46175

Отношение и развитие между людьми в первобытное время. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время

Реферат

Культурология и искусствоведение

Люди в первобытных общинах были равноправными по своему положению имели одинаковые права и обязанности среди них не было богатых и бедных. Основой существования первобытных коллективов это равные обмены которые имели символистическую опору. Не было излишек все делили поровну для первобытных людей равный обмен помогал в общении. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.

Русский

2013-11-19

66.5 KB

9 чел.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1. Отношение и развитие между людьми в первобытное время.

2. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемых историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Изучение древнего мира, первобытной культуры – интересный и увлекательный процесс. Следуя по стопам антропологов и этнографов, мы словно заново приоткрываем для себя завесу тайны сотворения нашего мира.

1. Отношение и развитие между людьми в первобытное время.

В 19 веке остатков скелетов древнейших люде было известно очень мало. Сейчас их обнаружено множество. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека

В истории человечества есть два периода - первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет.  В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Именно в первобытности находятся истоки и корни нашей культуры. В то время коллективы людей были относительно не большими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они называются первичными - первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равноправными по своему положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Основой существования первобытных коллективов это равные обмены, которые имели символистическую опору. Не было излишек, все делили поровну, для первобытных людей равный обмен помогал в общении. Первобытные люди даже подарки распределяли поровну между собой, они все разделяли на плюс и минус. Все объясняли через противоположность, например, мужское - женское; гора-море и тому подобное.

Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе была помощь и взаимная поддержка, то есть полная взаимовыручка.

Но кроме этого были иерархии, были главные и второстепенные слои общества. Главным был вождь, далее мужчины способные воевать, потом юноши не умевшие воевать, старики, женщины и, в конце концов, дети. Вождей выбирали среди мужчин, которые были удачливыми охотниками, а самое главное были очень щедры по отношению к остальным. Поначалу вождь символизировал правильное деление. Иногда было два вождя: один символизировал и в тоже время объяснял неравные обмены, а другой воевал. Но не только вождь объяснял неравные обмены, магия тоже помогала. Так же магия являлась наиболее древней формой религии (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Из всего этого можно сделать вывод, что первобытные люди воспринимали свое общество через три стихии: род, власть и магию. После магии для еще большего осмысления и объяснения того или иного эпизода их жизни люди придумали миф. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».

 Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа  принудительной власти.  Оно было доклассовым,  догосударственным.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был именно первобытный, то есть каменный век – он начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до нашей эры. Он сам в свою очередь делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит(2,5 млн-12 тыс. лет назад), который  тоже делится на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). После него идет средний каменный, или мезолит (12-8 тыс. лет до наше эры), далее идет новый каменный век, или неолит (8-3 тыс. лет до нашей эры). На протяжении всего этого длительного периода формировались и развивались не только отношения между людьми, но и произошло зарождение первобытной культуры.

 2. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.  Собственно в то время зародилось не искусство вообще,  а именно изобразительное искусство.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Когда же были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И, тем не менее, это так.  Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных - бизонов, лошадей, мамонтов – наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пещер с росписями часто находятся на глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось, видимо, освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром. Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире, так же считают, что за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. На стенах пещер изображения людей - большая редкость, так как сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, но так же человеку было довольно трудно изображать себя, так как для того, чтобы научиться изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» примитивные женские фигурки, которые помещались на ладони, их делали из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы.  Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.  Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Каменный век связан не только с изобразительным искусством,  но и с архитектурой. Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся именно к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.  Наибольшее количество этих сооружений сохранилось на севере Франции, в Бретани. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра. Можно только догадываться о том, какого титанического труда стоила древним транспортировка и установка менгира, и какое колоссальное воздействие оказывало на них это сооружение. Назначение менгиров до конца не ясно. Предполагается, что они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц, первобытных божеств.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий.

Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Однако для чего бы ни служил кромлех нашим далёким предкам, несомненно, одно – ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы.

