46102

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Доклад

Медицина и ветеринария

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности недоразвитие ВПФ а следовательно и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи связанные со своеобразием эмоциональноволевой сферы....

Русский

2013-11-19

32 KB

30 чел.

В 37. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ  В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР.

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре  речевого дефекта у детей с ЗПР определяется  тесной связью процессов развития речевой  и познавательной деятельности  ребёнка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности – недоразвитие ВПФ, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

3 группы детей с ЗПР  (Е.В.Мальцева):

1 группа – неправильное произношение 1 группы звуков. У них сформированы лишь простые формы фонематического анализа. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, легко вступают в контакт. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента.

2 группа – дети, у которых выявлено ФФН. Особенности речи у этих детей проявляются в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объёме словаря, в неточном употреблении слов. Связная речь находится на более низком уровне, чем у детей 1 группы.

3 группа – дети с системным недоразвитием всех компонентов речи.

Логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

  •  Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  •  Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  •  Формирование пространственных отношений.
  •  Коррекция нарушений моторного развития, особенно ручной и артикуляторной моторики.
  •  Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры.
  •  Развитие лексики.
  •  Формирование морфологической  и синтаксической системы языка.
  •  Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  •  Формирование анализа структуры предложений.
  •  Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Логопедическое воздействие носит комплексный и дифференцированный характер.

Особенности логопедической работы с детьми с УО (+ виды УО).

Нарушения фонетической стороны.

Речь монотонная, маловыразительная, лишена тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий. Слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий.

Нарушения лексики.

У УО детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления   слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над  активным, несформированность структуры значения слова, нарушение процесса  организации семантических полей. В словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера.  Употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов. Встречается неточное употребление слов. Пассивный словарь с трудом актуализируется.

Нарушения грамматического строя.

Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется  в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Выявляются искажения в употреблении падежей. Дети неправильно употребляют форму Р.п.  мн.ч. . допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Нарушения связной речи.

Становление связной речи у УО  осуществляется замедленно и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросоответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельной речи оказывается очень трудным и затягивается до старших классов вспомогательной школы. Особенно трудной является контекстная форма речи. Ситуативная речь осуществляется ими гораздо легче. УО дети часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события, т.е. они не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвёрнуты, фрагментарны. Более легко, чем рассказ осуществляется пересказ, но они пропускают важные части текста, передают содержание упрощённо.

Нарушения чтения у УО школьников.

Процесс овладения чтением у УО школьников протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.

В процессе овладения чтением УО проходят те же этапы, но длятся они в 3 раза дольше. Каждый этап характеризуется определёнными трудностями. Усвоение букв для первоклассников представляет наибольшую трудность. Особенно сложная задача – слияние звуков в слоги. Способность звукослогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Нарушения письма у  УО  школьников. сопровождается распространёнными орфографическими ошибками.

Дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

Логопедическая работа по развитию фонетических процессов.

Коррекция нарушений звукопроизношения у УО детей более длительный и сложный процесс, чем у детей с N. Наиболее длительным является процесс введения звука в речь, т.е. этап автоматизации. Основной причиной является особенность ВНД , отсутствие контроля за собственной речью. Коррекцию дефектов звукопроизношения следует связывать с развитием познавательной деятельности, формированием операций анализа, синтеза, сравнения. Широко используется метод сравнения правильного и неправильно произносимого звука. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти. Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, с развитием фонематической стороны, словаря, грамматического строя,. При работе с УО школьниками необходим учёт особенности протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы по коррекции звукопроизношения является её индивидуализация. Специфика и в планировании, занятия должны быть узкими, поставленные логопедом задачи должны быть доступны ребёнку.

Предварительный этап во вспомогательной школе более продолжительный, характеризуется иным содержанием. Проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Необходима работа над правильным речевым дыханием.

Развитие артикуляторной моторики проводятся в 2 направлениях: развитие кинетической основы движений и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала).

Особенность постановки звука – использование полимодальных афферентаций (зрительных,  слуховых, тактильных и тактильно-вибрационных ощущений).

На этапе автоматизации проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умение выделять звук в слове, определять его место. Рекомендуется работа по развитию просодической стороны речи.

