,при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства 14.18 KB
  Демократия это системапри которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинстваКруглов.Демократия это форма правления которая существует с древнейших времен и означает власть народа то есть власть большинства.Поэтому поли
13710. Когда народ много знает, им трудно управлять 13.82 KB
  Когда народ много знает им трудно управлять Лао Цзы Высшая ценность в обществе постмодернизма быть свободным от политической системы быть индивидуальностью: свободно творить выражать свои мысли иметь отличное от всех мнение.Политическое сознание в годы советской в
13711. The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring? Use examples and details in your answer 2 KB
  The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring Use examples and details in your answer. Man through the ages has undergone many changes from the time when he depicted a herd of mammoths on the walls of his cave to these days when he can create beautiful pictures and even make coffee by use of computer technologies without leaving his favorite chair. The 20th century made huge steps in developing computer technologies and reached many goals that made o...
13712. Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with? Use specific reasons and examples to support your 5.76 KB
  Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with Use specific reasons and examples to support your answer. I think that everyone can divide all advertising products and services into useless ones and useful ones. It is like looking through an information desk when you pay attention to those messages that interest you. Take me for examp...
13713. Do you agree or disagree with the following statement? Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer 1.84 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer. Every country has its own culture and traditions. There is no doubt that an advertising campaign conducted in Russia will not have the same affect here in the United States. Let us take for example advertisement of food and restaurants. A huge amount of fast food stands suggest their services for breakfast lunch di...
13714. A gift (such as a camera, a soccer ball, or an animal) can contribute to a child’s development. What gift would you give to help a child develop? Why? Use reasons and specific examples to support your choice 2.45 KB
  A gift such as a camera a soccer ball or an animal can contribute to a childs development. What gift would you give to help a child develop Why Use reasons and specific examples to support your choice. People learn and develop throughout their entire lives. I think that in our modern world it is very essential to be familiar with computer technology. So if I had a chance to give a child a gift it would be a computer. I think that computers play an essential role in our lives and ...