46128

Организация и содержание совместной работы логопеда и воспитателя (учителя) детского сада (школы) для детей с нарушениями речи

Доклад

Медицина и ветеринария

Организация и содержание совместной работы логопеда и воспитателя учителя детского сада школы для детей с нарушениями речи. Взаимодействие логопеда и воспитателя В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатели определяют возможности детей в изобразительной...

Русский

2013-11-19

21 KB

14 чел.

В 66. Организация и содержание совместной работы логопеда и воспитателя (учителя) детского сада (школы) для детей с нарушениями речи.

Взаимодействие логопеда и воспитателя

В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатели определяют возможности детей в изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счётом и счетными операциями и т.п. При оценке состояния навыков по этим  направлениям следует учитывать программные требования данной возрастной группы.

После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоянии умений и навыков каждого ребенка. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и адресно осуществить индивидуальный подход.  На педагогическом совете докладываются результаты обследования и коллегиально обсуждаются выбор базисной программы и варианты ее реализации с учетом возможностей детей.  Чрезмерные речевые нагрузки могут повлиять на процесс коррекции.

Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей, проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

 Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач и ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создастся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. воспитатель
особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которая складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с  окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

 В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Развитие речи

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную базу и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.

 В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель следит за речевой активностью, за правильным использованием поставленных им исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п., в случае необходимости в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному
реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речи, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

 Логопед проводит в течение недели фронтальные логопедические занятия в утренние часы: с первой подгруппой — с 9 до 9.20 и со второй — с 9.30 до 9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой.

Воспитатель во второй половине дня (15.15 — 15.45) осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия.

После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой: в первом периоде — 3 занятия (рисование, развитие речи, физкультура), во втором периоде — 4 (рисование, развитие речи, физкультура, конструирование или лепка), в третьем периоде — 5 (2 музыкальных, развитие речи, физкультура или рисование).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41645. Инженерно-техническая защита систем обработки информации 44.26 KB
  Подсистема физической защиты информации ФЗИ включает силы и средства предотвращающие проникновение к источникам защищаемой информации злоумышленника и стихийных сил природы. Система обработки информации как объект защиты. СОИ совокупность некоторого объекта эксперимента как источник информации измерительновычислительного комплекса и персонала.
41646. Закон радиоактивного распада 224.24 KB
  Процесс альфараспада можно представить так: где Х символ исходного ядра; Y символ ядра продукта распада; Q излучаемый избыток энергии обычно в виде гаммакванта; А массовое число; Z порядковый номер элемента заряд ядра. Энергия освобождаемая при каждом акте распада распределяется равномерно между бетачастицей и нейтрино. Примером бетаминус распада может служить распад естественного изотопа калия с превращением его в кальций: .
41648. Изучение приборов для измерения давления. Тарировка пружинного манометра 577.06 KB
  Изучение приборов для измерения давления. В Международной системе единиц СИ единицей давления является паскаль Па. Используются также внесистемные единицы измерения давления: техническая атмосфера ат равная кгс см ; миллиметр водяного столба мм вод.
41649. Наблюдение роста кристаллов из раствора 339.58 KB
  Нагреть раствор. Перелить раствор в стакан. Привязать к карандашу нить чтобы она опустилась в раствор.
41650. Технологии работы со списками в EXCEL 1.79 MB
  Цель работы: научиться создавать при помощи EXCEL базу данных содержащую различные сведения о работе фирмы. Список выполняет функцию базы данных. Столбцы называются полями а строки записями множество записей образует поле данных. Требуется создать базу данных работы фирмы и автоматизировать работу выдачи бланков заказов.
41651. Реализация функций родительского контроля ОС Windows 2.21 MB
  Родительский контроль компьютера — это набор программ и действий, который направлен на организацию или запрет использования детьми компьютерного времени, доступа к играм или другим программам
41653. Методы защиты информации. Шифр Цезаря 233.01 KB
  При шифровании исходного текста каждая буква заменяется другой буквой того же алфавита по следующему правилу. При достижении конца алфавита выполняется циклический переход к его началу.N символы алфавита; N ширина алфавита. Пусть k число позиций сдвига символов алфавита при шифровании 0 k N.