46172

Миграция населения

Реферат

География, геология и геодезия

В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России в первую очередь в больших городах. Это привлекает в город студентов не только из других регионов России но и изза рубежа. Давая классификацию миграции в Европе Сергей Рязанцев2 называет следующие виды: Экономическая миграция Этническая миграция Вынужденная миграция Нелегальная миграция Как мы видим России свойственны те же миграционные тенденции. Она грозит накрыть собой крупные города европейской части России прежде считавшиеся мононациональными.

Русский

2013-11-19

157 KB

16 чел.

Миграция населения

Содержание

[0.1]
Введение

[0.2] 1. Причины миграции

[0.3] 2. Негативные стороны миграции

[0.4] 3. Отношение к мигрантам со стороны коренного населения

[0.5] 4. Проблема миграции в контексте теории П. Бурье

[0.6] Заключение

[0.7]
Литература


Введение

Современный мир становится все более единым. Достижения технического прогресса сделали возможной мгновенную связь между удаленными точками планеты. Транснациональный капитал не знает границ, а транснациональные компании открывают свои филиалы в тех странах, где размещение этих филиалов сулит наибольшие прибыли.

Интеграционные тенденции особенно заметны в Западной Европе, где шенгенский договор практически стер государственные границы, а ввод единой валюты в еще большей мере подчеркнуло общность экономического пространства.

Интегративные тенденции касаются не только перемещений товаров, капитала и производственных мощностей, но и перемещения людей. Здесь ясно видны два потока: туристский и миграционный. Если туристский поток является обратимым, т.е. выехавший в другой регион гражданин в короткий срок возвращается к своему постоянному месту жительства, то миграционный поток либо вовсе необратим, либо его обратное движение перенесено на длительный срок. Туризм оценивается как позитивное явление. В отношении миграции мнения существуют разные. Хотя миграционные процессы имеют место в течение тысячелетий, они до сих пор недостаточно исследованы, а так же недостаточно урегулированы нормативно. С одной стороны мировое сообщество признает право граждан на свободу перемещения, с другой эта свобода ограничена соображениями национальной безопасности, экономическими интересами, локальной политикой.

В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России, в первую очередь в больших городах. Сегодня эта тема является особенно актуальной: действительно, в ряде народно-хозяйственных отраслей в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, наблюдается острая потребность в рабочей силе. Одновременно сохраняется и определенный уровень безработицы. С другой стороны, изменение национального состава населения, возникновение иных культурных общностей негативно воспринимается коренным населением. В связи с распадом СССР миграция приобрела выраженный национально- политический характер, и за четырнадцать лет решены далеко не все вопросы. Таким образом исследование миграционных проблем в больших городах является актуальным этому исследованию посвящена настоящая работа.

Целью работы является выявление тенденций перемещения населения, миграции населения в большие города, отношения правительств страны и городов к миграции, а так же отношения рядовых жителей крупных мегаполисов к приезжающим мигрантам. Особый интерес вызывает анализ неизбежности миграционного процесса, как социального явления и возможность его регулирования на законодательном и исполнительной уровне.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить задачи:

  1.  Рассмотреть литературу о миграционных процессах.
  2.  Исследовать нормативные документы, регламентирующие миграцию
  3.  Рассмотреть результаты социальных исследований, исследований служб занятости, политических партий и движений, относящихся к миграционным процессам.
  4.  Провести самостоятельное исследование названной проблемы и дать трактовку результатов такого исследования.

1. Причины миграции

Изменение экономики в связи с переходом к рынку существенно повлияло на структуру занятости жителей в первую очередь больших городов. Действительно, именно большие города являются транспортными, индустриальными, научными и культурными центрами. В них сосредоточены огромные ресурсы, использование которых в свою очередь связано с созданием внутригородской инфраструктуры. Эта инфраструктура – это жилищный комплекс, учреждения образования и здравоохранения, торговля, внутригородской транспорт. Изменения в различных сферах экономики городов крайне неравномерны и плохо предсказуемы. Эти изменения зависят от общегосударственной и региональной политики, от складывающейся экономической конъюнктуры, в том числе конъюнктуры, охватывающей мировые процессы. На проблемы миграции существенно влияет демографическая ситуация, которая так же достаточно сложно прогнозируется.

В конце 80-х – начале 90-х годов Россия находилась в состоянии глубочайшего экономического спада, экономического и политического кризиса. Этот кризис усугублялся распадом государства СССР и возникшими на территории новых независимых государств межнациональными противоречиями.

В связи с экономическим кризисом снизился объем выпускаемой продукции, в первую очередь продукции группы А. т.е. тяжелого машиностроения, станкостроения, приборостроения. Для Ленинграда - Петербурга, в котором основные рабочие места связаны были с большими заводами эта ситуация означала снижение числа рабочих мест, рост безработицы и необходимость переквалификации. Названные процессы имели место практически до конца 90-х годов. В первую очередь остались вне работы люди старшей возрастной группы, в силу проблем с адаптацией к новым экономическим условиям и необходимостью конкуренции с более энергичными и молодыми людьми за рабочие места, не требующие знаний и опыта.

Санкт-Петербург всегда рассматривался как крупнейший научный центр. Однако снижение уровня заработной платы в научно – исследовательских центрах привело к отъезду за рубеж ряда квалифицированных специалистов, смене ими профессии. Санкт- Петербург был и остается крупнейшим образовательным центром. Это привлекает в город студентов не только из других регионов России, но и из-за рубежа. Стремление дать детям высшее образование у родителей, а у детей – получить документ о высшем образовании является отечественной тенденцией, оказывающей существенное влияние на миграционные процессы.

