46118

Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность

Доклад

Педагогика и дидактика

Язык речь речевая деятельность. предмет речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Речевая деятельность акт. Речевая деятельность имеет предметное содержание определенную структурную организациювнешнюю и внутреннюю подчиняется общефункционнальным психическим механизмамвнимание память Язык = речь Щерба: троякий аспект языкового явления эксперимент в языкознании: сам процесс речевой деятельностипроцесс; языковая системакод; языковой материал.

Русский

2013-11-19

13.5 KB

56 чел.

В 56. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность.

Лингвистика- изучает систему знаков(язык). Лингвистика определяет  язык как средство общения.

Психолингвистика- имеет дело с процессами кодирования и декодирования.

- предмет- речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования.(Леонтьев А.Н.)

- изучает язык как феномен психики. Психолингвистика должна изучать те психические процессы, которые возникают у человека при использовании речи.

Речевая деятельность- акт. Целенаправленный, мотивированный, предметный процесс выдачи и приема сформированной и сформулированной по средствам языковой мысли(волеизъявление, чувства), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Речевая деятельность имеет предметное содержание, определенную структурную организацию(внешнюю и внутреннюю), подчиняется общефункционнальным психическим механизмам(внимание, память)

Язык = речь

Щерба: троякий аспект языкового явления, эксперимент в языкознании:

*сам процесс речевой деятельности(процесс);

*языковая система(код);

*языковой материал.

Речевая организация индивидуальна, сложные речевые механизмы, которые имеют психофизиологическую природу или речевая способность.

Речевая деятельность.

В основе психолингвистики речевой деятельности лежит психологическая теория деятельности(ЛеонтьевА.Н). Теория деятельности была создана в русле идей Выготского. Большое влияние  оказали изучение Сеченова, Павлова   в основе теория рефлекса. Использование деятельностного принципа – объяснение. Леонтьев А.Н анализировал всю человеческую психики как деятельность. Основной постулат- идея социальности психики человека. Социальность формируется прижизненно, представляет собой результат деятельностного овладения культурой общества. В теории деятельности Леонтьева деятельность в целом- процесс в котором порождается психическое отражение мира в голове человека.

Теория деятельности помогает понять речевую деятельность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...
30275. Основные методы (школы) литературоведения. Сравнительно-исторический метод (компаративизм) 36 KB
  Основные методы школы литературоведения. Сравнительноисторический метод компаративизм Докторская диссертация знаменитого русского литературоведа академика А. Другой попыткой буржуазного литературоведения закрепиться на позитивистских позициях был сравнительноисторический компаративный метод. Практикуемый ими метод приводил их к подбору аналогичных сюжетов в литом творчестве соседних стран толкая их на исследование поэтической продукции прошлого.
30276. Основные методы (школы) литературоведения. Филологический метод 31 KB
  Анализы памятников слова практиковались уже в глубокой древности; таковы в Греции первые изучения Гомера в Египте деятельность таких александрийских филологов как Аристарх и Ликофрон в Риме критическая обработка текстов Вергилия Валерием Проббом и т. В огромном большинстве случаев филологизм древности вызван был к жизни научновспомогательными соображениями заботой о проведении в наличность древнейших и популярнейших произведений поэтического творчества и о сохранении их от гибели порчи и всяких искажений столь возможных в те...
30277. Основные методы (школы) литературоведения. Биографический метод (Ш.-О.Сент-Бёв) 36.5 KB
  На примере виднейшего критика французского романтизма СентБёва особенно отчетливо вырисовываются эти черты нового литературоведческого метода. В противоположность Буало и его последователям подчинявшим индивидуальное развитие художника множеству регламентирующих указаний СентБёв эмансипирует личность. Мелкобуржуазного романтика СентБёва интересует прежде всего творческая индивидуальность писателя. Биографический охват творящей личности сыграл в глазах СентБёва доминирующую роль в литой науке.