46118

Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность

Доклад

Педагогика и дидактика

Язык речь речевая деятельность. предмет речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Речевая деятельность акт. Речевая деятельность имеет предметное содержание определенную структурную организациювнешнюю и внутреннюю подчиняется общефункционнальным психическим механизмамвнимание память Язык = речь Щерба: троякий аспект языкового явления эксперимент в языкознании: сам процесс речевой деятельностипроцесс; языковая системакод; языковой материал.

Русский

2013-11-19

13.5 KB

57 чел.

В 56. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность.

Лингвистика- изучает систему знаков(язык). Лингвистика определяет  язык как средство общения.

Психолингвистика- имеет дело с процессами кодирования и декодирования.

- предмет- речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования.(Леонтьев А.Н.)

- изучает язык как феномен психики. Психолингвистика должна изучать те психические процессы, которые возникают у человека при использовании речи.

Речевая деятельность- акт. Целенаправленный, мотивированный, предметный процесс выдачи и приема сформированной и сформулированной по средствам языковой мысли(волеизъявление, чувства), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Речевая деятельность имеет предметное содержание, определенную структурную организацию(внешнюю и внутреннюю), подчиняется общефункционнальным психическим механизмам(внимание, память)

Язык = речь

Щерба: троякий аспект языкового явления, эксперимент в языкознании:

*сам процесс речевой деятельности(процесс);

*языковая система(код);

*языковой материал.

Речевая организация индивидуальна, сложные речевые механизмы, которые имеют психофизиологическую природу или речевая способность.

Речевая деятельность.

В основе психолингвистики речевой деятельности лежит психологическая теория деятельности(ЛеонтьевА.Н). Теория деятельности была создана в русле идей Выготского. Большое влияние  оказали изучение Сеченова, Павлова   в основе теория рефлекса. Использование деятельностного принципа – объяснение. Леонтьев А.Н анализировал всю человеческую психики как деятельность. Основной постулат- идея социальности психики человека. Социальность формируется прижизненно, представляет собой результат деятельностного овладения культурой общества. В теории деятельности Леонтьева деятельность в целом- процесс в котором порождается психическое отражение мира в голове человека.

Теория деятельности помогает понять речевую деятельность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62566. Мандрівка з Хлоп’ятком-Здоров’ятком до королівства Здоров’я 30.63 KB
  Мета: поглибити знання дітей про здоровя дати поняття про те що від здоровя кожного залежить майбутнє нації всієї України. Виховувати хороші звички які допоможуть зміцнити здоровя прищеплювати інтерес до занять фізкультурою і спортом.
62571. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 35.26 KB
  Цель уроков: сформировать у учащихся представление о профессиональной деятельности разделении и специализации труда; ознакомить с понятиями предмет и средства труда орудия производства с составляющими технологического процесса; дать понятие товара...