Если в больших городах собственная инфраструктура обеспечивает множественность и разнообразие рабочих мест, то в сельских поселках и небольших городках нередко существует единственный градообразующий промышленный или сельскохозяйственный комплекс. Экономические проблемы этого комплекса приводят к деградации населенного пункта, вынуждают население мигрировать.

Политическая ситуация, сложившаяся в начале 90-х годов и до конца не решенная сегодня также является стимулом миграции. Развал Советского Союза сопровождался подъемом националистических настроений в бывших союзных республиках, ростом антирусских настроений. На антирусских настроениях создавались и крепли платформы политических сил, стремящихся за счет спекуляций на теме национального самосознания завоевать политический капитал. Результатом стал массовый вынужденный отъезд этнического русского населения из бывших союзных республик. Этот процесс коснулся также других этнических меньшинств, проживающих на территории бывших республик СССР.

В связи с отъездом русского населения, являющегося в большинстве случаев наиболее образованным и подготовленным к работе в условиях современного технически оснащенного производства, промышленные объекты на территориях ряда новых государств оказались неспособными функционировать, что в свою очередь вызвало проблемы трудоустройства среди коренного населения и его миграцию в регионы с большими возможностями трудоустройства. Такими регионами, как мы выяснили, являются большие российские города.

«Репатриация русских из бывших республик по интенсивности была сравнима с репатриацией после революции 1917 года из окраин Российской империи. Но только тогда через короткое время русские туда вернулись. Сейчас условий для этого нет. У людей нет возможности вернуться в республики бывшего СССР, из которых они уезжали»1.

Давая классификацию миграции в Европе, Сергей Рязанцев2 называет следующие виды:

  •  Экономическая миграция
  •  Этническая миграция
  •  Вынужденная миграция
  •  Нелегальная миграция

Как мы видим, России свойственны те же миграционные тенденции.

«В последнее время миграционный поток принял характер горной лавины. Она грозит накрыть собой крупные города европейской части России, прежде считавшиеся мононациональными. То есть теми, население которых в основном составляли славяне. Безусловно, мы лишь повторяем путь, пройденный промышленно развитыми странами Европы, куда потоком хлынули мигранты с территории бывшей Югославии или, например, Турции. Едва ли не половину населения немецких городов сегодня составляют гастарбайтеры, часто – нелегальные.

По данным СМИ, в девяностые годы в Россию въехало около семи с половиной миллионов граждан бывших советских республик, менее половины из них – этнические русские и представители других славянских народов. В настоящее время в стране постоянно находится около 15 миллионов мигрантов-иностранцев, в подавляющем большинстве – выходцы из южных и азиатских регионов. Только в Санкт-Петербург в первом полугодии 2004 года, по данным Управления организации визовой и регистрационной работы Федеральной миграционной службы, въехало 343 тысячи иностранцев. А всего на сезонные работы в нашу страну ежегодно устремляется 24–25 миллионов мигрантов»3.

После дефолта 1998 года в России создались условия экономического подъема. Сначала эти условия были связаны с резким подорожанием ввозимых из-за рубежа товаров (что было вызвано ростом доллара в несколько раз при сохранении заработной платы, начисляемой в рублях), затем в мире сложилась благоприятная для России конъюнктура цен на энергоносители, и в страну хлынул поток нефтедолларов, часть которых все же пошли на инвестиции отечественного производства. Еще одним значимым фактором подъема отечественной экономики стало проникновение в страну иностранного капитала. Переход к рыночной экономике и новым политическим отношениям дал возможность иностранным фирмам открывать в России свои филиалы. Наибольшее число предприятий, основой которых является западный капитал опять же расположены в наиболее крупных городах и вокруг них. Так, в Санкт-Петербурге действуют филиалы компаний Siemens, Intel, Motorola, в прилежащих к городу районах Ленинградской области построили свои заводы Ford и Philip Morris. Появились фирмы со смешанным капиталом, филиалы зарубежных банков.

Бурное экономическое развитие Китая и Индии требует от этих стран поиска новых рынков сбыта, рынков капиталовложений. Кроме того, и Индия и Китай выражают заинтересованность в размещении военных заказов в России. Таким образом, в стране сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, позволившая начать подъем отечественного предпринимательства. И здесь в наиболее выгодном положении оказались крупные центры с развитой промышленностью и налаженной транспортной структурой. В частности, на судостроительные заводы Санкт-Петербурга стали поступать заказы из-за рубежа.

С подъемом экономики все больше стала ощущаться утрата кадров, связанная как с событиями начала 90-х годов, так со старением населения, а так же с проявившимися в 90-е годы тенденциями получения образования не в области инженерии и техники, а в области экономики, юриспруденции, гуманитарных дисциплин. Инерция сферы интересов граждан до сих пор не дает возможность перестроить образовательную систему в соответствии с реальными экономическими потребностями.

Наконец, в мегаполисах имеется ощутимая убыль коренного населения за счет негативной демографической ситуации: старении и смертность превышают рождаемость.

Таким образом, в начале XXI века отчетливо обозначилась потребность мегаполисов в рабочей силе, в первую очередь в рабочей силе в производственной сфере, а так же в сфере торговли.

2. Негативные стороны миграции

Практически все страны лимитируют переселение законодательно. При этом ограничения касаются в первую очередь въезда иностранных граждан. В странах развитой демократии гражданам гарантирована свобода перемещения. Однако при этом существует достаточно жесткий контроль за самими перемещениями, и место жительства человека обычно можно установить, хотя в этих странах и не существует системы прописки. В России система прописки существует. В настоящее время обсуждаются достаточно жесткие требования по информации о проживании россиян. Терроризм – основная опасность начала XXI века, заставил руководителей многих государств усилить деятельность по обеспечению безопасности4. Наблюдение за перемещениями граждан – одна из мер такой безопасности. В России осуществляется не только и не столько наблюдение, сколько ограничение перемещений. В частности, институт прописки, местные законы и ряд законопроектов ужесточают ситуацию. Однако потребность в рабочей силе со стороны предпринимательских кругов с одной стороны и стремление найти работу с другой подталкивают к миграции, в том числе нелегальной миграции. Нелегальная миграция рассматривается как нарушение закона, а неэффективность борьбы с ней демонстрирует населению слабость государственных структур.

