4613

Составление схем алгоритмов задач средней сложности с использованием возможностей программных средств

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Введение Важным этапом разработки программы является составление схемы алгоритма решения поставленной задачи. При составлении схемы алгоритма следует придерживаться определенных стандартов в изображении элементов схемы. Для изображения схем алгоритм...

Русский

2012-11-23

663 KB

105 чел.

Введение

Важным этапом разработки программы является составление схемы алгоритма решения поставленной задачи.

При составлении схемы алгоритма следует придерживаться определенных стандартов в изображении элементов схемы. Для изображения схем алгоритмов могут использоваться разнообразные программные средства, в частности, графические возможности текстового процессора MS Office Word 2003 и программа Microsoft Visio.


2. ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ АЛГОРИТМОВ

Задание № 1. Алгоритм определения максимального элемента вектора и его порядкового номера

  1.  Составить схему алгоритма определения максимального элемента вектора , состоящего из n элементов, и его порядкового номера.
  2.  Идея алгоритма: максимальный элемент вектора определяется после последовательного сравнения элементов: берется первая пара элементов и определяется больший из них; он сравнивается со следующим элементом и т.д. Каждый раз определяется, какой из элементов является большим, и, кроме того, запоминают его порядковый номер.
  3.  Порядок построения алгоритма:
    •  Ввести исходные данные: элементы массива a1, a2, …, an и общее количество элементов n.
    •  Предположить, что первый элемент a1 является максимальным. Ввести переменную М, соответствующая максимальному элементу, и присвоить ей значение М:= а1. Ввести переменную К, обозначающую порядковый номер элемента и присвоить ей значение К:=1.
    •  Так как число элементов n>1, ввести параметр цикла i и присвоить ему значение i:=2.
    •  Сравнить два элемента: второй (а2) с первым, который принят условно за максимальный (а2>М):
      •  если второй элемент окажется больше, то из двух сравниваемых значений он будет максимальным и переменной М надо присвоить значение (М:=а2), а переменной К — порядковый номер этого элемента (К:=2). Затем надо перейти к сравнению следующего элемента, для чего следует увеличить параметр цикла на 1 (i:=i+1);
      •  если условие а2>М не выполняется, то переменные М и К сохраняют прежние значение, а вот параметр цикла увеличивается на 1 (i:=i+1).
    •  После просмотра всех элементов, когда значение параметра цикла i станет больше, чем n (проверка на окончание цикла осуществляется с помощью выражения i<=n), происходит выход из цикла.
    •  Полученные значения максимального элемента М вектора а и его порядкового номера К является искомыми и выводятся на печать.
  4.  Изобразите средствами MS Visio 2003 схему алгоритма. Она должна быть подобна той, что приведена на рис. 2.1.
  5.  Проверьте правильность работы схемы для вектора a = (3, 1, 7, 5).

Задание № 2. Алгоритм упорядочения элементов вектора

  1.  Составить схему алгоритма упорядочения элементов вектора  из n элементов по возрастанию методом сравнения смежных пар (методом простого перебора).
  2.  Идея алгоритма: последовательно в цикле сравниваются соседние (смежные) элементы вектора: первый элемент со вторым, второй с третьим и т.д. При попарном сравнении элементов меньшее из них записывается на предыдущее место, а большее — на следующее. Если осуществляется такая перестановка, то цикл начинается сначала со сравнения элемента а1 с элементом а2, а2 с а3 и т.д. Эта процедура продолжается до тех пор, пока не произойдет сравнение элемента аn–1 с аn и не возникнет потребности в их перестановке.
  3.  Важной операцией в этом алгоритме является перестановка значений элементов, которая реализуется с использованием промежуточной переменной Р. Присвоение значения элемента ai переменной Р дает возможность поменять значение элементов ai и аі+1 без потери информации.
  4.  Изобразите средствами MS Visio 2003 схему алгоритма. Она должна быть подобна той, что приведена на рис. 2.2.
  5.  Проверьте правильность работы схемы для вектора a = (3, 1, 7, 5).

