46101

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ

Доклад

Медицина и ветеринария

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

7 чел.

В 36. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.Исследованиями этого вопроса занимались Специалисты в области методики родного языка и логопеды – М.Е.Хватцев, С.Л.Шапиро, А.Д.Шипило, С.В.Яхонтова, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Т.П.Свиридюк.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих.

4 уровня сформированности речи у незрячих детей:

1 уровень – единичные нарушения звукопроизношения.

2 уровень – активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и связных рассказов. Звукопроизношение выражается в виде сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма. Фонематический анализ не сформирован.

3 уровень – бедность словаря, на низком уровне соотнесение слова и предмета, знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, перечисляются одно- двухсловные предложения. Нет развёрнутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточная дифференциация звуков. На низком уровне фонематический анализ и синтез.

4 уровень – экспрессивная речь крайне ограничена, нарушение в соотнесении слова и образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями на выявлении уровня грамматического строя речи и слуховой дифференциации дети не справляются. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.логопедического обследования. Своеобразие его заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учётом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приёмов подачи одного и того же материала во время обследования.при обследовании перед заданием ребёнку нужно дать инструкцию, показать, выполнить вместе с ним.

Основное внимание нужно обратить на состояние экспрессивной речи.

Коррекционная работа осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.  Строится с учётом ведущих дидактических и специальных принципов для данной группы детей: принцип корригирующего обучения, учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы. опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учёт новизны, объёма, нарастающей сложности вербального материала.

 Многостороннее воздействие осуществляется силами логопеда, учителя (в школе), тифлопедагога, воспитателя (в детском саду) в системе разнообразных занятий.

Всеми работниками совместно определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений.

При организации логопедических занятий особое внимание уделяется на возможность использования имеющегося зрения, используются рельефные картинки, «волшебные мешочки», кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений.

Огромное значение в целях формирования  представлений о многообразии окружающего мира придаётся природной наглядности. Обязательным элементом занятия должна быть игра. Учитывая особенности  слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесённости слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя  и связной речи.

Совместная деятельность логопеда, воспитателя, тифлопедагога создаёт систему, которая обеспечивает речевую среду для школьного обучения. На сформированной речевой основе логопеды переходят к работе, по устранению речевых недостатков соответствующих речевому уровню ребёнка.

Проводится работа по устранению нарушений речи типа ринолалии, заикания, нарушений голоса,  которые встречаются у слепых и слабовидящих детей по общепринятым методикам, но с учётом дефекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53696. Евангельская легенда 50 KB
  Происхождение мать Иешуа –женщина сомнительного поведения отец –сириец родителей не помнит то есть Иешуа –нищий бродячий философ низкого происхождения. Отсутствие популярности в народе Иешуа когда он вошёл в Ершалаим никто в городе не знал.
53697. Образ весны в лирических произведениях 82 KB
  Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» Тип урока: комбинированный урок.
53698. Обучение технике старта и стартовому разгону 42.5 KB
  Цель урока: Формирование интереса детей к изучению легкоатлетических видов. Задачи урока: Формировать двигательные умения и навыки при выполнении старта и стартового разгона.
53699. Закрепление изученного материала по математике 72.5 KB
  Сегодня ребята мы вспомним с вами то, чему вы научились в этой четверти. Вы будете решать, и сравнивать числовые выражения, работать над задачами.
53701. ПЕРВООБРАЗНАЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ. СВОЙСТВА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА 138.5 KB
  Ввести понятие первообразной; доказать теорему о множестве первообразных для заданной функции применяя определение первообразной; ввести определение неопределенного интеграла; доказать свойства неопределенного интеграла; отработать навыки использования свойств неопределенного интеграла. Операция дифференцирования сопоставляет заданной функции F x ее...
53702. Нахождение неизвестного слагаемого 46 KB
  Как найти неизвестное слагаемое Чтобы найти неизвестное слагаемое надо от суммы отнять известное слагаемое Давайте вспомним компоненты вычитания. уменьшаемое вычитаемое разность В каких уравнениях неизвестное уменьшаемое к6=24 –Как найти неизвестное уменьшаемое Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность. –Как найти неизвестное вычитаемое Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого отнять разность. В каких уравнениях неизвестное вычитаемое 73х=70...
53703. «Комбинаторные задачи», 6 а класс 53.5 KB
  Цели урока: обобщить и систематизировать знания о комбинаторных задачах; повторить способы решения комбинаторных задач; совершенствовать навыки решения данных задач; развивать умение дискуссионной и групповой работы; развитие коммуникативных компетенций; формирование умений мыслить системно находить творческий подход в своей работе; умение создать и защитить минипроект по теме Комбинаторные задачи. Выставка творческих работ по теме...
53704. Скорость движения. Перевод скорости из одного наименования в другое 80.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить работу по усвоению понятия скорость. Научиться переводить скорость на основе различных заданий. С какой скоростью он шел 2 Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км ч.