Обязательным этапом является дифференциация звуков. Работа осуществляется в 2 направлениях: уточнение произносительной дифференциации звуков речи, развитие слуховой дифференциации.

Логопедическая работа по развитию лексической стороны.

Во время воздействия ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих цвета, форму, величину. Далее слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину  и др. Затем  отрабатываются прилагательные, образующиеся от существительных с помощью суффиксов.

Обогащение словаря осуществляется за счёт местоимений, числительных, наречий и других частей речи.  Важное место отводится работе над значением слова с постепенном переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи.

Большое значение имеет учёт онтогенетического принципа. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

Рекомендуется следующая последовательность работы над падежами: дифференциация ед. и мн.ч., В.п., Р.п., Д.п., Т.п., предложно-падежные конструкции, падежные формы мн.ч.

Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в н.вр., затем в пр.вр., затем в буд.вр..

Работу над словообразованием нужно начинать с уменьшительно-ласкательных форм, далее образование прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.

При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических отношений внутри речевого высказывания, которые постепенно усложняются и включаются в структуру предложения.

Логопедическая работа по развитию связной речи.

Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической.

В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи.

Развитие связной речи у УО должно быть связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе.

При устранении нарушений письменной речи необходимо учитывать особенности ВНД, психопатологические особенности детей с УО.