Задание № 3. Алгоритм вычисления бесконечной суммы

  1.  Составить схему алгоритма вычисления бесконечной суммы

с заданной точностью e (для данной знакочередующейся бесконечной суммы требуемая точность будет достигнута, когда очередное слагаемое станет по абсолютной величине меньше e.

  1.  Данная задача относится к классу итерационных задач, так как число повторений операторов тела цикла заранее неизвестно. Очевидно, что здесь надо использовать цикл типа «ПОКА». Выход из итерационного цикла осуществляется в случае выполнения заданного условия .
  2.  На каждом шаге вычислений происходит последовательное приближение к искомому результату и проверка условия достижения последнего.
  3.  При составлении алгоритма нужно учесть, что знаки слагаемых чередуются и степень числа х в числителях слагаемых возрастает.
  4.  Решая эту задачу «в лоб» путем вычисления на каждом i-ом шаге частичной суммы

S:=S+((-1)**(i-1))*(x**i)/i,

мы получим очень неэффективный алгоритм, требующий выполнения большого числа операций. Гораздо лучше организовать вычисления следующим образом: если обозначить числитель какого-либо слагаемого буквой р, то у следующего слагаемого числитель будет равен –р*х (знак минус обеспечивает чередование знаков слагаемых), а само слагаемое m будет равно p/i, где i — номер слагаемого.

  1.  Учитывая последнее замечание, изобразите средствами MS Visio 2003 схему алгоритма. Она должна быть подобна той, что приведена на рис. 2.3.

Алгоритм, в состав которого входит итерационный цикл, называется итеpационным алгоpитмом. Итерационные алгоритмы используются при реализации итерационных численных методов.

В итерационных алгоритмах необходимо обеспечить обязательное достижение условия выхода из цикла (сходимость итерационного процесса). В противном случае произойдет «зацикливание» алгоритма, т.е. не будет выполняться основное свойство алгоритма — результативность.

ВЫВОДЫ

  1.  Для представления схем алгоритмов можно использовать графические возможности текстового процессора MS Office Word 2003, сосредоточенные на панели инструментов Рисование. Большие возможности в этом плане предоставляет Microsoft Visio 2003 – программный продукт, предназначенный для создания технических и деловых диаграмм, позволяющий визуально отображать различные процессы, концепции и отношения. С его помощью легко формируются схемы алгоритмов путем перетаскивания мышью готовых графических примитивов.
    1.  Для использования стандартных графических примитивов схем алгоритмов следует выбрать шаблон Basic Flowchart, расположенный в разделе Flowchart.
    2.  После того, как схема алгоритма будет создана полностью, следует сгруппировать все ее элементы в единый объект.
    3.  При построении схем алгоритмов используются базовые структуры следования, ветвления и цикла.
    4.  Особенностью построения схем алгоритмов итерационных процессов является то, что заранее не известно количество повторений цикла. Поэтому для подобных задач необходимо использовать циклы типа «ПОКА».

Контрольные вопросы

  1.  Какими средствами изображения схем алгоритмов обладает MS Office Word 2003?
    1.  Как изобразить схему алгоритма средствами рисования MS Office Word 2003?
      1.  Для чего предназначена программа Microsoft Visio 2003 и в чем состоят ее возможности?
      2.  Как осуществляется запуск программы и выбор необходимых шаблонов?
      3.  Объясните назначение элементов главного окна программы.
      4.  Какие типы файлов используются в программе Microsoft Visio 2003?
    2.  Определите порядок работы при построении схемы алгоритма с помощью программы Microsoft Visio 2003.
    3.  В чем заключаются идея алгоритма определения максимального элемента вектора?
    4.  Что изменится в данном алгоритме, если будет поставлена задача нахождения минимального элемента?
    5.  Объясните идею алгоритма упорядочения элементов вектора методом сравнения смежных пар.
    6.  Какие недостатки присущи данному методу?
    7.  В чем заключается особенность построения алгоритма для итерационного процесса?

