46267

Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.

Русский

2013-11-20

13.15 KB

0 чел.

41.Понятие стадий развития в концепции Пиаже

Стадии – это ступени, или уровни, развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение  и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально  и последовательно, затем  возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико – дедуктивного рассуждения.

Развитие, по Пиаже, это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретных операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции – аккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта  движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность согласно Пиаже возникает тогда, когда что – либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить  поведение в зависимости от этой перемены.

Порядок следования стадий неизменен. Отсюда можно предложить, что он обусловлен некоторым биологическим фактором, связанным с созреванием. Однако, как подчеркивал Пиаже, порядок следования стадий не содержит в себе никакой наследственной программы.

По мнению Пиаже, для каждого субъекта скорость перехода о одной стадии к следующей соответствует  оптимуму – не слишком быстрому и не слишком медленному. Формирование новой структуры зависит от развития связей между различными схемами действия, которые не могут ни мгновенно устанавливаться, ни бесконечно растягиваться во времени. Это означает, что между развитием и временем существуют сложные отношения.

Гипотезе о существовании  стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами. Не все разделяю его мнения, что стадии необходимо характеризовать с помощью всеобщих структур.

В таком случае, по какому критерию можно судить о наличии структуры? В качестве примера Пиаже анализировал выполнение операции сериации. Операция сериации – это упорядочивание, например, палочек, начиная с самой короткой и кончая самой длинной. У детей это операция   формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Стадии интеллектуального развития согласно Пиаже можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции он рассматривал в их отношении интеллекту. В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре  системы Пиаже находится интеллект. Развитие  других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63847. Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития 22.48 KB
  Одно из основных увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том как изменятся восприятие социальной информации...
63848. Феномен потребления в структуре общественных отношений, его историко-культурный аспект 53 KB
  В каком смысле он является потребителем в данном случае Он ищет в буднях своих предков вдохновляющие примеры потребляет выработанные для него обществом идеалы прошедшего читает истории о давно минувших временах переживает трагедии своего народа...
63850. Банкротство граждан как реальность ближайшего будущего 91 KB
  Спустя семь лет 11 ноября 2009 года Министерство экономического развития разработало законопроект О реабилитационных процедурах применяемых в отношении гражданина-должника и представило его в Правительство РФ. Во-первых в последней редакции законопроекта определения...
63851. Личностные и социальные идентификации молодежи в изменяющемся обществе 24.95 KB
  Личностная идентификация это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности о котором человек может сказать это я. Ядов социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других в групповой защите...
63852. Социокульутрная трансформация языка: проникновение англицизмов в русский язык 195 KB
  Появляются новые слова выражения изменяются старые ранее принятые и утверждённые грамматические и синтаксические конструкции изменяется звучание отдельных слов и языка в целом. Словарь Mаcmillаn говорит что англицизм это английское слово использующееся в другом языке.
63853. Этническая идентичность как компонент трансгрессии социокультурного пространства 57.5 KB
  Этническая идентичность как компонент трансгрессии социокультурного пространства Современное общество характеризуется постоянными изменениями открытиями и новшествами которые постепенно меняют мир до неузнаваемости. Данные изменения могут происходить с такими крупными структурами как устройство...
63854. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе 21.85 KB
  Гендерные стереотипы в меняющемся обществе Взаимодействие между людьми не строится на общепризнанных в соответствующей культуре образцах не может протекать вне закономерностей социального восприятия. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально-обусловленные мнения...
63855. Коммуникации в социокультурной динамике: коммуникативные практики посткризисного региона Дагестан как зеркало социокультурных изменений 177 KB
  Затем мы провели контент-анализ на основании заголовков и общего содержания записей. При этом мы ограничились лишь последними 10 записями каждого блога так как этого количества с одной стороны достаточно для того чтобы определить соотношение предметов обсуждения по их содержанию а с другой стороны это именно...