46184

Социальная педагогика как наука и общественная практика

Лекция

Архивоведение и делопроизводство

Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук а также в реальной практике общественной и культурной жизни что и можно назвать истоками развития. Нужно отметить что социальная педагогика возникает в недрах экономиче ской культурной идеологической сфер жизни. Вывод: Источниками дальнейшего развития социальной педагогики можно назвать определённые сферы практической жизни и области знаний. В практике социальной жизни т.

Русский

2013-11-19

62 KB

3 чел.

Социальная педагогика как наука и общественная практика.
Тема 1.Научный статус социальной педагогики и её место в научном знании.
Содержания науки определяется через выявление научных основ и закономерностей, определение предмета, цели и функций, разработку методов и форм. Социальная педагогика не исключение. Для определения научного статуса науки надо выявить истоки, изучить современное состояние и определить источники развития.
Первая черта научного статуса социальной педагогнкгi- истоки развития, исторические предпосылки современного этапа развития, закономерности сложившиеся в истории развития различных наук и жизненных явлений, а именно развитие:
• научных
теорий о человеке,
• этнокультурных и религиозных
учений.,
• социально культурных
явлений,
• социальной
политики.,
• социальных общественных
движений.
Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук, а также в реальной практике общественной и культурной жизни, что и можно назвать истоками развития.
Вторая черта научного статуса: современное состояние социальной педагогшси, которое можно характеризовать как этап становления или превращения её в самостоятелыгую область знаний. Сегодня не достаточно чётко определены границы науки и практики, а именно:
• не полностью выявлены
истоки и источники развития,
• нет чёткости в определении методологических
основ,
• не разработана
теория социальной педагогики как специфической отрасли знаний,
• не сформирована система социально-педагогической
практики.,

• не точно определены функции специалистов по социальной педагогической работе.
В процессе становления изначально проявляются две сущностные. хараiсгеристики, социальная и педагогическая, решается вопрос о приоритете их на методологкческом, теоретическом и практическом уровнях, при этом в реальном опыте мы фиксируем опережающий характер развития социально- педагогической практики
Вывод: при определении научного статуса социальной педагогики на современном этапе мы говорим о становлении специальности на научном и на практическом уровне, в социальной и педагогической реа.iьности, при опережающей роли социально-педагогической практики и ведущем значении педагогического смысла.
Третья черта научного статуса.
1 .Источниками дальнейшего развития социальной педагогики как жизненного явления выступают позитивные и негативные стороны:
• экономики,
• культуры,
• идеологии,
• общественной и педагогической практики.
Нужно отметить, что социальная педагогика возникает в недрах экономиче ской, культурной, идеологической сфер жизни.
2 .Социальная педагогика обогащается научными данными:
• философии и культурологии,
• сощiологии и психологии,
• волеологии и медицины,
• этики, права и экономики.
Её становление как интегративной области знаний происходит на фоне актуализации автропологических (человековедческих) и социологических (обществоведческих) знаний.

З. Социальная педагогика занимает новое место в педагогике. В традиционной педагогике она являлась разделом специальной гiедагогики. Современная структура педагогических знаний определяется в разных концепциях по-разному, но социальную педагогику целесообразно рассматривать, наряду с такими самостоятельными отраслями педагогического знания как:
• философия педагогики,
• сравнительная педагогика,
• эдукол огня,
• гумаяистическая педагогика.
Совершенно очевидно, что в современном педагогическом знании социальная педагогика занимает всё более значительноё место.
Вывод: Источниками дальнейшего развития социальной педагогики можно назвать определённые сферы практической жизни и области знаний. Можно констатировать, что происходит разворачивание её границ, превращение её во всё более самостоятельную и, в то же самое время, интегративную отрасль знаний.
В становлении современной социальной педагогики ведущее значение имеет самоопределение каждого специалиста и каждого образовательного учреждения.