Весьма противоречивым является отношение к мигрантам. Например, во всем мире отмечена тенденция снижения рождаемости у этнических европейцев и рост рождаемости в странах арабского мира. Если провести классификацию по религиозному признаку, то рождаемость среди христианского мира существенно ниже, чем среди мусульман. Поток миграции имеет доминирующее направление с востока на запад и с юга на север. Он нередко носит этнический характер. Получив вид на жительство или нелегально устроившись в другом регионе, этнические мигранты нередко создают собственную колонию, не вступая в браки с представителями коренного населения, завоевывая собственное монопольное положение на рынке труда, сохраняя собственный язык, традиции5. У коренного населения возникает обоснованное опасение, связанное с тем, что приезжие займут господствующие места в жизненно важных структурах, навяжут собственный образ жизни и взгляды, в конечном итоге поставят коренное население в положение меньшинства, лишенного не только привычного быта, но и прав6. Примером такого вытеснения коренного населения является Косово, откуда албанцы вытеснили сербов. Навязываемая этническими мигрантами монополия на отдельных рынках труда так же вызывает негативное к ним отношение со стороны коренного населения. Нередко мигранты являются источником болезней, инфекций, антисанитарии, преступных действий7. Возникают проблемы, связанные с образованием для представителей этнических меньшинств. Нередко дети в их семьях плохо владеют русским языком, на котором ведется преподавание, не читают книги, не подготовлены к поступлению в школу. Родители не занимаются их воспитанием и развитием так, как это принято у коренного населения. В результате проблем успеваемости снижается общий уровень преподавания в классах, где имеется значительный процент этнических мигрантов.

Национальная и религиозность и нетерпимость, поддерживаемые конкуренцией за рабочие места, низким уровнем культуры представляют опасность для спокойной обстановки крупных городов. Отмечается особенность отечественной миграции, которая объясняет остроту негативной компоненты этого социального явления: «В том, что мегаполис привлекателен с точки зрения заработка, ничего удивительного нет, такая же картина существует и за рубежом. Разница в том, что когда речь идет о трудовой миграции, например, во Франции, то это миграция квалификаций. То есть если в Париже переизбыток аудиторов, а в Марселе есть вакантные места, то парижанин запросто переедет в Марсель, потому что уровень его жизни и зарплаты не ухудшится. Этого, увы, нельзя сказать о России, даже Центральной, где уровень средней заработной платы не дотягивает до 4 тысяч рублей, что в два раза меньше по сравнению с Москвой. Поэтому совершенно естественно, что массовый приток рабочей силы из регионов будет иметь место, пока уровень регионов не начнет подтягиваться к московскому»8.

3. Отношение к мигрантам со стороны коренного населения

Отношение к миграции со стороны коренного населения мегаполисов неоднозначно. Отметим, что само понятие о коренном населении нуждается в четком определении. Так, петербуржцы, имеющие предков. Переживших в городе блокаду, считают коренными жителями города именно себя. На приехавших в город 60 и менее лет назад они смотрят как на носителей новой, не свойственной городу культуры.

За последние годы резко обострилось восприятие приезжающих по национальному признаку. Причины такого отношения названы выше: нежелание этнических меньшинств ассимилировать в коренное население, освоение и монополизация ими ряда жизненно важных хозяйственных сфер (рынки, руководящие посты в системе ЖКХ), более высокая социальная активность.

Особую проблему являет нелегальная миграция. Нелегальная миграция является преступлением международного характера и посягает на экономическое и социальное развитие государства, а также на его суверенитет9.

По данным Международной организации по проблемам незаконной миграции контрабанда мигрантов является таким же прибыльным занятием, как и незаконная торговля наркотиками. В конвенциях Международной организации труда № 97 от 1949 года о трудящихся мигрантах, № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения от 1975 г. предусматривают уголовное наказание для организаторов нелегальной миграции лиц, пытающихся найти себе работу в других странах, и предпринимателей, незаконно использующих их труд.

В Российской Федерации миграционные процессы регулируются распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2003 г. № 256-р о Концепции регулирования миграционных процессов.

Вопрос ужесточения или наоборот, ослабления нормативных документов, регулирующих миграцию, является предметом острой и ожесточенной дискуссии политических партий, правозащитных движений и националистических движений. При этом несомненно, что пока будет существовать экономическая потребность в мигрантах, а так же неравномерная социальная активность различных этносов, никакие нормативные акты не смогут эффективно исполняться.

Нелегальная миграция является интернациональным процессом. «Европейский союз, опасаясь неконтролируемого наплыва рабочих-мигрантов, ужесточает иммиграционную политику. Но, по мере того, как в самой Западной Европе трудоспособное население постепенно сокращается и стареет, этот регион нуждается в притоке новой рабочей силы для заполнения вакантных рабочих мест. Рынок всегда находит способы решить эту проблему, но не всегда — легальными способами….

В самом сердце Брюсселя канал Шарлеруа проходит через район заброшенных складских помещений и полуразвалившихся фабрик. Сюда в поисках работы приходят нелегальные иммигранты. Съежившись от холода, они ждут, когда к ним подкатит машина, и кто-нибудь предложит им поденную работу. Здесь есть украинцы, русские, румыны. В общей сложности — человек сто. А повезет сегодня от силы двум-трем. Да и платят им немного — 25-30 евро в день….

