46175

Отношение и развитие между людьми в первобытное время. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время

Реферат

Культурология и искусствоведение

Люди в первобытных общинах были равноправными по своему положению имели одинаковые права и обязанности среди них не было богатых и бедных. Основой существования первобытных коллективов это равные обмены которые имели символистическую опору. Не было излишек все делили поровну для первобытных людей равный обмен помогал в общении. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.

Русский

2013-11-19

66.5 KB

8 чел.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1. Отношение и развитие между людьми в первобытное время.

2. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемых историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Изучение древнего мира, первобытной культуры – интересный и увлекательный процесс. Следуя по стопам антропологов и этнографов, мы словно заново приоткрываем для себя завесу тайны сотворения нашего мира.

1. Отношение и развитие между людьми в первобытное время.

В 19 веке остатков скелетов древнейших люде было известно очень мало. Сейчас их обнаружено множество. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека

В истории человечества есть два периода - первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет.  В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Именно в первобытности находятся истоки и корни нашей культуры. В то время коллективы людей были относительно не большими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они называются первичными - первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равноправными по своему положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Основой существования первобытных коллективов это равные обмены, которые имели символистическую опору. Не было излишек, все делили поровну, для первобытных людей равный обмен помогал в общении. Первобытные люди даже подарки распределяли поровну между собой, они все разделяли на плюс и минус. Все объясняли через противоположность, например, мужское - женское; гора-море и тому подобное.

Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе была помощь и взаимная поддержка, то есть полная взаимовыручка.

Но кроме этого были иерархии, были главные и второстепенные слои общества. Главным был вождь, далее мужчины способные воевать, потом юноши не умевшие воевать, старики, женщины и, в конце концов, дети. Вождей выбирали среди мужчин, которые были удачливыми охотниками, а самое главное были очень щедры по отношению к остальным. Поначалу вождь символизировал правильное деление. Иногда было два вождя: один символизировал и в тоже время объяснял неравные обмены, а другой воевал. Но не только вождь объяснял неравные обмены, магия тоже помогала. Так же магия являлась наиболее древней формой религии (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Из всего этого можно сделать вывод, что первобытные люди воспринимали свое общество через три стихии: род, власть и магию. После магии для еще большего осмысления и объяснения того или иного эпизода их жизни люди придумали миф. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».

 Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа  принудительной власти.  Оно было доклассовым,  догосударственным.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был именно первобытный, то есть каменный век – он начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до нашей эры. Он сам в свою очередь делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит(2,5 млн-12 тыс. лет назад), который  тоже делится на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). После него идет средний каменный, или мезолит (12-8 тыс. лет до наше эры), далее идет новый каменный век, или неолит (8-3 тыс. лет до нашей эры). На протяжении всего этого длительного периода формировались и развивались не только отношения между людьми, но и произошло зарождение первобытной культуры.

 2. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.  Собственно в то время зародилось не искусство вообще,  а именно изобразительное искусство.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Когда же были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И, тем не менее, это так.  Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных - бизонов, лошадей, мамонтов – наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пещер с росписями часто находятся на глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось, видимо, освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром. Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире, так же считают, что за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. На стенах пещер изображения людей - большая редкость, так как сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, но так же человеку было довольно трудно изображать себя, так как для того, чтобы научиться изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» примитивные женские фигурки, которые помещались на ладони, их делали из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы.  Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.  Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Каменный век связан не только с изобразительным искусством,  но и с архитектурой. Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся именно к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.  Наибольшее количество этих сооружений сохранилось на севере Франции, в Бретани. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра. Можно только догадываться о том, какого титанического труда стоила древним транспортировка и установка менгира, и какое колоссальное воздействие оказывало на них это сооружение. Назначение менгиров до конца не ясно. Предполагается, что они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц, первобытных божеств.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий.

Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Однако для чего бы ни служил кромлех нашим далёким предкам, несомненно, одно – ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы.

Не смотря на то, что первобытные люди были не образованы, в их культуре присутствовала даже музыка. Одним из факторов появления и зарождения музыки у первобытных людей являлась охота. Она, несомненно, влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Флейта и барабан – это тоже предметы, полные музыки.

И вот с первобытных времён до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами, в которых они верили и поклонялись.

Заключение.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях  и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. Человек научился превращать найденные им необработанные материалы в орудия, которые позволили ему повысить уровень жизни и поставили его над животным миром.

Большинству технических достижений нашей современной цивилизации предшествует непрерывная цепь изобретений, начало которой скрыто в глубокой древности. Хотя многие древние технические изобретения были усовершенствованы благодаря современным достижениям техники, существует еще множество предметов обихода, которыми и по сей день пользуются в том же виде, в каком ими пользовались тысячелетия назад. Значительное число этих орудий и утвари служило первобытным народам задолго до того, как о них узнали европейцы.

Индейцы Северной и Южной Америки до прибытия употребляли в пищу маис, маниоку, картофель, подсолнечник, артишоки и бобы. Кроме того, индейцы занимались разведением ламы, альпаки, мускусной утки и индюка. Им были известны хлопок и кокаин. К их изобретениям нужно отнести гамак, резиновый мяч и способ изготовления водонепроницаемых веществ. Они приготовляли также яды, вроде знаменитого кураре, и во время военных походов применяли отравляющие вещества.

Североафриканские врачеватели уверенно вскрывали черепа своих пациентов, не зная при этом почти ни одного смертного случая. То же можно сказать и о кесаревом сечении.

