46125

Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями

Доклад

Педагогика и дидактика

Особо можно выделить кончик языка ибоковые края передней и средней частей языка так как от их работы зависит качество звуков. В артикуляционную гимнастику входят упражнения в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: опущен за нижние зубы Почистим зубы поднят вверх к альвеолам Маляр Грибок Гармошка. После того как каждое положение будет отработано дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое Качели. Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в...

Русский

2013-11-19

16.5 KB

12 чел.

В 63. Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями.

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

  Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно.

      Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня и спинки. Особо можно выделить кончик языка и
боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

       В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

- опущен за нижние зубы - «Почистим зубы»,

- поднят вверх к альвеолам - «Маляр», «Грибок», «Гармошка».

  После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое -«Качели».

   Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу. Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

   Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом  или же образовывать щель с нёбом. Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».

  Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок ; могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).

При произнесении некоторых звуков язык может быть: а) широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»; б) узким; сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

    В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку, могут округляться, могут обнажать передние верхние и нижние зубы, могут слегка выдвигаться вперед. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам. Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Губы круглые, как бублик», «Спрячем зубы».

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, при этом меняется объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков – упражнение «Кормление птенцов».

   Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки. Вес остальные звуки - ротовые. Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке).

   Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно  по несколько минут.  Выполнять упражнения можно как сидя, так и стоя.  Темп выполнения  и количество  упражнений  постепенно увеличивается.  Наиболее эффективно выполнение  артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12402. РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ 75 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 7 РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки функцій прикладної програми С до блоксхем алгоритмів з динамічної...
12403. Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ-11 в середовищі С++Builder 203 KB
  Лабораторна робота № 8 Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ11 в середовищі СBuilder Мета: навчитися створювати комп’ютерну імітаційну модель роботи мікропроцесорного приладу ІТМ11 використовуючи стандартні компоненти С Builder. 1. Відомості по приладу ...
12404. РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE 77.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 9 РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С по роботі на формі вікна з фрагментами зображення з файлу .bmp на осн
12405. Компоненты отображения иерархических данных 165 KB
  Лабораторная работа № 10 Компоненты отображения иерархических данных Цель лабораторной работы состоит в изучении методики работы с компонентами отображения произвольных иерархических данных. Общие сведения о компонентах В библиотеке VCL для отображения иерар...
12406. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерий Лапласа 305 KB
  Принятие решений в условиях неопределенности Теория статистических решений может быть истолкована как теория поиска оптимального недетерминированного поведения в условиях неопределенности. Согласно А.Вальду поведение считается оптимальным если оно минимизирует...
12407. Измерение длины световой волны с помощью прозрачной дифракционной решетки 98 KB
  Отчёт по лабораторной работе По дисциплине: Физика. Тема: Измерение длины световой волны с помощью прозрачной дифракционной решетки Общие теоретические сведения: Интерференция явление перераспределения волны в результате наложения когерентных волн...
12408. Контролер станочных и слесарных работ 156.5 KB
  Для приобретения квалификации контролера станочных и слесарных работ необходимо: технологию сборочных работ; технические условия на приемку деталей и проведения испытаний операций, механической и слесарной обработки...
12409. Исследование свободных электрических затухающих колебаний 234.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 5.2. Исследование свободных электрических затухающих колебаний. Цель работы: Исследование закономерностей свободных электрических незатухающих колебаний в последовательном колебательном контуре определение их физических характерис
12410. Исследование вынужденных колебаний в последовательном контуре 80.5 KB
  Отчёт по лабораторной работе 53. Исследование вынужденных колебаний в последовательном контуре. Цель работы: исследовать зависимость резонансной частоты и вида резонансной кривой от параметров контура. Расчёт погрешностей