Задачи

1. Составить схему алгоритма определения максимального и минимального элементов в каждой строке матрицы А, состоящей из m строк и n столбцов. (Идея алгоритма та же, что и при нахождении максимального элемента вектора а, поскольку каждая строка матрицы является вектором.)

2. Составить схему алгоритма упорядочения элементов в каждом столбце матрицы А, состоящей из m строк и n столбцов, по возрастанию методом сравнения смежных пар. (Идея алгоритма та же, что и при упорядочении элементов вектора а).

3. Составить схему алгоритма вычисления выражения:

.

4. Составить схему алгоритма вычисления выражения:

где a и n - - целые положительные числа.


Приложение 1

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СХЕМ АЛГОРИТМОВ

Для изображения схем алгоритмов существуют разнообразные программы. В частности, в состав текстового процессора MS Word входят средства, позволяющие создавать схемы алгоритмов. Удобным программным средством также является MS Visio – программа деловой графики.

1. Графические средства MS Word для изображения
схем алгоритмов

В MS Office Word 2003 средства, позволяющие строить схемы алгоритмов, сосредоточены на панели инструментов Рисование (рис. П1.1, а), а в MS Word 2010 – на вкладке Вставка и открываются щелчком мыши на кнопке Фигуры (рис. П1.1, б).

Методика изображения схемы алгоритма заключается в следующем:

  1.  Запустите текстовый процессор.
  2.  Раскройте на экране панель Рисование, выполнив команды меню Вид Панели инструментов Рисование или щелчком мышью на кнопке Панель рисования .
  3.  Щелкните на кнопке Автофигуры этой панели, наведите указатель мыши на команду Блок-схема и выберите в раскрывшемся меню графических примитивов нужный элемент щелчком мыши. Назначение элемента высвечивается в контекстной подсказке.
  4.  Перейдите в рабочее поле документа, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, нарисуйте элемент схемы алгоритма.
  5.  Щелкните правой кнопкой по нарисованной фигуре и выберите в контекстом меню команду Добавить текст, чтобы можно было вписать текст внутри элемента.
  6.  Еще раз щелкните правой кнопкой по фигуре и выберите в контекстом меню команду Формат автофигуры.
  7.  В открывшемся одноименном диалоге перейдите на вкладку Размер и установите в полях высота и ширина необходимые размеры, например, высота 1,5 см, ширина 3 см.

Помните, что значения высоты и ширины должны быть кратны 5 мм, а ширина фигуры должна быть больше высоты в 1,5-2 раза.

  1.  Перейдите на вкладку Цвета и линии и в поле толщина установите нужное значение, например, 1 пт. После этого нажмите кнопку ОК.
  2.  Щелкните указателем мыши внутри нарисованной фигуры и введите необходимый текст. Тип шрифта выбирается в раскрывающемся списке кнопки Шрифт (), а размер – в раскрывающемся списке кнопки Выбрать размер шрифта (). Выравнивание текста осуществляется кнопками , расположенными на панели инструментов Форматирование.
  3.  Для изображения связей между фигурами щелкните на кнопке Автофигуры панели Рисование, наведите указатель мыши на команду Соединительные линии и выберите нужный тип линии в раскрывшемся меню.
  4.  Соедините две фигуры между собой выбранной линией с помощью мыши при нажатой левой кнопке.
  5.  Для выравнивания фигур друг относительно друга их необходимо выделить (для этого надо щелкать левой кнопкой мыши по фигурам при нажатой клавише SHIFT), а затем щелкнуть на кнопке Рисование панели Рисование, навести указатель мыши на команду Выровнять/распределить и выбрать в раскрывшемся меню нужный инструмент выравнивания/распределения (рис. 1.2).
  6.  Когда все элементы схемы алгоритма будут нарисованы, щелкните мышью по кнопке Выбор объектов () панели Рисование, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, обведите пунктирным прямоугольником все нарисованные элементы. Они окажутся выделенными. После этого щелкните правой кнопкой мыши по любому выделенному элементу и в контекстном меню выполните команды Группировка Группировать. Все нарисованные элементы и связи между ними будут сгруппированы в один графический объект.

