46110

Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

42 чел.

В 45. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Логопсихология (ЛПс)- отрасль специальной психологии, изучающая особенности психического развития детей и подростков с первичной речевой патологией.

Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Объект – психика лиц с патологией речи.Психическое развитие - качественно-количественные изменения в структуре психики, носящие необратимый характер.

Задачи ЛПс:

1.изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии раскрытие общих и специфических закономерностей этого развития. Описание закономерностей детей, как  представителей дефицитарного типа дезонтогенеза.

2.изучение особенностей познавательной деятельности с речевой патологией с целью оптимизации процесса обучения.

3.изучение специфики личностного и социального развития  цель правильно организовать воспитание.

4. разработка метода дифференциальной диагностики, позволяющих выявить речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний.

5.разработка методов психологической коррекции детей с речевыми нарушениями

6. разработка методов психопрофилактики речевых нарушений в детском возрасте.

психоневрологический санаторий.

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.Этиология, классификация.

Факторы риска возникновения речевой патологии.

1.патология беременности (угроза, травма, психотравма, инфекции, эффект «стресса большого города»)

2.наличие наследственности, патология родов (травмы, преждевременные, многоплодные, стремительные, затяжные, средства родовспоможения, кесарево сечение, асфиксии).

3.ранний постнатальный период (наличие инфекций, травмы, нарушение сна и бодрствования, срыгивания, подтекание молока).

4.сроки возникновения моторных навыков (держать голову, хватание, удерживание, самостоятельное сидение, ползание, стоять с опорой, пинцетный захват, самостоятельная ходьба).

Ранний возраст (1-3 года)

Этот возраст является сензитивным (чувствительным) периодом становления речи.

Моторика:*неловкость походки;*позднее освоение ряда двигательных навыков: поднимание по лестнице, езда на 3х-колесном велосипеде, задержка зрительно-моторной координации.

   -ведущая рука

   -согласованность деятельности рук

   - отрегулированная степень нажима

   - время появления рисунка

*наличие синкинезий  

Ранний возраст заканчивается кризисом самосознания, когда социализация достигает уровня при котором ребенок становится активным деятелем.кризис запаздывает и отличается выраженностью.

Речь: сужение словарного запаса;Нарушение фонематического слуха; Отклонения в формировании артикуляционного аппарата; Ограниченное понимание, ситуативность понимания обращенной речи.

Личность: задержки развития деятельности, не строит деятельность на речи.

Дошкольный возраст( 3-7лет)

Деятельность: ведущая деятельность – игровая, совершенствуется, проходит несколько этапов: процессуальная игра(4г.)- сюжетная игра(5л.)-сюжетно-ролевая(5,5л.)-предметы-заместители(6-7л.). недостаток в формировании мелкой моторики приводит к неловкости при выполнении продуктивных видов деятельности. Рисунки остаются примитивными, отстают примерно на 2 года.

Затруднена пространственная ориентировка (право-лево, между-за-под). Трудовая деятельность осваивается в виде самообслуживания.

Учебная деятельность: интересует в игровом плане, не формируются учебные предпосылки: *замедленно формирование произвольности познавательных процессов;

*недоразвитие речи;

*замедленно формирование социальных качеств личности и социальных навыков

Познавательные процессы:

Мозаический характер поражения познавательной деятельности, нет равномерности в развитии.

  Ощущение и восприятие. исследовала особенности восприятия(фонематического) и отметила, что нарушение функций речедвигательного анализатора (ринолалия, дизартрия), существенно влияет на слуховое восприятие фонем, но прямой зависимости нет между непроизносимыми звуками и нераспознаваемыми.

Выявлена абсолютная зависимость: чем больше не произносит, тем больше не распознает. Звуковой анализ слова не может выполнить  полноценно. Слуховое восприятие сужено. Зрительное восприятие сохранно.

  Внимание: характеризуется рядом особенностей:

     *неустойчивость;*снижена концентрация*непроизвольное внимание в норме;*уровень продуктивного внимания зависит от предлагаемого материала;*снижен объем внимания;

    Память Относительно сохранно, запоминание геометрических фигур затруднено. С трудом выполняют и запоминают 3-4х ступенчатую инструкцию.

Мышление В раннем детстве ведущее –наглядно-действенное, а дошкольном –наглядно-образное, словесно-логическое начинает формироваться в дошкольном возрасте. Страдают операции анализа, синтеза, обобщения.   К 7годам должны уметь объединять посуду  и мебель как неживые объекты.

 Личность Начинается дошкольный возраст кризисом и заканчивается кризисом. Личность приобретает определенные качества и формируется характер. Социально-нравственные качества развиваются с задержкой, медленно формируется представление о морали.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72578. ПО КАКОМУ ПУТИ РАЗВИВАТЬСЯ КРИМИНОЛОГИИ СЕГОДНЯ? 176.5 KB
  В приведенном тезисе автор выражает свое однозначное отношение к биологическому: если в преступном поведении человека природные качества играют определяющую роль значит он невменяемый т. Ошибка криминологов думается состоит в том что многие из них продолжают отождествлять личность...
72579. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 203.5 KB
  В России институт государственной регистрации появился только в постсоветский период (дореволюционный проект Вотчинного Устава, аналога государственной регистрации, так и не был принят). Для сравнения: в европейских странах государственная регистрация как действующая система применялась уже в 1860-х гг.
72580. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА 171 KB
  В суде первой инстанции арбитражного процесса право на судебную защиту реализуется в форме подачи иска либо заявления. Достаточно продолжительное время в науке гражданского и арбитражного процесса в качестве оснований возникновения права на предъявление иска рассматривалась система предпосылок.
72581. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ 165 KB
  Обстоятельства служащие основаниями прекращения гражданства определяются внутренним законодательством каждого государства а в некоторой части и международными договорами. Однако в законодательстве иных государств вопросы прекращения гражданства регулируются довольно типично что позволяет...
72582. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 173.5 KB
  Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации Высший Арбитражный Суд действует в составе1: Пленума Высшего Арбитражного Суда; Президиума Высшего Арбитражного Суда; судебной коллегии по рассмотрению...
72583. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ТЕКУЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 160.5 KB
  Сущность права на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом состоит в том что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам в силу объективных обстоятельств лишенным...
72584. Педагогико-правовые аспекты совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы 271 KB
  Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала.