46267

Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии – это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.

Русский

2013-11-20

13.15 KB

0 чел.

41.Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Стадии – это ступени, или уровни, развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение  и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально  и последовательно, затем  возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико – дедуктивного рассуждения.

Развитие, по Пиаже, это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретных операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции – аккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта  движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность согласно Пиаже возникает тогда, когда что – либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить  поведение в зависимости от этой перемены.

Порядок следования стадий неизменен. Отсюда можно предложить, что он обусловлен некоторым биологическим фактором, связанным с созреванием. Однако, как подчеркивал Пиаже, порядок следования стадий не содержит в себе никакой наследственной программы.

По мнению Пиаже, для каждого субъекта скорость перехода о одной стадии к следующей соответствует  оптимуму – не слишком быстрому и не слишком медленному. Формирование новой структуры зависит от развития связей между различными схемами действия, которые не могут ни мгновенно устанавливаться, ни бесконечно растягиваться во времени. Это означает, что между развитием и временем существуют сложные отношения.

Гипотезе о существовании  стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами. Не все разделяю его мнения, что стадии необходимо характеризовать с помощью всеобщих структур.

В таком случае, по какому критерию можно судить о наличии структуры? В качестве примера Пиаже анализировал выполнение операции сериации. Операция сериации – это упорядочивание, например, палочек, начиная с самой короткой и кончая самой длинной. У детей это операция   формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Стадии интеллектуального развития согласно Пиаже можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции он рассматривал в их отношении интеллекту. В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре  системы Пиаже находится интеллект. Развитие  других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6610. Математические методы системы управления качеством продукции 715.93 KB
  Математические методы системы управления качеством продукции Стандартами системы качества в качестве математических методов рассматриваются преимущественно методы математической статистики. Отдельные отрасли, предприятия и организации, соотносясь со...
6611. Описательная статистика и обработка статистических данных в процессе проектирования авиационных двигателей 505.72 KB
  Описательная статистика Описательная статистика представляется наиболее широко применяемыми методами математической статистики, используемыми для первичной обработки и наглядного представления статистических данных. К рассматриваемым методам относят...
6612. Методы графического представления результатов анализа в системе менеджмента качества 1.36 MB
  Методы графического представления результатов анализа в системе менеджмента качества Диаграмма ПРИЧИНЫ - РЕЗУЛЬТАТ (Диаграммы Исикавы) Любой этап производственного процесса характеризуется получением какого-либо результата. Результат может ус...
6613. Статистические методы системы качества 440.15 KB
  Статистические методы системы качества. Контрольные карты При организации любого производственного процесса возникает задача установки предельно допустимых характеристик изделия, в рамках которых произведенная продукция удовлетворяет своему предназн...
6614. Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей 122.22 KB
  Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей Основой эффективной деятельности в современных условиях хозяйствования является сертификация производства, цель которой обеспечение производства и ремонта двигателей заданного качества ...
6617. Язык и речь. Речевая культура 67 KB
  Язык и речь. Речевая культура. План: Педагогическая риторика как наука. Понятие языка в современной лингвистике. Язык и речь. Речевая культура. Педагогическая риторика как наука Возрождение педагогической риторики началось в ...
6618. Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) 105 KB
  Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) План: Понятие о национальном языке Понятие о литературном языке Устная и письменная формы русского литературного языка. Язык создается народом и обслуживает его из...