Т.о. логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями ВНД, психологическими особенностями УО, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23474. III склонение. Основы на -ν 147.5 KB
  существительные имеющие асигматический именительный падеж с удлинением последнего гласного: ὁ ἡ γείτων gen. γείτονος сосед соседка ὁ ποιμήν gen. существительные с асигматическим именительным падежом распространившие конечный долгий гласный на все формы: ὁ ἀγών gen. ἀγῶνος собрание состязание борьба ὁ Ἕλλην gen.
23475. Aoristus (аорист) 107.5 KB
  а также при некоторых близких им по значению прилагательных и указывает на цену чеголибо за сколько достойный чего: πολλοῦ πωλεῖται продаётся за большие деньги ἄιος ἐπαίνου достойный похвалы ; τῶν πόνων πωλοῦσιν ἡμῖν πάντα τἀγάθ᾿ οἱ θεοί Xenoph. ᾐνιάμην говорить загадками выражаться туманно намекать на чтолибо асс. ἠκολούθηκα следовать за сопровождать коголибо чтолибо dat. ἠτύχηκα терпеть неудачу не достигать чеголибо gen.
23476. III склонение. Основы на заднеязычные (γ, κ, χ) 111.5 KB
  κόρα gen. αἴ gen. ὄνυ gen. Образцы склонения ὁ κόρα ворон ἡ αἴ коза ὁ ὄνυ ноготь коготь ὁ ἅρπα λύκος жадный волк основа κορᾰκ αἰγ ὀνῠχ ἁρπᾰγ singularis nominativus ὁ κόρα ἡ αἴ ὁ ὄνυ ὁ ἅρπα λύκος genetivus τοῦ κόρακος τῆς αἰγός τοῦ ὄνυχος τοῦ ἅρπαγος λύκου dativus τῷ κόρακι τῇ αἰγί τῷ ὄνυχι τῷ ἅρπαγι λύκῳ accusativus τὸν κόρακα τὴν αἶγα τὸν ὄνυχα τὸν ἅρπαγα λύκον vocativus ὦ κόρα ὦ αἴ ὦ ὄνυ ὦ ἅρπα λύκε pluralis nominativus οἱ κόρακες αἱ αἶγες οἱ ὄνυχες οἱ ἅρπαγες λύκοι genetivus τῶν κοράκων τῶν...
23477. III склонение. Основы на губные (β, π) 141 KB
  Расстояние от одного места до другого как далеко проходимое пространство какое расстояние а также дорога по которой ктолибо или чтолибо движется каким путём6 обозначаются в греческом языке винительным падежом без предлога accusativus spatii винительным протяжения в пространстве: ἀπέχει ἡ Πλάταια τῶν Θηβῶν σταδίους ἑβδομήκοντα Thuc. ᾐδέσθην стыдиться совеститься; чтить уважать коголибо асс. ἀπέχω быть удалённым отстоять находиться от чеголибо на расстоянии чеголибо gen. ἐβλάβην вредить комулибо чемулибо ...
23478. III склонение. Основы на переднеязычные (δ, τ, θ) 191 KB
  ἐλπίς gen. ἐσθής gen. κόρυς gen. Образцы склонения ἡ ἐλπίς надежда ἡ ἐσθής одежда ἡ κόρυς шлем ὁ τάπης ковёр основа ἐλπῐδ ἐσθητ κορῠθ τᾰπητ singularis nominativus ἡ ἐλπίς ἐσθής κόρυς ὁ τάπης genetivus τῆς ἐλπίδος ἐσθῆτος κόρυθος τοῦ τάπητος dativus τῇ ἐλπίδι ἐσθῆτι κόρυθι τῷ τάπητι accusativus τὴν ἐλπίδα ἐσθῆτα κόρυν κόρυθα τὸν τάπητα vocativus ὦ ἐλπί ἐλπίς ἐσθής κόρυ κόρυς ὦ τάπη τάπης pluralis nominativus αἱ ἐλπίδες ἐσθῆτες κόρυθες οἱ τάπητες genetivus τῶν ἐλπίδων ἐσθήτων κορύθων τῶν ταπήτων dativus...
23479. Coniunctivus (сослагательное наклонение) 131.5 KB
  Все времена сослагательного наклонения кроме перфекта впрочем малоупотребительного1 образуются посредством добавления к соответствующей основе глагольной или настоящего времени долгих тематических гласных ω η2 служащих показателем сослагательного наклонения и первичных личных окончаний при соединении которых получается следующий набор практических окончаний:3 activum medium singularis pluralis singularis pluralis 1 ω ωμεν ωμαι ωμεθα 2 ῃς ηις ητε ῃ ηαι ησαι ησθε 3 ῃ ηι ωσιν ηται ωνται Coniunctivus...
23480. Optativus (желательное наклонение) 198.5 KB
  На русский язык формы желательного наклонения вне контекста либо не переводят вовсе либо используют частицу о если бы: например παιδεύοιμεν praes. Все времена желательного наклонения кроме перфекта впрочем малоупотребительного1 образуются посредством добавления к соответствующей основе глагольной или настоящего времени суффикса ι ιη2 служащего показателем желательного наклонения и вторичных личных окончаний. Optativus praesentis activi mediipassivi желательное наклонение настоящего времени действительного и среднего...
23481. Фонетика и графика 457.5 KB
  sing 4 Δ δ δέλτα дельта [d] [д] 5 Ε ε ἒ ψιλόν3 эпсилон [e] краткий [э] краткий 6 Ζ ζ ζῆτα зета [zz]4 [зз] 7 Η η ἦτα эта [e] долгий открытый [э] долгий открытый 8 Θ θ θῆτα тхета [tʰ] [тˣ] 9 Ι ι ἰῶτα йота [i] долгий и краткий [и] долгий и краткий 10 Κ κ κάππα каппа [k] [к] 11 Λ λ λάμβδα ламбда [l] [л] 12 Μ μ μῦ мю [m] [м] 13 Ν ν νῦ ню [n] [н] 14 Ξ ῖ кси [x] [кс] 15 Ο ο ὂ μικρόν5 омикрон [o] краткий [o] краткий 16 Π π πῖ пи [p] [п] 17 Ρ ρ ῥῶ рхо [r]; [rʰ] в начале слова6 в двойном ρρ7 в середине слова после φ θ χ [р]; [рˣ] в начале слова...
23482. Глагол (ῥῆμα, verbum) 142.5 KB
  С категорией вида тесно связана в греческом языке категория времени χρόνος tempus в рамках которой помимо свойственного всем языкам разделения на настоящее прошедшее и будущее времена противопоставлены друг другу в зависимости от видовой характеристики обозначаемого глаголом действия. Категория времени включает в себя семь времён: 1. будущее μέλλων futurum III обозначает любое будущее действие вне зависимости от характера его протекания и соответствует русскому будущему времени как совершенного так и несовершенного вида: παιδεύσω...