46267

Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.

Русский

2013-11-20

13.15 KB

0 чел.

41.Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Стадии – это ступени, или уровни, развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение  и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально  и последовательно, затем  возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико – дедуктивного рассуждения.

Развитие, по Пиаже, это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретных операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции – аккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта  движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность согласно Пиаже возникает тогда, когда что – либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить  поведение в зависимости от этой перемены.

Порядок следования стадий неизменен. Отсюда можно предложить, что он обусловлен некоторым биологическим фактором, связанным с созреванием. Однако, как подчеркивал Пиаже, порядок следования стадий не содержит в себе никакой наследственной программы.

По мнению Пиаже, для каждого субъекта скорость перехода о одной стадии к следующей соответствует  оптимуму – не слишком быстрому и не слишком медленному. Формирование новой структуры зависит от развития связей между различными схемами действия, которые не могут ни мгновенно устанавливаться, ни бесконечно растягиваться во времени. Это означает, что между развитием и временем существуют сложные отношения.

Гипотезе о существовании  стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами. Не все разделяю его мнения, что стадии необходимо характеризовать с помощью всеобщих структур.

В таком случае, по какому критерию можно судить о наличии структуры? В качестве примера Пиаже анализировал выполнение операции сериации. Операция сериации – это упорядочивание, например, палочек, начиная с самой короткой и кончая самой длинной. У детей это операция   формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Стадии интеллектуального развития согласно Пиаже можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции он рассматривал в их отношении интеллекту. В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре  системы Пиаже находится интеллект. Развитие  других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5167. Реализация решения уравнения программным способом 157 KB
  1. Постановка задачи В данном программном продукте необходимо реализовать решение на примере уравнения: y(x)=x3+a*x2+b*x+c. Вместо коэффициентов должны использоваться параметры a, b, c, которые принимают значения, вводимые пользователем. Для нахожде...
5168. Система управления качеством продукции предприятия 244 KB
  Система управления качеством продукции предприятия Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Современная концепция управления качеством 1 Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Опре...
5169. Система управления качеством продукции предприятия. Повышение качества 356 KB
  Система управления качеством продукции предприятия 1.1 Качество как экономическая категория. Сущность управления качеством Вопросы повышения качества продукции всегда были объектом пристального общественного внимания. Перенос центра внимания с колич...
5170. Содержание и социально-экономическая сущность маркетинга 150 KB
  Содержание и социально-экономическая сущность маркетинга Термин маркетинг происходит от английского market (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Подчинение всех функций управления задаче сбыта продукции явл...
5171. Современный подход к управлению качеством 79 KB
  Современный подход к управлению качеством Современная концепция управления качеством. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством. Всеобщее управление качеством и управление предприятием. 1 Современная ко...
5172. Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса 75.5 KB
  Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса Реформирование предприятий при трансформации экономики. Адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования. Реабилитация промышленного предприятия при его рефор...
5173. Формы и особенности международной интеграции производства 77.5 KB
  Формы и особенности международной интеграции производства Базовые стратегии развития бизнеса. Межфирменная интеграция и диверсификация производства. Формы и уровни международной интеграции производства. 1 Базовые стратегии развития...
5174. Предмет, задачи и методы генетики. 756 KB
  Предмет, задачи и методы генетики. Генетика - наука об основных закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность - это свойство живых организмовприобретать в процессе онтогенеза признаки сходные с родительскими организмами и п...
5175. Понятия, ген, генотип и фенотип. Фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации 247.5 KB
  Понятия, ген, генотип и фенотип. Фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации. При изучении закономерностей наследования обычно скрещивают особи, отличающиеся друг от друга альтернативными признаками, например желтый и зеленый цвет, гладкая...