46110

Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

42 чел.

В 45. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Логопсихология (ЛПс)- отрасль специальной психологии, изучающая особенности психического развития детей и подростков с первичной речевой патологией.

Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Объект – психика лиц с патологией речи.Психическое развитие - качественно-количественные изменения в структуре психики, носящие необратимый характер.

Задачи ЛПс:

1.изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии раскрытие общих и специфических закономерностей этого развития. Описание закономерностей детей, как  представителей дефицитарного типа дезонтогенеза.

2.изучение особенностей познавательной деятельности с речевой патологией с целью оптимизации процесса обучения.

3.изучение специфики личностного и социального развития  цель правильно организовать воспитание.

4. разработка метода дифференциальной диагностики, позволяющих выявить речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний.

5.разработка методов психологической коррекции детей с речевыми нарушениями

6. разработка методов психопрофилактики речевых нарушений в детском возрасте.

психоневрологический санаторий.

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.Этиология, классификация.

Факторы риска возникновения речевой патологии.

1.патология беременности (угроза, травма, психотравма, инфекции, эффект «стресса большого города»)

2.наличие наследственности, патология родов (травмы, преждевременные, многоплодные, стремительные, затяжные, средства родовспоможения, кесарево сечение, асфиксии).

3.ранний постнатальный период (наличие инфекций, травмы, нарушение сна и бодрствования, срыгивания, подтекание молока).

4.сроки возникновения моторных навыков (держать голову, хватание, удерживание, самостоятельное сидение, ползание, стоять с опорой, пинцетный захват, самостоятельная ходьба).

Ранний возраст (1-3 года)

Этот возраст является сензитивным (чувствительным) периодом становления речи.

Моторика:*неловкость походки;*позднее освоение ряда двигательных навыков: поднимание по лестнице, езда на 3х-колесном велосипеде, задержка зрительно-моторной координации.

   -ведущая рука

   -согласованность деятельности рук

   - отрегулированная степень нажима

   - время появления рисунка

*наличие синкинезий  

Ранний возраст заканчивается кризисом самосознания, когда социализация достигает уровня при котором ребенок становится активным деятелем.кризис запаздывает и отличается выраженностью.

Речь: сужение словарного запаса;Нарушение фонематического слуха; Отклонения в формировании артикуляционного аппарата; Ограниченное понимание, ситуативность понимания обращенной речи.

Личность: задержки развития деятельности, не строит деятельность на речи.

Дошкольный возраст( 3-7лет)

Деятельность: ведущая деятельность – игровая, совершенствуется, проходит несколько этапов: процессуальная игра(4г.)- сюжетная игра(5л.)-сюжетно-ролевая(5,5л.)-предметы-заместители(6-7л.). недостаток в формировании мелкой моторики приводит к неловкости при выполнении продуктивных видов деятельности. Рисунки остаются примитивными, отстают примерно на 2 года.

Затруднена пространственная ориентировка (право-лево, между-за-под). Трудовая деятельность осваивается в виде самообслуживания.

Учебная деятельность: интересует в игровом плане, не формируются учебные предпосылки: *замедленно формирование произвольности познавательных процессов;

*недоразвитие речи;

*замедленно формирование социальных качеств личности и социальных навыков

Познавательные процессы:

Мозаический характер поражения познавательной деятельности, нет равномерности в развитии.

  Ощущение и восприятие. исследовала особенности восприятия(фонематического) и отметила, что нарушение функций речедвигательного анализатора (ринолалия, дизартрия), существенно влияет на слуховое восприятие фонем, но прямой зависимости нет между непроизносимыми звуками и нераспознаваемыми.

Выявлена абсолютная зависимость: чем больше не произносит, тем больше не распознает. Звуковой анализ слова не может выполнить  полноценно. Слуховое восприятие сужено. Зрительное восприятие сохранно.

  Внимание: характеризуется рядом особенностей:

     *неустойчивость;*снижена концентрация*непроизвольное внимание в норме;*уровень продуктивного внимания зависит от предлагаемого материала;*снижен объем внимания;

    Память Относительно сохранно, запоминание геометрических фигур затруднено. С трудом выполняют и запоминают 3-4х ступенчатую инструкцию.

Мышление В раннем детстве ведущее –наглядно-действенное, а дошкольном –наглядно-образное, словесно-логическое начинает формироваться в дошкольном возрасте. Страдают операции анализа, синтеза, обобщения.   К 7годам должны уметь объединять посуду  и мебель как неживые объекты.

