46114

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР

Доклад

Педагогика и дидактика

Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

35 чел.

В 52. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР.

Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся, направленных на овладение речью.

В методике школы Vвида (шк. Vв) используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: * психолингвистический* лингводидактический *методика преподавания литературы (МПЛ)

   1) психолингвистический подход

Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне  литературы способствует применение психолингвистического подхода

Психолингвистический термин «Речевая деятельность»- система речевых действий  характеризуется единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания (Леонтьев) и индивидуальную речь человека.Этапы создания1мотивации высказывания2замысла3. осуществления замысла4. сопоставления реализации замысла с самим замыслом

Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта. Осуществляя речевое развитие школьников с ТНР на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знания особенностей коммуникативной деятельности школьников с речевыми патологиями, т.к. усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения.

2)лингводидактический подход

 Лингводидактический подход ориентирует учителя шк. Vв и школьников с ТНР на формирование умения целенаправленно строить речевые произведение обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действительностью.  Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими. Для их развития в шк. Vв предлагаются следующие упражнения: * упр. по реализации ролевого принципа развития речи

  •  упр. с элементами развития продуктивного артистизма речи
  •  упр. развивающие умение художественной критики
  •  развитие умения эстетического анализа текста

3) методико-литературный подход

Методико-литературный подход к изучению литературы предполагает систематическое воздействие на литературное развитие школьника с ТНР. Ведущий методист начала 20в. Голубков выделяет 3 основные метода работы с детьми на уроках литературы.

  1.  Лекционный

В шк. Vв серьезное внимание уделяется лекционному методу, т.к. позволяет экономить время и способствует получению информации, при этом такой прием как конспектирование лекций не может быть признан достаточно эффективным. Это связано с особенностями развития письменной речи с ТНР.

Приемы:        *составление плана

*составление схемы, таблиц

*ответы и вопросы

В лекцию включаются элементы беседы, работы над планом, составление опорной схемы конспекта.

2) литературная беседа

Предполагает обязательное обдумывание системы вопросов, расширяет содержание изучаемого материала, активизацией художественного восприятия.

Эвристическая беседа (открытие, поиск нового) начинается с вопроса Где? Почему?- проблемного вопроса.

Виды деятельности: *подбор материала из художественного произведения

*пересказ с элементами анализа текста

*анализ образа персонажа

*составление плана к произведению

В шк. Vв  эвристическая беседа уделяется недостаточное внимание. Это связано с трудностями, возникающими перед детьми с ТНР при оформлении экспромтом устного высказывания (особенно при заикании). Решение проблемы- системы вопросов на дом.

3) самостоятельная работа

Устные доклады, письменные сочинения, развитие умения самостоятельного анализа произведения.

Обязательное требование-предварительная подготовка, которой уделяется наибольшее внимание. На всех этапах предполагается помощь учителя (замысел, составление плана, подбор материала, предварительный рассказ)

Приемы: * постановка проблемного вопроса

  •  исследующее занятие
  •  виды деятельности
  •  анализ эпизода или целого произведения
  •  оценка спектакля или к/ф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75317. Понятие “феодализма” в западноевропейской историографии 39.5 KB
  Понятие феодализма в западноевропейской историографии. Понимание феодализма в историографии XVIII в. Главными чертами феодализма некоторые из них считали политическую раздробленность и как следствие ее господство в средние века папской теократии. в определении сущности феодализма недалеко ушли от историков эпохи Просвещения хотя в отличие от них оценивали феодализм как положительное историческое явление: реакционные романтики потому что видели в нем свой политический идеал...
75318. Проблема генезиса феодализма в отечественной и зарубежной историографии 46.5 KB
  Проблема генезиса феодализма в отечественной и зарубежной историографии. Проблема генезиса феодализма и связанный с нею вопрос о путях складывания феодально зависимого крестьянства представляет трудность и с источниковедческой и с теоретической точек зрения. В советской историографии становление феодализма рассматривалось в первую очередь в аспекте вскрытия сдвигов в производительных силах в отношениях собственности...
75319. Образование государства и возникновение писаного права у франков 38.5 KB
  Образование государства и возникновение писаного права у франков. В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в. Франки распадались на две большие ветви приморских или салических франков от латинского слова slum что значит море живших у устья Рейна и прибрежных или рипуарских франков от латинского слова rip что значит берег живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Из вождей франков известен Меровей при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях 451 г.
75320. Рост крупного землевладения и ослабление центральной власти у франков при преемниках Хлодвига. Объединение страны майордомами Австразии 33.5 KB
  После смерти Хлодвига началось дробление королевства. намечается обособление самостоятельных политических единиц в составе Франкского королевства: Нейстрии СевероЗападной Галлии с центром в Париже; Австразии северовосточной части Франкского королевства включавшей исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии территории бывшего королевства бургундов. В Нейстрии которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована галлоримляне составлявшие и после завоевания большинство населения раньше чем в...
75321. Франция в IX-XI веках 39.5 KB
  В начале этого периода в стране имелось еще много крестьян не находившихся в какойлибо зависимости от частных лиц и подчинявшихся непосредственно короне. Вместе с тем возрастало число крестьян находившихся в личнонаследственной зависимости сервов и колонов а также жителей иммунитетных территорий. В результате все жители округи будь они в личной либо поземельной зависимости от данного или какогонибудь другого феодала или нет становились его людьми в судебноадминистративном отношении. Для по земельно и лично зависимых крестьян...
75322. Англия в XI-XII вв. Завершение феодализации английского общества 47 KB
  в Англии в основном уже господствовали феодальные порядки но процесс феодализации еще не завершился. Вильгельм со своим войском на больших ладьях переплыл ЛаМанш и высадился на юге Англии в бухте Павенси. Во главе последнего выступил избранный советом мудрых новый король Англии Гарольд. Герцог Нормандский же двинулся к Лондону захватил его и стал королем Англии под именем Вильгельма I Завоевателя.
75323. Особенности социально-экономического развития Италии в конце V- сер. XI веков 51 KB
  Особенности социальноэкономического развития Италии в конце V сер. Подвластное лангобардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. империи но не принесло Италии политического единства. Карл Великий изменил территориальноадминистративное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были образованы 20 графств отданных в управление представителям франкской знати.
75324. Основные черты феодального строя в Западной Европе к концу XI века 32 KB
  Господствует феодальная земельная собственность в вид вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости. На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен торговые связи не развиты; У лично зависимых крестьян особенно в крупных поместьях преобладала отработочная рента. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян находившихся в более легкой зависимости.
75325. Население и внешний вид средневековых городов. Борьба городов с сеньорами 36 KB
  В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии Венеция Генуя Пиза Неаполь Амальфи и др. Крестьяне бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка становясь горожанами постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы новый общественный слой сферой деятельности которого являлось уже не производство а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и...