Социальная реальность на уровне жизненной философии
как основа развития социальной педагогнiки
1. В практике социальной жизни (т. е. в соц. реальности на уровне жизненной философии) педагогика заполняет все сферы социальных отношений, оказывая как негативное, так и позитивное
влияние на их развитие.
1.1. Прежде всего, надо отметить, что педагогика становится основой для освоения человеком ценностей мира.
При этом, с одной стороны, сама педагогика наполняется формализмом технократических естественнонаучных знаний, а, с другой стороны, вопреки техиократизму, в педагогике создаются новые области знаний, которые меняют отношение человека к миру, например: экологическое образование, ноосферное образовалие.
Расширяющиеся знания в области естественных наук позволяют человеку осваивать безграшчньте возможности разрушительных технологий, мапипуляции живой и неживой природой, что приводят его к авторитаризму в отношении с другими людьми.
В то же самое время, на основе новых знаний из педагогики и естествознания воссоздаётся иная картина мира. Это позволяет раскрыть перед человеком ту истину, что живая и неживая природа, также как и человек, состоят из одних и тех же элементов (химия), развиваются по единым геокосмическим законам (физика) поэтому человеку нельзя противопоставлять себя природе, возноситься гордыней над биологическим и предметным миром. Например: экологическое образование раскрывает человеку законы безопасной жизни, воспитывает потребность и способность к борьбе за сохранение жизни на земле Появляется педагогика ноосферного образования, где речь идёт об интеллектуальной энергии, которой обмениваются все элементы мира: и животные, и растения, и люди, и материальные продукты человеческого труда и элементы неживой природы. Это помогает человеку отказаться от идеи его превосходства над жизненными процессами в окружающем (предметном и социальном) мире.
1.2. Происходит
обмен данными между практической педагогикой и практической меди ции ой, что формирует отношение человека к жизненноу процессу.
С одной стороны, в педагогике из медицины гтрисваиваются понятия:
«больное общество>, «больное сознание», <диагностикан, <профiлактика», <социотерапевт>, <арттерапия», что не совсем точно отражает сущность педагогической реальности и педагогической деятельности. Педагоги начинают видеть только негативные стороны жизни людей, это ослабляет оптимистический настрой профессиональной деятельности и оправдывает отчуждение
их от естествённого процесса развития ребёнка в реальной жизнедеятельности.
С другой стороны, и медицина, и педагогика все чаще рассматривают человека не по частям, а как явление целостное. (Еще в древней медицине

человека воспринимали одновременно как природное и духовное существо.)
Это помогает находить пути гармонизации межличностиых отношений и
отношений к человеку как природному существу.
1.3. В политической жизни идёт борьба между педагогикой насилия и педагогикой гуманно-демократ ических отношений, что отражается на характере социальных отношений:
На уровне межгосударственных отношений
одни государства пытаются подчинить себе других, насильственно насаждая «демократические режимы», а в случае непослушання, используют как розги бомбовые удары. Как известно из педагогики, авторитаризм порождает либо безволие человека, либо ответную агрессию. Экспорт новых цивялизационных процессов и насаждеiше их насильственным путём только усиливает сопротивление (активное или пассивное). Истинная же демократия может вырасти только естественным гiутём.
На уровне отдельного государства, руководители используют силовые структуры и, опираясь на правовые нормы, приучает граждан к подчинению, а те, в свою очередь, оказывают сопротивление, устраивают забастовки, террор
все это усиливает социальнопсихологическую налряжёiшости в обществе, агрессивность населения. Демократические формы социальной жизни раскрепощаот человека и приводят его к общественной активности по выработке новых, более приемлемых норм отношений, основанных на гуманизме.
На уровне политических структур каждая партия своими призывами и лозунгами поучает и фактически принуждает электорат к активности, спекулируя на насущных проблемах выживания населения. Если впоследствии партийные деятели не проявляют на практике действенного внимания и уважения к людям, то это порождает формализм в политических отношениях, разрушает веру человека во властные структуры, утверждая как норму в социальных отношениях лицемерие и обман.
1.4.
В средствах массовой информации, на книжных развалах, в газетных киосках агрессивно и открыто демонстрируется насилие, без духовность, безнравственность.
Как следствие, с одной стороны потеря нравственной устойчивости личности, развращение незрелых душ, утверждение приоритета физических удовольствий в ущерб развития духовности.
С другой стороны это повод для
преодоления нравственной глухоты, развития иммуяитета против саморазрушительного поведения, способности к свободе выбора, усиления солротивляемости внешним воздействиям.
1.5.
В коммуI альной жизни остро стоит вопрос о разрушении педагогики семейных отношений ч как следствие - демографическая проблема, проблема выживания человечества.
Мы видим, что, так и не ликвидировалное в советское. время, противоречие между городом и деревней, привело к агрессивному поглощению мегаполисом сельского населения, то есть к урбанизации населения, разрушению семьи в традиционном понимании этого слова. И зазвучал как