«Почему работодатель идет на риск, нанимая нелегального рабочего без документов? Не потому, что я работаю лучше, чем кто-то другой, а потому что, мой труд стоит дешевле, я всегда послушен, никогда не скажу «нет», и если ему что-то не понравится, он меня просто выбросит на улицу…

Страх перед тем, что наплыв иностранных рабочих захлестнет Западную Европу, увеличив нагрузку на рынок труда и социальные льготы, побудил 14 из 15 нынешних членов ЕС принять новые иммиграционные ограничения. Единственной страной, которая не приняла поправку к Уставу Европейского союза, сохраняющую такие ограничения на семь лет, оказалась Ирландия.»10.

В России нелегальные этнические объединения в больших городах представляют значительную силу, причем к легализации эти объединения не стремятся. «Национальные диаспоры, объединяющие мигрантов, не особо приветствуют свое оформление в качестве юридических лиц. Безусловно, ряд из них создает общественные организации, однако влияние таких объединений на всех представителей соответствующего этноса крайне незначительно. Да, с некоторых пор стало традицией официально отмечать в Санкт-Петербурге сабантуй – народный татарский и башкирский праздник. Мусульман охраняют наряды милиции, празднество посещают губернаторы и другие… в среднем доля мигрантов, безболезненно принимаемая и ассимилируемая обществом, не должна превышать десяти процентов от общего количества населения региона. Если этот показатель выше, то ассимилироваться, внутренне согласиться с местными условиями и укладом жизни многочисленные переселенцы просто не успевают, продолжая исповедовать свои устоявшиеся национальные обычаи. В случае компактного проживания мигрантов, территория и вовсе становится своеобразным анклавом их исторической родины»11. В свзи со сказанным ясно, что масштабное переселение народов вызывает серьезные проблемы в регионах миграции. Данные ВЦИОМ свидетельствуют о росте в них ксенофобских настроений. Так, 55 процентов россиян приветствуют запрет на въезд в их родной город или село мигрантов из южных республик, а 60 процентов поддерживают радикальный лозунг «Россия для русских». Вмести с тем исследователи утверждают, что Россия должна пройти те стадии миграционного развития, которые характерны для стран капиталистического мира:

«У России прозрачные границы, и. следовательно, проезд из этих стран в нашу ограничивается, лишь стоимостью билета плацкартного вагона. Но число мигрантов в России увеличивается не только по этим причинам. Во первых после распада любой империи из бывших периферий поток мигрантов устремился в центр. Так было в Великобритании, Нидерландах, Франции и т.д. В итоге в этих странах сейчас живут довольно много выходцев из бывших колоний, жители которых, как это не парадоксально, в свое время так сильно хотели получить независимость. Во-вторых, во всех современных мегаполисах мира расовый и этнический состав жителей значительно более пестрый, чем в маленьких городах и селах. То есть жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Владивостока и т.д. должны знать - либо их город создает условия для свободного движения капитала и трудовых ресурсов, и становится общепризнанным мировым финансовым центром, либо окружает себя всевозможными бюрократическими барьерами, и тогда его покой будет обеспечен, также как и печать провинциального города»12.

О том, что миграция должна быть облегчена с помощью соответствующей законодательной базы утверждает и Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН. В частности, он отмечает несовершенство нового закона «О Гражданстве»13: «Новый Закон о гражданстве Российской Федерации в случае его окончательного одобрения в нынешнем виде не исправляет, а усугубляет некоторые совершенные ошибки и возникшие проблемы, связанные с распадом СССР. Ошибкой в 1991 году было отсутствие договоренности о введении исторического срока (например, десять лет) для определения бывшими гражданами СССР места выбора страны своего проживания и свободного обретения соответствующего гражданства…

Нынешняя политика в сфере гражданства и миграции должна исходить из современных и будущих потребностей новых государств. В чем состоят эти потребности, если исходить из задач развития и обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения и национальной безопасности, на которую чаще всего ссылаются неофиты по части регулирования миграционной политики? Почти для всех постсоветских государств, кроме Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, эти интересы состоят в привлечении внешних демографических ресурсов, которые, помимо недр и промышленных предприятий, составляют основу социально-экономического развития государства. Причина такого особого интереса кроется в современном типе воспроизводства населения постсоветских государств, которое отличается низким или даже отрицательным естественным ростом (смертность выше рождаемости). Кроме этого, ряд стран (Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина и страны Балтии) переживали в 1990 годы заметную утрату населения через эмиграцию, которая направлялась в Россию или в страны Запада. В этом плане из всех пост-советских государств страной-получателем мигрантов была только Россия, которая, благодаря данному обстоятельству, фактически компенсировала потери населения, если конечно считать всех иммигрантов, находящихся в стране.

В принципе за человеческие ресурсы должна была бы развернуться конкуренция между государствами бывшего СССР. Тем более что советские граждане представляют собою вполне качественное и культурно схожее население, которое может относительно легко адаптироваться и приносить пользу стране нового проживания. Однако и этого вполне ожидаемого и рационального отношения к миграции не наблюдается. Главной помехой стала дискриминационная, основанная на неоправданных страхах, на сиюминутных личных расчетах и на намеренно разжигаемых фобиях миграционная политика новых государств.»14 Автор считает, что имеющиеся негативные моменты связаны не с личностью мигрантов, а с неэффективностью работы правоохранительных органов. Нарушениями законов работодателями и т.п. «…есть проблема адаптации мигрантов в российском обществе. Вопросы криминального поведения или неуплаты налогов мигрантами должны быть адресованы не столько самим мигрантам, которые в массе своей ведут себя послушно и даже покорно, терпя многие лишения и сверхэксплуатацию своего труда. В реальности речь идет о вопросах обеспечения правил и условий пребывания мигрантов соответствующими органами власти, а также работодателями. Именно последние, а не сами мигранты, являются неплательщиками налогов. С них и следует спрашивать в первую очередь. Мигранты нуждаются в защите и поддержке со стороны общества, а не в презрении и отторжении».

