46242

Проявление категории вежливости в русском языке. О социальных аспектах культуры речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Проявление категории вежливости в русском языке. Принципу вежливости и его использованию в речи посвящено немало работ. Например Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил: не навязывай своего мнения предоставляй собеседнику возможность выбора будь доброжелательным Цель принципа вежливости поддерживать социальное равновесие и такие социальноречевые отношения которые позволят результативно общаться При выражении вежливости большое значение играет взгляд. Средством выражения вежливости являются также модуляции голоса.

Русский

2013-11-20

14.09 KB

122 чел.

32. Проявление категории вежливости в русском языке. О социальных аспектах культуры речи.

Принципу вежливости и его использованию в речи посвящено немало работ.

Например, Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

- не навязывай своего мнения

- предоставляй собеседнику возможность выбора

- будь доброжелательным

Цель принципа вежливости – поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволят результативно общаться

При выражении вежливости большое значение играет взгляд. Средством выражения вежливости являются также модуляции голоса. Интересно, что порой и молчание является выражением вежливости. Рукопожатия, поклоны, подмигивания, поцелуи и улыбка – тоже выражение вежливости в зависимости от ситуации.

О социальных аспектах культуры речи

Речь людей во многом определяется и предписывается различными социоэтическими правилами, знание и соблюдение которых также входит в понятие «культура речи».

Стиль и социальное положение. Стиль речи, выбор стилистических средств в большой степени зависит от положения человека в обществе.

Стиль и пол. Для мужчин и женщин характерна разная манера речи. Мужчины больше, чем женщины склонны острить, использовать в речи анекдоты, парадоксы, каламбуры и даже непристойные выражения. Речь женщин более сентиментальна.  С другой стороны, речь женщины часто более сумбурна, в то время как речь мужчины яснее.

Стиль и возраст. Возраст накладывает отпечаток на речь человека. В разговоре необходимо учитывать свой возраст и возраст собеседника.

Стиль и профессия. Речь людей различается не только тематически, но и стилистически. Профессиональный акцент, как правило, прослеживается в речи человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77493. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ 95.5 KB
  Понятие и виды методов управления 2. Понятие и виды методов управления Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами под которыми понимаются способы воздействия на людей средства приемы достижения какойлибо цели выполнения задачи. Исходя из приведенной трактовки понятия метод а также рассмотренного в предыдущих темах понятия управления под методами управления можно понимать совокупность способов правил приемов и направлений: 1 теоретического и или практического исследования реальных объектов...
77494. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ПУБЛИЧН-ПРАВОВОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 193.5 KB
  Организационные принципы государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт Коренные изменения в социально-политическом устройстве России в 1991-1993 годах принятие новой Конституции страны 1993 и другие факторы вызвали необходимость утверждения государственной службы на новых организационно-правовых принципах и социальных нормах. В процессе становления государственной службы первостепенное значение приобретает ее...
77495. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 185.5 KB
  Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. Должности гражданской службы.
77496. Культура речи и деловое общение 48.5 KB
  Культура речи и деловое общение. Деловое общение. Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия в котором происходит обмен деятельностью информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи которые требуют своего решения.
77498. ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ 52 KB
  При всевозрастающей роли телефонов телефаксов и других средств доставки деловой информации обыкновенное деловое письмо было и остается исключительно важным а порой и незаменимым средством делового взаимодействия между фирмами и организациями. Деловое письмо должно быть составлено так чтобы были соблюдены следующие правила: Оно должно быть написано грамотно лаконично и аргументированно. Содержание письма должно быть адекватно его виду письмозаказ ответное письмо...
77499. Конфликты в деловом общении 60 KB
  Конфликты в деловом общении Инцидент это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Участник спора переговоров конфликта конфликтной ситуации это субъект лицо группа организация государство непосредственно вовлеченный во все фазы спора переговоров конфликта конфликтной ситуации. Конфликтный человек это человек который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы отличить конфликт от...
77501. Правила нейтрализации манипуляций 41 KB
  Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия Патетическая просьба войти в положение Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств Создание видимости того что позиция оппонента слишком сложна и непонятна Принудить партнера раскрыть больше информации чем ему нужно Спросить собеседника что именно непонятно и вызывает сомнения Изображение из себя делового партнера представление обсуждаемых проблем как несущественных побочных...