46248

Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте

Доклад

Психология и эзотерика

Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка – ситуация мы Л. Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение предметом которого для ребенка является взрослый человек. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка Эриксон: базовое недоверие к миру.

Русский

2013-11-20

13.83 KB

3 чел.

70. Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.

Социальная ситуация психического развития ребенка – ситуация «мы» (Л.С.Выготский). Показателем существования такой социальной ситуации является положительный эмоциональный фон (который необходимо постоянно поддерживать, для чего существуют эрзацы присутствия взрослого – пустышка, укачивание).

Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Вообще, ребенок ничего не может без взрослого человека.

Первые признаки общения (Лисина): внимание, интерес к другому человеку, эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка (Эриксон: «базовое (не)доверие к миру»).

Начало младенческого возраста находится между 2 и 3-м месяцами жизни ребенка. Период младенчества состоит из двух подпериодов: I – до 5-6 месяцев, II – от 5-6 до 12 месяцев (Первый год жизни можно разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.)

Специфически социальные впечатления и реакции возникают у ребенка на 2-м месяце жизни. Удалось установить, что улыбка сначала проявляется только как социальная реакция. За ней следуют другие реакции, не оставляющие сомнения в том, что вы имеете дело с дифференцированными, специфическими социаль¬ными проявлениями ребенка.

I – чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Формирование элементарных форм будущие ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца – реакция на новизну. Развиваются голосовые реакции ребенка (первые призывы, гудение, гуканье, лепет).

II – акт хватания (организованное, направленное действие; фактически поведенческий акт), с ним связано возникновение предметного восприятия (образ предмета возникает тогда, когда есть практический контакт между изображением и предметом)  в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им. В 7-10 месяцев ребенок уже может соотносить себя с объектом и два объекта между собой. К концу младенчества возникает этап функциональных действий: нанизывание, открывание, вкладывание и т.д.

Во втором периоде общение становится ситуативно-деловым (по поводу предметов).

Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест (зародыш слова).

К концу младенчества у ребенка возникает первое понимание слов (а значит, взрослый сможет управлять ориентировкой ребенка).

К 9 месяцам ребенок начинает ходить – это означает не только расширение пространства ребенка, но и то, что он отделяет себя от взрослого (ходьба – новообразование младенчества). Вторым новообразованием является появление первого слова.

Три ступени, идущие снизу вверх, верно и сообразно действительности отображают развитие в младенче¬ском возрасте. На первой ступени в поведении младенца господ¬ствует инстинктивная форма деятельности. Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки. Третья ступень в развитии поведения младенца характеризует¬ся начатками интеллектуальной деятельности. Бюлер первый показал экспериментально, что у ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интел¬лекта, наглядно-действенного мышления, совершенно похожие на действия шимпанзе в известных опытах В. Келера. В опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10—12-му мес жизни. Действительное развитие первых применений орудия выходит за пределы младенческого возраста, но начальные проявления этой способности, несомненно, созревают во вторую стадию младенче¬ства.

Итого, получаются две линии развития ребенка:

- линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности

- линия развития ориентации в способах человеческой деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23840. Смеховой мир Древней Руси (далее - ДР) 22.5 KB
  В ДР смехом разрушалась родовая точка зрения.С точки зрения жителей ДР все что за пределами родовой точки зрения не существует это антимир находящийся на кромке кромешный мир.Азбука о голом и небогатом человеке монолог чтоб вы знали: на каждую букву – малюсенький сюжет на пару строк он рассказывает что у него были родители потом умерли стал бедным итдВообще такого рода азбуки были популярны тк если вдуматься азбука – модель культуры и мировоззрения народа и мироздания вообще.
23841. Смеховой мир Древней Руси 22.5 KB
  Смехочень сложное понятиене изученное до концастихиякоторая может созидать и разрушать.Признак хороших отношенийсмех.Любая иерархия относится к смеху отрицательнов церкви смеяться нельзя.Функции Смехового мира:крушение родовой точки зрения Сатирический смехнаправленный на когото.
23842. Житие протопопа Аввакума: жанровое своеобразие 21.5 KB
  Не будь Аввакума не было бы таких какими мы знаем Пушкина Толстого Гоголя Достоевского в один ряд с которыми Лихачев ставит Аввакума 1 этап – Киевская Русь – Феодосий Печерский. 2 этап – Епифаний Премудрый плетение словес.3 этап – борьба с каноном – ЕрмолайЕразм – Повесть о Петре и Февронье замена волшебной сказки.4 этап – разрушение канона появление романа потом в произведениях многих авторов возникают отголоски жития вплоть до святых атеизма Как закалялась сталь Островского.
23843. Житие протопопа Аввакума: новаторство Аввакума 22.5 KB
  Житие протопопа Аввакума: новаторство АввакумаОн ощущает себя святым страдающим за веру – пишет свое житие. Прожив полную лишений жизнь он говорит об этом случае в своем житие так глубоко в душу это ему запало.
23844. Эволюция жанра жития 24.5 KB
  Следующий этап эволюции наступает в тот момент когда на предыдущем этапе уже некуда развиваться достигнуто совершенство.1 этап.2 этап. Плетение словес Епифамия Премудрого совершенствовать уже было не и наступил следующий этап.
23845. Эволюция жанра хождения 23.5 KB
  Эволюция жанра хождения.Хождениями в древнерусской литературе назывались произведения в которых описывались путешествияпаломничества в Палестину Византию страны Востока. Хождения совершались как официальными представителями русской церкви так и по собственной инициативе или обету паломников их называли €œкАликами перехожими€ Хождение Игумена Даниила древнейшее произведение жанра хождения.Популярность Хождения игумена Даниила в древнерусской письменности была исключительно велика о чём свидетельствует тот факт что до нас...
23846. Зарождение Силлабической поэзии и русского театра 29 KB
  Зарождение Силлабической поэзии и русского театраЗарождение Силлабической поэзии в России связано с именами Симеона Полоцкого Сильвестра Медведева Кариона Истомина. Происхождение и образование Симеона Полоцкого наглядно показывают откуда и каким образом проникал в Россию стиль барокко. Наследие Симеона Полоцкого очень велико. Курянин по происхождению служивший подьячим в Приказе тайных дел а потом по настоятельному совету Симеона постригшийся в монахи [5] Сильвестр Медведев после смерти учителя унаследовал его место место придворного...
23847. Творчество Симеона Полоцкого 24 KB
  Творчество Симеона ПолоцкогоОн воспитывал государевых детей одного из них будущего царя Федора Алексеевича он научил сочинять силлабические вирши открыл латинскую школу неподалеку от Кремля в Заиконоспасском монастыре где обучались молодые подьячие Приказа тайных дел собственной канцелярии царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий также занял или точнее учредил еще одну должность должность придворного поэта дотоле в России неизвестную. Любое событие в царской семье браки именины рождения детей давало Симеону Полоцкому повод...