Пример П1.1. Схема алгоритма вычисления действительных корней квадратного уравнения

Разберем следующий пример составления схемы алгоритма и с помощью графических средств MS Word изобразим его.

Действительные корни квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, заданного коэффициентами a, b, c, вычисляются следующим образом (при условии, что а  0):

1. Прочитать коэффициенты a, b, c.

2. Вычислить дискриминант d = b2 – 4ac.

3. Если d>0, вычислить  и написать эти числа, иначе, если d = 0, вычислить  и написать это число, иначе написать «действительных корней нет».

По алгоритму выполняется соответствующая последовательность действий, или процесс решения задачи:

  1.  Прочитать коэффициенты, вычислить d, проверить, что d > 0 (и это так), вычислить х1, х2 и написать эти числа.
  2.  Прочитать коэффициенты, вычислить d, проверить, что d > 0 (и это не так), проверить, что d = 0 (и это так), вычислить х и написать это число.
  3.  Прочитать коэффициенты, вычислить d, проверить, что d > 0 (и это не так), проверить, что d = 0 (и это не так), и написать, что действительных корней нет.

Схема алгоритма, выполненного с помощью графических средств MS Word, приведена на рис. П1.3.

В данной схеме используются следующие графические примитивы:

  1.  Знак завершения – обозначает начало и конец алгоритма.
  2.  Данные – обозначает ввод и вывод данных.
  3.  Процесс – обозначает вычислительные операции.
  4.  Решение – обозначает выбор одной из альтернатив.

2. Изображение схем алгоритмов с помощью программы
Microsoft Visio

Microsoft Visio – программный продукт, предназначенный для создания технических и деловых диаграмм. К его возможностям относятся следующие:

  •  визуальное отображение процессов, концепций и отношений;
  •  легкость формирования диаграмм, путем перетаскивания (метод drag&drop) готовых символов Microsoft SmartShapes. В программу заложен большой набор наиболее типовых шаблонов, которые позволяют наглядно проиллюстрировать различные процессы, организационные структуры и др.
  •  создание технических и деловых диаграмм с соблюдением всех предъявляемых требований, при помощи инструментов, разработанных для применения в профессиональных специфических областях;
  •  генерация схем различных типов на основе существующих данных;
  •  наличие системы контекстных подсказок и справочной информации;
  •  импорт и экспорт диаграмм, в формате Scalable Vector Graphics (SVG) (основан на технологии XML);
  •  интеграция бизнес-процессов и систем путем извлечения данных из диаграмм Visio и импорта этой информации в форматы Microsoft Excel, Word, Access, Microsoft SQL Server, XML и др.

Запуск программы и ее интерфейс

Для запуска программы выполните команды Главного меню: Пуск Программы  Microsoft Office  Microsoft Office Visio 2003 или выполните двойной щелчок на ярлыке этой программы, расположенном на Рабочем столе.

Откроется окно программы, в котором предлагается выбрать Шаблон (набор графических примитивов). Для построения схем алгоритмов в списке Разделы выберите Flowchart, а в списке Шаблоны выполните двойной щелчок мышью по значку Basic Flowchart (рис. П1.4).

После этого откроется главное окно программы (рис. П1.5), имеющее стандартный для MS Office вид. Основную часть интерфейса занимают два окна: Шаблоны (Stencils) – слева, с зеленым фоном) и Рисунок (Drawing).

Порядок построения схем алгоритмов

  1.  Выполните команды меню Файл Новый Flowchart Basic Flowchat. При этом откроется новое окно программы.
  2.  Перетащите мышью необходимые графические объекты из окна Шаблоны на рабочее поле.
  3.  Для выделения графического примитива на рабочем поле следует щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. При этом появляются специальные маркеры, позволяющие изменять размеры и ориентацию фигуры (рис. П1.6).

