46102

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Доклад

Медицина и ветеринария

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности – недоразвитие ВПФ а следовательно и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи связанные со своеобразием эмоциональноволевой сферы....

Русский

2013-11-19

32 KB

29 чел.

В 37. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ  В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР.

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре  речевого дефекта у детей с ЗПР определяется  тесной связью процессов развития речевой  и познавательной деятельности  ребёнка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности – недоразвитие ВПФ, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

3 группы детей с ЗПР  (Е.В.Мальцева):

1 группа – неправильное произношение 1 группы звуков. У них сформированы лишь простые формы фонематического анализа. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, легко вступают в контакт. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента.

2 группа – дети, у которых выявлено ФФН. Особенности речи у этих детей проявляются в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объёме словаря, в неточном употреблении слов. Связная речь находится на более низком уровне, чем у детей 1 группы.

3 группа – дети с системным недоразвитием всех компонентов речи.

Логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

  •  Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  •  Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  •  Формирование пространственных отношений.
  •  Коррекция нарушений моторного развития, особенно ручной и артикуляторной моторики.
  •  Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры.
  •  Развитие лексики.
  •  Формирование морфологической  и синтаксической системы языка.
  •  Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  •  Формирование анализа структуры предложений.
  •  Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Логопедическое воздействие носит комплексный и дифференцированный характер.

Особенности логопедической работы с детьми с УО (+ виды УО).

Нарушения фонетической стороны.

Речь монотонная, маловыразительная, лишена тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий. Слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий.

Нарушения лексики.

У УО детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления   слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над  активным, несформированность структуры значения слова, нарушение процесса  организации семантических полей. В словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера.  Употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов. Встречается неточное употребление слов. Пассивный словарь с трудом актуализируется.

Нарушения грамматического строя.

Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется  в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Выявляются искажения в употреблении падежей. Дети неправильно употребляют форму Р.п.  мн.ч. . допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Нарушения связной речи.

Становление связной речи у УО  осуществляется замедленно и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросоответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельной речи оказывается очень трудным и затягивается до старших классов вспомогательной школы. Особенно трудной является контекстная форма речи. Ситуативная речь осуществляется ими гораздо легче. УО дети часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события, т.е. они не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвёрнуты, фрагментарны. Более легко, чем рассказ осуществляется пересказ, но они пропускают важные части текста, передают содержание упрощённо.

Нарушения чтения у УО школьников.

Процесс овладения чтением у УО школьников протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.

В процессе овладения чтением УО проходят те же этапы, но длятся они в 3 раза дольше. Каждый этап характеризуется определёнными трудностями. Усвоение букв для первоклассников представляет наибольшую трудность. Особенно сложная задача – слияние звуков в слоги. Способность звукослогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Нарушения письма у  УО  школьников. сопровождается распространёнными орфографическими ошибками.

Дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

Логопедическая работа по развитию фонетических процессов.

Коррекция нарушений звукопроизношения у УО детей более длительный и сложный процесс, чем у детей с N. Наиболее длительным является процесс введения звука в речь, т.е. этап автоматизации. Основной причиной является особенность ВНД , отсутствие контроля за собственной речью. Коррекцию дефектов звукопроизношения следует связывать с развитием познавательной деятельности, формированием операций анализа, синтеза, сравнения. Широко используется метод сравнения правильного и неправильно произносимого звука. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти. Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, с развитием фонематической стороны, словаря, грамматического строя,. При работе с УО школьниками необходим учёт особенности протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы по коррекции звукопроизношения является её индивидуализация. Специфика и в планировании, занятия должны быть узкими, поставленные логопедом задачи должны быть доступны ребёнку.

Предварительный этап во вспомогательной школе более продолжительный, характеризуется иным содержанием. Проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Необходима работа над правильным речевым дыханием.

Развитие артикуляторной моторики проводятся в 2 направлениях: развитие кинетической основы движений и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала).

Особенность постановки звука – использование полимодальных афферентаций (зрительных,  слуховых, тактильных и тактильно-вибрационных ощущений).

На этапе автоматизации проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умение выделять звук в слове, определять его место. Рекомендуется работа по развитию просодической стороны речи.

