46110

Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.

Русский

2013-11-19

20.5 KB

43 чел.

В 45. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Логопсихология (ЛПс)- отрасль специальной психологии, изучающая особенности психического развития детей и подростков с первичной речевой патологией.

Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Объект – психика лиц с патологией речи.Психическое развитие - качественно-количественные изменения в структуре психики, носящие необратимый характер.

Задачи ЛПс:

1.изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии раскрытие общих и специфических закономерностей этого развития. Описание закономерностей детей, как  представителей дефицитарного типа дезонтогенеза.

2.изучение особенностей познавательной деятельности с речевой патологией с целью оптимизации процесса обучения.

3.изучение специфики личностного и социального развития  цель правильно организовать воспитание.

4. разработка метода дифференциальной диагностики, позволяющих выявить речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний.

5.разработка методов психологической коррекции детей с речевыми нарушениями

6. разработка методов психопрофилактики речевых нарушений в детском возрасте.

психоневрологический санаторий.

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.Этиология, классификация.

Факторы риска возникновения речевой патологии.

1.патология беременности (угроза, травма, психотравма, инфекции, эффект «стресса большого города»)

2.наличие наследственности, патология родов (травмы, преждевременные, многоплодные, стремительные, затяжные, средства родовспоможения, кесарево сечение, асфиксии).

3.ранний постнатальный период (наличие инфекций, травмы, нарушение сна и бодрствования, срыгивания, подтекание молока).

4.сроки возникновения моторных навыков (держать голову, хватание, удерживание, самостоятельное сидение, ползание, стоять с опорой, пинцетный захват, самостоятельная ходьба).

Ранний возраст (1-3 года)

Этот возраст является сензитивным (чувствительным) периодом становления речи.

Моторика:*неловкость походки;*позднее освоение ряда двигательных навыков: поднимание по лестнице, езда на 3х-колесном велосипеде, задержка зрительно-моторной координации.

   -ведущая рука

   -согласованность деятельности рук

   - отрегулированная степень нажима

   - время появления рисунка

*наличие синкинезий  

Ранний возраст заканчивается кризисом самосознания, когда социализация достигает уровня при котором ребенок становится активным деятелем.кризис запаздывает и отличается выраженностью.

Речь: сужение словарного запаса;Нарушение фонематического слуха; Отклонения в формировании артикуляционного аппарата; Ограниченное понимание, ситуативность понимания обращенной речи.

Личность: задержки развития деятельности, не строит деятельность на речи.

Дошкольный возраст( 3-7лет)

Деятельность: ведущая деятельность – игровая, совершенствуется, проходит несколько этапов: процессуальная игра(4г.)- сюжетная игра(5л.)-сюжетно-ролевая(5,5л.)-предметы-заместители(6-7л.). недостаток в формировании мелкой моторики приводит к неловкости при выполнении продуктивных видов деятельности. Рисунки остаются примитивными, отстают примерно на 2 года.

Затруднена пространственная ориентировка (право-лево, между-за-под). Трудовая деятельность осваивается в виде самообслуживания.

Учебная деятельность: интересует в игровом плане, не формируются учебные предпосылки: *замедленно формирование произвольности познавательных процессов;

*недоразвитие речи;

*замедленно формирование социальных качеств личности и социальных навыков

Познавательные процессы:

Мозаический характер поражения познавательной деятельности, нет равномерности в развитии.

  Ощущение и восприятие. исследовала особенности восприятия(фонематического) и отметила, что нарушение функций речедвигательного анализатора (ринолалия, дизартрия), существенно влияет на слуховое восприятие фонем, но прямой зависимости нет между непроизносимыми звуками и нераспознаваемыми.

Выявлена абсолютная зависимость: чем больше не произносит, тем больше не распознает. Звуковой анализ слова не может выполнить  полноценно. Слуховое восприятие сужено. Зрительное восприятие сохранно.

  Внимание: характеризуется рядом особенностей:

     *неустойчивость;*снижена концентрация*непроизвольное внимание в норме;*уровень продуктивного внимания зависит от предлагаемого материала;*снижен объем внимания;

    Память Относительно сохранно, запоминание геометрических фигур затруднено. С трудом выполняют и запоминают 3-4х ступенчатую инструкцию.

Мышление В раннем детстве ведущее –наглядно-действенное, а дошкольном –наглядно-образное, словесно-логическое начинает формироваться в дошкольном возрасте. Страдают операции анализа, синтеза, обобщения.   К 7годам должны уметь объединять посуду  и мебель как неживые объекты.

 Личность Начинается дошкольный возраст кризисом и заканчивается кризисом. Личность приобретает определенные качества и формируется характер. Социально-нравственные качества развиваются с задержкой, медленно формируется представление о морали.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72174. Трудовые споры. Коллективные и индивидуальные трудовые споры 21.5 KB
  Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения провозглашенное ч. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке определяемом федеральным законом.
72175. Рабочее время и время отдыха 31.5 KB
  Трудовой кодекс не изменяет установленные КЗоТом нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю и сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий работников. В соответствии со статье 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы...
72176. Прекращение трудовых отношений 33.5 KB
  Удельный вес различных оснований прекращения трудового договора в общем объеме увольнений неоднозначен. Наиболее распространенными основаниями расторжения трудового договора являются увольнения по инициативе работника и по инициативе работодателя и поэтому они нуждаются...
72177. Понятия и принципы уголовного права 31 KB
  С этих исходных позиций мы сможем со знанием дела уяснить понятие и круг источников уголовного права их содержание. Уголовное право как отрасль права традиционно определяется как совокупность юридических норм которые устанавливают преступность и наказуемость деяний представляющих...
72178. Наказание. Понятие, цели и виды 60.5 KB
  Надо добавить что назначение и исполнение наказания означает в то же время порицание судом от имени государства содеянного виновным и его самого как нанесшего вред обществу. Иными словами содержанием наказания является кара за преступление о чем уже упоминалось в связи с общей...
72179. Понятие административного права 48.5 KB
  Административное право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих определенные сферы общественных отношений составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос что какие общественные отношения регулируются нормами...
72180. Административные правонарушения в РФ 63 KB
  Нарушение правил о которых говорилось выше иногда может повлечь уголовную ответственность если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом. Для подобных случаев а они наиболее часты государство и учредило административную ответственность которая по характеру мер менее сурова...
72181. ПРАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.68 MB
  Каждый из этих узлов имеет самостоятельное значение и характеризуется своими показателями качества влияющими на качество всего усилителя в целом. Структурную схему современного усилителя высококачественного звуковоспроизведения УВЗ можно представить в виде совокупности различных модулей...
72182. Економіка підприємства: Методичні рекомендації 902 KB
  Методичні рекомендації містять стислі рекомендації до виконання курсової роботи та провідні методичні положення щодо обґрунтування прийнятих студентом рішень підвищення ефективності роботи підприємства цеху виходячи з заданих економічних умов вимоги до курсової роботи порядок її виконання.