46104

Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи. дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Первоначально в д с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи затем организованы группы для детей с более сложными заикание ОНР. Д с яслисады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясляхсадах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.

Русский

2013-11-19

42 KB

35 чел.

В 39. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

Логопедическая помощь в системе образования.

1. дошкольные учреждения для детей с  нарушениями речи.

Первоначально в д/с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи, затем организованы группы для детей с более сложными (заикание, ОНР). Д/с, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования,  в ведении которых  находятся указанные дошкольные учреждения.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными речевыми нарушениями в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

 В ДОУ для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

*своевременным обследованием детей;

*рациональным составлением расписания занятий;

*планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

*наличием планов фронтальных занятий;

*оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;

*совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются  в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной  и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Дошкольное учреждение  обеспечивает предупреждение дальнейшего развития дефекта.

2. детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Группы ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комплектуются с учетом возраста.

Наполняемость группы -10-12 человек.

Прием детей проводится ежегодно с 1агуста по 1сентября. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению  медико-психолого-педагогической комиссии переводятся в соответствующие типы школ.

 Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правильной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые  и индивидуальные занятия, ведет соответствующую документацию.

3.дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения.

В данные учреждения принимаются дети с нарушениями зрения в возрасте от 2 до 7 лет, имеющие выраженное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении.

Наполняемость дошкольных групп для слепых детей – 10 человек, для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие, -12-15 человек.

Знакомство с  детьми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояние связной речи, сформированности грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; проводится исследование общей и речевой моторики). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования. По форме логопедические занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми. Коррекция речевого развития осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в данном ДОУ.

4. детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей.

Основным типом ДОУ для умственно отсталых детей является д/с (детский дом). Группы комплектуется с учетом возраста.

Наполняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта – 10-12 человек.

Систематическая логопедическая работа проводится на фронтальных занятиях по развитию речи в соответствии    с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуется не менее 3 раз в неделю.

Содержание коррекционной работы:

*постановка и автоматизация звуков родного языка;

*работа над плавностью речи;

* дыханием;

*ударением;

*над уточнением  и расширением  словаря;

*практическим употреблением грамматических конструкций;

*формирование связной речи.

5.Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. (ТНР) (Vвида).

Школа для детей с ТНР – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

Наряду с задачами общеобразовательной школы выдвигаются в специфические задачи:

*преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

*устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

*профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В 1 отделение школы принимаются дети  с диагнозом:алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в ОО школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во 2 отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикание при нормальном развитии речи.

Предельная наполняемость классов  12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются 2 коррекционные задачи:1) труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности;

2)социализация.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, особенно на уроках родного языка. Выделены  специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю(15-20 минут).  Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в ОО школу. Учителя, воспитатели и логопеды школы совместно в процессе учебной  и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей.

6.Логопедическая работа во вспомогательной школе.

В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель – логопед является членом МППК. В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка. Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса. Всех детей логопед отмечает в специальном журнале учета. Для каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта. Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

7.Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах.

Логопедические пункты - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.  

Основные задачи логопункта:

 *исправить недостатки речи у учащихся;

*пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

*своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся. Имеющие недостатки звукопроизношения. Заикание, нарушения чтения и письма, Нередко выраженное общее недоразвитие речи.

На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопункте занимается 18-25 человек, на сельском- 15-20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения -1.5-2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Родители  присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещением занятий и выполнением заданий. Родители могут присутствовать  на логопедических занятиях.

             Логопедическая помощь в системе здравоохранения

1.Логопедический кабинет при детской поликлиники.

Основное звено  в системе здравоохранения. Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению  о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления работы:

1.педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится  на систематических и консультативных  занятиях.

2.диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3.участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4.проведение логопедической санитарно-просветительской работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями д/с, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

2. Специализированные ясли для детей с нарушениями речи.

Являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов. Отбор  в ясли проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра, логопеда. Документация: выписка из истории болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере з/п.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

1)для детей с задержкой речевого развития в течение года по мере освобождения мест;

2)для заикающихся - один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

Противопоказания к приему:

*выраженная УО;

*судорожные припадки;

*грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет.

Группы комплектуются по речевому дефекту.

3.Специализированный дом ребенка.

Основной задачей логопеда является профилактика отклонений в речевом развитии (начиная с доречевого периода - от 3 месяцев и до 1года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед: принимает активное участие в МППК;

обследует всех детей, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий;

ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп по подгруппам и индивидуально

оценивает эффективность обучения.

4. Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа.

Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет – в школьный психоневрологический санаторий.

Показания для направления детей:

*неврозы и невротические и формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения ЦНС; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

*общее  недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, ринолалия, дислалия; ЗРР; заикание; мутизм.

