46114

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР

Доклад

Педагогика и дидактика

Развитие речи в школе Vвида специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

38 чел.

В 52. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР.

Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся, направленных на овладение речью.

В методике школы Vвида (шк. Vв) используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: * психолингвистический* лингводидактический *методика преподавания литературы (МПЛ)

   1) психолингвистический подход

Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне  литературы способствует применение психолингвистического подхода

Психолингвистический термин «Речевая деятельность»- система речевых действий  характеризуется единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания (Леонтьев) и индивидуальную речь человека.Этапы создания1мотивации высказывания2замысла3. осуществления замысла4. сопоставления реализации замысла с самим замыслом

Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта. Осуществляя речевое развитие школьников с ТНР на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знания особенностей коммуникативной деятельности школьников с речевыми патологиями, т.к. усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения.

2)лингводидактический подход

 Лингводидактический подход ориентирует учителя шк. Vв и школьников с ТНР на формирование умения целенаправленно строить речевые произведение обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действительностью.  Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими. Для их развития в шк. Vв предлагаются следующие упражнения: * упр. по реализации ролевого принципа развития речи

  •  упр. с элементами развития продуктивного артистизма речи
  •  упр. развивающие умение художественной критики
  •  развитие умения эстетического анализа текста

3) методико-литературный подход

Методико-литературный подход к изучению литературы предполагает систематическое воздействие на литературное развитие школьника с ТНР. Ведущий методист начала 20в. Голубков выделяет 3 основные метода работы с детьми на уроках литературы.

  1.  Лекционный

В шк. Vв серьезное внимание уделяется лекционному методу, т.к. позволяет экономить время и способствует получению информации, при этом такой прием как конспектирование лекций не может быть признан достаточно эффективным. Это связано с особенностями развития письменной речи с ТНР.

Приемы:        *составление плана

*составление схемы, таблиц

*ответы и вопросы

В лекцию включаются элементы беседы, работы над планом, составление опорной схемы конспекта.

2) литературная беседа

Предполагает обязательное обдумывание системы вопросов, расширяет содержание изучаемого материала, активизацией художественного восприятия.

Эвристическая беседа (открытие, поиск нового) начинается с вопроса Где? Почему?- проблемного вопроса.

Виды деятельности: *подбор материала из художественного произведения

*пересказ с элементами анализа текста

*анализ образа персонажа

*составление плана к произведению

В шк. Vв  эвристическая беседа уделяется недостаточное внимание. Это связано с трудностями, возникающими перед детьми с ТНР при оформлении экспромтом устного высказывания (особенно при заикании). Решение проблемы- системы вопросов на дом.

3) самостоятельная работа

Устные доклады, письменные сочинения, развитие умения самостоятельного анализа произведения.

Обязательное требование-предварительная подготовка, которой уделяется наибольшее внимание. На всех этапах предполагается помощь учителя (замысел, составление плана, подбор материала, предварительный рассказ)

Приемы: * постановка проблемного вопроса

  •  исследующее занятие
  •  виды деятельности
  •  анализ эпизода или целого произведения
  •  оценка спектакля или к/ф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25770. Анализ платежеспособности (ликвидности) предприятия 26.5 KB
  Коэффициент абсолютной ликвидности он показывает какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить за счет денежных средств. Коэффициент критической ликвидности или промежуточного покрытия он показывает какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах в краткосрочных ценных бумагах а также поступления по расчетам дебиторская задолженность до 12 месяцев. Коэффициент покрытия или текущей ликвидности.
25771. Анализ прибыли от продаж 28 KB
  прибыли до налогообложения является прибыль от продаж прибыль от реализации продукции работ услуг. Прибыль или убыток от продаж определяется как разница между выручкой полученной от продажи товаров продукции работ услуг и полной или коммерческой себестоимости проданных товаров продукции работ услуг. На размер выручки от продажи влияют количество и структура реализованной продукции ее качество и реализационная цена а на финансовый результат от продаж кроме того влияет полная себестоимость реализованной продукции....
25772. Анализ производства продукции и ее качества 34 KB
  Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных условнонатуральных трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Валовая продукция это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ включая незавершенное производство.
25773. Анализ состава и движения капитала организации 32 KB
  Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия а при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов. Основным источником пополнения собственного капитала является нераспределенная прибыль предприятия. В процессе анализа необходимо детально изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала выяснить причины изменения его отдельных слагаемых и оценить их за отчетный период.
25774. Анализ состояния расчетов с дебиторами и кредиторами 33 KB
  Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту задолженности как дебиторской так и кредиторской к нестабильности финансового состояния. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в...
25775. Звук: основные характеристики, свойства, распространение в среде 15.97 KB
  Сила звука зависит от величины амплитуды колебаний. чем шире размах колебаний тем звук сильнее и наоборот чем меньше размах тем меньше сила звука Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется числом полных колебаний в секунду. Тембр звука. Тембром или окраской звука называют то его свойство благодаря которому можно отличить друг от друга одинаковые по интенсивности и по высоте звуки издаваемые разными источниками.
25776. Звукопроводящий отдел слухового анализатора. Понятие о воздушном и костном звукопроведении 14.35 KB
  Звукопроведение может осуществляться 2 путями: воздушный путь; костный путь. В норме основной путь звукопроведения воздушный. Его поступление во внутреннее ухо осуществляется через ушную раковину и наружный слуховой проход барабанную полость и систему слуховых косточек воздушный путь звукопроведения где происходит усиление энергии звуковой волны. Звук также может проходить непосредственно через костные образования височной кости к кортиевому органу костный путь звукопроведения.
25777. Звуковосприятие теории слуха: резонансная, гидродинамическая, микрофонного эффекта улитки, цитохимическая 14.93 KB
  Звуковосприятие теории слуха: резонансная гидродинамическая микрофонного эффекта улитки цитохимическая. На верхнем завитке улитки натянуты длинные струны которые резонируют на низкие звуки. Гидродинамическая теория автор Бекеши её суть: При звуковосприятии на основной мембране улитки происходят сложные гидродинамические процессы. Микрофонный эффект улитки автор Уивер Брэй её суть: Улитка работает по принципу микрофона т.
25778. Методы исследования слуховой функции 12.72 KB
  Методы исследования слуховой функции Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха т. Методы исследования слуха: 1. субъективные предполагают активное участие ребенка: исследование слуха камертонами. Результат исследования слуха аудиометром представляется обычно в виде аудиограммы На специальную аудиометрическую сетку на которой по горизонтали откладываются звуковые частоты Гц по вертикали уровни громкости соответствующих звуков в децибелах наносятся в виде точек показания аудиометра для каждого уха...