46114

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР

Доклад

Педагогика и дидактика

Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...

Русский

2013-11-19

18.5 KB

35 чел.

В 52. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР.

Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся, направленных на овладение речью.

В методике школы Vвида (шк. Vв) используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: * психолингвистический* лингводидактический *методика преподавания литературы (МПЛ)

   1) психолингвистический подход

Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне  литературы способствует применение психолингвистического подхода

Психолингвистический термин «Речевая деятельность»- система речевых действий  характеризуется единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания (Леонтьев) и индивидуальную речь человека.Этапы создания1мотивации высказывания2замысла3. осуществления замысла4. сопоставления реализации замысла с самим замыслом

Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта. Осуществляя речевое развитие школьников с ТНР на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знания особенностей коммуникативной деятельности школьников с речевыми патологиями, т.к. усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения.

2)лингводидактический подход

 Лингводидактический подход ориентирует учителя шк. Vв и школьников с ТНР на формирование умения целенаправленно строить речевые произведение обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действительностью.  Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими. Для их развития в шк. Vв предлагаются следующие упражнения: * упр. по реализации ролевого принципа развития речи

  •  упр. с элементами развития продуктивного артистизма речи
  •  упр. развивающие умение художественной критики
  •  развитие умения эстетического анализа текста

3) методико-литературный подход

Методико-литературный подход к изучению литературы предполагает систематическое воздействие на литературное развитие школьника с ТНР. Ведущий методист начала 20в. Голубков выделяет 3 основные метода работы с детьми на уроках литературы.

  1.  Лекционный

В шк. Vв серьезное внимание уделяется лекционному методу, т.к. позволяет экономить время и способствует получению информации, при этом такой прием как конспектирование лекций не может быть признан достаточно эффективным. Это связано с особенностями развития письменной речи с ТНР.

Приемы:        *составление плана

*составление схемы, таблиц

*ответы и вопросы

В лекцию включаются элементы беседы, работы над планом, составление опорной схемы конспекта.

2) литературная беседа

Предполагает обязательное обдумывание системы вопросов, расширяет содержание изучаемого материала, активизацией художественного восприятия.

Эвристическая беседа (открытие, поиск нового) начинается с вопроса Где? Почему?- проблемного вопроса.

Виды деятельности: *подбор материала из художественного произведения

*пересказ с элементами анализа текста

*анализ образа персонажа

*составление плана к произведению

В шк. Vв  эвристическая беседа уделяется недостаточное внимание. Это связано с трудностями, возникающими перед детьми с ТНР при оформлении экспромтом устного высказывания (особенно при заикании). Решение проблемы- системы вопросов на дом.

3) самостоятельная работа

Устные доклады, письменные сочинения, развитие умения самостоятельного анализа произведения.

Обязательное требование-предварительная подготовка, которой уделяется наибольшее внимание. На всех этапах предполагается помощь учителя (замысел, составление плана, подбор материала, предварительный рассказ)

Приемы: * постановка проблемного вопроса

  •  исследующее занятие
  •  виды деятельности
  •  анализ эпизода или целого произведения
  •  оценка спектакля или к/ф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7951. Педагогическая психология. Учебное пособие 1.49 MB
  В основе пособия - деятельностная теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников рассматривается учение как один из видов деятельности выявляются его мотивы, за...
7952. Педагогическая психология. Учебник 1.96 MB
  Педагогическая психология Содержание ЧАСТЬ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Глава. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания. Общенаучная характеристика педагогической психологии...
7953. Специальная педагогика. Учебное пособие 2.02 MB
  На страницах американских педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов). Отмечалась изолированность одной системы от другой, нежелание у...
7954. Педагогика. Учебник 2.86 MB
  В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогич...
7955. Психология и педагогика. Учебник для вузов 2.69 MB
  Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педагогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти...
7956. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений 3.18 MB
  ПЕДАГОГИКА Пособие создано с учетом закономерностей развития и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма. В пособие включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студ...
7957. Поисковая оптимизация - SEO 137 KB
  Введение. Цели курса. Кто такие оптимизаторы. Спрос на услуги оптимизации порождает рост предложения. Для кого же делают сайты? Белое и черное в работе оптимизатора. Виды сайтов, их аудитория, источники входящего потока посети...
7958. Предмет і метод політичної економії 421 KB
  Предмет і метод політичної економії 1. Предмет політичної економії: а) зародження і розвиток предмету б) трактування різними школами в) економічні категорії і закони. 2. Методи економічних досліджень. 3. Функції політичної економії: а) основ...
7959. Культурология. Лекции. Предмет и функции культурологии 498.5 KB
  Тема № 1. Предмет и функции культурологи. История становления представлений о культуре. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относит...