46200

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта

Доклад

Психология и эзотерика

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта. Пиаже интересовало отличает ли субъект внешний мир от внутреннего субъективного мира и каковы границы это различия действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи на продукты собственно умственной активности а если субъект активен в познании то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира каковы законы которым это взаимодействие подчиняется. Источник знания не в объектах и не в субъектах а в их взаимодействии. С помощью...

Русский

2013-11-20

15.1 KB

0 чел.

35. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.

Ж. Пиаже- создатель генетической эпистемологии, науки, которая пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы это различия, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи, на продукты собственно умственной активности, а если субъект активен в познании, то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется.

Пиаже рассматривал интеллект как одну из форм приспособления к среде обитания. Интеллектуальное развитие ребенка как раз стремится к равновесию, к установлению логических структур, то есть логика не врожденна, а развивается. Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы вновь достичь равновесия (адаптация) необходимо находится в состоянии непрерывной активности. То есть, Пиаже определял субъект, как – организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. А объект- это материал для манипулирования.

Источник знания, не в объектах, и не в субъектах, а в их взаимодействии.

С помощью активности субъекта и происходит структурирование окружения. Интеллект представлен частным случаем структуры- структуры мыслительной деятельности.

Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Функция по Пиаже – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Каждый акт поведения организован так или иначе, то есть представляет собой определенную структуру, динамический аспект структуры представлен - адаптацией, которая в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации. После внешних воздействий у субъекта возникает включение нового объекта в уже существующие схемы действия - ассимиляция, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту - аккомодация. А адаптация и есть сочетание этих двух «процессов», что в результате и дает приспособление к данным условиям.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы достичь равновесия (адаптации), организм должен находится в состоянии непрерывной активности, компенсирую тем самым разбалансированность. Таким образом, равновесие неизбежно сменяется нарушением, что снова побуждает к равновесию - как бы внутренняя побудительная сила.

Под схемой действия - понимается структура на определенном уровне умственного развития.

Структура по Пиаже - умственная целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые ее составляют.

Основанные функции  как динамические процессы неизменны, закреплены, не зависят от опыта и содержания, тогда как структура складывается в процессе жизни, зависит от опыта и различается на разных стадиях развития.

Пиаже выделял различие между формой и содержанием  познания. Содержание- это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению, а форма - та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Но влияния внешнего мира никогда не воспринимаются как бы в «чистом виде», поскольку на внешний стимул уже есть ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться у субъекта уже готовы, сформированы  определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Человек усваивает то, что его окружает, но усваивает это в соответствии с господствующими умственными структурами. По Пиаже ребенок это существо, которое ассимилирует вещи, то есть отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Они и играют в познании доминирующую роль.

Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении, и само развитие это и есть смена господствующих структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием этих доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. И согласно Пиаже познание есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Как возможное дополнение.

В рамках этого вопроса можно упоминать теорию деятельности в связи с некоторыми схожими аспектами. Само понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития рассматривался, как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды, как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации нормы.

Основным предметом исследования в теории деятельности признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева , который совместно с другими представителями Харьковской школы(А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.),показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Это позволило рассматривать деятельность, как движущую силу психического развития, показало важность деятельности в развитии человека.

Таким образом в этой теории тоже подчеркивается активность субъекта по отношению его взаимодействия с внешним миром, выражающаяся в непосредственной практической деятельности. Но Ж. Пиаже, как и многие западные психологи придерживался классического подхода к развитию ребенка, а именно, что источник развития лежит внутри индивида и своем развитии он приспосабливается к внешнему миру, постепенно социализируется, тогда как в отечественной психологии(конкретнее в теории деятельности) источник лежит вне индивида и он развивается путем присвоения, ребенок учится взаимодействовать с общественными предметами посредством практической деятельности, что способствует развитию психики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56261. Висловлення побажань; вживання Subjonctif présent 28.58 KB
  Bonjour, chers élèves! Aujourd’hui on va systématiser nos connaissances du subjonctif. On va aussi pratiquer les manières d’exprimer nos souhaits. Par quels moyens peut-on exprimer nos souhaits: par e-mail, par lettre, coup de téléphone, pendant l’entretien personnel?
56262. Сучасний урок української мови в школі. Навчально-методичний посібник для студентів педагогічних університетів і вчителів 1.79 MB
  Сучасний урок української мови в школі. Урок як основна форма організації навчальної діяльності учнів з української мови. Мета уроку української мови як системне утворення та шляхи її реалізації. Мотиваційне забезпечення навчальної діяльності на уроках української мови.
56263. Спектакль «Суд над Ядерною Енергією» 71.5 KB
  Вступне слово. Сьогодні завершується тиждень безпеки життєдіяльності. І ми зібралися з вами на останньому заході, що проводиться в рамках цього тижня й присвяченій найбільшій та найстрашнішій загрозі для всього людства – використанню ядерної енергії.
56265. Сума кутів трикутника 50 KB
  Обладнання: набір креслярського приладдя; таблиця Сума кутів трикутникамультимедійний проектор комп’ютеркомп’ютерна презентація. Учитель ставить проблему: що учні знають про кути трикутника Один з варіантів відповіді...
56266. Summer Holidays Suggested level – A1+ elementary 7.04 MB
  Мета: Тренувати учнів в усному мовлені, письмі та роботі з комп’ютером. Розвивати память, здогадливість та самостійність у праці. Учити учнів вести дискусію про відпочинок під час літніх канікул. Підготувати до оформлення паспорту ”Holiday Passport”.
56267. Strategies and Techniques for Teaching Speaking 152.5 KB
  In the communicative model of language teaching, instructors help their students develop this body of knowledge by providing authentic practice that prepares students for real-life communication situations.
56268. Лінійка «Сумщина - мій рідний край» 456 KB
  Мета. Поглибити знання про природно-заповідні території та архітектуру Сумщини; ознайомити з видами рослин, тварин, які підлягають охороні; виховувати любов до рідного краю та її збереження
56269. Судовий процес: Українська мова проти Суржику 50 KB
  Суржик потерпілі Українська мова учні 5го класу свідки Фонетика Лексикологія Синтаксис Пунктуація Прокурор: Суржику ви звинувачуєтесь у: заговорі проти Української мови; підбурюванні учнів до спілкування суржиком використання просторічних та жаргонних слів у мовленні;...