Срок пребывания в санатории- 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория - проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции  речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:

*лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;

*рациональное питание;

*психотерапия; * ритмика;*трудотерапия;*медикаментозная терапия;

*логопедические коррекционные занятия;

5. Логопедическая помощь взрослому населению.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1.стационарного (неврологические отделения при больницах)

2.полустационарного (кабинет трудотерапии)

3.амбулаторно (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4-6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца.  Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуального логопедического занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапии.

Комплексное обследование и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41820. Матричные операции. Применение стандартных функций Excel для работы с матрицами 277.1 KB
  Ответьте на контрольные вопросы. Порядок выполнения: Поместим матрицу А и вектор b в блоки 2:C4 и E2:E4 соответственно рис. Выполните все приведенные ниже задания используя описанные способы и сравните с ответом Сложить матрицы Исходные матрицы Ответ Вычислить линейную комбинацию матриц Линейные комбинации Ответ 1 MN 2 2M2NP Вычислить определитель det матриц Исходные матрицы Ответ det=1 det=0 Вычислить обратную матрицу Исходные матрицы Ответ T1обр= 054918 0008197 0606557 0098361 0016393 0213115 011475 0147541...
41821. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет СМИ, Интернет-библиотекой 500.57 KB
  Изучение функциональной структуры web-браузеров и уметь выполнять навигацию по гиперссылкам, открытие, просмотр и загрузку различных информационных ресурсов. Научиться оформлять заказы в Интернет-магазине. Изучить принцип работы Интернет-библиотеки и Интернет-СМИ.
41822. Инструмент Roughen Brush (Огрубление) 91.22 KB
  Инструмент Roughen Brush Огрубление позволяет превратить объект с гладким контуром в рваный с острыми зубцеобразными краями. Инструмент Roughen Brush Огрубление можно применять к фигурам представляющим собой кривую Безье. Если фигура не является кривой Безье то при попытке применить к ней инструмент Roughen Brush Огрубление программа предложит автоматически преобразовать объект в кривую Безье.
41823. Исследование особенностей и способов поиска правовой информации в СПС КОДЕКС 46.72 KB
  38 Кто руководит Конституционным судом Российской Федерации Найдите и вставьте в данный документ фотографию этого чиновника. Зорькин Валерий Дмитриевич Найдите координаты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.9 Сколько документов на сегодняшний день содержится в системе Сколько новых документов появилось в разделе международное право Всего 959376 В Международном праве 238 Сколько новостей в январе 2013 года...
41824. Программирование алгоритмов формирования и обработки двумерных массивов 79.24 KB
  Выполнения данной лабораторной работы состоит в изучении средств, приемов и получении практических навыков разработки, написания и отладки программ формирования и обработки двумерных массивов Click Dim m n s Integer Dim L s Single m = vvodTextBox1 n = vvodTextBox2 Dim Km n s Single postroenie_Km n K vivodMssm n K ListBox1 L = crete_Lm n K vivodMssm n L ListBox2 End Sub Function vvodByVl T s TextBox s Integer Return VlT.Text End Function Sub vivodMssByVl m s Integer ByVl n s Integer ByVl s Single ByRef ListBox s ListBox...
41825. Работа с данными в программе Microsoft Excel 277 KB
  Цель данной лабораторной работы - научиться создавать с помощью пакета Excel тип рабочей таблицы, соответствующий базе данных. А также научиться работать с данными таблицы Excel как с базой данных.
41826. Решение задачи аппроксимации исходных данных 47 KB
  В окне Algebra1 решаем исходное уравнение ( команда Solve→Expression), выбираем численные значение корней (Numerically) и, указывая ОИК, находим равенство: Проверить найденные значения корней.
41827. Система питания двигателя Зил-138 от газаоболонной установки 218.85 KB
  В цилиндрическом корпусе 24 редуктора размещены камера А первой ступени камера Б второй ступени и кольцеобразная камера В вакуумного разгружателя.Одна из стенок камеры первой ступени образована резиновой диафрагмой 5 края которой зажаты между корпусом редуктора и крышкой 4.В камере второй ступени находится зажатая по окружности между верхней частью корпуса и крышкой 36 диафрагма 37. Ее центральная часть соединена рычагом 29 с клапаном 9 второй ступени.
41828. Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели 163.07 KB
  LINE х1 у1х2 у2 c–оператор изображающий отрезок прямой х1 у1 начало отрезка х2 y2 конец отрезка c номер цвета. LINE х1 у1х2 у2 c B– оператор изображающий прямоугольник со сторонами параллельными осями координат. LINE х1 у1х2 у2 c BF– оператор изображающий закрашенный прямоугольник c номер цвета.146 6 Перемещение начала координат в центр экрана LINE 3.