  1.  Для перемещения фигуры по рабочему полю следует навести указатель мыши на нее, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить фигуру в новое место, после чего отпустить кнопку мыши.
  2.   Чтобы вставить нужный текст внутри фигуры следует выполнить двойной щелчок мыши на фигуре. При этом появляется окно ввода текста с маркером ввода (вертикальная черная линия) (рис. П1.7). Кнопками Шрифт , Размер шрифта , Полужирный, Курсив или Подчеркивание , Выравнивание  и т.д. выбирается необходимое форматирование шрифта.

После набора текста следует щелкнуть мышью вне фигуры.

  1.  Для соединения графических примитивов между собой можно воспользоваться либо примитивом Dynamic Connector (Динамический соединитель) , либо кнопкой Соединитель . При этом с помощью последней кнопки можно установить режим автоматического связывания объектов.
  2.  Если необходимо поместить какой либо текст вне графических примитивов, то следует воспользоваться кнопкой Текст . После щелчка по этой кнопке в рабочем поле с помощью перетягивания указателя мыши выделяется прямоугольник, внутри которого можно ввести текст. Кроме того, можно воспользоваться кнопками панели инструментов Рисование .
  3.  Любой объект рисунка на рабочем поле можно вырезать, скопировать или вставить, воспользовавшись кнопками , либо командами контекстного меню.
  4.  После того, как изображение схемы алгоритма будет полностью построено, все элементы следует сгруппировать. Для этого надо щелкнуть по кнопке Указатель  и с помощью мыши обвести прямоугольной областью все фигуры рисунка (рис. П1.8). После этого следует выполнить команды меню Форма Группирование Сгруппировать или щелкнуть правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команды Форма Сгруппировать.
  5.  Полученный рисунок можно сохранить, выполнив команды меню Файл Сохранить или щелкнув по кнопке Сохранить . При этом сохранять рисунок можно не только в формате .VSD, но и в файлах других типов, в том числе HTML.

Для приобретения навыков работы с программой MS Visio 2003, самостоятельно постройте схему алгоритма, представленного на рис. П1.3 (элементы ссылок рисовать не надо).


Приложение 2

БАЗОВЫЕ СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ

При реализации алгоритмов решения многих практических задач различают последовательности действий (вычислений) линейной, разветвленной и циклической структуры.

Линейная структура процесса вычислений предполагает, что для получения результата необходимо выполнить некоторые операции в определенной последовательности. Например, для определения площади треугольника по формуле Герона необходимо сначала определить полупериметр треугольника, а затем по формуле его площадь.

Разветвленная структура процесса вычислений предполагает, что конкретная последовательность операций зависит от значений одного или нескольких параметров. Например, если дискриминант квадратного уравнения не отрицателен, то уравнение имеет два корня, а если отрицателен, то действительных корней нет.

Циклическая структура процесса вычислений предполагает, что для получения результата некоторые действия необходимо выполнить несколько раз. Например, для того, чтобы получить таблицу значений функции на заданном интервале изменения аргумента с заданным шагом, необходимо соответствующее количество раз определить следующее значение аргумента и посчитать для него значение функции.

Процессы вычислений циклической структуры в свою очередь можно разделить на три группы:

  •  циклические процессы, для которых количество повторений известно – счетные циклы или циклы с заданным количеством повторений;
  •  циклические процессы, завершающиеся по достижении или нарушении некоторых условий – итерационные циклы;
  •  циклические процессы, из которых возможны два варианта выхода: выход по завершении процесса и досрочный выход по какому-либо дополнительному условию – поисковые циклы.

В теории программирования доказано, что для записи любого сколь угодно сложного алгоритма достаточно трех базовых структур:

  •  следование – обозначает последовательное выполнение действий (рис. 1.2, а);
  •  ветвление – соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 1.2, б);
  •  цикл-пока – определяет повторение действий, пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 1.2, в).

Рис. 1.2. Базовые алгоритмические структуры: следование (а), ветвление (б) и цикл-пока (в)

Помимо базовых структур используют три дополнительные структуры, производные от базовых:

  •  выборвыбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (рис. 1.3, а);
  •  цикл-до – повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 1.3, в);
  •  цикл с заданным числом повторений (счетный цикл) – повторение некоторых действий указанное число раз (рис. 1.3, д).

