46110

Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

42 чел.

В 45. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Логопсихология (ЛПс)- отрасль специальной психологии, изучающая особенности психического развития детей и подростков с первичной речевой патологией.

Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Объект – психика лиц с патологией речи.Психическое развитие - качественно-количественные изменения в структуре психики, носящие необратимый характер.

Задачи ЛПс:

1.изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии раскрытие общих и специфических закономерностей этого развития. Описание закономерностей детей, как  представителей дефицитарного типа дезонтогенеза.

2.изучение особенностей познавательной деятельности с речевой патологией с целью оптимизации процесса обучения.

3.изучение специфики личностного и социального развития  цель правильно организовать воспитание.

4. разработка метода дифференциальной диагностики, позволяющих выявить речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний.

5.разработка методов психологической коррекции детей с речевыми нарушениями

6. разработка методов психопрофилактики речевых нарушений в детском возрасте.

психоневрологический санаторий.

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.Этиология, классификация.

Факторы риска возникновения речевой патологии.

1.патология беременности (угроза, травма, психотравма, инфекции, эффект «стресса большого города»)

2.наличие наследственности, патология родов (травмы, преждевременные, многоплодные, стремительные, затяжные, средства родовспоможения, кесарево сечение, асфиксии).

3.ранний постнатальный период (наличие инфекций, травмы, нарушение сна и бодрствования, срыгивания, подтекание молока).

4.сроки возникновения моторных навыков (держать голову, хватание, удерживание, самостоятельное сидение, ползание, стоять с опорой, пинцетный захват, самостоятельная ходьба).

Ранний возраст (1-3 года)

Этот возраст является сензитивным (чувствительным) периодом становления речи.

Моторика:*неловкость походки;*позднее освоение ряда двигательных навыков: поднимание по лестнице, езда на 3х-колесном велосипеде, задержка зрительно-моторной координации.

   -ведущая рука

   -согласованность деятельности рук

   - отрегулированная степень нажима

   - время появления рисунка

*наличие синкинезий  

Ранний возраст заканчивается кризисом самосознания, когда социализация достигает уровня при котором ребенок становится активным деятелем.кризис запаздывает и отличается выраженностью.

Речь: сужение словарного запаса;Нарушение фонематического слуха; Отклонения в формировании артикуляционного аппарата; Ограниченное понимание, ситуативность понимания обращенной речи.

Личность: задержки развития деятельности, не строит деятельность на речи.

Дошкольный возраст( 3-7лет)

Деятельность: ведущая деятельность – игровая, совершенствуется, проходит несколько этапов: процессуальная игра(4г.)- сюжетная игра(5л.)-сюжетно-ролевая(5,5л.)-предметы-заместители(6-7л.). недостаток в формировании мелкой моторики приводит к неловкости при выполнении продуктивных видов деятельности. Рисунки остаются примитивными, отстают примерно на 2 года.

Затруднена пространственная ориентировка (право-лево, между-за-под). Трудовая деятельность осваивается в виде самообслуживания.

Учебная деятельность: интересует в игровом плане, не формируются учебные предпосылки: *замедленно формирование произвольности познавательных процессов;

*недоразвитие речи;

*замедленно формирование социальных качеств личности и социальных навыков

Познавательные процессы:

Мозаический характер поражения познавательной деятельности, нет равномерности в развитии.

  Ощущение и восприятие. исследовала особенности восприятия(фонематического) и отметила, что нарушение функций речедвигательного анализатора (ринолалия, дизартрия), существенно влияет на слуховое восприятие фонем, но прямой зависимости нет между непроизносимыми звуками и нераспознаваемыми.

Выявлена абсолютная зависимость: чем больше не произносит, тем больше не распознает. Звуковой анализ слова не может выполнить  полноценно. Слуховое восприятие сужено. Зрительное восприятие сохранно.

