46235

Понятие операции. Особенности конкретных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие операции. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции операторные структуры поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные внутренние предметные действия ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному исходному моменту рассуждений.

Русский

2013-11-20

14.36 KB

2 чел.

47. Понятие операции. Особенности конкретных операций.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Понятие схемы действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Обратимость — определяющее свойство операциональных структур в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному (исходному) моменту рассуждений.

В построении операций Пиаже выделяет три  основных этапа (стадии):

1. Сенсомоторный период (0—2 года).

2.  а. Период дооперациональной мысли (от 2 до 7 лет).

    б. Конкретные операции (от 7 до 11—12 лет).

3. Пропозициональные, или формальные операции (от 11—12 до 14—15 лет).

Пиаже утверждает, что "логика взрослых", т. е. полностью равновесное операциональное мышление, окончательно формируется к 14—16 годам.

Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций.

А. Предоператорный интеллект (подготовка конкретных опрераций).

1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия (2-4 года)

2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие (4-6 лет)

3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления (6-8 лет)

Б. Конкретные операции (формирование и закрепление опереций).

4. Простые операции (классификация, сериация, взаимно однозначное соответствие) (8-10 лет)

5. Система операций (система координат, проективные понятия) (9-12 лет).

Согласно теории Пиаже критерием функционирования операции служат особенности выполнения ребенком таких заданий, как тест на сохранение, или тест на включение в множество. Например, когда ребенок делает выводы о неизменности количества некоторого множества предметов, несмотря на произведенные изменения в их пространственном расположении, то считается, что его рассуждения основаны на понимании возможности вновь возвратиться к исходному расположению предметов просто за счет обращения движений, которые привели к данному изменению. Следовательно, его мышление обратимо. Считается, что умственная гибкость такого рода тесно связана с возрастанием способности к децентрации и зависит от сформированности операциональных структур.

Что же это за структуры?

Операции это действия, источник которых – физические действия сенсомоторного периода, но действия весьма общего характера. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций. При этом выполняются следующие условия:

1) Композиция. Если операция производится с любыми двумя элементами системы, то ее результатом должен быть также элемент данной системы, т. е., вы не можете получить нечто, что не содержится в системе.

2) Ассоциативность. Порядок выполнения двух последовательных операций не имеет значение

3) Тождество. Среди компонентов системы всегда есть один, который не изменяет элементов системы при комбинации.

4) Обратимость. Каждому элементу системы соответствует другой, обратный ему. При их сочетании получается тождественный элемент.

Подготовительная работа, которая происходит в дооперациональный период, состоит в развитии способности ребенка представлять себе вещи. Следующий шаг состоит в ее интериоризации. При этом возникает мысль. Но в основном символические действия связаны с конкретными предметами – отсюда и название: период конкретных операций.

На уровне конкретных операций существуют две совершенно различных и не скоординированных друг с другом формы операций:

1) Инверсия — это форма операций, относящаяся к операциям над классами. Она заключается в отрицании класса или в отрицании включения одного класса в другой. В первом случае продуктом операции и ее инверсии является нулевой класс (А—А=0). Во втором случае таким продуктом является наиболее общий класс системы.

2) Реципрокность — это форма операций, относящаяся к операциям над отношениями. Реципрокность состоит в исключении различия. Продукт прямой и реципрокной операции в области отношений дает отношение эквивалентности.

Только на уровне формальных операций инверсия и реципрокность скоординированы друг с другом в единую операциональную структуру.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71639. История развития методов преподавания изобразительного искусства в древнем мире 87 KB
  Вопросы: Методы обучения рисунку в Древнем Египте. Методы обучения рисованию в Древней Греции. Методы обучения рисунку в Древнем Риме. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений смены художественных направлений изменения принципов обучения.
71640. История развития методов преподавания изобразительного искусства в Западной Европе 114.5 KB
  Методы обучения рисованию эпоху Возрождения. Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке. Художники средневековья не использовали ни принципов построения изображения на плоскости которыми пользовались великие мастера Древней Греции ни достижений в области методики обучения...
71641. История развития методов преподавания изобразительного искусства в России и Белоруссии 90 KB
  Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке рисовали главным образом пером, инструментом, требующим особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов.
71642. Методы психологии 128 KB
  Вторая самая многочисленная группа включает в себя эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение эксперимент тесты; анкеты социометрия интервью и беседы приемы анализа процессов и продуктов деятельности хронометрия циклография профессиографическое описание оценка изделий...
71643. Менеджмент в предпринимательстве 284 KB
  Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.
71644. Рим превращается в мировую державу 217 KB
  Римская армия имела хорошо обученных командиров. Центурию возглавлял центурион, когортой командовал военный трибун. Начальником легиона был легат. Каждая центурия, когорта и легион имели свои эмблемы. Их несли впереди воинского подразделения. Знаком легиона был серебряный орел.
71645. Валютні рахунки та міжнародні банківські кореспондентські відносини 185.5 KB
  В Україні валютні операції регулюються Декретом Кабінету Міністрів Про систему валютного регулювання і валютного контролю та низкою інших документів уряду і Національного банку які визначають: основні принципи здійснення валютних операцій; види валют і валютних цінностей...
71646. Методы эргономики 113 KB
  По способу получения данных о деятельности оператора определяют следующие эргономические методы: психологические наблюдение эксперимент анкетирование физиологические психофизиологические электрофизиологические биотелеметрия математические имитационные статистические методы.
71647. Специфика защитных мероприятий на РОО 54 KB
  Особенности радиационных загрязнение при авариях на АЭС При разрушении ядерного реактора процесс выделения ядерного топлива не прекращается и он превращается в постоянный источник ядероактивных продуктов.