Прямо противоположная точка зрения высказывается в националистической прессе, где провозглашается необходимость создания кадастра национальностей, обеспечения доминанты русского народа и четкого разделения этнических меньшинств на народы, традиционно живущие на территории Российской Федерации, не имеющие за ее пределами титульной государственности и живущие преимущественно в России и Народы, традиционно живущие на территории Российской Федерации, но имеющие за ее пределами титульную государственность или преимущественно живущие в других государствах. Последние рассматриваются националистическими теоретиками, как своеобразная «пятая колонна»15. Авторы националистической парадигмы в миграционной политике указывают: «Стратегическая линия на решение социально-демографических проблем России за счет ввоза дешевой рабочей силы требует всяческого порицания. Поскольку наша страна при таком подходе лишается каких-либо перспектив – из нее уезжают наиболее квалифицированные, образованные кадры, а в нее едут наименее квалифицированные. Размывается также и собственное лицо России, своеобразное не только культурным наследием, но и определенными антропологическими типами».

О том, что такая позиция находит существенную поддержку у значительной части этнического населения России говорит следующая цитата: «Общественное мнение в России давно готово к тому, чтобы поставить миграционные процессы под контроль. Более 70% граждан считают необходимым ограничить наплыв южных мигрантов, около 50% поддерживают в той или иной мере лозунг «Россия для русских». Увы, мнение граждан никак не учитывается властью, решившей извести русский народ, утопить его в волнах миграции. Именно поэтому для бюрократии не существует такого понятия, как «русский народ»16.

Либеральная бюрократия не противостоит миграционному потопу. За 2001-2002 годы из России было выдворено по решению суда всего 32-33 тысячи граждан других государств. Из них всего 4 тыс. признаны злостными нарушителями миграционного законодательства. Эта ничтожная цифра отражает глубину спайки между бюрократией и лидерами этнических преступных кланов. Имитируя законность, либеральная бюрократия, фактически саботирует исполнение государственных функций по защите нации от инородческого нашествия. Прежде всего – введение в действие концепции миграционной политики, которая была разработана в недрах МВД еще в 2002 году и предусматривала защиту коренного населения России от наплыва мигрантов.

Бездействие власти привело к образования колоссального пассажиропотока из государств Средней Азии. За 2002 год число перевезенных пассажиров из России и в Россию составило: для Казахстана 1,75 млн. чел, для Узбекистана – 214 тыс., Киргизии – 217 тыс., Таджикистана – 75 тыс. В 2003 году размеры пассажиропотока в целом сохранились. Это говорит о том, что инородческая экспансия носит стратегический характер и угрожает самому существованию русского народа.

Бюрократии все равно, каким населением управлять. Для нее нет ничего ценного в физическом и духовном облике русского человека. Именно поэтому бюрократией негласно поощряется заселение русских пространств иностранцами. Незаконная миграция из Китая (включая транзит через Монголию) стала целой отраслью преступного бизнеса. Отсутствие должных правоохранительных мер приводит к формированию на территории России закрытых китайских анклавов, вовлекаемых в преступную деятельность, включая наркоторговлю.

Наркоторговля в России превратилась в явление, тесно связанное с миграционными процессами. Наркобизнес в России имеет отчетливую этническую организацию. По данным ФСБ, 90% наркогруппировок организованы по принадлежности к той или иной этнической группе. Среди этнических наркогруппировок выделяются афганцы, пакистанцы, таджики, нигерийцы, выходцы с Кавказа, цыгане. Основная часть этих группировок обслуживает героиновый транзит в Россию и далее по странам Европы. Способствует героиновому транзиту неотрегулированное миграционное законодательство, позволившее создать целую среду незаконных мигрантов, в которой процветает преступный бизнес. В Астрахани число незаконных мигрантов в последнее время увеличилось в 2 раза. Именно эти люди составили преступные цепочки перевозчиков и торговцев наркотиками.

Не только незаконные мигранты, но и этнические диаспоры, создающие замкнутые сообщества с собственным этическим укладом, отличающимся от уклада коренных жителей данной территории, обеспечивают наркотрафику элементы его инфраструктуры. Особенно это касается центральных районов России, где расположены важнейшие транспортные узлы. В частности в Москве численность разнообразных диаспор за три десятка лет возросла в 20 раз, существенно изменив этнополитическую ситуацию в столице. Легальные мигранты, испытывающие сложности в трудоустройстве, становятся объектами вербовки наркодельцов»17.

Итак, мы видим, что отношение к миграции крайне неоднозначно, причем полюса являются непримиримыми. И позитивные, и негативные составляющие миграционного процесса получают противоположные трактовки, на основе которых делаются противоположные выводы.

4. Проблема миграции в контексте теории П. Бурье

Мы видим, что проблема миграции на самом деле состоит из комплекса неразрывно связанных проблем, имеющих политические, экономические, антропологические, религиозные корни. Как социальное явление миграция полностью вписывается в парадигму Пьера Бурдье: «Главную задачу социологии Бурдье видит в выявлении наиболее глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, а также механизмов, служащих его воспроизводству и изменению. Особенность этого универсума заключается в том, что оформляющие его структуры «ведут двойную жизнь». Они существуют в двух ипостасях: во-первых, как «реальность первого порядка», данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей («виды капитала» по Бурдье); во-вторых, как «реальность второго порядка», существующая в представлениях, в схемах мышления и поведения, т. е. как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов»18.

