46200

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта

Доклад

Психология и эзотерика

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта. Пиаже интересовало отличает ли субъект внешний мир от внутреннего субъективного мира и каковы границы это различия действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи на продукты собственно умственной активности а если субъект активен в познании то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира каковы законы которым это взаимодействие подчиняется. Источник знания не в объектах и не в субъектах а в их взаимодействии. С помощью...

Русский

2013-11-20

15.1 KB

0 чел.

35. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.

Ж. Пиаже- создатель генетической эпистемологии, науки, которая пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы это различия, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи, на продукты собственно умственной активности, а если субъект активен в познании, то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется.

Пиаже рассматривал интеллект как одну из форм приспособления к среде обитания. Интеллектуальное развитие ребенка как раз стремится к равновесию, к установлению логических структур, то есть логика не врожденна, а развивается. Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы вновь достичь равновесия (адаптация) необходимо находится в состоянии непрерывной активности. То есть, Пиаже определял субъект, как – организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. А объект- это материал для манипулирования.

Источник знания, не в объектах, и не в субъектах, а в их взаимодействии.

С помощью активности субъекта и происходит структурирование окружения. Интеллект представлен частным случаем структуры- структуры мыслительной деятельности.

Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Функция по Пиаже – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Каждый акт поведения организован так или иначе, то есть представляет собой определенную структуру, динамический аспект структуры представлен - адаптацией, которая в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации. После внешних воздействий у субъекта возникает включение нового объекта в уже существующие схемы действия - ассимиляция, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту - аккомодация. А адаптация и есть сочетание этих двух «процессов», что в результате и дает приспособление к данным условиям.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы достичь равновесия (адаптации), организм должен находится в состоянии непрерывной активности, компенсирую тем самым разбалансированность. Таким образом, равновесие неизбежно сменяется нарушением, что снова побуждает к равновесию - как бы внутренняя побудительная сила.

Под схемой действия - понимается структура на определенном уровне умственного развития.

Структура по Пиаже - умственная целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые ее составляют.

Основанные функции  как динамические процессы неизменны, закреплены, не зависят от опыта и содержания, тогда как структура складывается в процессе жизни, зависит от опыта и различается на разных стадиях развития.

Пиаже выделял различие между формой и содержанием  познания. Содержание- это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению, а форма - та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Но влияния внешнего мира никогда не воспринимаются как бы в «чистом виде», поскольку на внешний стимул уже есть ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться у субъекта уже готовы, сформированы  определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Человек усваивает то, что его окружает, но усваивает это в соответствии с господствующими умственными структурами. По Пиаже ребенок это существо, которое ассимилирует вещи, то есть отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Они и играют в познании доминирующую роль.

Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении, и само развитие это и есть смена господствующих структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием этих доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. И согласно Пиаже познание есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Как возможное дополнение.

В рамках этого вопроса можно упоминать теорию деятельности в связи с некоторыми схожими аспектами. Само понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития рассматривался, как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды, как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации нормы.

Основным предметом исследования в теории деятельности признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева , который совместно с другими представителями Харьковской школы(А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.),показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Это позволило рассматривать деятельность, как движущую силу психического развития, показало важность деятельности в развитии человека.

Таким образом в этой теории тоже подчеркивается активность субъекта по отношению его взаимодействия с внешним миром, выражающаяся в непосредственной практической деятельности. Но Ж. Пиаже, как и многие западные психологи придерживался классического подхода к развитию ребенка, а именно, что источник развития лежит внутри индивида и своем развитии он приспосабливается к внешнему миру, постепенно социализируется, тогда как в отечественной психологии(конкретнее в теории деятельности) источник лежит вне индивида и он развивается путем присвоения, ребенок учится взаимодействовать с общественными предметами посредством практической деятельности, что способствует развитию психики.