46235

Понятие операции. Особенности конкретных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие операции. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции операторные структуры поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные внутренние предметные действия ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному исходному моменту рассуждений.

Русский

2013-11-20

14.36 KB

2 чел.

47. Понятие операции. Особенности конкретных операций.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Понятие схемы действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Обратимость — определяющее свойство операциональных структур в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному (исходному) моменту рассуждений.

В построении операций Пиаже выделяет три  основных этапа (стадии):

1. Сенсомоторный период (0—2 года).

2.  а. Период дооперациональной мысли (от 2 до 7 лет).

    б. Конкретные операции (от 7 до 11—12 лет).

3. Пропозициональные, или формальные операции (от 11—12 до 14—15 лет).

Пиаже утверждает, что "логика взрослых", т. е. полностью равновесное операциональное мышление, окончательно формируется к 14—16 годам.

Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций.

А. Предоператорный интеллект (подготовка конкретных опрераций).

1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия (2-4 года)

2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие (4-6 лет)

3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления (6-8 лет)

Б. Конкретные операции (формирование и закрепление опереций).

4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно однозначное соответствие) (8-10 лет)

5. Система операций (система координат, проективные понятия) (9-12 лет).

Согласно теории Пиаже критерием функционирования операции служат особенности выполнения ребенком таких заданий, как тест на сохранение, или тест на включение в множество. Например, когда ребенок делает выводы о неизменности количества некоторого множества предметов, несмотря на произведенные изменения в их пространственном расположении, то считается, что его рассуждения основаны на понимании возможности вновь возвратиться к исходному расположению предметов просто за счет обращения движений, которые привели к данному изменению. Следовательно, его мышление обратимо. Считается, что умственная гибкость такого рода тесно связана с возрастанием способности к децентрации и зависит от сформированности операциональных структур.

Что же это за структуры?

Операции это действия, источник которых – физические действия сенсомоторного периода, но действия весьма общего характера. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций. При этом выполняются следующие условия:

1) Композиция. Если операция производится с любыми двумя элементами системы, то ее результатом должен быть также элемент данной системы, т. е., вы не можете получить нечто, что не содержится в системе.

2) Ассоциативность. Порядок выполнения двух последовательных операций не имеет значение

3) Тождество. Среди компонентов системы всегда есть один, который не изменяет элементов системы при комбинации.

4) Обратимость. Каждому элементу системы соответствует другой, обратный ему. При их сочетании получается тождественный элемент.

Подготовительная работа, которая происходит в дооперациональный период, состоит в развитии способности ребенка представлять себе вещи. Следующий шаг состоит в ее интериоризации. При этом возникает мысль. Но в основном символические действия связаны с конкретными предметами – отсюда и название: период конкретных операций.

На уровне конкретных операций существуют две совершенно различных и не скоординированных друг с другом формы операций:

1) Инверсия — это форма операций, относящаяся к операциям над классами. Она заключается в отрицании класса или в отрицании включения одного класса в другой. В первом случае продуктом операции и ее инверсии является нулевой класс (А—А=0). Во втором случае таким продуктом является наиболее общий класс системы.

2) Реципрокность — это форма операций, относящаяся к операциям над отношениями. Реципрокность состоит в исключении различия. Продукт прямой и реципрокной операции в области отношений дает отношение эквивалентности.

Только на уровне формальных операций инверсия и реципрокность скоординированы друг с другом в единую операциональную структуру.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44938. New Zealand. Новая Зеландия 15.12 KB
  New Zealand, an independent state and a member of the Commonwealth, is situated south-east from Australia. The country consists of three large islands and also many small islands. New Zealand is a mountainous country.
44939. Подготовка к выходу в сеть 25.88 KB
  Для проверки воспользуйтесь командой [root] rpm q grep net или менеджером пакетов если вы работаете с KDE. Настройка интерфейса платы Ethernet локальной сети eth0 Для того чтобы настроить IP-адрес необходимо запустить команду ifconfig: [root] sbin ifconfig eth0 192. Вы должны увидеть чтото вроде следующего [root] netstt nr Kernel IP routing tble Destintion Gtewy Genmsk Flgs MSS Window irtt Ifce 10.0 UG 0 0 0 eth0 Для добавления или удаления статических маршрутов используйте команду route: [root] sbin route [f] операция [тип]...
44940. Методика обучения лексики и фразеологии 13.39 KB
  Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово – как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...
44941. Категория степеней сравнения 15.53 KB
  Полные и краткие формы прилагательного. В современном русском языке формы на енн употребляются параллельно с формами на –енен. При это формы на енн вытесняют формы на –енен.
44942. Политическое и экономическое развитие стран постсоветского зарубежья: интеграционные и дезинтеграционные тенденции 27.84 KB
  Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным по оценкам от одной трети до половины падения экономики в странах-членах СНГ в 1992-1995 гг. СНГ. наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Интеграционные процессы в СНГ связаны прежде всего с Россией т.
44944. The Russian Federation. Российская Федерация 16.42 KB
  The country is wshed by 12 ses of 3 ocens: the Pcific the rctic nd the tlntic. There is hrdly country in the world where such vriety of scenery nd vegettion cn be found. There re severl mountin chins on the territory of the country: the Urls the Cucsus the lti nd others.
44945. Александр Николаевич Самохвалов 24.39 KB
  Александр Николаевич Самохвалов 21 августа 1894 Бежецк Тверская губерния Российская империя 20 августа 1971 Ленинград СССР крупнейший советский художник живописец график прикладник монументалист Заслуженный деятель искусств Российской Федерации член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Самохвалов Александр Николаевич родился 8 21 августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей умер в 1917 году. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна в девичестве...