Исходя из идей Бурье, мегаполис представляет собой социологическое пространство, вписанное как в пространственные структуры, так и в субъективные структуры. Таковыми являются власть и правила действий власти, экономическая структура, политические субъекты и их связи. Проблема миграции может трактоваться как проблема получения различными социальными субъектами реальных физических благ за счет потребления ресурсов одного и того же социального пространства, состоящего из наложенных друг на друга полей. По Бурдье господство в присвоенном пространстве обеспечивается наличием капитала. Мегаполис предлагает максимальные возможности по присвоению пространства, поэтому наиболее притягателен для миграции. «Место обитания, как социально квалифицированное физическое место, предоставляет усредненные шансы для присвоения различных материальных и культурных благ и услуг, имеющихся в распоряжении в данный момент. Шансы специфицируются для различных обитателей этой зоны по материальным (деньги, частный транспорт и др.) и культурным способностям присваивать, имеющимся у каждого агента…»19. Тогда, вместе с Бурдье нам «придется поставить под сомнение веру в то, что пространственное сближение или, более точно, сожительство сильно удаленных в социальном пространстве агентов, может само по себе иметь результатом социальное сближение, или если угодно — распад: в самом деле, ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в физическом пространстве». Проще говоря, миграционные процессы по самой сути своей полны таких внутренних противоречий, которые неизбежно ведут к конфликту. Единственным фактором, способным нивелировать глубину социального конфликта, мы, вместе с французским социологом назовем «обладание определенным культурным капиталом — истинной платой за вход, которая может воспрепятствовать реальному присвоению благ, называемых общественными, или самому желанию их присвоить». Итак, согласно теории, разрешение на миграцию следует давать не по результатам потребностей в рабочей силе, не по результатам этнического анализа, а по результатам экзаменов, анализирующих уровень культуры, знаний и навыков. Вероятно, следует учесть еще и уровень конформности, однако представляется весьма проблематичным создать инструментарий контроля названных критериев предоставления мигрантам вида на жительства. Кроме того, в силу комплексности социологического пространства, в него входят так же экономическая составляющая. Таким образом, место в мегаполисе в идеале следует либо заслужить знаниями и умениями, а так же способностью к социальной адаптации, либо приобрести.

К сожалению, даже если предположить возможность создания инструментария, обеспечивающего право на миграцию только в соответствии с названными критериями и подобранной для них количественной оценкой, то на практике такие механизмы едва ли будут внедрены. Особенно в условиях российской действительности, когда коррупция на всех уровнях власти является доминирующей составной частью социального пространства, активно используемой агентами. Таким образом, представляется неизбежным наличие в больших российских городах постоянных конфликтов между коренным населением и мигрантами, между отдельными этническими группами, вне зависимости от времени их проживания в мегаполисе, между отдельными культурными слоями, между народом и политическими и экономическими элитами и т.д.

Заключение

На основе проведенного анализа делаем следующие выводы:

  1.  Миграция является объективным явлением, обусловленным потребностью в рабочей силе, демографической ситуаций, стремлением работников в регионы с более высоким социальным потенциалом.
  2.  Отношение к миграции и мигрантам неоднозначное. С одной стороны население понимает необходимость миграции, а к мигрантам коренной национальности, вынужденным уехать из бывших союзных республик, относится сочувственно. С другой стороны имеет место отрицательное отношение к прибывающим, вызванное обоснованным опасением утраты национальных традиций, доминирующего положения в жизненно важных отраслях.
  3.  Этнические меньшинства нередко являются обособленными кланами, завоевывающими значимые места в социальном пространстве и устраивающими там национальную монополию.
  4.  Как правило, мигранты обладают более низким культурным уровнем по сравнению с коренным населением, хуже работают, но более активны и сплочены.
  5.  Нормативная база, регулирующая миграционные процессы, является несовершенной, а ее исполнение часто просто заслуживает порицания. Широко распространена нелегальная миграция, выгодная наймодателю.


Литература

  1.  Аверин С., Инородческий пресс //Моя Россия №3, 2002
  2.  Айрапетян Ашот, директор Центра межнационального сотрудничества МИГРАЦИЯ: БЛАГО ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.
  3.  Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993
  4.  Регент Т.М. Проблемы миграционной политики России на современном этапе, // Экономическая наука современной России. 1998. №3.
  5.  Рязанцев С., Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции, Ставропольское книжное издательство, 2001
  6.  Журавлева Е., Беги, но не теряй головы, //Новая газета №85 от 18.11.2004
  7.  Тишков Валерий, Закон о гражданстве, мигранты и интересы России, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.
  8.  Круглова Н., Рынок труда в Москве. Особенности и перспективы. //Вакансия №5, 2003
  9.  Чистякова Н.Е., Население Санкт-Петербурга: прогнозы и реальность //Население и общество № 163-164 1-15 августа 2004 г
  10.  Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004
  11.  Марченко В., Проблемы миграционной политики России, //Век №9, 2002

1 Зайончковская Жанна, Миграционная ситуация современной России, Публичные лекции на сайте Полит.ру

2 Рязанцев С., Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции, Ставропольское книжное издательство, 2001

3 Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004    Заметим, что данные, приведенные в цитируемой статье не всегда согласуются с материалами официальных статистических исследований, проведенных, например РАН (Российской Академией Наук)

