46101

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

7 чел.

В 36. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.Исследованиями этого вопроса занимались Специалисты в области методики родного языка и логопеды – М.Е.Хватцев, С.Л.Шапиро, А.Д.Шипило, С.В.Яхонтова, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Т.П.Свиридюк.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих.

4 уровня сформированности речи у незрячих детей:

1 уровень – единичные нарушения звукопроизношения.

2 уровень – активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и связных рассказов. Звукопроизношение выражается в виде сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма. Фонематический анализ не сформирован.

3 уровень – бедность словаря, на низком уровне соотнесение слова и предмета, знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, перечисляются одно- двухсловные предложения. Нет развёрнутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточная дифференциация звуков. На низком уровне фонематический анализ и синтез.

4 уровень – экспрессивная речь крайне ограничена, нарушение в соотнесении слова и образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями на выявлении уровня грамматического строя речи и слуховой дифференциации дети не справляются. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.логопедического обследования. Своеобразие его заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учётом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приёмов подачи одного и того же материала во время обследования.при обследовании перед заданием ребёнку нужно дать инструкцию, показать, выполнить вместе с ним.

Основное внимание нужно обратить на состояние экспрессивной речи.

Коррекционная работа осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.  Строится с учётом ведущих дидактических и специальных принципов для данной группы детей: принцип корригирующего обучения, учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы. опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учёт новизны, объёма, нарастающей сложности вербального материала.

 Многостороннее воздействие осуществляется силами логопеда, учителя (в школе), тифлопедагога, воспитателя (в детском саду) в системе разнообразных занятий.

Всеми работниками совместно определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений.

При организации логопедических занятий особое внимание уделяется на возможность использования имеющегося зрения, используются рельефные картинки, «волшебные мешочки», кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений.

Огромное значение в целях формирования  представлений о многообразии окружающего мира придаётся природной наглядности. Обязательным элементом занятия должна быть игра. Учитывая особенности  слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесённости слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя  и связной речи.

Совместная деятельность логопеда, воспитателя, тифлопедагога создаёт систему, которая обеспечивает речевую среду для школьного обучения. На сформированной речевой основе логопеды переходят к работе, по устранению речевых недостатков соответствующих речевому уровню ребёнка.

Проводится работа по устранению нарушений речи типа ринолалии, заикания, нарушений голоса,  которые встречаются у слепых и слабовидящих детей по общепринятым методикам, но с учётом дефекта.