46104

Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи. дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Первоначально в д с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи затем организованы группы для детей с более сложными заикание ОНР. Д с яслисады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясляхсадах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.

Русский

2013-11-19

42 KB

32 чел.

В 39. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

Логопедическая помощь в системе образования.

1. дошкольные учреждения для детей с  нарушениями речи.

Первоначально в д/с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи, затем организованы группы для детей с более сложными (заикание, ОНР). Д/с, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования,  в ведении которых  находятся указанные дошкольные учреждения.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными речевыми нарушениями в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

 В ДОУ для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

*своевременным обследованием детей;

*рациональным составлением расписания занятий;

*планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

*наличием планов фронтальных занятий;

*оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;

*совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются  в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной  и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Дошкольное учреждение  обеспечивает предупреждение дальнейшего развития дефекта.

2. детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Группы ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комплектуются с учетом возраста.

Наполняемость группы -10-12 человек.

Прием детей проводится ежегодно с 1агуста по 1сентября. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению  медико-психолого-педагогической комиссии переводятся в соответствующие типы школ.

 Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правильной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые  и индивидуальные занятия, ведет соответствующую документацию.

3.дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения.

В данные учреждения принимаются дети с нарушениями зрения в возрасте от 2 до 7 лет, имеющие выраженное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении.

Наполняемость дошкольных групп для слепых детей – 10 человек, для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие, -12-15 человек.

Знакомство с  детьми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояние связной речи, сформированности грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; проводится исследование общей и речевой моторики). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования. По форме логопедические занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми. Коррекция речевого развития осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в данном ДОУ.

4. детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей.

Основным типом ДОУ для умственно отсталых детей является д/с (детский дом). Группы комплектуется с учетом возраста.

Наполняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта – 10-12 человек.

Систематическая логопедическая работа проводится на фронтальных занятиях по развитию речи в соответствии    с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуется не менее 3 раз в неделю.

Содержание коррекционной работы:

*постановка и автоматизация звуков родного языка;

*работа над плавностью речи;

* дыханием;

*ударением;

*над уточнением  и расширением  словаря;

*практическим употреблением грамматических конструкций;

*формирование связной речи.

5.Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. (ТНР) (Vвида).

Школа для детей с ТНР – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

Наряду с задачами общеобразовательной школы выдвигаются в специфические задачи:

*преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

*устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

*профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В 1 отделение школы принимаются дети  с диагнозом:алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в ОО школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во 2 отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикание при нормальном развитии речи.

Предельная наполняемость классов  12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются 2 коррекционные задачи:1) труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности;

2)социализация.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, особенно на уроках родного языка. Выделены  специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю(15-20 минут).  Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в ОО школу. Учителя, воспитатели и логопеды школы совместно в процессе учебной  и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей.

6.Логопедическая работа во вспомогательной школе.

В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель – логопед является членом МППК. В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка. Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса. Всех детей логопед отмечает в специальном журнале учета. Для каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта. Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

7.Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах.

Логопедические пункты - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.  

Основные задачи логопункта:

 *исправить недостатки речи у учащихся;

*пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

*своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся. Имеющие недостатки звукопроизношения. Заикание, нарушения чтения и письма, Нередко выраженное общее недоразвитие речи.

На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопункте занимается 18-25 человек, на сельском- 15-20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения -1.5-2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Родители  присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещением занятий и выполнением заданий. Родители могут присутствовать  на логопедических занятиях.

             Логопедическая помощь в системе здравоохранения

1.Логопедический кабинет при детской поликлиники.

Основное звено  в системе здравоохранения. Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению  о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления работы:

1.педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится  на систематических и консультативных  занятиях.

2.диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3.участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4.проведение логопедической санитарно-просветительской работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями д/с, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

2. Специализированные ясли для детей с нарушениями речи.

Являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов. Отбор  в ясли проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра, логопеда. Документация: выписка из истории болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере з/п.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

1)для детей с задержкой речевого развития в течение года по мере освобождения мест;

2)для заикающихся - один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

Противопоказания к приему:

*выраженная УО;

*судорожные припадки;

*грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет.

Группы комплектуются по речевому дефекту.

3.Специализированный дом ребенка.

Основной задачей логопеда является профилактика отклонений в речевом развитии (начиная с доречевого периода - от 3 месяцев и до 1года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед: принимает активное участие в МППК;

обследует всех детей, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий;

ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп по подгруппам и индивидуально

оценивает эффективность обучения.

4. Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа.

Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет – в школьный психоневрологический санаторий.

Показания для направления детей:

*неврозы и невротические и формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения ЦНС; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

*общее  недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, ринолалия, дислалия; ЗРР; заикание; мутизм.

Срок пребывания в санатории- 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория - проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции  речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:

*лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;

*рациональное питание;

*психотерапия; * ритмика;*трудотерапия;*медикаментозная терапия;

*логопедические коррекционные занятия;

5. Логопедическая помощь взрослому населению.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1.стационарного (неврологические отделения при больницах)

2.полустационарного (кабинет трудотерапии)

3.амбулаторно (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4-6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца.  Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуального логопедического занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапии.

Комплексное обследование и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30482. Страхова послуга та особливості її реалізації 277 KB
  В умовах розвитку ринкових відносин, зростання конкуренції великого значення набувають питання забезпечення функціонування субєктів господарювання від наявних і потенційних загроз, створення дієвої системи захисту їх від впливу можливих негативних факторів.
30483. МОДЕЛИ ПЛАСТОВ И ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ 1.99 MB
  Под моделью в широком научном смысле этого слова понимают реально или мысленно созданную структуру, воспроизводящую или отражающую изучаемый объект. Название модель происходит от латинского слова modulus, что означает «мера, образец»
30484. Физиология сенсорных систем. Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем 31.17 KB
  Живой организм постоянно подвержен воздействиям внешней среды. В самом живом организме тоже постоянно происходят изменения. И его существование невозможно, если он не будет получать постоянно информацию о всех изменениях во внешней и внутренней среде и во всех частях тела.
30485. Интерфейс на основе жестов для манипулирования трёхмерными виртуальными объектами и его применение в системах научной визуализации 43.5 KB
  Развитие вычислительных систем позволяют проводить моделирование сложных физических процессов со всё большей точностью. Однако увеличение объема вычисляемых данных приводит к усложнению обработки полученных сведений...
30486. Физиология кожной, двигательной, висцеральной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем 43.01 KB
  Теории кожной чувствительности многочисленны и во многом противоречивы. Наиболее распространенным является представление о наличии специфических рецепторов для 4 основных видов кожной чувствительности: тактильной, тепловой
30487. Краткие обзоры программных средств 85.5 KB
  В настоящее время на этапах разведки и разработки месторождений нефти и газа все более широкое применение получают компьютерные технологии комплексной интерпретации всей геолого-геофизической информации с целью построения цифровых геолого-промысловых моделей месторождений.
30488. Башкортостан в XIX веке 337.6 KB
  После вторжения наполеоновской армии намного расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были и добровольцы. Среди них башкиры братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы, юртовый старшина Абуталип Абдрахманов с сыном Сагитом
30489. Использование сетевых ресурсов в управлении крупными коммуникативными проектами 25.85 KB
  Деятельность отделов по СсО и рекламе, чаще всего, реализуется в форме проектов. Даже в не слишком сложных проектах возникают проблемы, которые проявляются в срыве сроков, превышении смет, конфликтах внутри команды проекта и др
30490. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ 807 KB
  Совокупность основных особенностей естественных геофизических полей, сейсмической волновой картины и геоэлектрического разреза составляет общую геофизическую характеристику каждого конкретного района. Другим информационным комплексом, используемым разведочной геофизикой, являются физические свойства горных пород.