46106

Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития

Доклад

Медицина и ветеринария

Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...

Русский

2013-11-19

30 KB

4 чел.

В 41. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития. Дифференциальная диагностика, направления логопедической работы.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

 ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Выделены три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.

Компоненты речи

 I уровень речевого развития

II уровень

IIIуровень

IV уровень

1.речевая активность

низкая

возрастает

Высокая, наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамм. и фон-фонем недоразвития

Высокая, овладели фразовой речью

2.понимание речи

Недостаточное из-за плохого понимания грамматических форм.

Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (оттенков значения однокоренных слов)

Значительно развивается и приближено к норме, но недостаточное понимание изменений значенияслов, выражаемых приставками, суффиксами;

Трудности в различении числа, рода; непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

3.пассивный словарь

Шире активного

Развивается параллельно с другими компонентами, шире активного

_*_

4.активный словарь

Состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний, звуковых комплексов. рост словаря не дает фразообразования

Отстает от возрастной нормы.

Преобладают сущ. Вместо части предмета называют сам предмет. Незнание обобщающих слов.

Преобладают сущ. и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качество, признак

Состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования.

Общеупотребительная

Норма. владеют синтезом, анализом. дают оценочную характеристику. затруднено понимание многозначных слов

5.мимика

Широко используют мимику, жесты

Используют реже, адекватное использование

6.

грамматический строй речи

7.

Звукопроизношение

*не используют морфологические элементы

*преобладание корневых слов, отсутствие флексий;

*фраза - лепетная речь;

*нет понимания грамм изменения слова;

*нет различения ед.-мн.ч. сущ.; прош.вр. гл.; м-ж род;

*нет понимания значения предлогов;

*трудности словообразования по подражанию

*нестойкое фонетическое оформление;

*произношение звуков носит диффузный характер;

*число дефектных звуков больше правильно произносимых;

*противопоставление по глас-согл, нос-рот, фрикат-взрывные

Ведущий дефект.

*пользуются простым предложением;

*смешение падежных форм;

*преобладание употребления сущ. в И.п., а гл. в начальной форме или 3лице мн.ч. настоящего времени;

*отсутствие согласования прилаг с сущ. и числите с сущ.;

*опускание предлогов;

*затруднено морфологическое членение фразы;

*неустойчивы аграмматизмы

*многочисленные искажения, смешения, замены;

*нарушено произношение мягк-тв, зв-глух, шип-свист. аффрикатов;

*преобладают простые распространенные предложения;

*ошибки в согласовании числит-прил с сущ. в роде, числе. Падеже;

*ошибки в использовании простых и сложных предлогов;

*недифференцированное произнесение звуков: один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы (сь-ш, с, ч);

*нестойкие замены, смешения

Ошибки:

*в употреблении Р.п. мн. ч;

*несклоняемые сущ;

*неправильное употребление разноспрягаемых глаголов;

*несовершенство предлож.конструкций;

*используют с/с предложения;

*не употребляют союзы;

*недостаточная дифференциация звуков

8. слоговая

структура

Ограниченная способность восприятия и воспроизведение слоговой структуры слова

Перестановка слогов, звуков, замены, уподобление слогов

Сокращение количества слогов, перестановка, замены звуков, сокращение при стечении согласных

Искажение звукоанполняемости слов

9. фонематическое восптриятие

Недостаточно неподготовлено к овладению звуковому анализу и синтезу.

Направления  работы при ОНР.

1.развитие понимания речи.

2.развитие ВПФ, связанных с речью

3.совершенствование звуковой стороны речи:

*ФОРМИРОАВНИЕ Звукопроизношения

*РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

-дифференциация звуков-звуковой анализ и синтез-слоговая структура слов

4.совершенствование смысловой(лексико-грамматической) стороны речи

*обогащение словарного запаса*совершенствование грамматического строя речи*связная речь

5.формирование речемыслительной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38698. Роль энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии Российской Федерации 526 KB
  Внешняя энергетическая политика России. Региональные направления внешнеполитической стратегии России в сфере энергетики 4. В огромной мере это относится к России которая получает около половины поступлений в государственный бюджет за счёт функционирования топливноэнергетического комплекса.
38699. Досвід організації виконавчої влади у зарубіжних країнах 26.85 KB
  У наш час існує є спроба провести детальний аналіз форм і методів забезпечення підзвітності у системі органів виконавчої влади, а також цікаві висновки автора про необхідність конкретизації методів та форм підзвітності відповідно до певних сфер діяльності органу виконавчої влади з метою створення відповідного
38700. Определение момента времени изменения характеристик объекта, функционирующего в режиме реального времени. 4.05 MB
  Утверждения и гипотезы 50 Заключение 56 Список литературы 57 Введение Адаптивными называют такие системы управления которые в условиях непредвиденного изменения свойств управляемого объекта внешних воздействий или цели управления автоматически изменяют структуру или параметры своего управляющего устройства обеспечивая при этом необходимое качество управления. Для осуществления адаптации автоматического изменения алгоритма управления эти системы содержат дополнительное управляющее устройство – устройство адаптации которое по результатам...
38701. Создание корпоративного сайта на основе Data Life Engine 6.34 MB
  Web-технология полностью перевернула наши представления о работе с информацией, да и с компьютером вообще. Оказалось, что традиционные параметры развития вычислительной техники производительность, пропускная способность, емкость запоминающих устройств не учитывали главного «узкого места» системы интерфейса с человеком
38702. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство 135.5 KB
  09 Специальность: Теория и история искусства Количество cтраниц: 186 Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Резникова Екатерина Ильинична Структура работы. Основные периоды становления и типология фестивалей современного искусства. История фестивалей современного искусства. Введение диссертации часть автореферата На тему Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Диссертация посвящена исследованию фестивалей современного искусства как особого типа синтетического художественного пространства выявлению его...
38703. Социология рекламного воздействия 2.6 MB
  Социология рекламы и рекламного воздействия: постановка проблемы. Дискурсы рекламы. Социальный дискурс рекламы как основание рекламного воздействия...
38704. Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации 633 KB
  Законотворчество в Российской Федерации: сущность и основные этапы . Теоретикоправовой анализ правил юридической техники обеспечивающих качество концепции закона в Российской Федерации . Произошедшие за последние годы общественные преобразования в Российской Федерации в первую очередь затронули законотворчество формирующее основы нормативного правового регулирования общественных отношений.
38705. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОРОЖДЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЕСТЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 2.35 MB
  Представление слов языка и проблема полисемии. Единство формальных и смысловых характеристик слова в искусственных языках для машинного перевода. Проблемы создания языка описания семантики. ПРИНЦИП ОБЪЕКТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАК ОСНОВА КЛАССИФИКАЦИИ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА.
38706. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ 1.21 MB
  При этом известные в науке механизмы изменения и утраты профессиональной идентичности педагогов не отражают полностью реальных процессов, зависящих от всей совокупности социальных (а не только профессиональных склонностей и способностей) условий и собственного опыта профессионала, а также не описывают психологические особенности профессионально отчуждённой личности.