социально экономический и политический вопрос борьба за продолжение рода человеческого.
В повседневной жизни, в жизненной философии народа средством выживания и в традиционном, и в новом понимании, всегда является любовь, любвиологические отношения. (ВВ. Ярост)
Любовь
как источник гармонии человека с миром рассматривается во многих областях науки и жизни. Вэтом случае логика выживания это логика родовой любви, подкрепленная нормами современных отношений, нормами морали и иравственности, которые складывались в народной педагогике с древних времен. Это обусловлено тем, что нравственные отношения сами по себе еще не обеспечивают надежность процесса выживания. Ибо добро, благосклонность, другие добродетели все же обусловлены надеждой на гiрославление и гiроцветание рода, семьи, на поддержку старости или престижа в социальной группе.
Любвиологические же отношения - это ничем не обусловленная забота о духовном и физическом благополучии, о расцвете другого человека. Любовь это великий стимулятор жизни, который вызывает обновление, прилив человеческих сил. Будучи, направленными на преодоление препятствий с жизненного пуги любимого человека, они приводят к нестандартным решениям и даже к жертвешiости в чрезвычайной ситуации. Только жизнеутверждаiощие принципы питают логику проявлений истинной любви в личной жизни.
Общественная практика
любвиологических отношений в истории человечества всегда выражалась в формах милосердия, как заботы о беспомощных, заблудших, страждущих, больных и раненых со стороны профессионалов, религиозных групп и частных лиц, особенно женщин, Мать— монахиня, сестра и брат милосердия, кормилица эти люди всегда обладали особыми морально-психологическими качествами, которые менее всего подверженьт вляяяшо житейскях помех при гтроявлевии любви и заботы о ближнем.
Таким образом, можно сделать выводы:
Все явления социальной жизни, которым сопутствует тiедагогика насилия, есть проявление агония технократизма и авторитаризма, так как насялие в социальных отношениях - это всегда проявление бессйлия власти, которое разрушает и человека, и общество.
Утверждение
педагогики гуманно демократических отношений, то есть единства процессов гуманизации и демократизации в социальных отношениях влечёт за собой воспитание самостоятельности и активности населения, заботливости и ответственности уполномоченных лиц, потребности и способности человека к познанию мира, стремления его к свободе самопознания и самореализации.
Любовь
это весьма благородное состояние души у одних и спекуляпяя, шарлатанство у других. Как в личной, так и в общественной практике надо уметь отличать истинное проявление любви и заботы, от логичного действия, умения вести себя соответствующим образом в определенной ситуации.