Не смотря на то, что первобытные люди были не образованы, в их культуре присутствовала даже музыка. Одним из факторов появления и зарождения музыки у первобытных людей являлась охота. Она, несомненно, влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Флейта и барабан – это тоже предметы, полные музыки.

И вот с первобытных времён до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами, в которых они верили и поклонялись.

Заключение.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях  и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. Человек научился превращать найденные им необработанные материалы в орудия, которые позволили ему повысить уровень жизни и поставили его над животным миром.

Большинству технических достижений нашей современной цивилизации предшествует непрерывная цепь изобретений, начало которой скрыто в глубокой древности. Хотя многие древние технические изобретения были усовершенствованы благодаря современным достижениям техники, существует еще множество предметов обихода, которыми и по сей день пользуются в том же виде, в каком ими пользовались тысячелетия назад. Значительное число этих орудий и утвари служило первобытным народам задолго до того, как о них узнали европейцы.

Индейцы Северной и Южной Америки до прибытия употребляли в пищу маис, маниоку, картофель, подсолнечник, артишоки и бобы. Кроме того, индейцы занимались разведением ламы, альпаки, мускусной утки и индюка. Им были известны хлопок и кокаин. К их изобретениям нужно отнести гамак, резиновый мяч и способ изготовления водонепроницаемых веществ. Они приготовляли также яды, вроде знаменитого кураре, и во время военных походов применяли отравляющие вещества.

Североафриканские врачеватели уверенно вскрывали черепа своих пациентов, не зная при этом почти ни одного смертного случая. То же можно сказать и о кесаревом сечении.

В Африке задолго до века электричества пользовались телефоном из тыквенных чаш и крысиных шкурок, а эскимосы до сих пор сносятся по «телефону» с помощью обтянутых шкурами сосудов на довольно большие расстояния. Наши современные очки-консервы, защищающие глаза от солнца и снега, имеют своих предшественников в вырезанных из кости защитных приспособлениях для глаз, которые делают эскимосы и индейцы Арктики. В Меланезии, Полинезии и Южной Америке до сих пор употребляют тканые козырьки для глаз, в то время как в Тибете с этой же целью носят тонкие покрывала в виде наглазных повязок.

 Из простого сплетения пальмовых листьев, лубяных волокон и стеблей травы в конечном итоге развилось ткацкое искусство со всеми его различными видами тканей, изготовленных на ткацком станке. В то время как искусство плетения было распространено во всем мире, ткацкий станок появился только в переод расцвета земледельческих культур как признак более высокой ступени цивилизации

К важнейшим изобретениям южноамериканских индейцев относится так называемое типити - трубчатый пресс для отжимания несъедобного сока из клубней маниоки, раздробленных для приготовления муки. Трубка эта сплетается из диагонально расположенных растительных волокон, которые стягиваются, если тянуть трубку за оба конца, в результате чего из мучной кашицы удаляется весь сок.

Таким образом, сырье для древнейших ремесел поставляли растения, животные и минералы. Но разум человека этим не довольствовался и сумел обнаружить сокровища, скрытые в земле. Человек открыл медь и железо и проник в тайну золотоносного речного песка; в результате сплавления различных металлов были получены новые металлы, и среди девственной природы выросли доменные печи. Возникшая из этой новой области знания возможность изготовлять металлические орудия дала новый толчок унаследованному от более древних ступеней культуры мастерству и породила новые способы созидания и завоевания. Новые изобретения, новые отрасли промышленности и большая независимость от капризов природы придали. человеку новые силы и открыли перед ним новые возможности развития.

У первобытных народов, как и у нас, чрезмерная специализация могла привести к ограничению индивидуальных способностей. Все же многие современные ремесленники пытаются вновь возродить престиж ручных изделий, чтобы вновь изготовлять высококачественные товары, не уступающие изделиям первобытных народов, для которых производство «предметов высшего качества для всех» не составляло особой проблемы.

Все эти факторы подтверждают то, что хоть  первобытные и мыслили по другому, даже можно сказать, что в какой-то степени это были другие люди, но все-таки у них существовали свои достижения и открытия.