4 «Все эти годы в южных регионах России постоянно тлеют вооруженные конфликты. Вполне естественно, что миролюбивый образ носатого торговца мандаринами вытесняется в сознании коренного населения, уступая место бандиту, громиле, вору. И не без оснований. Например, спустя пять дней после штурма школы в Беслане, в результате операции УБОП в Северной столице были задержаны торговцы оружием. В самом центре города оперативники блокировали автомобиль, в котором находились трое молодых людей в возрасте 23, 24 и 22 лет, выходцы из Ингушетии, Казахстана и Осетии. У подозреваемых было изъято три автомата Калашникова калибра 7,62 мм со спиленными номерами и 89 патронов к ним. По оперативным данным, молодые люди доставили оружие в Санкт-Петербург на продажу с Северного Кавказа. Возбуждено уголовное дело по статье 222 УК РФ (незаконный оборот оружия), все трое задержаны в соответствии со статьей 91 УПК». Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004

5 «50 лет, а то и менее отделяет население Земли от значительной смены языковых акцентов. В статье, опубликованной авторитетнейшим журналом Science, лингвист Дэвид Грэддол утверждает, что к 2050 году распространенность английского языка среди молодых людей мира в возрасте от 15 до 24 лет значительно сократится и язык покинет первую тройку, где занимает сейчас почетное второе место. Зато все чаще люди будут изъясняться на китайском, хинди, урду и арабском. Такую тенденцию консультант из МильтонКейнс связывает с бурным экономическим развитием Китая и Индии и активной миграцией арабских народностей в европейские страны. Сейчас в одном только Париже насчитывается более 5 млн. официально зарегистрированных арабов». (События и цифры, //Бизнес журнал от 13 марта 2004 года)

6 «По подсчетам специалистов, лет через сорок при сохранении темпов изменения демографии на территории нашей страны этнических русских останется менее тридцати процентов. Среди российского населения будут преобладать, согласно этим прогнозам, азербайджанцы и китайцы. Причем демографический процесс выразится в естественном вытеснении славян из наиболее значимых социальных сфер занятости, бизнеса, органов власти и управления. Очевидно, что сопутствующими факторами и следствием такой ситуации станет рост межнациональных конфликтов и противоречий, а в случае реализации прогноза – коренное изменение этнокультурного состояния современной России с соответствующим изменением политических ориентиров государства и возможной сменой приоритетов во всех областях внутренней и внешней жизни». (Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004)

7 «Одним из каналов миграции является въезд в Санкт-Петербург по линии обучения в высших учебных заведениях. Что характерно, преподаватели отмечают существенную разницу в общеобразовательной подготовке между представителями неславянских народов, постоянно проживающими в городе, и их «родственниками по крови» из южных регионов. К слову, в 2003 году перед началом вступительных экзаменов Министерство образования провело с ректорами российских вузов специальное инструктивное совещание, посвященное значительному увеличению количества поддельных аттестатов об окончании средней школы.


Если верить разговорам среди преподавателей Университета МВД, в котором обучаются и чеченские курсанты, большинству последних свойственно игнорирование учебного процесса, развязность и агрессивность в быту, целенаправленное провоцирование конфликтных ситуаций. Будто бы доходит до того, что южане пытаются получить высокие оценки за денежное вознаграждение. Нечто подобное, говорят, наблюдается и в Академии государственной службы. В конце концов, щедрые подношения означают в восточном понимании лишь благодарность, и ничего больше.


Школяры кавказского происхождения, по мнению представителей славянских криминальных сообществ, используют систему экстренного оповещения своих земляков, за ними пристально «присматривают» авторитетные лидеры диаспор. В случае необходимости такие студенты точно знают, к кому следует обратиться за помощью. По данным милицейской статистики, в первом полугодии 2004 года иностранцами в Санкт-Петербурге было совершено около 780 преступлений, причем более 90 процентов из них –выходцами из стран СНГ. Это, в основном, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вымогательством, угоном автомашин, вооруженными разбоями на пригородных дорогах. Оперативники отмечают – криминальные действия, в которых принимают участие представители «этнической» организованной преступности, носят, как правило, жесткий характер. Преступники, по всей видимости, имеют боевой опыт, хорошую выучку, владеют различными видами холодного и огнестрельного оружия, диверсионными навыками. В отличие от славянских сообществ, они легче идут на совершение тяжких видов преступлений, работают в группе и подчас связаны клановыми или родственными отношениями.


Специалисты говорят о наличии у «этнических» группировок устойчивой криминальной специализации. Например, азербайджанцы предпочитают контролировать рынки, армяне занимаются нелегальным вывозом из России драгоценных металлов и камней с последующей их переработкой и сбытом в третьи страны, грузины традиционно навязывают уголовную субкультуру «воров в законе». Китайская «этническая» группировка предпочитает «крышевать» соотечественников, а вайнахи – экспорт и импорт потребительских товаров через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. По данным МВД России, в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах Сибири и дальнего Востока сформировались национальные общины сомалийцев, арабов, курдов, эфиопов, вьетнамцев, китайцев и монголов, которые оказывают своим соотечественникам помощь в нелегальной транзитной миграции и осуществлении преступной деятельности.» (Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004)


В Санкт-Петербурге каждое лето появляются туркменские цыгане. Раздетые, грязные, они занимаются попрошайничеством, есть основание подозревать их в воровстве. Сравнительно молодые и крепкие мужчины не предлагают себя в качестве рабочей силы. Все это вызывает негативное отношение к этническим мигрантам со стороны значительной части населения города.