Педагогика призвана пробуждать истинную любовь к человеку, воспитывать потребность и способность к любвиологическим отношениям, к выживанию как вскрытию невостребованных резервов человеческого существа.
2. Социальная реальность питает развитие педагогики, а жизнь вызывает необходимость педагогической целесообразности в развитии социальных процессов на уровне:
• международных отношений;
• национальных общественных отношений;
• социально
- педагогических отношений.
2.1. На уровне международных отношений. Исследования всемирно известного
• Римского Клуба (А. Печчеи “Человеческие качества”, М.,
1982) свидетельствуют о наличии глобального кризиса бытия и о неисследованных резервах для его преодоления. Вот некоторые выводы:
• «воспроизводство благ и бесконечный рост потребностей это тупик в развитии человечества».
• для выживания «необходимы разумные запросы и умеренность надежд на их удовлетворение»
это есть условие и результат разумного развития человека, человеческих качеств.
Сохранение этических, общественных и моральных принципов, на
которых испокон веков основывалось благополучие человека актуально и
сегодня.Такой подход может быть выражен в следующих принципах:
• Отказ от «принципа суверенности» и переход к
взаимозависимости”, так как мы все дышим одним воздухом и пьем из одних
и тех же источников”.
• «Принцип взаимозависимости должен стать гарантией жизни и развития,
как для больших, так и для малых государств
• «тшкто не выживет в одиночку за счет угроз другим»;
• «чем выше уровень притязаний, чем выше реальный статус государства,
тем больший вклад оно должно сделать в общее благополучие».
Эти правила могут быть перенесены в реальную практику жизни любого человеческого сообщества, любого человека, в любую конкретную жизненную ситуацию как принципы создания педагогически целесообразных соц. отношений.
Создание условий для соблюдения норм морали, этики, права
это предмет деятельности педагога профессионала.
При создании педагогически целесообразной среды в обществе значительную роль играют неправительственные организации. В этом случае действует «Принцип равновесия в социальных отношениях между государственными и неправительственными структурами».
Активность этих организаций может сдерживать разгул эгоизма властей, они могут играть роль антитела для государства, как “больного”, отравленного

суверенитетом, национализмом, невежеством, бюрократизмом, недальновидностью общественного организма..
Негтравительственньте организации могут быть созданы и в поддержку политики государства, как компенсаторный орган, если заявленные цели государства принимаются обществом, но для их реализации недостает государственных средств.
Если спроецировать цели и средства их достижения в общественной деятельности на качества человека, которые складываются в её условиях, тогда можно судить о педагогической целесообразности таких социальных институгов.
2.2.
В современном Российском обществе человек обретает опыт социальных отношений, характер которых зависит от причастности его к решению собственной судьбы и судьбы России. Поэтому можно утверждать, что социально-экономические, социально-политические, социально- педагогические преобразования, происходящие в России имеют педагогический смысл.
• в связи с социально-экономическими преобразованиями появилась новая педагогическая задача: воспитать у человека потребность и способность стать хозяином своей собственной жизни, быть предттриимчивьтм и конкурентноспособным, стремиться к успеху, не перестуттая границ морали и нравстветшости, чтобы не оказаться наказанньтм по Закону права.
• по ходу социально-политических преобразований в России появилась возможность осуществить право на свободу волеизлияния, свободу слова, но это породило и агрессшо, противостояние различных социальных группировок. Для создания педагогическя целесообразных условий развития политической культуры населения необходимо предварительно воспитать в людях такие человеческие качества как толерантность, коммуникативность, политическая образовапность и др.
2.3. В сощiально-педагогнческих отношениях результат зависит от качества условий социальной жизни. Человек может ощутить любовь к себе и к окружающим людям, если он увидит стабильность и предсказуемость в развитии государства, общественной жизни и уверенность в завтрашнем дне,
У него появится чувство защищенности и реализовааности при наличии реальной заботы государства или общественной группы, выраженной не в пршщипах и лозунгах, а в повседневной деятельности на любом уровне государственной системы. Тогда может проявиться свобода личности и уйдет страх перед завтрашним днем, тогда нравственные отношения Могут стать нормой жизни. Поскольку в современной социальной реальности - того нет, и не было в полной мере никогда, значит, каждому человеку нужно надеяться на свои силы и делать все возможное, чтобы не подвело здоровье, чтобы не оказаться в опасной для жизни ситуации, чтобы не остаться одному наедине со своими бедами, тревогами, нищетой. Самое главное, не стать нищим душой, ибо самая страшная трагедия человека это разочарование в жизни, потеря жизненных интересов. Только человеческие качества являются основой

