46235

Понятие операции. Особенности конкретных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие операции. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции операторные структуры поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные внутренние предметные действия ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному исходному моменту рассуждений.

Русский

2013-11-20

14.36 KB

2 чел.

47. Понятие операции. Особенности конкретных операций.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Понятие схемы действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Обратимость — определяющее свойство операциональных структур в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному (исходному) моменту рассуждений.

В построении операций Пиаже выделяет три  основных этапа (стадии):

1. Сенсомоторный период (0—2 года).

2.  а. Период дооперациональной мысли (от 2 до 7 лет).

    б. Конкретные операции (от 7 до 11—12 лет).

3. Пропозициональные, или формальные операции (от 11—12 до 14—15 лет).

Пиаже утверждает, что "логика взрослых", т. е. полностью равновесное операциональное мышление, окончательно формируется к 14—16 годам.

Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций.

А. Предоператорный интеллект (подготовка конкретных опрераций).

1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия (2-4 года)

2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие (4-6 лет)

3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления (6-8 лет)

Б. Конкретные операции (формирование и закрепление опереций).

4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно однозначное соответствие) (8-10 лет)

5. Система операций (система координат, проективные понятия) (9-12 лет).

Согласно теории Пиаже критерием функционирования операции служат особенности выполнения ребенком таких заданий, как тест на сохранение, или тест на включение в множество. Например, когда ребенок делает выводы о неизменности количества некоторого множества предметов, несмотря на произведенные изменения в их пространственном расположении, то считается, что его рассуждения основаны на понимании возможности вновь возвратиться к исходному расположению предметов просто за счет обращения движений, которые привели к данному изменению. Следовательно, его мышление обратимо. Считается, что умственная гибкость такого рода тесно связана с возрастанием способности к децентрации и зависит от сформированности операциональных структур.

Что же это за структуры?

Операции это действия, источник которых – физические действия сенсомоторного периода, но действия весьма общего характера. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций. При этом выполняются следующие условия:

1) Композиция. Если операция производится с любыми двумя элементами системы, то ее результатом должен быть также элемент данной системы, т. е., вы не можете получить нечто, что не содержится в системе.

2) Ассоциативность. Порядок выполнения двух последовательных операций не имеет значение

3) Тождество. Среди компонентов системы всегда есть один, который не изменяет элементов системы при комбинации.

4) Обратимость. Каждому элементу системы соответствует другой, обратный ему. При их сочетании получается тождественный элемент.

Подготовительная работа, которая происходит в дооперациональный период, состоит в развитии способности ребенка представлять себе вещи. Следующий шаг состоит в ее интериоризации. При этом возникает мысль. Но в основном символические действия связаны с конкретными предметами – отсюда и название: период конкретных операций.

На уровне конкретных операций существуют две совершенно различных и не скоординированных друг с другом формы операций:

1) Инверсия — это форма операций, относящаяся к операциям над классами. Она заключается в отрицании класса или в отрицании включения одного класса в другой. В первом случае продуктом операции и ее инверсии является нулевой класс (А—А=0). Во втором случае таким продуктом является наиболее общий класс системы.

2) Реципрокность — это форма операций, относящаяся к операциям над отношениями. Реципрокность состоит в исключении различия. Продукт прямой и реципрокной операции в области отношений дает отношение эквивалентности.

Только на уровне формальных операций инверсия и реципрокность скоординированы друг с другом в единую операциональную структуру.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58174. АВТОМАТИЗАЦИЯ УБОРКИ НАВОЗА 161 KB
  Простейшая технологическая линия уборки и погрузки навоза транспортерами типа ТСНЗБ в тележки подвесной дороги может функционировать как в ручном так и автоматическом режимах рис. С выдержкой времени необходимой для очистки от навоза останавливаются сначала горизонтальный а затем и наклонный транспортеры. Когда уборка навоза будет окончена то его поступление в тележку прекратится конечный выключатель SQ3 останется в прежнем положении.
58175. Формирование научной картины мира 30.5 KB
  Основу механической картины мира составил атомизм который весь мир включая человека понимал как совокупность огромного числа неделимых частиц атомов перемещающихся в пространстве и времени в соответствии с немногими законами механики.
58176. Клавиатура. Назначение основных клавиш 77 KB
  Клавиши управления курсором Курсор место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей чёрточкой. Клавиши дополнительной клавиатуры NumLock при включенном индикаторе калькулятор а при выключенном режим управления курсором.
58178. Индивидуальные особенности роста и развития учеников: девочек и мальчиков 36 KB
  Давайте попробуем выяснить какие черты характера и особенности поведения свойственны мальчикам а какие девочкам. Какие физические упражнения больше нравятся девочкам а какие мальчикам Составление рассказа На уроке физкультуры.
58179. Экономическая система общества 35 KB
  Формы собственности и их эволюция. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Социально экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. отношения собственности определяют социальную структуру...