46106

Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития

Доклад

Медицина и ветеринария

Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...

Русский

2013-11-19

30 KB

4 чел.

В 41. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития. Дифференциальная диагностика, направления логопедической работы.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

 ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Выделены три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР.

Компоненты речи

 I уровень речевого развития

II уровень

IIIуровень

IV уровень

1.речевая активность

низкая

возрастает

Высокая, наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамм. и фон-фонем недоразвития

Высокая, овладели фразовой речью

2.понимание речи

Недостаточное из-за плохого понимания грамматических форм.

Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (оттенков значения однокоренных слов)

Значительно развивается и приближено к норме, но недостаточное понимание изменений значенияслов, выражаемых приставками, суффиксами;

Трудности в различении числа, рода; непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

3.пассивный словарь

Шире активного

Развивается параллельно с другими компонентами, шире активного

_*_

4.активный словарь

Состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний, звуковых комплексов. рост словаря не дает фразообразования

Отстает от возрастной нормы.

Преобладают сущ. Вместо части предмета называют сам предмет. Незнание обобщающих слов.

Преобладают сущ. и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качество, признак

Состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования.

Общеупотребительная

Норма. владеют синтезом, анализом. дают оценочную характеристику. затруднено понимание многозначных слов

5.мимика

Широко используют мимику, жесты

Используют реже, адекватное использование

6.

грамматический строй речи

7.

Звукопроизношение

*не используют морфологические элементы

*преобладание корневых слов, отсутствие флексий;

*фраза - лепетная речь;

*нет понимания грамм изменения слова;

*нет различения ед.-мн.ч. сущ.; прош.вр. гл.; м-ж род;

*нет понимания значения предлогов;

*трудности словообразования по подражанию

*нестойкое фонетическое оформление;

*произношение звуков носит диффузный характер;

*число дефектных звуков больше правильно произносимых;

*противопоставление по глас-согл, нос-рот, фрикат-взрывные

Ведущий дефект.

*пользуются простым предложением;

*смешение падежных форм;

*преобладание употребления сущ. в И.п., а гл. в начальной форме или 3лице мн.ч. настоящего времени;

*отсутствие согласования прилаг с сущ. и числите с сущ.;

*опускание предлогов;

*затруднено морфологическое членение фразы;

*неустойчивы аграмматизмы

*многочисленные искажения, смешения, замены;

*нарушено произношение мягк-тв, зв-глух, шип-свист. аффрикатов;

*преобладают простые распространенные предложения;

*ошибки в согласовании числит-прил с сущ. в роде, числе. Падеже;

*ошибки в использовании простых и сложных предлогов;

*недифференцированное произнесение звуков: один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы (сь-ш, с, ч);

*нестойкие замены, смешения

Ошибки:

*в употреблении Р.п. мн. ч;

*несклоняемые сущ;

*неправильное употребление разноспрягаемых глаголов;

*несовершенство предлож.конструкций;

*используют с/с предложения;

*не употребляют союзы;

*недостаточная дифференциация звуков

8. слоговая

структура

Ограниченная способность восприятия и воспроизведение слоговой структуры слова

Перестановка слогов, звуков, замены, уподобление слогов

Сокращение количества слогов, перестановка, замены звуков, сокращение при стечении согласных

Искажение звукоанполняемости слов

9. фонематическое восптриятие

Недостаточно неподготовлено к овладению звуковому анализу и синтезу.

Направления  работы при ОНР.

1.развитие понимания речи.

2.развитие ВПФ, связанных с речью

3.совершенствование звуковой стороны речи:

*ФОРМИРОАВНИЕ Звукопроизношения

*РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

-дифференциация звуков-звуковой анализ и синтез-слоговая структура слов

4.совершенствование смысловой(лексико-грамматической) стороны речи

*обогащение словарного запаса*совершенствование грамматического строя речи*связная речь

5.формирование речемыслительной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50695. Определение моментов инерции твёрдых тел с помощью крутильного маятника 280.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса Штейнера. Определение моментов инерции длинного стержня: Период колебания рамки без закреплённых в ней тел: Период колебания рамки с закреплённым ней эталонным кубом. Момент инерции эталонного куба: м – сторона эталонного куба кг – масса эталонного куба Закрепим в рамке стержень.
50696. Наклонный маятник 180.5 KB
  Экспериментальное определение среднего значения периода Тсвоб свободных колебаний; Ткрут крутильных колебаний в зависимости от выбранной модели. Экспериментальное определение зависимости периода Ткач колебаний с качением наклонного маятника от значения угла наклона плоскости колебаний. Сравнение экспериментально установленной зависимости периода Ткач колебаний с качением от значения угла наклона плоскости колебаний с теоретическими моделями различной степени сложности. Ход работы: Измерение периода свободных колебаний: №...
50697. Теоретические основы электротехники. Методические указания 308.5 KB
  Цель работы: выяснить характер изменения КПД потерь напряжения и мощности в линии передачи а также характер изменения напряжения и мощности приемника при различных режимах работы системы генератор линия приемник.К линии передачи подключить переменную нагрузку рис. Снять зависимость напряжения на приемнике от тока регулируя сопротивление нагрузки в пределах от...
50698. ЦЕПИ С ИНДУКТИВНО СВЯЗАННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 504 KB
  Экспериментальное определение параметров индуктивных катушек активного сопротивления собственной индуктивности и взаимной индуктивности двух индуктивно связанных элементов.Экспериментальное определение одноименных зажимов катушек. Это означает что для выбранной маркировки зажимов катушек величина М положительна если при выбранных направлениях токов i1 и i2 результирующие потокосцепления...
50699. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ НАГРУЗКИ ТРЕУГОЛЬНИКОМ 532 KB
  Теоретические положения Для симметричного треугольника имеют место соотношения: где Zф полное сопротивление фазы нагрузки фазовый сдвиг между напряжением и током в фазе нагрузки: Для несимметричного треугольника рис. Заметим что показания каждого из приборов не соответствуют активной мощности какойлибо фазы нагрузки. Активная мощность нагрузки равна алгебраической сумме показаний ваттметров: Построение векторнотопографических диаграмм для различных...
50701. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher 472.24 KB
  Професія: Контролер ощадного банку. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Основні принципи та умови кредитування. Форми кредитування та їх сфера їх застосування. Порядок видачі позик на конкретні цілі, їх документальне оформлення та скерування. Плата за кредит. Види кредитів. Порядок формування та використання резервів для покриття втрат від кредитної діяльності банків. Професія: Оператор комп’ютерного набору. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher. Інф. газета Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування. Презентація «Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування»
50703. Определение коэффициента теплопроводности воздуха 68.5 KB
  Цель работы: Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения теплопроводности воздуха.09 Теория даёт следующую связь между напряжением на проводнике и силой тока в цепи: 1 АВ постоянные определяемые параметрами установки – коэффициент теплопроводности воздуха Введя переменные ...