46269

Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев)

Доклад

Психология и эзотерика

Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. То что непосредственно определяет развитие психики ребенка это сама его жизнь развитие реальных процессов этой жизни иначе говоря развитие деятельности ребенка как внешней так и внутренней. Значит в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни.

Русский

2013-11-20

13.07 KB

6 чел.

62. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев)

Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.

Значит, в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности - так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает. Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание.

Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.

Что же такое "ведущий тип деятельности"? (Эльконин, Леонтьев)

Признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, возникает впервые в игре, т.е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка; в учении - процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной - аппликации и т.п., т.е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей ("каким бывает красноармеец, стахановец", "что делает на заводе директор, инженер, рабочий"), а это является весьма важным моментом формирования его личности.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30986. Історія ХХ століття 1.06 MB
  ХІІ 1922 року зареєстрував 117 народжень 42 шлюби 53 смерті. В ніч на 5 квітня 1922 року біля 50ти бандитів напали на Романів напад був відбитий міліцією. Для допомоги незаможникам держава тільки весною 1922 року виділила Романівській волості на насіння 100 пудів гречки 100 проса 160 жита. Першого січня 1925 року по новому адміністративному поділу замість Миропільського району був утворений Романівський район в який увійшло 23 сільські ради з 70ма населеними пунктами та хуторами.
30987. Пластическая хирургия в ветеринарии 203.99 KB
  Это в нашей стране вышедшей из изоляции за последние 15 лет пластическая эстетическая хирургия претерпела настоящий бум. Термин же пластическая хирургия был введен Дезольдом в 1798 году. Хирургия пластическая восстановительная хирургия направление хирургии изучающее проблемы оперативного восстановления функции и формы частично или полностью утраченных органов исправления врождённых или приобретённых дефектов и деформаций устранения косметических недостатков. Пластическая хирургия подразделяется на реконструктивную и эстетическую.
30988. Клиническая диагностика 23.79 KB
  Наличие или отсутствие шумов или дополнительных тонов Различают два тона: Систолический при сокращении предсердий желудочков захлопыванием двух и трёх створчатых клапанов колебание стенок аорты и лёгочной артерии в момент систолы желудочков. Диастолический захлопывание полулунных клапанов аорты и лёгочной артерии колебаний этих сосудов в момент диастолы. Усиление второго тона может сопровождаться акцентом на аорте и лёгочной артерии возникает при повышении кровяного давления в большом круге кровообращения нефриты у лошадей при...
30989. ВИРОБНИЧО-ОРГАНІЗАЦІЙНА ТА ЕКОНОМІЧНА СТРУКТУРИЗАЩЯ ПІДПРИЄМСТВА 562 KB
  Іншими словами існування підприємства фірми повязується з тими перевагами які воно забезпечує у процесі виготовлення продукції порівняно з виробництвом тієї самої продукції без організації фірми. Сучасне підприємство це складна відкрита виробничогосподарська і соціальна система яка: складається із взаємозалежних частин виробництв цехів дільниць служб тощо діяльність яких впливає на кінцевий результат виробництва; взаємодіє із зовнішнім оточенням з якого в систему надходять необхідні для виробничої діяльності фактори...
30990. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ) 159.5 KB
  Приводит к почечной недостаточности. Неблагоприятно холодное течение воспаления при нейротоксикозе при недостаточности фагоцитарных процессов. Гипоэргия и анергия проявляются в виде недостаточности той или иной системы. Это вызывает снижение бронхиальной проходимости вплоть до возникновения дыхательной недостаточности.
30991. ІНФОРМАТИКА та КОМП’ЮТЕРНА ТЕХНІКА 6.63 MB
  Інформаційна технологія – це людино – машинна технологія збору, обробки та передачі інформації. Це технологія, яка базується на обчислювальній техніці, швидко розвивається, охоплюючи усі види сучасної діяльності: виробництво, управління, науку, освіту, проектні розробки, торгівлю, фінансово-банківські операції, медицину, криміналістику, охорону оточуючого середовища, побут та інше.
30992. Электронная торговля 881.5 KB
  Многие крупные компании уже давно прибегают к электронному бизнесу, электронной коммерции при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) по частным компьютерным сетям начался в 60-годы XX века. Он представлял собой обмен документами в стандартном виде
30993. Характеристика кормів, технологія заготівлі та способи їх ефективного використання у годівлі поросят 191 KB
  Особливості обміну речовин у поросят на початку постнатального періоду 1.4 Розвиток внутрішніх органів у поросят за різних рівнів годівлі.5 Раціони режим і техніка годівлі поросят 1.