46106

Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития

Доклад

Медицина и ветеринария

Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...

Русский

2013-11-19

30 KB

4 чел.

В 41. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития. Дифференциальная диагностика, направления логопедической работы.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

 ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Выделены три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.

Компоненты речи

 I уровень речевого развития

II уровень

IIIуровень

IV уровень

1.речевая активность

низкая

возрастает

Высокая, наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамм. и фон-фонем недоразвития

Высокая, овладели фразовой речью

2.понимание речи

Недостаточное из-за плохого понимания грамматических форм.

Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (оттенков значения однокоренных слов)

Значительно развивается и приближено к норме, но недостаточное понимание изменений значенияслов, выражаемых приставками, суффиксами;

Трудности в различении числа, рода; непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

3.пассивный словарь

Шире активного

Развивается параллельно с другими компонентами, шире активного

_*_

4.активный словарь

Состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний, звуковых комплексов. рост словаря не дает фразообразования

Отстает от возрастной нормы.

Преобладают сущ. Вместо части предмета называют сам предмет. Незнание обобщающих слов.

Преобладают сущ. и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качество, признак

Состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования.

Общеупотребительная

Норма. владеют синтезом, анализом. дают оценочную характеристику. затруднено понимание многозначных слов

5.мимика

Широко используют мимику, жесты

Используют реже, адекватное использование

6.

грамматический строй речи

7.

Звукопроизношение

*не используют морфологические элементы

*преобладание корневых слов, отсутствие флексий;

*фраза - лепетная речь;

*нет понимания грамм изменения слова;

*нет различения ед.-мн.ч. сущ.; прош.вр. гл.; м-ж род;

*нет понимания значения предлогов;

*трудности словообразования по подражанию

*нестойкое фонетическое оформление;

*произношение звуков носит диффузный характер;

*число дефектных звуков больше правильно произносимых;

*противопоставление по глас-согл, нос-рот, фрикат-взрывные

Ведущий дефект.

*пользуются простым предложением;

*смешение падежных форм;

*преобладание употребления сущ. в И.п., а гл. в начальной форме или 3лице мн.ч. настоящего времени;

*отсутствие согласования прилаг с сущ. и числите с сущ.;

*опускание предлогов;

*затруднено морфологическое членение фразы;

*неустойчивы аграмматизмы

*многочисленные искажения, смешения, замены;

*нарушено произношение мягк-тв, зв-глух, шип-свист. аффрикатов;

*преобладают простые распространенные предложения;

*ошибки в согласовании числит-прил с сущ. в роде, числе. Падеже;

*ошибки в использовании простых и сложных предлогов;

*недифференцированное произнесение звуков: один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы (сь-ш, с, ч);

*нестойкие замены, смешения

Ошибки:

*в употреблении Р.п. мн. ч;

*несклоняемые сущ;

*неправильное употребление разноспрягаемых глаголов;

*несовершенство предлож.конструкций;

*используют с/с предложения;

*не употребляют союзы;

*недостаточная дифференциация звуков

8. слоговая

структура

Ограниченная способность восприятия и воспроизведение слоговой структуры слова

Перестановка слогов, звуков, замены, уподобление слогов

Сокращение количества слогов, перестановка, замены звуков, сокращение при стечении согласных

Искажение звукоанполняемости слов

9. фонематическое восптриятие

Недостаточно неподготовлено к овладению звуковому анализу и синтезу.

Направления  работы при ОНР.

1.развитие понимания речи.

2.развитие ВПФ, связанных с речью

3.совершенствование звуковой стороны речи:

*ФОРМИРОАВНИЕ Звукопроизношения

*РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

-дифференциация звуков-звуковой анализ и синтез-слоговая структура слов

4.совершенствование смысловой(лексико-грамматической) стороны речи

*обогащение словарного запаса*совершенствование грамматического строя речи*связная речь

5.формирование речемыслительной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77584. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК 172.5 KB
  Определить состав документации устанавливающий требования ограничения и рекомендации необходимые для результативного выполнения процесса. Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.
77585. Разработка документации СМК 122.5 KB
  Существует еще одна категория, неявно упоминаемая в стандарте. Это - специальные формы. Назначение этих форм - предоставить руководящие указания или инструктировать относительно регистрации данных по качеству, в частности, какую информацию следует заносить в них.
77586. Содержание обязательных документированных процедур 83.5 KB
  В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.
77587. Внедрение и опытная апробация СМК 39 KB
  Внедрение СМК может начинаться с издания приказа о введении в действие документов СМК. Датой введения в действие СМК считается дата утверждения Политики, Руководства по качеству и процедуры по разработке и введению в действие внутренних документов.
77588. ТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 719.5 KB
  Стремительный рост общей численности населения планеты совместно с усилением техногенных воздействий на окружающую среду существенно меняют ход глобальных природных процессов на Земле.
77589. Триггеры. Не тактируемые и тактируемые триггеры 231 KB
  Устройство имеющее два устойчивых состояния называют триггером. С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные.
77590. Андрей Тимофеевич Болотов 53.56 KB
  Так, например, обстоит дело с определением места в истории нашей страны Андрея Тимофеевича Болотова. Выдающийся деятель, внесший неоценимый вклад в развитие науки и культуры, основоположник русской сельскохозяйственной науки, к сожалению, до сих пор не получил должного признания своих заслуг.
77591. Тэер Альбрехт Даниель (1752-1828) - немецкий агроном. Автор гумусовой теории питания растений 224.26 KB
  Альбрехт Тэер родился 14 мая 1752 года в семье врача, служившего при дворе ганноверского курфюрста. В молодости пошёл по стопам отца, окончил медицинский факультет университета в Гёттингене (1774). По возвращении в родной Целле получил по наследству должность личного врача курфюрста Ганновера Георга III.
77592. Устройства печати 2.15 MB
  По принципу переноса изображения на носитель: литерные; матричные; лазерные; струйные; сублимационные; По количеству цветов печати: чёрно-белые монохромные; цветные. Основная часть линейно-матричного принтера это конструкция состоящая из станины имеющей ширину печати...