нравственных отношений в межличностных и в общественных отношениях, как гарантия выживания человеческого сообщества.
И так, выводы:
Как в международных отношениях, так и на уровне межличностньих отношений действуют одни и те же Законы жизни, совершенствование общих законов, принципов влияет на качества человека, но и развитие качеств человека становится условием совершенствования социальной реальности.
Главный источник жизненной силы
- в нас самих. Главные причины неудач мы порождаем сами. Задача каждого человека видеть собственные возможности, реальные условия жизни и выдвигать свои запросьт, гiритязания сообразно реальности их осуществления.
Педагогика, отражал жизненные потребности человека и условия для их осуществления в реальности, осуществляет поиск способов поддержки и помощи ему в конкретной жизненной ситуации, обеспечивая условия для его нравственного развития.
Социальная педагогика разрабатывает в теории и на практике способы поддержки расту щего человека в реальных социальных условиях.
Общие вывод
1
.Социальная педагогика как теория и гтракгика развивается на основе познаяия закономерностей развития социальной реальности как отражение Законов философии жизни и жизненной философии.
2.Социальная педагогика отражает жизненную необходимость установления социальной целесообразности педагогических процессов и педагогической целесообразности в развитии социальных процессов, то есть
закономерности и принципы единства педагогического и социального в жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82613. МЕСТА И ОБОРУДОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БЕГУ И ХОДЬБЕ 83 KB
  Для проведения соревнований по бегу создаются следующие судейские бригады: а стартовая; б судей на дистанции препятствиях и этапах эстафет; в судей на финише; г судей хронометристов; д секретарей. Общее рисоводство всеми бригадами состав и количество которых определяется в зависимости от уровня...
82614. Организация и проведение соревнований. Старт 99 KB
  Квалифицированная работа судейской бригады стартеров имеет очень важное значение для успеха всего соревнования по бегу. Её состав зависит от уровня и характера соревнований. Судья-стартер должен быть тактичным, спокойным, выдержанным, правильно ориентироваться в разметке стартов на беговой дорожке...
82615. Текстовые задачи на проценты 70 KB
  Цели: образовательная сформировать умение применять знания процентов при решении задач, связанных с банковскими расчетами; добиться усвоения учащимися понятия «сложный процентный рост»; отработать навыки использования формулы при вычислении суммы вклада.
82616. Виды и характер соревнований по легкой атлетике 91 KB
  Организация проведения и правила соревнований по легкой атлетике Виды и характер соревнований по легкой атлетике Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе стадион шоссе лесной массив и в закрытых помещениях спортивные манежи залы.
82617. Школа передвижений (с элементами легкой атлетики). Режим дня 565.5 KB
  Режим дня школьника это чередование труда и отдыха в определенном порядке. От того насколько правильно организован режим дня школьника зависит состояние здоровья физическое и психическое развитие работоспособность и успеваемость в школе.
82618. Возникновение Олимпийских игр 98.5 KB
  Античные Олимпийские игры. Олимпийские игры крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности которые проводятся каждые четыре года. Как же оно всё–-таки возникло это легендарное это удивительное явление под названием Олимпийские игры...
82619. История развития легкой атлетики 38 KB
  Зарождение легкоатлетического спорта берёт своё начало в глубокой древности. Первобытные люди приобретали навыки быстроты, выносливость и ловкости. Древний человек научился использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы: палку, острогу, копьё.
82620. Организация и судейство соревнований 92.5 KB
  Деятельность судейской коллегии по легкой атлетике Коллегия судей соответствующей федерации для проведения соревнований назначает главную судейскую коллегию ГСК которая состоит из главного судьи главного секретаря их заместителей и помощников в зависимости от ранга соревнований.
82621. Возрождение Олимпийских игр 374 KB
  По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь когда начались раскопки Олимпии спящей под многовековыми наслоениями. Олимпийские игры просто должны были состояться Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы.