46200

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта

Доклад

Психология и эзотерика

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта. Пиаже интересовало отличает ли субъект внешний мир от внутреннего субъективного мира и каковы границы это различия действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи на продукты собственно умственной активности а если субъект активен в познании то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира каковы законы которым это взаимодействие подчиняется. Источник знания не в объектах и не в субъектах а в их взаимодействии. С помощью...

Русский

2013-11-20

15.1 KB

0 чел.

35. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.

Ж. Пиаже- создатель генетической эпистемологии, науки, которая пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы это различия, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи, на продукты собственно умственной активности, а если субъект активен в познании, то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется.

Пиаже рассматривал интеллект как одну из форм приспособления к среде обитания. Интеллектуальное развитие ребенка как раз стремится к равновесию, к установлению логических структур, то есть логика не врожденна, а развивается. Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы вновь достичь равновесия (адаптация) необходимо находится в состоянии непрерывной активности. То есть, Пиаже определял субъект, как – организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. А объект- это материал для манипулирования.

Источник знания, не в объектах, и не в субъектах, а в их взаимодействии.

С помощью активности субъекта и происходит структурирование окружения. Интеллект представлен частным случаем структуры- структуры мыслительной деятельности.

Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Функция по Пиаже – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Каждый акт поведения организован так или иначе, то есть представляет собой определенную структуру, динамический аспект структуры представлен - адаптацией, которая в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации. После внешних воздействий у субъекта возникает включение нового объекта в уже существующие схемы действия - ассимиляция, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту - аккомодация. А адаптация и есть сочетание этих двух «процессов», что в результате и дает приспособление к данным условиям.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы достичь равновесия (адаптации), организм должен находится в состоянии непрерывной активности, компенсирую тем самым разбалансированность. Таким образом, равновесие неизбежно сменяется нарушением, что снова побуждает к равновесию - как бы внутренняя побудительная сила.

Под схемой действия - понимается структура на определенном уровне умственного развития.

Структура по Пиаже - умственная целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые ее составляют.

Основанные функции  как динамические процессы неизменны, закреплены, не зависят от опыта и содержания, тогда как структура складывается в процессе жизни, зависит от опыта и различается на разных стадиях развития.

Пиаже выделял различие между формой и содержанием  познания. Содержание- это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению, а форма - та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Но влияния внешнего мира никогда не воспринимаются как бы в «чистом виде», поскольку на внешний стимул уже есть ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться у субъекта уже готовы, сформированы  определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Человек усваивает то, что его окружает, но усваивает это в соответствии с господствующими умственными структурами. По Пиаже ребенок это существо, которое ассимилирует вещи, то есть отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Они и играют в познании доминирующую роль.

Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении, и само развитие это и есть смена господствующих структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием этих доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. И согласно Пиаже познание есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Как возможное дополнение.

В рамках этого вопроса можно упоминать теорию деятельности в связи с некоторыми схожими аспектами. Само понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития рассматривался, как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды, как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации нормы.

Основным предметом исследования в теории деятельности признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева , который совместно с другими представителями Харьковской школы(А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.),показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Это позволило рассматривать деятельность, как движущую силу психического развития, показало важность деятельности в развитии человека.

