46173

АФГАНИСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Доклад

История и СИД

Саурские события 1978 г Неудача вооруженных выступлений фундаменталистов Хекматиара и раскол НДПА продлили дни режима М Дауда. единство НДПА было формально восстановлено генсеком вновь стал Тараки. В ответ на это контролируемые НДПА воинские части выступили против Дауда. Успех апрельского военного переворота объяснялся в первую очередь слабостью режима Дауда а не наличием революционной ситуации в ее классическом понимании: Армия была в большей степени под контролем НДПА чем Правительства из 18 тыс.

Русский

2013-11-19

32 KB

2 чел.

АФГАНИСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ :: Говоров ЮЛ.История стран Азии и ...

Саурские события 1978 г

Неудача вооруженных выступлений фундаменталистов Хекматиара и раскол НДПА продлили дни режима М Дауда. Однако в 1977 г. единство НДПА было формально восстановлено (генсеком вновь стал Тараки). Это вызвало тревогу в правящей верхушке: Тараки был брошен в тюрьму. В ответ на это контролируемые НДПА воинские части выступили против Дауда. При этом военная организация Халька, возглавляемая Амином, намеренно не обеспечила одновременности и согласованности выступления с Парчамом В результате парчамисты оказались во время переворота 7 саура 1357 г. (27 апреля 1978 г.) фактически в стороне, а после него в унизительном положении при дележе министерских и иных должностей.

Успех апрельского военного переворота объяснялся в первую очередь слабостью режима Дауда, а не наличием революционной ситуации в ее классическом понимании: Армия была в большей степени под контролем НДПА, чем Правительства (из 18 тыс. членов Партии 5 тыс были военными). Москва не имела к саурским событиям никакого отношения -лидеры НДПА скрывали от нее свои планы свержения устраивавшего СССР режима Дауда

"Основные направления революционных задач", опубликованные Партией в мае 1978 г., предусматривали уничтожение феодальных и патриархальных отношений, ликвидацию всех видов эксплуатации, демократизацию общественной жизни, уничтожение национального гнета, развитие госсектора. По своему характеру, целям и задачам это была Программа национально-демократической революции. Однако НДПА на практике придерживалась курса радикальных социальных преобразований, для которых не имелось объективных и субъективных условий: темпы реформирования были необоснованно высокими, специфика отсталой страны игнорировалась, революционность крестьянства переоценивалась, причем ставка делалась только на беднейшую его часть, что сужало социальную базу революции в деревне; недооценивалось значение национального вопроса; ислам рассматривался как анахронизм, отражающий интересы эксплуататоров, хотя он был мировоззрением большинства населения. Отсутствие единства и фракционная борьба (порой не на жизнь, а на смерть) в НДПА крайне осложнили модернизацию Афганистана революционным путем.


Периодизация афганской революции (1978-92 гг.)

На первом этапе (апрель 1978 - сентябрь 1979 г.) негативная реакция традиционалистско настроенного населения на высокие темпы реформирования без учета национально-религиозной специфики привела, с одной стороны к усилению исламской оппозиции, а с другой - к очередному расколу НДПА. Лидеры Халька (Президент ДРА Тараки, зам. Премьера Амин) отказались от относительно пропорционального раздела власти с Парчам и под предлогом борьбы с фракционностью в Партии начали гонения на парчамистов (зам. Тараки по Партии и государству Кармаль был сослан послом в Прагу). Реальная власть сконцентрировалась в руках Амина, ставшего после убийства им Тараки Президентом страны.

На втором этапе (сентябрь - декабрь 1979 г.) при диктатуре Амина основным методом решения всех проблем в борьбе с контрреволюцией считалось насилие (как говорил Амин, "у нас 10 тыс феодалов, мы их уничтожим и вопрос будет решен"). Одновременно происходила физическая ликвидация парчамистов. Диктаторские методы Амина способствовали наплыву афганских беженцев в Пакистан и превращению их в социальную и военную базу исламской оппозиции. Племенные ополчения пуштунских племен, традиционно лояльные Кабулу, начинают выступать против него. Амин добивается ввода советских войск для спасения своего режима - они вводятся для спасения афганской революции и ликвидации диктатуры Амина.