  Внимание: характеризуется рядом особенностей:

     *неустойчивость;*снижена концентрация*непроизвольное внимание в норме;*уровень продуктивного внимания зависит от предлагаемого материала;*снижен объем внимания;

    Память Относительно сохранно, запоминание геометрических фигур затруднено. С трудом выполняют и запоминают 3-4х ступенчатую инструкцию.

Мышление В раннем детстве ведущее –наглядно-действенное, а дошкольном –наглядно-образное, словесно-логическое начинает формироваться в дошкольном возрасте. Страдают операции анализа, синтеза, обобщения.   К 7годам должны уметь объединять посуду  и мебель как неживые объекты.

 Личность Начинается дошкольный возраст кризисом и заканчивается кризисом. Личность приобретает определенные качества и формируется характер. Социально-нравственные качества развиваются с задержкой, медленно формируется представление о морали.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16148. Основы организации тактических операций. Учебное пособие 372 KB
  Пособие посвящено организации тактических операций как комплекса следственных, оперативно-розыскных и иных мероприятий. В работе рассматривается соотношение доказательственной и правообеспечительной деятельности при проведении тактических операций и организации ее отдельных элементов. Предназначено для следователей и дознавателей всех правоохранительных органов, а также студентов и курсантов (слушателей) юридических вузов.
16149. Международный процесс. Учебное пособие 557.5 KB
  В настоящее время в РФ осуществляются крупные социально-экономические реформы и происходит значительное обновление законодательства во всех сферах. Наряду с новыми законами РФ продолжает действовать законодательство СССР, поскольку оно не противоречит новому праву РФ, принятому после 12 июня 1990 г. (дата провозглашения суверенитета РФ). Подготовка новых законов требует времени, и такое положение на ближайшие годы будет еще сохраняться.
16150. Искусство оратора. Учебное пособие 1.07 MB
  З.В. Савкова Искусство оратора Содержание Введение 3 Удивительный дар природы Оратор и его голос 11 Что ни звук то и подарок Дикция оратора 37 Порусски ли мы говорим Литературное произноше...
16151. Римское право в Средние веки 253.5 KB
  Из журнала Министерства Народного Просвещения Т. XX 1838 № 10 Октябрь. Е. БутовичБутовский. РИМСКОЕ ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКИ. Из Савиньи1 Начиная от первых Римскихъ Царей до нашего времени Римское Право имело непрерывное влияние на общество. Однако не смотр
16152. Уголовное право России, общая часть. Учебное пособие 2.38 MB
  В курсе лекций отражены основные идеи и принципы российского уголовного права, соответствующего современному этапу происходящих в стране демократических реформ. В нем содержится краткие указания по основным темам дисциплины, рассматриваются некоторые теоретические и практические проблемы Общей части Уголовного кодекса РФ.
16153. Оценка земли. Учебное пособие 1.98 MB
  В учебном пособии изложены теоретические основы массовой и индивидуальной оценки земельных участков. Рассмотрены особенности земли как объекта оценки, виды стоимости и их взаимосвязь с назначением оценочных работ. Приведены основные подходы и методы оценки земельного участка на практических примерах. Освещены вопросы оценки имущественных прав на земельные участки.
16154. Уголовный процесс. Учебное пособие 1.16 MB
  Руденко Татьяна Евгеньевна УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Об авторе Программа курса Методические рекомендации Тема 1. Понятие сущность и задачи уголовного процесса. Уголовнопроцессуальное законодательство Тема 2. Принципы уголовного процесса Тема 3. Субъекты уголовно
16155. Криминалистика. Учебное пособие 1.65 MB
  Предисловие Повышение эффективности и качества расследования преступлений в значительной степени обусловлено использованием современных достижений криминалистической науки. Криминалистика осуществляет интеграцию в сферу судопроизводства естественнонаучных те
16156. Основы римского частного права. Учебное пособие 650 KB
  В.Б. Романовская Э.Б. Курзенин Основы римского частного права. Юриспруденция есть познание божеских и человеческих дел умение отличать справедливое от несправедливого. Институции Юстиниан