46123

Методика логопедического обследования при нарушениях письменной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель обследования: выявление этиологии симптоматики нарушений чтения и письма. Обследование письма. Нарушение письма у детей это особые специфические затруднения которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка которое у детей достигших школьного возраста при нормальных умственных способностях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. Общие методические рекомендации обследованию письма у детей...

Русский

2013-11-19

25.5 KB

43 чел.

В 61. Методика логопедического обследования при нарушениях письменной речи.

Цель обследования: выявление этиологии, симптоматики нарушений чтения и письма. По результатам обследования определяется, во-первых, степень выраженности нарушений, во-вторых, вид и характер нарушений. На основе диагностики вырабатывают программу дальнейшего развития.

  При обследовании учитывают состояние зрения, слуха, ЦНС, познавательной деятельности. Обследование должно быть комплексным (психолог, логопед, окулист, медик (анамнез). Должен быть использован этиопатогенетический принцип (симптомы могут быть сходны, а механизмы нарушения могут быть разные).

   Обследование письма.

   Нарушение письма у детей — это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способностях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуковому анализу и синтезу речи и по этой причине — к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием.

    Общие методические рекомендации обследованию письма у детей

 1.Обследование начинается с письма букв, слогов, слов и кончается предъявлением более сложных форм письменной речи.
 Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуют отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие    графические очертания.

   Анализируя данные, полученные с помощью указанной пробы, учитывают, легко ли ребенок выполняет стоящую перед ним задачу или испытывает затруднения в подыскании нужной буквы. Могут быть обнаружены замены, связанные с трудностями усвоения начертания отдельных букв, когда ребенок пишет вместо Ш —И или вместо Д — Б, зеркальное и т.д., когда отдельные элементы, входящие в состав букв, изображаются ребенком неадекватно в пространственном или количественном отношении. Ребенок может просто забыть отдельные буквы, особенно те, которые редко  встречаются,  и  заменить  их  случайным  начертанием. Это свидетельствует в целом о нормальном развитии навыка письма.

 Но если гребенок допускает замены букв, соответствующие звуки которых являются акустически или артикуляционно близкими (например, может вместо диктуемого звука Ш написать С или вместо Д — Т и т.д.), т.е. происходит взаимозаменяемость, — это обычно указывает на дефект слухового или слухо-артикуляционного анализа.

  2.Следующим   этапом   обследования является письмо отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, ба, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, уш,  от), закрытые (сас, ран, дум, тан), слоги со стечением согласных (ста,  дро, гво,  сто, стра),  оппозиционные (са-за, са-ша, рала, ба-на, мя-ма, лю-лу, ри-ры, но-нё). Вместо записи ученик   может   составлять   слоги,   пользуясь   буквами   разрезной азбуки.

   Эти пробы ставят  своей задачей определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы входящие в звуковой комплекс. Как и в предыдущих пробах, выявляется, во-первых,  наличие специфических  ошибок,  указывающих на  недостаточность  различения  звуков во-вторых,   в  каких  случаях   при воспроизведении   слогов   разнообразного   строения   последовательность   выделения   звуков   оказывается   нарушенной.  

   3. Чтобы определить  уровень письма, доступный обследуемому, вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. Сначала ребенку диктуют простые, а затем — фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы, например: Маша играет, у Маши кукла.  Журчит ручей, у крыльца лужи.

  4.Помимо написания отдельных слов и фраз, по слуху проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (например, козу, мяч, замок, часы, спички, чайник, девочку и др.).„Ученику предлагается написать названия предметов, изображенных на картинках, или самостоятёльно составить и записать отдельные предложения по картинке  типа  «Девочка  чистит  зубы».

    5.При более высоком уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программным требованиям по русскому языку того класса, в котором обучается ребенок, и в то же время включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых. обычно нарушается. Диктовать надо в соответствии с нормами орфоэпического произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.

  Обследующий ведет наблюдения за характером процесса письма: может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или пишет с опорой на его проговаривание. Особое внимание должно быть уделено тому, допускает ли ребёнок специфические ошибки на замену букв: свистящих, шипящих, звонких и глухих; р, л, мягких и твёрдых.

  При этом необходимо выяснить:

— единичные или частные эти ошибки; распространяются ли они на одну группу звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, или на несколько групп; соответствуют ли замены в письме тем нарушениям, которые наблюдаются в устной речи;

— происходят ли замены при написании фонетически простые или структурно трудных, многосложных и малознакомых слов. Ошибки за замену букв в письме в большинстве случаев сосуществуют с другими фонетическими ошибками. Поэтому необходимо установить допущены ли пропуски букв, слогов или даже элементов слова, слитное и раздельное написание одного и того же слова и другие ошибки, связанные с искажением его звуковой структуры.