Список литературы:

  1.  Лисичкина О.Б.. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-Петербург. 1999 г.
  2.  Любимов Л Искусство древнего мира, Москва, Просвещение, 1971
  3.  Энциклопедия для детей Аванта+ «Всемирная история», Москва 2003г.

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40383. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ 23 KB
  Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования интерпретативного тем что в их основе реальные факты и события а источники интерпретативного бреда целиком ошибочные неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения.
40384. Психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга. Расстройства возраста обратного развития 51 KB
  Все психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга не выходят за рамки психоорганического синдрома. сосудистая амнестический синдром органический бредовый синдром органический галлюциноз органическое кататоническое расстройство нарушения настроения органической природы синдром тревоги органического характера органические диссоциативные расстройства астенические расстройства расстройства личности вследствие органического поражения мозга и другие более редко встречаемые нарушения. Каждому этапу развития заболевания...
40385. Судебная психиатрия 57 KB
  поэтому при проведении судебнопсихиатрической экспертизы нередко привлекаются специалисты узких областей психиатрии. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ; Инструкция о производстве судебнопсихиатрической экспертизы № 1091 1470 утверждена Министерством здравоохранения СССР и согласована с Прокуратурой СССР Верховным судом СССР Министерством внутренних дел СССР 03. Правовые и организационные аспекты судебнопсихиатрической экспертизы Вопросы судебнопсихиатрической экспертизы регламентированы уголовным и...
40386. АФФЕКТИВНЫЕ СИНДРОМЫ 49 KB
  До настоящего времени многочисленные исследования посвященные поиску предикторов суицидального поведения както психопатологических личностных социальнодемографических соматических и прочих не позволили выдвинуть достаточно надежных для практики критериев предсказания суицида. Наиболее весомые клинические критерии имели прямую корреляцию выше 05 лишь со степенью серьезности суицидального намерения что говорит об опосредованном значении психопатологических критериев. Результаты подобных исследований в области предсказания суицидального...
40387. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕГИРУЮЩИХ ПРИМЕСЕЙ В СТАЛИ МЕТОДОМ ЭМИССИОННОГО АТОМНОГО СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА 47.72 KB
  Изучить основы метода определения химического состава сплавов методом эмиссионного спектрального анализа. Провести качественный и полуколичественный анализ легированных сталей по элементам Cr, Mn, Ni с помощью стилоскопа СЛП-1
40388. Труксал (хлорпротиксен) при лечении больных в общесоматической сети 47 KB
  Сеченова Потребность в нейролептиках у больных общесоматического стационара достаточно велика. Смулевич свидетельствуют что около 6 больных госпитализированных в крупную многопрофильную больницу нуждаются в назначении нейролептических медикаментозных средств. Предпочтительны нейролептические средства и при широком круге психических расстройств у больных с явлениями зависимости от психоактивных веществ алкоголизм наркомании и т.
40389. Умственная отсталость 64 KB
  Дать представление об основных методах медикопедагогической коррекции и профилактике олигофрении. В результате изучения темы студент должен: иметь представление об этиологии олигофрении наследственных факторах патофизиологических биохимических и морфологических основах распространенности олигофрении. знать клинические проявления олигофрении особенности течения и коррекции олигофрении при разных этиологических факторах основные принципы лечения и медикопсихологической коррекции проведения экспертизы при олигофрении.
40391. Антипсихотики второго поколения в лечении шизофрении и близких к ней расстройств 104.5 KB
  Сюда относятся: рисперидон оланзапин кветиапин зипразидон сертиндол амисульприд зотепин арипипразол и др. В Республике Беларусь в настоящее время наряду с клозапином азалептин зарегистрированы два из них рисперидон рисполепт и оланзапин олеанз. Некоторые из них клозапин оланзапин рисперидон и амисульприд показали большую эффективность чем антипсихотики первого поколения другие же не выявили таких преимуществ [5]. Учитывая что оланзапин лишь недавно стал доступен на отечественном фармацевтическом рынке целью данной статьи...