46105

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Доклад

Медицина и ветеринария

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...

Русский

2013-11-19

21.5 KB

5 чел.

В 40.  Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)-нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся  тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Занимались: Левина Р.Е., Боксис Р.М., Лурия А.Р.)

Состояние фонематического  развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

 Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, в этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

  Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

  •  замена звуков более простыми по артикуляции (с и ш заменяются звуком ф);
  •  некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи  не употребляет или заменяет.(произносят слова шуба, собака, но в связной речи наблюдается смешение звуков си ш);
  •  несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук шь вместо ш);
  •  наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Уровни нарушенного звукопроизношения:

1.звук нарушен постоянно –полная невозможность произнести звук;

2.наличие изолированного звука, но невозможность произнести его в словах…;

3.смешение звуков.

Организация коррекционной работы с детьми с ФФН в условиях массового  д/с.

35 нуждающихся детей- логопункт. Работа логопункта включает 2 направления:

         1.коррекционная работа;

         2.профилактика.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

*развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

*воспитание у детей умения правильно составлять простые  распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

*развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

*развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

*развитие произвольного внимания и памяти.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается нас слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.Большое внимание уделяется гласным звукам, правильное их произношение играет большую роль при анализе звукового состава слова.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению  сознательного чтения и письма.

В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте.

  К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Коррекция ФФН у детей школьного возраста.

Система коррекционного обучения детей с ФФН в условиях школьного логопедического пункта предусматривает  единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71905. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 16.75 KB
  Можно выделить 3 главные модели научно-технического развития: Страны ориентированные на лидерство в науке на реализацию крупномасштабных целевых проектов охватывающие все стадии производственного цикла.
71908. Защита еловека от биологического действия электромагнитного и ионизирующего излучений 180.25 KB
  Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения включая персонал от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности...
71909. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 177 KB
  Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
71910. Последствия употребления генетически модифицированных продуктов для здоровья человека 42.76 KB
  Число жителей Земли за последнее столетие увеличилось с 1.5 до 5.5 млрд. человек, а к 2020 году предполагается вырост до 8 млрд., таким образом возникает огромная проблема, стоящая перед человечеством. Эта проблема заключается в огромном увеличение производства продуктов питания...
71911. Измерение времени 42.45 KB
  Историки отсчитывают время столетиями геологи миллионами лет. Уже пещерный человек знал что от восхода до захода Солнца либо между двумя моментами стояния Солнца в зените проходит примерно одинаковое время и называли его сутками.
71912. Лавуазье и первая попытка систематизации химических элементов 39.49 KB
  Достижения Лавуазье в науке многообразны: он изменил всю иерархию химических соединений в результате чего те вещества которые считались простыми например вода оказались сложными и наоборот те что полагали сложными скажем металлы заняли свое место в Таблице простых тел...
71913. Волоконно-оптическая связь 201.08 KB
  Структура оптоволоконного кабеля очень проста и похожа на структуру коаксиального электрического кабеля только вместо центрального медного провода здесь используется тонкое диаметром порядка 110 мкм стекловолокно а вместо внутренней изоляции стеклянная или пластиковая оболочка...