46101

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

8 чел.

В 36. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.Исследованиями этого вопроса занимались Специалисты в области методики родного языка и логопеды – М.Е.Хватцев, С.Л.Шапиро, А.Д.Шипило, С.В.Яхонтова, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Т.П.Свиридюк.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих.

4 уровня сформированности речи у незрячих детей:

1 уровень – единичные нарушения звукопроизношения.

2 уровень – активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и связных рассказов. Звукопроизношение выражается в виде сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма. Фонематический анализ не сформирован.

3 уровень – бедность словаря, на низком уровне соотнесение слова и предмета, знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, перечисляются одно- двухсловные предложения. Нет развёрнутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточная дифференциация звуков. На низком уровне фонематический анализ и синтез.

4 уровень – экспрессивная речь крайне ограничена, нарушение в соотнесении слова и образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями на выявлении уровня грамматического строя речи и слуховой дифференциации дети не справляются. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.логопедического обследования. Своеобразие его заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учётом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приёмов подачи одного и того же материала во время обследования.при обследовании перед заданием ребёнку нужно дать инструкцию, показать, выполнить вместе с ним.

Основное внимание нужно обратить на состояние экспрессивной речи.

Коррекционная работа осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.  Строится с учётом ведущих дидактических и специальных принципов для данной группы детей: принцип корригирующего обучения, учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы. опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учёт новизны, объёма, нарастающей сложности вербального материала.

 Многостороннее воздействие осуществляется силами логопеда, учителя (в школе), тифлопедагога, воспитателя (в детском саду) в системе разнообразных занятий.

Всеми работниками совместно определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений.

При организации логопедических занятий особое внимание уделяется на возможность использования имеющегося зрения, используются рельефные картинки, «волшебные мешочки», кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений.

Огромное значение в целях формирования  представлений о многообразии окружающего мира придаётся природной наглядности. Обязательным элементом занятия должна быть игра. Учитывая особенности  слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесённости слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя  и связной речи.

Совместная деятельность логопеда, воспитателя, тифлопедагога создаёт систему, которая обеспечивает речевую среду для школьного обучения. На сформированной речевой основе логопеды переходят к работе, по устранению речевых недостатков соответствующих речевому уровню ребёнка.

Проводится работа по устранению нарушений речи типа ринолалии, заикания, нарушений голоса,  которые встречаются у слепых и слабовидящих детей по общепринятым методикам, но с учётом дефекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8094. Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления 23.82 KB
  Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умстве...
8095. Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников 22.21 KB
  Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также...
8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...
8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...
8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...