Рис.1.3. Дополнительные структуры и их реализация через базовые структуры:
выбор (а-б), цикл-до (в-г) и цикл с заданным числом повторений (д-е)

На рис. 1.3, б, г и е показано, как каждая из дополнительных структур может быть реализована через базовые структуры.

Перечисленные структуры были положены в основу структурного программирования – технологии, которая представляет собой набор рекомендаций по уменьшению количества ошибок в программах [4, 8]. В том случае, если в схеме алгоритма отсутствуют другие варианты передачи управления, алгоритм называют структурным, подчеркивая, что он построен с учетом рекомендаций структурного программирования.

Схема алгоритма детально отображает особенности разработанного алгоритма. Иногда такой высокий уровень детализации не позволяет выделить суть алгоритма. В этих случаях для описания алгоритма используют псевдокод.

Псевдокод – описание алгоритма, которое базируется на тех же основных структурах, что и структурные схемы алгоритма. Описать на псевдокоде неструктурный алгоритм нельзя.

Для каждой структуры используют свою форму описания. В литературе были предложены несколько вариантов форм псевдокодов. Один из вариантов приведен в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Структура

Псевдокод

Структура

Псевдокод

Следование

<действие 1>

<действие 2>

<действие n>

Выбор

Выбор <код>

<код1>: <действие 1>

<код2>: <действие 2>

Все-выбор

Ветвление

Если <условие>

то         <действие 1> иначе <действие2>

Все-если

Цикл с заданным количеством повторений

Для <индекс> =

<n>,<k>,<h>

<действие>

Все-цикл

Цикл-пока

Цикл-пока <условие>

<действие>

 Все-цикл

Цикл-до

Выполнять

<действие>

До <условие>

Фундаментом структурного программирования является теорема о структурировании, которая устанавливает, что как бы сложна ни была задача, схема соответствующей программы всегда может быть представлена с использованием ограниченного числа элементарных управляющих структур.

Элементарные (базовые) структуры могут соединяться между собой, образуя более сложные структуры, по тем же самым элементарным схемам. Виды основных управляющих структур алгоритма приведены на рис. 2.4. Они обладают функциональной полнотой, т.е. любой алгоритм, может быть реализован в виде композиции этих трех структур.

1. Структура типа «следование» (рис. 2.4а) – образуется последовательностью действий, S1, S2, …, Sn, следующих одно за другим: выполнить S1; выполнить S2; …; выполнить Sn. В линейном вычислительном процессе все операции выполняются последовательно в порядке их записи. Типовым примером такого процесса является стандартная вычислительная схема, состоящая из трех этапов:

  1.  ввод исходных данных;
  2.  вычисление по формулам;
  3.  вывод результата.

В языке Pascal такая структура заключается в операторные скобки Begin ... End:

Begin S1; S2; ... Sn; End

2. Структура типа «ветвление» (ЕСЛИ – ТО – ИНАЧЕ) (рис. 2.4б) – обеспечивает в зависимости от результата проверки условия Р, принимающего одно из двух логических значении Да (True) или Нет (False), выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма: если Р, то выполнить S1, иначе выполнить S2. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.

В языке Pascal такая структура имеет следующий формат:

If P Then S1 Else S2;

3. Структура типа «цикл с предусловием» (рис. 2.4в) – обеспечивает многократное выполнение действия S в зависимости от того, какое значение принимает логическое условие Р: до тех пор, пока Р, выполнять S. Выполнение цикла прекращается, когда условие Р не выполняется.

В языке Pascal такая структура имеет следующий формат:

While P Do S;

В расширенный комплект элементарных алгоритмических структур дополнительно входят следующие управляющие конструкции (рис. 2.5).

4. Структура типа «сокращенное ветвление» (ЕСЛИ – ТО) (рис. 2.5 а) – если результат проверки условия Р принимает значение Да (True), то выполняется действие S; в противном случае это действие пропускается и управление передается следующей структуре: если Р, то выполнить S1.