 Личность Начинается дошкольный возраст кризисом и заканчивается кризисом. Личность приобретает определенные качества и формируется характер. Социально-нравственные качества развиваются с задержкой, медленно формируется представление о морали.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79421. Процессы проектирования. Методики описания системной архитектуры 94.71 KB
  Методики описания системной архитектуры. IEEE 1471 IEEE 1471 Рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем. В нем излагается концепция отношений между архитектурой описанием архитектуры заинтересованными сторонами соображениями точками зрений разрезами представлениями и моделями а также подход к работе с ними. См подробное описание ссылка Модель Захмана Модель Захмана основана на дисциплине классической архитектуры и обеспечивает общий словарь и набор перспектив или структур для описания современных сложных...
79422. Процессы проектирования. Архитектурные стили и шаблоны проектирования 80.97 KB
  Шаблон проверяют на: Целостность и непротиворечивость Конструкция полностью покрывает заявленные требования к функционалу Устойчивость и производительность Два подхода проектирования: От общих функций к реализации От частного к общему Архитектурные стили Репозиторий: Описание Все совместно используемые подсистемами данные хранятся в центральной базе данных доступной всем подсистемам. Рекомендации Логично использовать если система обрабатывает большие объёмы данных. Преимущества Совместное использование больших объёмов данных эффективно...
79423. Процессы проектирования. Проектирование информационной архитектуры 44.84 KB
  Задачи решаемые во время проектирования информационной архитектуры: Идентификация и инвентаризация существующих данных включая определение их источников процедур изменения и использования ответственность оценка качества; Сокращение избыточности и фрагментарности данных с целью уменьшения стоимости хранения данных повышение качества данных за счет исключения противоречивости и неоднозначности различных экземпляров данных; Исключение ненужных перемещений и копирований данных; Формирование интегрированных представлений данных таких...
79424. Процессы проектирования. Построение ER модели. Виды нотации 56.27 KB
  С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи которые могут устанавливаться между этими сущностями. Степень конца связи указывается графически множественность связи изображается в виде вилки на конце связи. Модальность связи так же изображается графически необязательность связи помечается кружком на конце связи. Наименование может быть одно для всей связи или два для каждого из концов связи.
79425. Процессы проектирования. Построение логической модели данных 47.37 KB
  Построение логической модели данных. Создание схемы базы данных на основе конкретной модели данных например реляционной модели данных. Для реляционной модели данных даталогическая модель набор схем отношений обычно с указанием первичных ключей а также связей между отношениями представляющих собой внешние ключи. Концептуальная модель хранилища данных представляет собой описание главных основных сущностей и отношений между ними.
79426. Процессы проектирования. Построение физической модели данных 44.2 KB
  Построение физической модели данных. Создание схемы базы данных для конкретной СУБД. Специфика конкретной СУБД может включать в себя ограничения на именование объектов базы данных ограничения на поддерживаемые типы данных и т. Кроме того специфика конкретной СУБД при физическом проектировании включает выбор решений связанных с физической средой хранения данных выбор методов управления дисковой памятью разделение БД по файлам и устройствам методов доступа к данным создание индексов и т.
79427. Процессы проектирования. Проектирование программной архитектуры 48.05 KB
  Подход на основе шаблонов примеры шаблонов можно найти в вопросе 26 Стандартная структура подхода на основе шаблонов: Имя паттерна Задача паттерна Описание решения алгоритм без привязки к реализации Плюсы применения паттерна Минусы применения паттерна Иногда 4 и 5 пункт заменяют рекомендацией. Плюсы применения шаблонов проектирования: Инструмент для решения простых задач на любом языке разработчикам легче взаимодействовать увеличивается скорость программирования. Минусы применения шаблонов проектирования: Зацикливание разработчика...
79428. Процессы проектирования. Шаблоны программной архитектуры 112.61 KB
  Как применять политику ценообразования Вырабатывается стратегия приоритета скидок объект Продажа не должен обладать информацией о применяемых скидках но можно было бы применить стратегию расчета скидок. Имеются классы проектирования Продажа ТоварПродажа продажа отдельного вида товара в рамках продажи в целом ТоварСпецификация описание конкретного вида товара. Объект Продажа должен передать сообщение Рассчитать промежуточную сумму каждому экземпляру класса ТоварПродажа которые в свою очередь передают сообщения СообщитьЦену объектам...
79429. Процессы проектирования. Проектирование инфраструктуры 42.3 KB
  В последнее время чаще начинают использовать стороннюю инфраструктуру – облачные сервисы etc. Это выгодно с точки зрения цены не покупаем оборудование а платим деньги только за аренду однако если вмешивается безопасность или очень критично производительность – то приходится тратить деньги на свою инфраструктуру. Следует различать инфраструктуру ИС и инфраструктуру проекта по созданию ИС. в этом билете имеется в виду инфраструктура ИС про инфраструктуру проекта можно читать в билете 11.