На третьем этапе (декабрь 1979 - май 1986 г.) партийно-государственное руководство находится в руках парчамистов (Б Кармаль). Парчам открещивается от предыдущих, этапов революции, называя их "черным этапом извращений и ошибок" Халька. Парчамизация всех сфер управления отрицательно отразилась на боеспособности режима: халькисты составляли 90% офицерского корпуса, поэтому Кармаль основные усилия сосредоточил на укреплении других силовых структур (МВД, МГБ). В результате на ОКСВ были возложены функции ведения боевых действий, на что была неспособна деморализованная "халькистская" Армия, а это, в свою очередь, способствовало росту популярности лозунгов джихада против "неверных шурави" и их союзников в Кабуле. Кроме того, усиливается национальный аспект в деятельности оппозиции, как реакция пуштунов Юга на усиление узбекско-таджикского влияния на Севере после ввода ОКСВ. Становилось все более очевидным, что проблемы страны возможно решить только политическими методами при отказе НДПА от монополии на власть. Военные методы оказались неэффективными, поскольку большинство отрядов оппозиции были не бандами вовсе, а ополчениями местного населения, защищающими традиционные родо-племенные устои.

На четвертом этапе (май 1986 - февраль 1989 г.) Правительство Наджибуллы пытается проводить политику национального примирения (ПНП) с целью расширения социальной базы режима посредством раздела с другими политическими силами не столько власти, сколько министерских портфелей. В 1987 г. принимается новая Конституция Республики Афганистан, гарантирующая право частной собственности, устанавливающая равноправное партнерство частного и госсектора. Однако оппозиция, с учетом предстоящего вывода ОКСВ из РА, претендовала на всю власть в стране и отказалась пойти на ПНП с НДПА.

На пятом этапе (февраль 1989 - май 1992 г.) после вывода советских войск все большую роль в определении будущего Афганистана играет внешний международный фактор (проблема соблюдения Вашингтоном и Исламабадом своих обязательств по Женевским Соглашениям после вывода ОКСВ). Несмотря на нарушение ими этих Соглашений в пользу моджахедов, Правительство Наджибулы смогло продержаться у власти без советской поддержки три года благодаря раздробленности исламской оппозиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59043. Ми є. Були. І будем ми! Й вітчизна наша з нами. Образ великого українця у саду страждань за романом І. Багряного Сад Гетсиманський 40 KB
  Мета: простежити розвиток характеру головного героя та визначити засоби розкриття його образу розвивати навички аналізу художнього образу роботи з текстом уміння самостійно ставити проблемні питання розвивати мисленнєву активність учнів виховувати культуру усного мовлення Оформлення дошки.
59044. Ми тепер не просто діти - ми тепер вже школярі 44 KB
  Мета: формувати пізнавальні здібності першокласників, розвивати інтерес і любов до знань, вчити самостійно і творчо їх здобувати, виховувати почуття гордості за статут школяра, приналежності до учнівського колективу ровесників і друзів.
59045. Мода і час 60.5 KB
  Das Thema heutiger Stunde heiЯt Mode und Zeit. Ich glaube, dass die Frage der Mode immer wichtig und fur alle Menschen interessant ist. Heute werden wir viel von Mode sprechen, diskutieren, interessante Aufgaben erfullen und am Ende der Stunde sehen wir die Modenschau, die unsere Modelle vorbereitet haben.
59046. Моральні цінності та ідеали наших предків. За драмою І. А. Кочерги Ярослав Мудрий 46 KB
  Мета: познайомити учнів з перипетіями навколо цього твору визначити моральні цінності та ідеали наших предків образи героїв твору ідею композицію; пояснити актуальність і сучасний пафос драми; повторити вивчене про драматичну поему...
59047. Музи генія. Інтимна лірика Тараса Шевченка 60 KB
  Мета: на прикладах поетичних шедеврів інтимної лірики Шевченка розглянути красу і складність людських почуттів; викликати в учнів бажання якомога більше дізнатися про Кобзаря; знайти ще один з ключів до розкриття творчості Шевченка її тематики розгадки соціальних і життєвих...
59048. Музичні інсценівки за мотивами Байок харківських Г. Сковороди 37.5 KB
  Сковороди Сучасний погляд на використання байок Г. Сковорода широко користується народними засобами передачі педагогічних ідей коли мудрість вкладається у вислови героїв казок притч оповідей байок.
59049. Урок-память. Ні! Я жива! Я вічно буду жити! 48.5 KB
  Леся Українка Хід уроку І. Дорогі мої діти Дорогі восьмикласники Прозвучала пісня Стояла я і слухала весну пісня яка мабуть нікого не залишила байдужим бо слова цієї пісні написала Леся Українка Лариса Петрівна КосачКвітка.
59050. Матеріали до вивчення роману А. Камю Чума 30.5 KB
  Камю зажив популярності ще за життя і нині твори його не втрачають актуальності через те що письменник зумів поставити в них багато запитань важливих як для його сучасників так і для наступних поколінь. Представники Марсель Сартр Камю.
59051. Наталя Забіла. Чотири пори року 35 KB
  Обладнання: виставка творів Наталі Забіли ілюстрації Пори року аудіозапис твору Вівальді Пори року картки зі словами-блискавками картки зі словами-анаграмами запис на дошці аналітико-синтетичних вправ.