46105

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Доклад

Медицина и ветеринария

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...

Русский

2013-11-19

21.5 KB

5 чел.

В 40.  Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)-нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся  тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Занимались: Левина Р.Е., Боксис Р.М., Лурия А.Р.)

Состояние фонематического  развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

 Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, в этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

  Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

  •  замена звуков более простыми по артикуляции (с и ш заменяются звуком ф);
  •  некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи  не употребляет или заменяет.(произносят слова шуба, собака, но в связной речи наблюдается смешение звуков си ш);
  •  несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук шь вместо ш);
  •  наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Уровни нарушенного звукопроизношения:

1.звук нарушен постоянно –полная невозможность произнести звук;

2.наличие изолированного звука, но невозможность произнести его в словах…;

3.смешение звуков.

Организация коррекционной работы с детьми с ФФН в условиях массового  д/с.

35 нуждающихся детей- логопункт. Работа логопункта включает 2 направления:

         1.коррекционная работа;

         2.профилактика.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

*развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

*воспитание у детей умения правильно составлять простые  распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

*развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

*развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

*развитие произвольного внимания и памяти.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается нас слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.Большое внимание уделяется гласным звукам, правильное их произношение играет большую роль при анализе звукового состава слова.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению  сознательного чтения и письма.

В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте.

  К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Коррекция ФФН у детей школьного возраста.

Система коррекционного обучения детей с ФФН в условиях школьного логопедического пункта предусматривает  единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10605. Метод конечных элементов. Прямое построение глобальной матрицы жесткости 124.5 KB
  Метод конечных элементов Прямое построение глобальной матрицы жесткости Метод построения глобальной матрицы жесткости весьма неэффективен при использовании цифровой вычислительной машины. Эта неэффективность объясняется тем что матрица жесткости отдельного эл...
10606. Решение МКЭ тепловой задачи для цилиндра. Алгоритм расчета 635.5 KB
  Решение МКЭ тепловой задачи для цилиндра. Алгоритм расчета Математическая модель линейной задачи теплопроводности с внутренним тепловыделением в цилиндрических координатах имеет вид: 1 с граничными условиями:
10607. Электродуговой нагрев. Общие положения. Постановка тепловой задачи. Методы решения. Устойчивость дуги 292.5 KB
  Электродуговой нагрев. Общие положения. Постановка тепловой задачи. Методы решения. Устойчивость дуги Электрическая дуга представляет собой один из видов электрических разрядов в газах при котором наблюдается прохождение электрического тока через газовый промежут...
10608. Электроэрозионная обработка материалов. Теория электротепловых процессов 79.5 KB
  Электроэрозионная обработка материалов. Теория электротепловых процессов Производительность и точность электроискровой обработки чистота обработанной поверхности определяются многими факторами. Важнейшими из них являются параметры электрической схемы обуслов
10609. Особенности цифрового управления процессами 196.25 KB
  Исторический обзор. Понятие системы. Особенности цифрового управления процессами Первый пример практического применения управляющей ЭВМ относится к 1959 году он связан с работой нефтехимического завода компании Texaco в городе Порт Артур штат Техас. Компания Texaco выпо...
10610. Управление на основе последовательного программирования. Управление на основе прерываний. Управление последовательностью событий и бинарное управление 480.38 KB
  Управление на основе последовательного программирования. Управление на основе прерываний. Управление последовательностью событий и бинарное управление Попытаемся проанализировать следующую проблему: могут ли задачи управления в реальном времени решаться с помощь...
10611. Генерация опорного значения. Системы, содержащие несколько контуров управления 107.1 KB
  Генерация опорного значения. Системы содержащие несколько контуров управления. Взаимосвязанные системы. Критичные по времени процессы. Сбор данных измерений и обработка сигналов. Топология информационных потоков. Интерфейс оператора. Системная интеграция и надежность...
10612. Модели, применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей 234.16 KB
  Модели применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей. Непрерывные модели динамических систем. Уравнения состояния. Нелинейные системы. Численное моделирование динамических систем. Проблема слишком большого шага. Дискретные модели динам
10613. Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики 195.59 KB
  Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики. Обработка сигналов. Дискретизация сигналов. Преобразование аналоговых и цифровых сигналов. Обработка измерительной информации. Аналог...