В языке Pascal такая структура имеет следующий формат:

If P Then S;

5. Структура типа «выбор – иначе» (рис. 2.5 б) являются расширенным вариантом структуры типа ЕСЛИ – ТО – ИНАЧЕ. Здесь проверяемое условие Р может принимать не два логических значения, а несколько порядковых значений, например, 1, 2, …, n. Если Р = i, то будет выполняться действие Si. Если же значение Р будет выходить из диапазона допустимых значений, то выполняется действие S (в укороченном варианте «выбор» никакого действия не производится и управление передается к следующей структуре.

Case P Of

1: S1;

2: S2;

n: Sn

Else S

End

6. Структура типа «цикл с постусловием» (рис. 2.5 в) – обеспечивает многократное выполнение действия S до тех пор, пока не выполняется условие Р.

В языке Pascal такая структура имеет следующий формат:

Repeat

S

Until P;

7. Структура типа «цикл с параметром» (рис. 2.5 г) – обеспечивает заранее определенное многократное выполнение действия S. При этом здесь последовательно выполняются следующие типовые операции:

  •  задание начального значения используемого параметра цикла (например, если переменной цикла является i, то ей присваивается значение i1, т.е. i:=i1);
  •  выполнение действий S, предусмотренных в теле цикла;
  •  изменение параметра цикла, который обеспечивает вычисление результата с новыми начальными данными (например, если параметр цикла i изменяется с шагом i3, i:=i i3);
  •  проверка текущего значения параметра цикла с заданным конечным значением (i<=i2);
  •  переход к повторению тела цикла, если параметр цикла не превысил конечного значения, иначе — выполнение следующих действий или вывод результата.

В языке Pascal такая структура имеет следующий формат:

For Переменная:=i1 To (Downto) i3 Do S;

Рассматривая схему программы, можно выделить в ней части (фрагменты), достаточно простые и понятные по структуре. Представление этих фрагментов укрупненными блоками существенно облегчает восприятие алгоритма (а в дальнейшем и программы) в целом.


Рис. 2.1.
Схема алгоритма определения максимального элемента вектора а и его порядкового номера

Рис. 2.2. Схема алгоритма упорядочения элементов вектора а методом сравнения смежных пар

Рис. 2.3. Схема алгоритма итерационного процесса

Графические примитивы изображения блок-схемы алгоритма

Линии потоков выбираются здесь

                  а) Microsoft Office Word 2003                                             б) Microsoft Word 2010

Рис. П1.1. Для изображения схем алгоритмов можно использовать графические примитивы, сосредоточенные в группах Блок-схема и Соединитильные линии (Линии)

Рис. П1.2. Инструменты выравнивания/распределения фигур в схеме алгоритма

Ввести

a, b, c

Вычислить

d = b2-4ac

d > 0

Вычислить

х1, х2

d = 0

Вывести

х1, х2

ычислить

х

Вывести

х

Вывести

«действит. корней нет»

Начало

Конец

Рис. П1.3. Схема алгоритма вычисления действительных корней квадратного уравнения

Да

Нет

Да

Нет

Элемент Решение

Элемент Процесс

Элемент Данные

Элемент

 Завершение

Щелчком мыши откройте этот раздел

Двойным щелчком мыши выберите этот шаблон

Рис. П1.4. Первое окно программы Microsoft Visio 2003, в котором выбирается шаблон

Строка заголовка

Меню

Панели инструментов

Окно шаблонов (графических примитивов) построения схем алгоритмов

Рабочее поле, в котором строится схема алгоритма

Рис. П1.5. Главное окно программы Microsoft Visio 2003

Перетаскивая эти маркеры можно менять размеры фигуры

Перетаскивая этот маркер можно менять ориентацию фигуры

Рис. П1.6. Изменение размеров и ориентации графического примитива

Рис. П1.7. Ввод текста внутри графического примитива

Рис. П1.8. Выделение объектов всего рисунка

Рис. 2.4. Базовые алгоритмические структуры:

