46105

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Доклад

Медицина и ветеринария

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...

Русский

2013-11-19

21.5 KB

5 чел.

В 40.  Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)-нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся  тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Занимались: Левина Р.Е., Боксис Р.М., Лурия А.Р.)

Состояние фонематического  развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

 Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, в этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

  Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

  •  замена звуков более простыми по артикуляции (с и ш заменяются звуком ф);
  •  некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи  не употребляет или заменяет.(произносят слова шуба, собака, но в связной речи наблюдается смешение звуков си ш);
  •  несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук шь вместо ш);
  •  наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Уровни нарушенного звукопроизношения:

1.звук нарушен постоянно –полная невозможность произнести звук;

2.наличие изолированного звука, но невозможность произнести его в словах…;

3.смешение звуков.

Организация коррекционной работы с детьми с ФФН в условиях массового  д/с.

35 нуждающихся детей- логопункт. Работа логопункта включает 2 направления:

         1.коррекционная работа;

         2.профилактика.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

*развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

*воспитание у детей умения правильно составлять простые  распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

*развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

*развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

*развитие произвольного внимания и памяти.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается нас слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.Большое внимание уделяется гласным звукам, правильное их произношение играет большую роль при анализе звукового состава слова.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению  сознательного чтения и письма.

В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте.

  К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Коррекция ФФН у детей школьного возраста.

Система коррекционного обучения детей с ФФН в условиях школьного логопедического пункта предусматривает  единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58436. Религия 47.5 KB
  Религия как форма мировоззрения; Структура и функции религии; Виды религий; Веротерпимость и свобода совести. Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов...
58437. ООН и международные организации в области народонаселении 360 KB
  Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире, Египет, в 1994 году, позволила Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА)
58438. Религия древних греков 67 KB
  Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.
58439. Добрый Пастырь 225 KB
  Пояснить им что как пастух любит и заботится о своих овцах так Иисус любит нас даже знает каждого из нас по имени. Словарная работа: Пастырь – пастух овец Ход урока: 1. Мотивация Необходимые материалы: картинка с изображением пастуха и овечки иллюстрации снаряжения пастуха. Вниманию детей предлагаем картинку с изображением пастуха.
58440. Все починається з мами 45.5 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання, збагачувати активний словниковий запас; виховувати любов і повагу до матері красою художнього слова.
58441. Повторення теми «Одяг» 32 KB
  Мета. Повторити ЛО теми. Навчати діалогічного мовлення за темою. Практикувати у відповіді на запитання Whose is this? Увести та активізувати присвійні займенники в абсолютному відмінку
58443. Ляльки. Одяг 68 KB
  Take the short dress and colour it blue. Take the big boots and colour them black. Take the small shoes and colour them red. Take the new trousers and colour them grey.
58444. Герої мультфільмів 36 KB
  Jane came to visit Vicky. Look at picture b. What are they doing? Do you know this cartoon? Do you like it? Who are the characters in this cartoon? Do Jane and Vicky like it?icture. This is Sue again. Whats she wearing?