В Африке задолго до века электричества пользовались телефоном из тыквенных чаш и крысиных шкурок, а эскимосы до сих пор сносятся по «телефону» с помощью обтянутых шкурами сосудов на довольно большие расстояния. Наши современные очки-консервы, защищающие глаза от солнца и снега, имеют своих предшественников в вырезанных из кости защитных приспособлениях для глаз, которые делают эскимосы и индейцы Арктики. В Меланезии, Полинезии и Южной Америке до сих пор употребляют тканые козырьки для глаз, в то время как в Тибете с этой же целью носят тонкие покрывала в виде наглазных повязок.

 Из простого сплетения пальмовых листьев, лубяных волокон и стеблей травы в конечном итоге развилось ткацкое искусство со всеми его различными видами тканей, изготовленных на ткацком станке. В то время как искусство плетения было распространено во всем мире, ткацкий станок появился только в переод расцвета земледельческих культур как признак более высокой ступени цивилизации

К важнейшим изобретениям южноамериканских индейцев относится так называемое типити - трубчатый пресс для отжимания несъедобного сока из клубней маниоки, раздробленных для приготовления муки. Трубка эта сплетается из диагонально расположенных растительных волокон, которые стягиваются, если тянуть трубку за оба конца, в результате чего из мучной кашицы удаляется весь сок.

Таким образом, сырье для древнейших ремесел поставляли растения, животные и минералы. Но разум человека этим не довольствовался и сумел обнаружить сокровища, скрытые в земле. Человек открыл медь и железо и проник в тайну золотоносного речного песка; в результате сплавления различных металлов были получены новые металлы, и среди девственной природы выросли доменные печи. Возникшая из этой новой области знания возможность изготовлять металлические орудия дала новый толчок унаследованному от более древних ступеней культуры мастерству и породила новые способы созидания и завоевания. Новые изобретения, новые отрасли промышленности и большая независимость от капризов природы придали. человеку новые силы и открыли перед ним новые возможности развития.

У первобытных народов, как и у нас, чрезмерная специализация могла привести к ограничению индивидуальных способностей. Все же многие современные ремесленники пытаются вновь возродить престиж ручных изделий, чтобы вновь изготовлять высококачественные товары, не уступающие изделиям первобытных народов, для которых производство «предметов высшего качества для всех» не составляло особой проблемы.

Все эти факторы подтверждают то, что хоть  первобытные и мыслили по другому, даже можно сказать, что в какой-то степени это были другие люди, но все-таки у них существовали свои достижения и открытия.

Список литературы:

  1.  Лисичкина О.Б.. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-Петербург. 1999 г.
  2.  Любимов Л Искусство древнего мира, Москва, Просвещение, 1971
  3.  Энциклопедия для детей Аванта+ «Всемирная история», Москва 2003г.

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28460. Предмет, сущность и задачи рекламы в СКС и Т 96 KB
  Предмет сущность и задачи рекламы в СКС и Т. В качестве объекта рекламы может выступать товар продажи или услуги. Предметом изучения рекламы являются стоящие перед ней цели и задачи. Сущность рекламы можно определить: в узком смысле как неличное информационное эмоциональное побуждение целевой группы людей к определенным поступкам.
28461. Необходимость и особенности страхования в туризме 59 KB
  Необходимость и особенности страхования в туризме. Объектами страхования в туризме являются как отдельные граждане так и туристские фирмы. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке что и страхование в других отраслях экономики. Страхование туристов это особый вид страхования обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках.
28462. Компьютерные системы бронирования 55.5 KB
  Micros Fidelio Opera работает на более сложной с позиции освоения платформе Oracle. Данные о положительных сторонах АСУ были получены от дистрибьюторов данных программ а так же проанализированы и сопоставлены с данными полученными в ходе анонимного опроса персонала гостиничного комплекса использующего АСУ Micros Fidelio. Отсутствие возможности у ПО Micros Fidelio автоматического формирования цены на проживание. ПО Micros Fidelio не умеет формировать автоматическую цену на проживание и рассчитывать ее на будущее.
28463. Требования, предъявляемые к знаниям и профессиональным навыкам персонала гостиниц (речь, стиль, внешний вид и т.д.) 39.5 KB
  Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу. Исполнитель должен устранить недостатки оказанной услуги в течение часа с момента предъявления потребителем требования. Требования потребителя об уменьшении цены оказанной услуги а также о возмещении убытков причиненных расторжением договора подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Потребитель вправе...
28465. Стандарты ИСО 9000 :2000 77 KB
  С тех пор количество предприятий сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам возросло более чем в 6 раз. В результате комплекс документов состоявший ранее из 24 стандартов некоторые их них остались на стадии внедрения теперь содержит 5 базовых стандартов: ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь ; ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита; ИСО...
28467. Подготовка ресторана к обслуживанию потребителей. Виды скрвировок 108.5 KB
  Виды скрвировок Тщательная продуманная последовательная подготовка к рабочему дню в ресторане обеспечивает четкую организацию обслуживания способствует облегчению труда официантов. Если во время обслуживания потребуется сменить скатерть сделать это нужно незаметно. Сервировка столов бывает различной в зависимости от характера обслуживания: завтрак обед дежурные или порционные блюда вечернее обслуживание по порционному прейскуранту обслуживание банкетов по составленному меню. Для обслуживания днем по меню дежурных блюд на стол...
28468. Служба питания в структуре гостиничного комплекса. Ее значение, характеристика услуг 133 KB
  Последовательность расположения: безалкогольные сорта ставят в меню перед пивом содержащими алкоголь и крепким сортом пива; отечественные сорта перед иностран. Назначение и принципы составления меню. Факторы учитываемые при составлении меню. Виды меню: меню со свободным выбором блюд меню комплексного обеда меню бизнес ланча меню дневного рациона меню диетического питания банкетное меню и др.