   Самостоятельное письмо детей, как и на предыдущем этапе, позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова (замены  букв,   пропуски,   перестановки  букв  и т.д.),  так  и  аграмматизм.

 Для этой цели учащимся (в основном 2-3-го и более старших классов) предлагается самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картин с изображением сюжета, развертывающегося в определенной последовательности, письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный учеником рассказ, а может быть, и написать сочинение на заданную тему типа «Как я провел выходной день».

   При   анализе    самостоятельного    письма    ребенка   необходимо выявить:

— какими языковыми средствами он пользуется при построении предложений, наблюдаются ли смысловые или звуковые замены слов.

— как   передаются   грамматические   конструкции:   соблюдаются ли нормы управления или согласования, или отмечаются ошибки  в  употреблении  падежных  форм.

— допускаются  ли  замены  и  пропуски  Предлогов

— не  нарушен ли  порядок  слов  в  предложении

— имеются ли  пропуски  слов  или слитное  написание ряда слов;

— выражена ли в предложении законченная мысль и др.

 в процессе обследования важно определить не только характер ошибок правописания, но и причины, их обусловливающие.

   Обнаруженные затруднения и ошибки письма, диагностическое заключение следует соответственно оформить, чтобы характер нарушений   был   очевиден.   Необходимо:

а) сопоставить и проанализировать все виды ошибок, допущенные ребенком при выполнении разных проб; составить сводную таблицу перечня ошибок письма, классифицируя их по виду и числу;

б) сочетать анализ ошибок письма с изучением особенностей устной речи, с тщательным учетом всех, даже малозаметных, недостатков звукопроизношения и других отклонений в развитии речи.

  При анализе каждая ошибка должна рассматриваться не сама по себе, а в системе других, в связи с остальными проявлениями нарушения письма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77008. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении Случаи прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания 26.04 KB
  Отсрочка и рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении Случаи прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. При наличии обстоятельств вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки судья орган должностное лицо вынесшие постановление могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца....
77009. Законность и дисциплина в сфере государственного управления: понятие, сущность. Виды способов обеспечения законности и дисциплины в управленческой деятельности 27.02 KB
  Виды контрольной деятельности: 1 по субъектам: контроль осуществляемый Счетной палатой Федерального Собрания РФ; контроль Министерства по налогам и сборам РФ; контроль Министерства финансов РФ; судебный контроль; 2 по методам: контроль документов издаваемых участниками управленческой деятельности; проверка непосредственно самой деятельности; 3 по времени осуществления: предварительные проверки осуществляемые до реализации субъектов административных правоотношений своих прав и обязанностей; текущие проверки в процессе...
77010. Контроль в государственном управлении: понятие, содержание, виды 29.15 KB
  Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том что уполномоченные на то государственные органы законодательной исполнительной судебной власти и общественные организации используя организационноправовые способы и средства выясняют не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какиелибо нарушения законности и если таковые имеются то своевременно их устраняют восстанавливают нарушенные при этом права привлекают виновных к ответственности принимают...
77011. Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие, правовые основы, органы осуществляющие, их правовое положение 28.37 KB
  Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие правовые основы органы осуществляющие их правовое положение. Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти коммерческими и некоммерческими организациями а также гражданами общеобязательных правил имеющих важное значение для общества и...
77012. Надзор прокуратуры за законностью в процессе осуществления исполнительной власти (государственного управления): понятие, сущность 30.34 KB
  Прокуратура наделена комплексом полномочий позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения восстанавливать нарушенные права привлекать к ответственности виновных лиц. Проверки исполнения законов законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений заявлений жалоб сведений о фактах нарушения законности. В целях обеспечения законности...
77013. Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц 26.2 KB
  Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти государственного управления и их должностных лиц: правовая основа сроки обращения в суд стадии рассмотрения. Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве как частное лицо по собственной инициативе каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти любого должностного лица или государственного...
77014. Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности 26.83 KB
  Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности. Экономика совокупность производственных отношений соответствующих данной ступени развития производительных сил общества господствующий способ производства организация структура и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности. В РФ гарантируются единство экономического пространства свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств поддержка конкуренции свобода экономической деятельности признаются и защищаются равным...
77015. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере 24.67 KB
  Государство охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан развивает систему социальных служб оказывающих медицинские образовательные культурные и другие услуги населению В сфере образования науки и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования определяет основные направления развития общего и профессионального образования развитие системы бесплатного образования разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития...
77016. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере 22.45 KB
  В эту подсистему входят Министерство иностранных дел РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство внутренних дел РФ Министерство обороны РФ и Министерство юстиции РФ в ведении трех последних имеются свои федеральные службы и агентства самостоятельные федеральные службы внешней разведки безопасности охраны контроля за оборотом наркотиков и фельдъегерская служба самостоятельные федеральные агентства Управление делами Президента РФ и Главное...