46238

Грамматика как научная дисциплина. Основные подходы к изучению языковой грамматики. Виды и уровни языковой грамматики

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Грамматический строй языка имеет свои категории и единицы словоформы и словообразовательные модели словосочетания и предложения. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода одушевлённости неодушевлённости числа падежа степени сравнения; глагольные категории вида залога наклонения времени и лица; грамматическая форма внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Синтаксические категории = тип предложения специфическая характеристика присущая только...

Русский

2013-11-20

14.26 KB

8 чел.

45. Грамматика как научная дисциплина. Основные подходы к изучению языковой грамматики. Виды и уровни языковой грамматики.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматический строй языка охватывает грамматические значения, способы и средства их выражений, правила изменения и образования слов и соединения словоформ в словосочетания, а словоформ и словосочетаний — в предложения. Грамматический строй языка имеет свои категории и единицы — словоформы и словообразовательные модели, словосочетания и предложения. Основными разделами грамматики являются морфология и синтаксис.

 Морфология – учение о частях речи = словообразование.

Понятия морфологии:

- грамматическое значение - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.;

- грамматические способы - способы выражения грамматического значения;


-
грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица; грамматическая форма - внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Синтаксические связи - связь, возникающая между компонентами сложного предложения. Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь. Синтаксические категории = тип предложения – специфическая характеристика, присущая только предложениям. НЕ характеризует словосочетания:

1. предикативность – выражает отношение содержания высказывания к действительности. Средства выражения П. – глагол (частные грамматические категории глагола: время, лицо, число, наклонение) и интонация
2.
модальность – выражает отношение говорящего к содержанию высказывания. Средства выражения модальности: модальные слова и интонация.

3. Время

4. Лицо

5. Наклонение – выражается в противопоставлении реального (изъявительного) наклонения к ирреальному (сослагательному, повелительному).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...
60118. Здоров’я – це скарб. Усний журнал 85 KB
  Мета: вчити здорового способу життя свідома ставитися до свого здоровя; розвивати бажання вести активний спосіб життя берегти зміцнювати здоровя; виховувати хороші звички бажання перетворити набуті знання у внутрішню потребу.
60119. Виховний захід: З усмішкою про наше шкільне життя 47 KB
  Я книжки закинув та й не вчився Телевізор цілий день дивився Ось стою зітхаю нічого не знаю Двійку заробив 1 учень Оце лихо Іване А що ж у тебе вчителька таке спитала 2 учень Таблицю множення скільки буде...
60120. Внеклассная работа. «Выпускной бал в 4 классе» 68 KB
  Цель: подвести итоги обучения за 4 года в начальной школе мотивировать учащихся на дальнейшее успешное обучение. Рады мама с бабушкой папа мой доволен И самой мне нравится в нашей милой школе.
60124. От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра» 986.5 KB
  В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.
60125. Учитель, ринок, технологія (Обираємо технологію) 207.94 KB
  Мета: обговорити підходи до вибору технології навчання з позицій потреб сучасного ринку освітніх послуг в Україні, визначити дієвість та конкурентоспроможність обраних технологій в інтерактивному спілкуванні студентів.