8 Круглова Н., Рынок труда в Москве. Особенности и перспективы. //Вакансия №5, 2003

9 Почти 2,5 тыс. нелегальных мигрантов выдворены милицией из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2003 году. Это в 2 раза больше, чем за 2002 год. К административной ответственности за различные нарушения за это же время привлечены около 95 тыс. нелегалов. Как сообщили в Управлении по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти, количество нелегальных мигрантов, находящихся на территории города и области, оценивается в настоящее время в 140 тыс. человек. На учете в органах внутренних дел состоят 8,4 тыс. вынужденных мигрантов, в том числе 511 беженцев, в основном из Афганистана, и 7290 вынужденных переселенцев из Узбекистана, Таджикистана и Чечни. В милиции констатируют обострение проблем незаконной миграции лиц без гражданства и иностранных граждан, в основном уроженцев стран СНГ. Прибывающие в город нелегально мигранты становятся бесправными и нередко вовлекаются в преступную среду. За 2003 год иностранцы стали жертвами 454 преступлений и виновниками 1354 криминальных инцидентов /СеверИнформ 19.02.2004

10 Источник – «Голос Америки» от 01.05.2004

11 Журавлева Е., Беги, но не теряй головы, //Новая газета №85 от 18.11.2004

12 Ашот Айрапетян, директор Центра межнационального сотрудничества МИГРАЦИЯ: БЛАГО ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.

13 В Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившем в силу 25 июля 2002 года, мигрантом считается иностранный гражданин, то есть физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

14 Валерий Тишков, Закон о гражданстве, мигранты и интересы России, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.

15 Реестр должен ввести определенный классификатор, который делит население РФ на народы, традиционно живущие на территории России и не имеющие за ее пределами титульной государственности и живущие преимущественно в России; национальные меньшинства - народы, традиционно живущие на территории России, но имеющие за ее пределами титульную государственность или преимущественно живущие в других государствах; и прочие народы. Поддержка переселению в Россию должна оказываться в основном первой категории, в некоторых случаях – второй категории, и никогда – представителям третьей категории. (Марченко В., Проблемы миграционной политики России, //Век №9, 2002)

16 Другая классификация приводится в Классификаторе Санкт-Петербурга (2004 год): «По даны проведенного опроса 28% горожан относятся к трудоустройству мигрантов на городские рабочие места безусловно положительно. Безусловно отрицательно - 40%. Причем «резко отрицательно, особенно для выходцев из стран Азии, Африки и т.п.» - свыше 12%. 12% заявили, что у них нет определенного мнения, а остальные относятся «условно положительно». В частности, положительно «для жителей РФ» - 6.7%, для русскоязычных граждан бывшего СССР» - 2.4%, на «плохие» рабочие места - 11%.


При этом безработных, зарегистрированных в СЗ, эта проблема не волнует (67% не имеет определенного мнения). Вообще, складывается впечатление, что сегодня негативное отношение к трудоустройству мигрантов имеет, скорее, социально-психологические и политические корни, нежели связано с конкурентными отношениями на рынке труда. Например, 41% безработных (МОТ) и ищущих работу при наличии постоянной занятости относятся к трудоустройству мигрантов безусловно положительно. И лишь 17% первых и 27% вторых относятся к этому отрицательно. Так что, скорее, здесь наблюдается известная «статусная солидарность».


Конкурентные отношения к мигрантам в Санкт-Петербурге наблюдаются лишь на уровне отдельных профгрупп неквалифицированного труда. Например, среди ищущих работу по профессиям, не требующим профподготовки, при отсутствии «безусловно положительного» отношения, 58% настроены безусловно отрицательно, причем их не волнуют мигранты из стран Азии и Африки). Все это косвенно свидетельствует также о низком профессионально-квалификационном уровне мигрантов». Мы видим, что статистические данные не являются объективной характеристикой отношения населения к мигрантам. Встает вопрос о способах получения и обработки статистики различными источниками информации.

17 Аверин С., Инородческий пресс //Моя Россия №3, 2002

18 Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993, Предисловие Н.А. Шматко

19 Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69507. Страховые услуги 350 KB
  Зарождение страховых услуг в Украине. Экономические отношения в чумацких братствах можно считать прообразами страхования. Первая страховая компания на территории Украины Общество взаимного страхования от огня была создана в 1863 году в Полтаве.
69508. Учет и аудит в банках 818.5 KB
  Бухгалтерский учет в банке можно определить как систему регистрации и подсчета итогов операций, выполняемых в банковском бизнесе, с последующим анализом и проверкой результатов и составлением соответствующих отчетов.
69509. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования 623.5 KB
  В соответствии с действующим законодательством Украины под хозяйственными обществами подразумеваются предприятия учреждения организации образованные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их собственности и предпринимательской...
69510. Ценные бумаги 387.5 KB
  Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитно-финансовые институты и фондовую биржу) аккумулируются денежные накопления предприятий, банков, государства и частных лиц...
69511. История экономических учений, конспект лекций 490.5 KB
  Экономическая мысль человечества прошла длинный путь от появления определенных представлений о явлениях хозяйственной жизни отдельных идей высказываний взглядов экономического характера к формированию экономической теории учений. Именно эти теории их возникновение развитие...
69512. Инвестирование Конспект лекций 303 KB
  Но предметом инвестирования здесь являются только те предприятия которые целиком продаются на аукционах либо полностью выкупаются трудовыми коллективами. Рынок объектов предприятия Является самостоятельным элементом ИР. Рынок объектов финансового инвестирования включает: Финансовый рынок...
69513. Основы внешнеэкономической деятельности, курс лекций 582 KB
  Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства такие как: таможенный контроль товаров перемещаемых через государственную границу; нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения лицензирование и квотирование...
69514. ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ 1.02 MB
  Добыть знания о самых важных факторах и критериях которые учитываются на различных стадиях жизненного цикла проекта. Если в бизнес планировании проект рассматривается только с точки зрения инвесторов то в проектном анализе с точки зрения всех участников проекта...
69515. Экономика труда и социально-трудовые отношения 224 KB
  Труд – это целенаправленная созидательная деятельность; приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей; процесс превращения ресурсов природы в ценности и блага...