а) следование (BeginEnd); б) ветвление (IfThenElse); в) цикл с предусловием (WhileDo)

Рис. 2.5. Дополнительные элементарные алгоритмические структуры:

а) сокращенное ветвление (IfThen); б) выбор – иначе (CaseOfElse); в) цикл с постусловием (RepeatUntil); г) цикл с параметром (ForTo (Downto) – Do)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46554. THE ADVERB 19.95 KB
  The adverb is a word denoting circumstances or characteristics which attend or modify an action, state, or quality. It may also intensify a quality or characteristics From this definition it is difficult to define dverbs s clss becuse they comprise most heterogeneous group of words nd there is considerble overlp between the clss nd other word clsses. longside such undoubtful dverbs s here now often seldom lwys there re mny others which lso function s words of other clsses. Thus dverbs like ded ded tired cler to get cler wy clen I've clen forgotten slow esy he would sy tht slow nd esy coincide with corresponding djectives ded body cler wters clen hnds. dverbs like pst bove re...
46555. Система Управления БД 19.99 KB
  БД это именованная совокупность данных отражающая состояние объектов и их отношений в заданной предметной области. Банк данных является современной формой организации хранения и доступа к информации. Банк данных – это система специальным образом организованных данных баз данных программных технических языковых организационнометодических средств предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных. Банк данных является сложной системой включающей в себя все обеспечивающие...
46556. Затратный подход к оценке предприятия 20.02 KB
  Суть данного подхода заключается в том что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия нематериальные активы здания машины оборудование запасы дебиторская задолженность финансовые вложения и т. Далее из полученной суммы вычитают текущую стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает стоимость собственного капитала предприятия.
46557. Природопользование 20.05 KB
  Предусмотренная лесным законодательством система мер направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов их охрану от загрязнения истощения и уничтожения защиту от пожаров вредителей и болезней образует понятие правовой охраны лесов. Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами государственной лесной охраной базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Экологические требования и меры входящие в содержание правовой охраны лесов адресованы всем субъектам: организациям ведущим...
46558. Реструктуризация и реорганизация предприятия 20.06 KB
  Виды реструктуризации Реструктуризация зависящая от целевых установок и стратегии предприятия может быть оперативной или стратегической. Частичная реструктуризация вносит изменения лишь в один или несколько элементов предприятия. Направления реструктуризации предприятия Выбор конкретных видов реструктурирования зависит от конкретных внутренних возможностей и интересов самого предприятия а также от внешних условий характеризующих данную ситуацию.
46559. Стратегии социально – экономического развития экономики: процессы модернизации и инновационного развития 20.08 KB
  Базой успешной экономической стратегии государств и ключевым ресурсом общества становятся знания и интеллект информация и инновации человеческий и интеллектуальный потенциал формируемые главным образом через систему подготовки кадров. Инновации могут быть признаны таковыми если они прямо или косвенно становится фактором экономического роста. Прямо – когда инновации становятся торгуемыми товарами и услугами. Косвенно – когда инновации воплощены в конструкции товаров технологии их изготовления квалификации работников факторы роста – труд...
46560. Прогнозирование пожарной обстановки и ее оценка 20.13 KB
  Такая обстановка может возникнуть при ЯВ изза воздействия СИ техногенных пожарах на объектах экономики и природных пожарах в лесах и на торфяниках. В процессе прогнозирования определяют площадь и периметр возможного пожара характер пожара отдельный или сплошной пожар огненный шторм или массовый пожар вероятные направления и скорость его распространения а также вероятный характер воздействия пожара на людей и объекты в различные временные отрезки с учетом изменения метеоусловий. При этом берут самый неблагоприятный вариант: ось пожара...
46562. Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс) 20.16 KB
  План: 1 Концепция Программа и ее особенности 2 задачи 3 основа программыпринципа 4 основные виды деятти 5 учебнометодич. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной изобразительной декоративной деятельностью. 4 Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме с натуры по памяти и по представлению; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемнопространственное моделирование; проектноконструктивная деятельность; художественное...