Таким образом в этой теории тоже подчеркивается активность субъекта по отношению его взаимодействия с внешним миром, выражающаяся в непосредственной практической деятельности. Но Ж. Пиаже, как и многие западные психологи придерживался классического подхода к развитию ребенка, а именно, что источник развития лежит внутри индивида и своем развитии он приспосабливается к внешнему миру, постепенно социализируется, тогда как в отечественной психологии(конкретнее в теории деятельности) источник лежит вне индивида и он развивается путем присвоения, ребенок учится взаимодействовать с общественными предметами посредством практической деятельности, что способствует развитию психики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33079. Філософія життя 13.85 KB
  Найбільшого поширення філософія життя набула в першій чверті XX ст. Представниками філософії життя є Фрідріх Ніцше 18441900 Анрі Бергсон 18591941 Вільгельм Дільтей 18331911 Георг Зіммель 18581918 Освальд Шпенглер 18801936 та ін. Філософія життя розглядає все що існує як форму прояву життя .
33080. Зіґмунд Фройд 15.06 KB
  Як лікарпсихіатр Зіґмунд Фройд 18561939 досліджував причини і методи лікування неврозів психічних розладів для чого й розробив метод психоаналізу. Фройд першим в історії західної філософії обґрунтував учення про те що людська свідомість яка доти вважалася цілісною єдністю що панує над усіма іншими людськими якостями насправді є складним багаторівневим явищем де власне свідомості відводиться далеко не перше місце.Згідно з фройдівською концепцією у структурі особистості виділяються три елементи: Воно неусвідомлена...
33081. Екзистенціалізм 14.48 KB
  exstenti існування. який визначив три рівні на шляху до справжнього існування: етичний акцентування обов'язку естетичний настанова на насолоду релігійний страждання прилучення до долі Христа як принцип життєвої діяльності. Екзистенціалісти акцентують увагу на індивідуальному самовираженні людини твердять що людина XX століття переживає абсурдність існування відчуженість тому невдоволена перебуває у відчаї. Онишкевич для повного осягнення справжнього сенсу свого існування людина повинна пройти такі етапи: етап відчуття...
33082. Позитивізм 14.25 KB
  Його шеститомна праця Курс позитивної філософії зявляється в 18301842 рр. Третя позитивна на якій відкинувши вигадки теології та метафізики мислителі переходять до дослідження світу конкретнонауковими способами завданням філософії стає констатація найбільш загальних законів які відкривають позитивні науки. Конт допускав існування філософії лише у вигляді загальних висновків з природничих та суспільних наук і претендуючи на подолання матеріалізму та ідеалізму відстоював феноменалізм. Отже позитивізм заперечував можливість пізнання...
33083. Феноменологія 13.77 KB
  Феноменологія буквально означає вчення про феномени. Феномен – це філософське поняття, яке означає: 1) явище, яке осягається в чуттєвому досвіді; 2) об'єкт чуттєвого споглядання на відміну від його сутнісної основи.
33084. Релігійна філософія 16.57 KB
  Жільсону належить відкриття оригінальності філософії буття у Томи Аквінського в порівнянні з усією попередньою філософією включаючи Арістотеля. Згідно з Жільсоном ця оригінальність полягає в розрізненні сутності та буття. Свою доктрину вони називають реалістичною на тій підставі що вона визнає зовнішній матеріальний світ як частину більш широкого загального буття Бога. Матеріальний світ залежить не від людської свідомості а від абсолютного буття.
33085. Постмодернізм 12.86 KB
  Цей напрям продукт постіндустріальної епохи епохи розпаду цілісного погляду на світ руйнування систем світогляднофілософських економічних політичних. Постмодерністи завдяки гіркому історичному досвідові переконалися у марноті спроб поліпшити світ втратили ідеологічні ілюзії вважаючи що людина позбавлена змоги не лише змінити світ а й осягнути систематизувати його що подія завжди випереджає теорію.
33086. Поява української філософії 16.81 KB
  На час хрещення Русі християнська думка у Візантії набула вже розвиненого деталізованого та витонченого характеру. Разом із християнством та книжковою премудрістю вони стали елементом духовної культури Київської Русі. Звичайно розглядаючи духовну культуру Київської Русі ми повинні враховувати й традиції попередньої язичницької культури.
33087. Філософія 16-17 століття 13.27 KB
  Проте філософське мислення і пошук відповідей на основні життєві питання були притаманні українському народові здавна вони пов'язувалися з його світоглядом і релігією ще за дохристиянських часів. Все ж слов'янськоукраїнська основа і підхід мислення менш спекулятивний радше контемплятивний визначили характер філософської думки в Україні та її поширення. Серед українців назагал знаходимо мало чистих філософів зате філософське мислення прикметне для багатьох письменників мистців істориків суспільних теоретиків. Так само властивою для...