Обязательным этапом является дифференциация звуков. Работа осуществляется в 2 направлениях: уточнение произносительной дифференциации звуков речи, развитие слуховой дифференциации.

Логопедическая работа по развитию лексической стороны.

Во время воздействия ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих цвета, форму, величину. Далее слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину  и др. Затем  отрабатываются прилагательные, образующиеся от существительных с помощью суффиксов.

Обогащение словаря осуществляется за счёт местоимений, числительных, наречий и других частей речи.  Важное место отводится работе над значением слова с постепенном переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи.

Большое значение имеет учёт онтогенетического принципа. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

Рекомендуется следующая последовательность работы над падежами: дифференциация ед. и мн.ч., В.п., Р.п., Д.п., Т.п., предложно-падежные конструкции, падежные формы мн.ч.

Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в н.вр., затем в пр.вр., затем в буд.вр..

Работу над словообразованием нужно начинать с уменьшительно-ласкательных форм, далее образование прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.

При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических отношений внутри речевого высказывания, которые постепенно усложняются и включаются в структуру предложения.

Логопедическая работа по развитию связной речи.

Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической.

В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи.

Развитие связной речи у УО должно быть связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе.

При устранении нарушений письменной речи необходимо учитывать особенности ВНД, психопатологические особенности детей с УО.

Т.о. логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями ВНД, психологическими особенностями УО, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28377. Понятие и субъекты патентного права 14.75 KB
  Понятие и субъекты патентного права. Патентное право в объективном смысле совокупность норм регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений полезных моделей и промышленных образцов установлением режима их использования материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и патентообладателей. Субъектами патентного права являются авторы изобретений полезных моделей и промышленных образцов патентообладатели а также другие лица не авторы...
28378. Объекты патентного права: понятие, признаки 14.67 KB
  Объектами патентного права являются изобретения полезные модели и промышленные образцы. Органом осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам Роспатент. В качестве изобретения согласно ст. Уровень техники служащий критерием новизны изобретения включает любые сведения ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
28379. Оформление права на изобретение, полезную модель, промышленный образец 15.02 KB
  Оформление права на изобретение полезную модель промышленный образец. Права на изобретение полезную модель и промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент на изобретение и промышленный образец и свидетельство на полезную модель патент. Документы которые должны быть в заявке: на изобретение: заявление о выдаче патента указываются автор лицо на имя которого испрашивается патент их местонахождение; полное описание изобретения; формула изобретения выражающая его сущность; чертежи и иные необходимые материалы; документ...
28380. Право автора и патентообладателей, их защита 13.61 KB
  Право автора и патентообладателей их защита. патентообладателей. Защита прав авторов и патентообладателей осуществляется как в судебном так и в адм. Административный порядок защиты прав авторов и патентообладателей предполагает их обращение в специальное подразделение федерального органа по интеллектуальной собственности.
28381. Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания, срок их действия 14.33 KB
  В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные изобразительные объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут регистрироваться существующие слова Camel– верблюд сочетания слов Веселый молочник искусственные слова CocaCola сочетания букв аббревиатуры – ВАЗ BMW ицифр газета 777. В качестве изобразительных товарных знаков выступают разнообразные рисунки и символы фирма Pringles использует в качестве товарного знака изображение усатого мексиканца компания...
28382. Оформление и использование права на товарный знак 14.49 KB
  Товарный знак подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Заявка должна содержать: заявление о регистрации товарного знака; заявляемое обозначение; перечень товаров в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; описание заявленного обозначения; документ подтверждающий уплату пошлины; устав коллективного знака если заявка подается на его регистрацию. При регистрации товарного знака производятся две экспертизы ...
28383. Гражданско-правовая защита прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания 15.01 KB
  Каждое лиц вступающее в гражданскоправовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права охраняемые законом интересы. Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав а не какойлибо государственный орган: гражданские права есть частные права. Выбирая юрисдикционную форму защиты лицо чьи права нарушены или оспариваются прибегает к помощи правоохранительных органов. Административноправовая защита может быть осуществлена...
28384. Понятие дипломатических средств передвижения и их иммунитеты 147.81 KB
  Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства как правило автомобильные воздушные и водные которые принадлежат арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения принадлежащими непосредственно представительству и средствами передвижения находящимися в...