46113

Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией

Доклад

Медицина и ветеринария

Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.

Русский

2013-11-19

26 KB

11 чел.

В 49, 50. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией.

Логопедическая ритмика - одна из форм активной терапии или одно из средств воздействия в комплексе методик, а также учебных дисциплин.

Предмет логоритмики (ЛР)- многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

  Цель- преодоление речевых нарушений  путем развития восприятия и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы. В конечном итоге происходит  адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи: 1. оздоровительные:2.образовательные3.коррекционные4.воспитательные.

Задача ЛР. Формирование и развитие у лиц с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранение речевых нарушений.

Принципы ЛР.

     Общедидактические принципы

1.принцип системности. Предопределяет последовательность изложения материала всего курса ЛР, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяют раскрытие тем курса и распределение материала.

Систематичность и постепенность закладывается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем.

2.принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков.

Только при многократных систематических  повторениях образуются здоровые динамические стереотипы. Необходимо сочетать усвоенное с новым.

3.прирнцип постепенности.

Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений при условии соблюдения постепенности.

4.принцип сознательности и активности

Важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная  активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимание цели и способа выполнения.

5. принцип наглядности

Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов. Любое познание начинается с чувствительной ступени, ребенок должен ощутить. При разучивании новых движений в целях той или иной коррекции нарушенных реакций. принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движений педагогом. Кроме непосредственной зрительной наглядности восприятие окружающей действительности большую роль играет наглядность опосредованная: просмотр кинофильмов, графиков движений. Большое значение имеет взаимосвязь слова и музыки.

6. принцип доступности и индивидуализации.

Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных и двигательных возможностей. Одним из условий доступности являются преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Повышение требований тогда приводит к положительному результату, когда связанные с ними нагрузки посильны ребенку, не превышают функциональных возможностей организма.

7. принцип постепенного повышения требований.

Определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, словесных, музыкальных. Переход осуществляется по мере закрепления формирующихся навыков.

                     Специфические принципы

1.принцип развития предполагает учет таких параметров как развитие личности человека с речевой патологией, сохранных функциональных систем. Обуславливает одновременное осуществление умственного, нравственного, эстетического, сенсорного воспитания.

2.принцип всестороннего воздействия определяет общее влияние на организм. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервно-рефлекторные механизмы регуляции.

3.принцип этиопатогенетический объясняет дифференциальное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства занятия по логоритмике по- разному целенаправленны при заикании, ринолалии.

4.принцип учета  симптоматики.Определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, алалией, наличие параличей и парезов.

5.принцип комплексности. Предполагает связь Лр с другими средствами медико-психолого-педагогического воздействия и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, муз. ритмические движения, праздники, развлечения, игра на муз. инструментах)

В логоритмическом воспитании  выделяют 2 основных звена: 1) развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов у людей с речевой патологией (зрительная ориентировка, координация движений, чувство ритма и темпа).

2) развитие речи и коррекцию речевых нарушений, воспитание темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса, фонематических процессов, коррекции речевых нарушений. Содержание 1 звена.

  1.  развитие восприятия
  2.  занятие по ЛР представляет широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений, пространственное положение тела и его частей в движении, траектория движения. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальными движениями и жестами.
  3.  Логоритмика способствует развитию координации общих движений: тонкой моторики и мимики лица. Развитие координации общих движений предполагает овладение ребенком двигательных умений и навыков.
  4.  Воспитание чувства темпа и ритма движения. Д.т.ч. развить чувство ритма необходимо научить ребенка воспринимать, правильно координировать движения с восприятием на слух музыкального или ритмического рисунка.
  5.  Логоритмика способствует воспитанию личностных качеств: подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм, воспитание волевых качеств через целенаправленный отбор музыкальных произведений.

Содержание 2 звена:

  1.  воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.

Темп и ритм дыхания воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, а затем  с речью.

2)развитие орального праксиса

Д.т.ч. совершенствовался оральный праксис добиваются на основе подражания и упражнения динамичности, плавности, экономичности, скорости выполнения общих движений, туловища, рук, ног, головы. Развивают моторные и сенсорно-моторные координации, доводя выполнение упражнения до автоматизма. На занятиях логоритмики артикуляторные упражнения полезно сочетать с движениями рук.

3)развитие просодической стороны речи преимущественно у лиц с дизартрией, ринолалией, заиканием, нарушением голоса. Средствами логоритмики и обусловлено тем, что речь имеет совместные элементы: мелодию, темп, ритм. Акцент, паузацию. Развитие просодии строится на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха.

4)Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа, ритма, создает основу для совершенствования фонематических процессов.

5)воспитание темпа и ритма  речи с помощью логоп. ритмики желательно выделить в специальный раздел в отношении лиц с заиканием и со спотыканием, афазией, ринолалией. брадилалией.

  1.  Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных и акустических возможностей людей с речевой патологией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75002. Наше диво, калинове, кохана українська мово. Літературн-омузичне свято до Дня української мови й й писемності 71 KB
  Мова кожного народу – Неповторна і своя В ній гримлять громи в негоду В тиші трелі соловя. Берегти її плекати Буду всюди й повсякчас Бо ж єдина такяк мати Мова в кожного із нас В. Ведуча Скарбе мій єдиний Ведучий Це сьогодні на твою честь ми проводимо свято НАШЕ ДИВО КАЛИНОВЕ КОХАНА УКРАЇНСЬКА МОВО Виконання...
75003. Сценарій свята до Дня української писемності та мови 88 KB
  Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка живого духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподівання розум досвід почування. Українська мова в багатстві витонченості й гнучкості не поступається ані жодній із сучасних літературних мов слов’янства. З епохи Київської Русі можна говорити й про українську літературну мову та жива розмовна мова українського народу набагато давніша.
75004. Мова моя українська. Методична розробка виховного заходу для старшокласників 85.5 KB
  Мова це великий дар природи. І серед них – ніби запашна квітка в чудовому букеті – українська мова. У рідному домі завжди звучить найближча найзрозуміліша рідна мова бо бринить вона із ласкавих бабусиних вуст із дідусевої говірки із маминої пісні із батьківського слова часом суворого а часом жартівливого. Наша мова – українська тому що наша земля – Україна.
75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислів’ями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова – міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов солов’ї наша мова співуча. Вірте – не вірте Твердо я знаю: Мова – це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.
75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.