46200

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта

Доклад

Психология и эзотерика

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта. Пиаже интересовало отличает ли субъект внешний мир от внутреннего субъективного мира и каковы границы это различия действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи на продукты собственно умственной активности а если субъект активен в познании то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира каковы законы которым это взаимодействие подчиняется. Источник знания не в объектах и не в субъектах а в их взаимодействии. С помощью...

Русский

2013-11-20

15.1 KB

0 чел.

35. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.

Ж. Пиаже- создатель генетической эпистемологии, науки, которая пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы это различия, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи, на продукты собственно умственной активности, а если субъект активен в познании, то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется.

Пиаже рассматривал интеллект как одну из форм приспособления к среде обитания. Интеллектуальное развитие ребенка как раз стремится к равновесию, к установлению логических структур, то есть логика не врожденна, а развивается. Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы вновь достичь равновесия (адаптация) необходимо находится в состоянии непрерывной активности. То есть, Пиаже определял субъект, как – организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. А объект- это материал для манипулирования.

Источник знания, не в объектах, и не в субъектах, а в их взаимодействии.

С помощью активности субъекта и происходит структурирование окружения. Интеллект представлен частным случаем структуры- структуры мыслительной деятельности.

Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Функция по Пиаже – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Каждый акт поведения организован так или иначе, то есть представляет собой определенную структуру, динамический аспект структуры представлен - адаптацией, которая в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации. После внешних воздействий у субъекта возникает включение нового объекта в уже существующие схемы действия - ассимиляция, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту - аккомодация. А адаптация и есть сочетание этих двух «процессов», что в результате и дает приспособление к данным условиям.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы достичь равновесия (адаптации), организм должен находится в состоянии непрерывной активности, компенсирую тем самым разбалансированность. Таким образом, равновесие неизбежно сменяется нарушением, что снова побуждает к равновесию - как бы внутренняя побудительная сила.

Под схемой действия - понимается структура на определенном уровне умственного развития.

Структура по Пиаже - умственная целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые ее составляют.

Основанные функции  как динамические процессы неизменны, закреплены, не зависят от опыта и содержания, тогда как структура складывается в процессе жизни, зависит от опыта и различается на разных стадиях развития.

Пиаже выделял различие между формой и содержанием  познания. Содержание- это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению, а форма - та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Но влияния внешнего мира никогда не воспринимаются как бы в «чистом виде», поскольку на внешний стимул уже есть ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться у субъекта уже готовы, сформированы  определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Человек усваивает то, что его окружает, но усваивает это в соответствии с господствующими умственными структурами. По Пиаже ребенок это существо, которое ассимилирует вещи, то есть отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Они и играют в познании доминирующую роль.

Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении, и само развитие это и есть смена господствующих структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием этих доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. И согласно Пиаже познание есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Как возможное дополнение.

В рамках этого вопроса можно упоминать теорию деятельности в связи с некоторыми схожими аспектами. Само понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития рассматривался, как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды, как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации нормы.

Основным предметом исследования в теории деятельности признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева , который совместно с другими представителями Харьковской школы(А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.),показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Это позволило рассматривать деятельность, как движущую силу психического развития, показало важность деятельности в развитии человека.

Таким образом в этой теории тоже подчеркивается активность субъекта по отношению его взаимодействия с внешним миром, выражающаяся в непосредственной практической деятельности. Но Ж. Пиаже, как и многие западные психологи придерживался классического подхода к развитию ребенка, а именно, что источник развития лежит внутри индивида и своем развитии он приспосабливается к внешнему миру, постепенно социализируется, тогда как в отечественной психологии(конкретнее в теории деятельности) источник лежит вне индивида и он развивается путем присвоения, ребенок учится взаимодействовать с общественными предметами посредством практической деятельности, что способствует развитию психики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79344. Площадь прямоугольника 30.1 KB
  Цели урока: формирование совокупности компетенций, необходимых для вычисления площади прямоугольника развивать мыслительные операции; воспитывать прилежание, аккуратность, стремление к выполнению всех заданий; уважение друг к другу...
79345. Гуморальная регуляция физиологических функций. Физиология желез внутренней секреции 192.5 KB
  Изучить закономерности гуморальной регуляции механизмы действия гормонов структурно-функциональную организацию эндокринной системы виды и функции гормонов желез внутренней секреции: щитовидной паращитовидных поджелудочной половых вилочковой надпочечников и эпифиза.
79346. ПЕРВЫЙ ЗВОНОК 60 KB
  В первый день сентября всем радость даря Каждый раз повторяется это Каждый собрался солнышком согрет Только первого класса что-то нет Вед: Нет первый класс здесь и с нетерпением ждет когда его позовут на линейку ведь первоклассники сегодня самые главные действующие лица праздника.
79350. Відкритття Америки. Христофор Колумб 46.5 KB
  Every year the 12th of October Americans celebrate Columbus Day. And today at our lesson we shall speak about this famous sailor. We shall read the texts answer the questions and work with the map, and by the end of our lesson you will have known more about the great discoverer.
79351. Безпечна поведінка – запорука міцного здоров’я 8.65 MB
  Стан напруги який виникає в людини під впливом сильних чинників Що таке наркотики Яка інша назва наркотику ЛСД Назвіть пожежонебезпечні матеріали Номер служби газу Які місця в автомобілі є найбільш безпечними для пасажирів Обмеження або позбавлення прав громадян...