46125

Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями

Доклад

Педагогика и дидактика

Особо можно выделить кончик языка ибоковые края передней и средней частей языка так как от их работы зависит качество звуков. В артикуляционную гимнастику входят упражнения в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: опущен за нижние зубы Почистим зубы поднят вверх к альвеолам Маляр Грибок Гармошка. После того как каждое положение будет отработано дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое Качели. Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в...

Русский

2013-11-19

16.5 KB

12 чел.

В 63. Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями.

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

  Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно.

      Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня и спинки. Особо можно выделить кончик языка и
боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

       В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

- опущен за нижние зубы - «Почистим зубы»,

- поднят вверх к альвеолам - «Маляр», «Грибок», «Гармошка».

  После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое -«Качели».

   Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу. Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

   Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом  или же образовывать щель с нёбом. Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».

  Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок ; могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).

При произнесении некоторых звуков язык может быть: а) широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»; б) узким; сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

    В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку, могут округляться, могут обнажать передние верхние и нижние зубы, могут слегка выдвигаться вперед. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам. Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Губы круглые, как бублик», «Спрячем зубы».

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, при этом меняется объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков – упражнение «Кормление птенцов».

   Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки. Вес остальные звуки - ротовые. Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке).

   Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно  по несколько минут.  Выполнять упражнения можно как сидя, так и стоя.  Темп выполнения  и количество  упражнений  постепенно увеличивается.  Наиболее эффективно выполнение  артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1137. Миры штриховые для определения предела разрешения 143 KB
  Штриховая мира состоит из элементов с различным количеством штрихов одинаковой длины. Ширина штрихов каждой миры убывает от элемента №1 к элементу номер 25 по закону геометрической прогрессии со знаменателем. Число штрихов в каждой группе элементов миры.
1138. Определение цены деления микроскопа с окуляр-микрометром 44 KB
  Для определения цены деления микроскоп-микрометра применяют объект-микрометр (шкалу с ценой деления 0,01 мм). Перекрестие шкалы окулярного микрометра.
1139. Типовые контрольно-юстировочные приборы 75 KB
  Зрительные трубки. Диоптрийная трубка. Коллиматоры для проверки разрешающей силы и качества изображения. Широкоугольный коллиматор.
1140. Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД. 686.5 KB
  Создание пустой базы данных в среде СУБД Access 2003. Добавление полей связи. Концептуальная модель проектируемой базы данных.
1141. Средства среды Delphi и C++Builder для разработки приложений для БД 384.5 KB
  Изучение принципов работы с базами данных в С++ или Delphi. Применение визуальных и невизуальных компонент для организации доступа к базе данных.
1142. Создание базы данных Автосалона 282 KB
  Анализ информационных задач и круга пользователей системы. Определение требований к операционной обстановке. Выбор СУБД и других программных средств. Анализ информационных задач и круга пользователей системы. Преобразование ER–диаграммы в схему базы данных.
1143. Применение экранных форм для ввода и редактирования данных в зависимых связанных объектах базы данных 482 KB
  Приобретение навыков построения системы меню приложений баз данных при помощи средств разработки меню графического интерфейса пакета FoxPro.
1144. Зависимость электропроводности полупроводников от напряженности электрического поля 447.5 KB
  Исследование влияния сильных электрических полей на электропроводность материала варистора. Зависимость проводимости от внешнего электрического поля (экстраполяция по первым и последним четырем точкам).
1145. Управление преобразователем частоты Altivar 58 с помощью интеллектуального реле Zelio Logic 111.5 KB
  Ознакомится с описанием ПЧ Altivar 58 и интеллектуальным реле Zelio Logic используя инструкции фирмы изготовителя. Выполнить настройку параметров ПЧ согласно заданию, сохранить настройки в файле. Проверить работу системы электропривода во всех режимах, при необходимости внести изменения в программу.