46106

Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития

Доклад

Медицина и ветеринария

Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...

Русский

2013-11-19

30 KB

4 чел.

В 41. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития. Дифференциальная диагностика, направления логопедической работы.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

 ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Выделены три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.

Компоненты речи

 I уровень речевого развития

II уровень

IIIуровень

IV уровень

1.речевая активность

низкая

возрастает

Высокая, наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамм. и фон-фонем недоразвития

Высокая, овладели фразовой речью

2.понимание речи

Недостаточное из-за плохого понимания грамматических форм.

Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (оттенков значения однокоренных слов)

Значительно развивается и приближено к норме, но недостаточное понимание изменений значенияслов, выражаемых приставками, суффиксами;

Трудности в различении числа, рода; непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

3.пассивный словарь

Шире активного

Развивается параллельно с другими компонентами, шире активного

_*_

4.активный словарь

Состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний, звуковых комплексов. рост словаря не дает фразообразования

Отстает от возрастной нормы.

Преобладают сущ. Вместо части предмета называют сам предмет. Незнание обобщающих слов.

Преобладают сущ. и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качество, признак

Состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования.

Общеупотребительная

Норма. владеют синтезом, анализом. дают оценочную характеристику. затруднено понимание многозначных слов

5.мимика

Широко используют мимику, жесты

Используют реже, адекватное использование

6.

грамматический строй речи

7.

Звукопроизношение

*не используют морфологические элементы

*преобладание корневых слов, отсутствие флексий;

*фраза - лепетная речь;

*нет понимания грамм изменения слова;

*нет различения ед.-мн.ч. сущ.; прош.вр. гл.; м-ж род;

*нет понимания значения предлогов;

*трудности словообразования по подражанию

*нестойкое фонетическое оформление;

*произношение звуков носит диффузный характер;

*число дефектных звуков больше правильно произносимых;

*противопоставление по глас-согл, нос-рот, фрикат-взрывные

Ведущий дефект.

*пользуются простым предложением;

*смешение падежных форм;

*преобладание употребления сущ. в И.п., а гл. в начальной форме или 3лице мн.ч. настоящего времени;

*отсутствие согласования прилаг с сущ. и числите с сущ.;

*опускание предлогов;

*затруднено морфологическое членение фразы;

*неустойчивы аграмматизмы

*многочисленные искажения, смешения, замены;

*нарушено произношение мягк-тв, зв-глух, шип-свист. аффрикатов;

*преобладают простые распространенные предложения;

*ошибки в согласовании числит-прил с сущ. в роде, числе. Падеже;

*ошибки в использовании простых и сложных предлогов;

*недифференцированное произнесение звуков: один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы (сь-ш, с, ч);

*нестойкие замены, смешения

Ошибки:

*в употреблении Р.п. мн. ч;

*несклоняемые сущ;

*неправильное употребление разноспрягаемых глаголов;

*несовершенство предлож.конструкций;

*используют с/с предложения;

*не употребляют союзы;

*недостаточная дифференциация звуков

8. слоговая

структура

Ограниченная способность восприятия и воспроизведение слоговой структуры слова

Перестановка слогов, звуков, замены, уподобление слогов

Сокращение количества слогов, перестановка, замены звуков, сокращение при стечении согласных

Искажение звукоанполняемости слов

9. фонематическое восптриятие

Недостаточно неподготовлено к овладению звуковому анализу и синтезу.

Направления  работы при ОНР.

1.развитие понимания речи.

2.развитие ВПФ, связанных с речью

3.совершенствование звуковой стороны речи:

*ФОРМИРОАВНИЕ Звукопроизношения

*РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

-дифференциация звуков-звуковой анализ и синтез-слоговая структура слов

4.совершенствование смысловой(лексико-грамматической) стороны речи

*обогащение словарного запаса*совершенствование грамматического строя речи*связная речь

5.формирование речемыслительной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80880. Основы государственной и муниципальной социальной политики 46.75 KB
  Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика это система целей задач и механизмов их реализации направленных на обеспечение населения социальными услугами на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.соцполитику реализуются как собственные полномочия МС так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
80881. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений 45.99 KB
  Проблема муниципального регулирования занятости населения. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости.
80882. Муниципальная жилищная политика 45.91 KB
  Отсутствие жилья и плохие жилищные условия одна из главных причин снижения рождаемости семейных конфликтов детской беспризорности. в которой указаны основные задачи в области обеспечения доступности жилья и жилищного строительства разграничены функции федерального центра регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность включая ведомственный жилищный фонд передававшийся в процессе приватизации...
80883. Критерии и показатели эффективности муниципального управления 44.98 KB
  Поскольку генеральной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения на территории муниципального образования данный показатель в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности муниципального управления. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:спецификой муниципального образования как сложного объекта управления имеющего иерархическую структуру;трудностями формализованного описания социальноэкономических...
80884. Муниципальное управление образованием 45.16 KB
  Муниципальная политика в сфере образования строится на основе гос. политики базирующейся на принципах: гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека свободного развития личности; общедоступность образования адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования в госных и муных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании. актами определяющими задачи ОМС в области образования...
80885. Основы муниципальной молодежной политики 45.24 KB
  Цели и задачи государственной и муниципальной молодежной политики Муниципальная молодежная политика совокупность целей и мер по их реализации принимаемых ОМС в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных ОМС и в русле госной молодежной политики придавая ей логическую стройность системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее...
80886. Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства 43.46 KB
  Это объясняется тем что объекты муниципальной собственности могут быть бюджето-наполняющими приносящими доходы в бюджет и бюджето-поглощающими не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере превышающем получаемый доход. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит что задачей муниципальной власти является...
80887. Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления 43.11 KB
  ПО МС может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание его не может считаться правомочным если на нем присутствует менее 50 от числа избранных депутатов. ПО поселения состоит из депутатов избираемых на муниципальных выборах. ПО муниципального района: 1 может состоять из глав поселений входящих в состав муниципального района и из депутатов ПО указанных поселений избираемых ПО поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения...
80888. Организационная структура местной администрации 46.1 KB
  Организационная структура местной администрации. В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются: глава администрации; его заместители по сферам муниципальной деятельности среди которых могут быть один или два первых заместителя; структурные подразделения различных типов которые могут находиться в подчинении главы администрации одного из его заместителей или в соподчинении между собой например отдел в составе управления; коллегиальные совещательные органы: коллегия...