46248

Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте

Доклад

Психология и эзотерика

Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка ситуация мы Л. Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение предметом которого для ребенка является взрослый человек. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка Эриксон: базовое недоверие к миру.

Русский

2013-11-20

13.83 KB

3 чел.

70. Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.

Социальная ситуация психического развития ребенка – ситуация «мы» (Л.С.Выготский). Показателем существования такой социальной ситуации является положительный эмоциональный фон (который необходимо постоянно поддерживать, для чего существуют эрзацы присутствия взрослого – пустышка, укачивание).

Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Вообще, ребенок ничего не может без взрослого человека.

Первые признаки общения (Лисина): внимание, интерес к другому человеку, эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка (Эриксон: «базовое (не)доверие к миру»).

Начало младенческого возраста находится между 2 и 3-м месяцами жизни ребенка. Период младенчества состоит из двух подпериодов: I – до 5-6 месяцев, II – от 5-6 до 12 месяцев (Первый год жизни можно разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.)

Специфически социальные впечатления и реакции возникают у ребенка на 2-м месяце жизни. Удалось установить, что улыбка сначала проявляется только как социальная реакция. За ней следуют другие реакции, не оставляющие сомнения в том, что вы имеете дело с дифференцированными, специфическими социаль¬ными проявлениями ребенка.

I – чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Формирование элементарных форм будущие ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца – реакция на новизну. Развиваются голосовые реакции ребенка (первые призывы, гудение, гуканье, лепет).

II – акт хватания (организованное, направленное действие; фактически поведенческий акт), с ним связано возникновение предметного восприятия (образ предмета возникает тогда, когда есть практический контакт между изображением и предметом)  в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им. В 7-10 месяцев ребенок уже может соотносить себя с объектом и два объекта между собой. К концу младенчества возникает этап функциональных действий: нанизывание, открывание, вкладывание и т.д.

Во втором периоде общение становится ситуативно-деловым (по поводу предметов).

Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест (зародыш слова).

К концу младенчества у ребенка возникает первое понимание слов (а значит, взрослый сможет управлять ориентировкой ребенка).

К 9 месяцам ребенок начинает ходить – это означает не только расширение пространства ребенка, но и то, что он отделяет себя от взрослого (ходьба – новообразование младенчества). Вторым новообразованием является появление первого слова.

Три ступени, идущие снизу вверх, верно и сообразно действительности отображают развитие в младенче¬ском возрасте. На первой ступени в поведении младенца господ¬ствует инстинктивная форма деятельности. Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки. Третья ступень в развитии поведения младенца характеризует¬ся начатками интеллектуальной деятельности. Бюлер первый показал экспериментально, что у ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интел¬лекта, наглядно-действенного мышления, совершенно похожие на действия шимпанзе в известных опытах В. Келера. В опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10—12-му мес жизни. Действительное развитие первых применений орудия выходит за пределы младенческого возраста, но начальные проявления этой способности, несомненно, созревают во вторую стадию младенче¬ства.

Итого, получаются две линии развития ребенка:

- линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности

- линия развития ориентации в способах человеческой деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16980. Выбираем способ подключения к сети Интернет 51.5 KB
  Выбираем способ подключения к сети Интернет Рано или поздно каждый обладатель домашнего компьютера задумывается о его подключении к сети Интернет. Ради общения с другими людьми скачивания необходимой информации и так далее. В этот момент перед пользователем встаёт в
16981. Елементарні обчислення в Maple 272.5 KB
  артошик Практична робота №27. Тема: Елементарні обчислення в Maple. Мета: Навчитися виконувати в пакеті Maple такі елементарні дії як спрощення виразів розкриття дужок розкладання на множники знаходження коефіцієнтів полінома. Обладнання: ПК зі встановл
16982. Рішення рівнянь, нерівностей і систем в Maple 140 KB
  Практична робота №28. Тема: Рішення рівнянь нерівностей і систем в Maple. Мета: Навчитися вирішувати рівняння нерівності і системи простих рівнянь в пакеті Maple а також представляти виведення рішень в різній математичній інтерпретації. Обладнання: ПК зі встановленим ...
16983. Побудова графіків функцій засобами Maple 184 KB
  Тема: Побудова поверхонь графіків функцій в Maple. Мета: Навчитися будувати графіки в різних системах координат а також будувати поверхні в середовищі Maple. Обладнання: ПК зі встановленим математичним пакетом Maple. Індивідуальне завдання
16984. Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE 7.02 MB
  Практична робота №5 Тема: Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE. Мета: Ознайомитися з технологією OLE і загальним використовуванням даних додатками Windows. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...
16985. Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word 222.5 KB
  Практична робота № 11 Тема: Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word Мета: засвоїти засоби створення редагування та форматування двовимірних таблиць а також організацію обробки та сортування табличних даних у програмі Word. Обладнання: персональний ...
16986. Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних 676.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних. Мета: Навчитися використовувати функцію авто заповнення формулами та сортувати дані у таблицях. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Правила ТБ Індивідуальне з
16987. Побудова діаграм 308 KB
  Практична робота №15 Тема: Побудова діаграм. Мета: Навчитися будувати діаграми змішаного типу та кругові діаграми. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Індивідуальне завдання 1. За даними табл. 3 побудувати діаграму зміша...
16988. Фільтрація даних. Критерії фільтрації 1.03 MB
  Практична робота №16 Тема: Фільтрація даних. Критерії фільтрації. Мета: Навчитися використовувати фільтрацію даних та навчитися використовувати Автофильтр та Расширенный фильтр. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Інд