46294

Понятия «клиент», с точки зрения практики социальной работы

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Системный подход к этому понятию означает что личностная и социальная проблема трудности связанные с межличностным общение или сложная жизненная ситуация к разрешению которой стремится клиент должны быть увидены участниками процесса социальной работы объемно как результат стечения многих обстоятельств на которые оказали влияние как личностные так и социальные факторы. Уникальность социальной работы для оказания помощи людям заключается именно в том чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и...

Русский

2013-11-20

10.02 KB

11 чел.

Понятия «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно. Системный подход к этому понятию означает, что личностная и социальная проблема, трудности, связанные с межличностным общение, или сложная жизненная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками процесса социальной работы объемно, как результат стечения многих обстоятельств, на которые оказали влияние как личностные, так и социальные факторы. Уникальность социальной работы для оказания помощи людям, заключается именно в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира. Каждому клиенту свойственны определенные личностные, уникальные, характерные только данному индивиду черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальными работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является от клиентом социального работника отдельная личность, группа семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, своя собственная системы ценностей, свои конкретные возможности, определенный уровень развития, культуры. И все это в сочетании с физическими характеристиками и накопленным опытом делают уникальной каждую жизненную ситуацию.

К тому же клиенты не находятся в вакуме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное кружение могут входить семья, друзья, учителя, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать формальную или неформальную помощь, часто от всего сердца. И поскольку окружающие клиенты люди так или иначе вносят свой вклад в решение проблемы или создают новые, специалисту крайне необходимо установить непосредственных участников ближайшего окружение, к которым можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом.

Кто же является клиентом социальной работы?.

В общем смысле в социальной работе принято считать, что клиентами могут быть индивид, семья, группа, община или организация, имеющая проблемы. Группы клиентом, которые обычно оказывает услуги со социальный работник, подразделяются на следующие категории:

·        семьи, в том числе неполные, и люди, которые переживает серьезные конфликты в связи с правонарушениями, насилием и другими трудностями;

·        люди , сталкивающиеся со случаями жестокого обращения в семье со стороны родителей, одного из супругов;

·        пары с серьезными брачными конфликтами;

·        люди, оказавшиеся в нетипичной ситуации: наркотическая или алкогольная зависимость, ограниченные возможности, специальные нужды, кризис, конфликты;

·        индивиды и семьи, чей доход является недостаточным вследствие безработицы, отсутствия кормилица, физической неспособности, необученности и других факторов;

·        люди, прошедшие через наказание за нарушение закона, и их семьи;

·        незамужние беременные девочки-подростки;

·        индивиды или семьи, чья жизнь усложнена физическим или психическим заболевание или инвалидностью;

·        лица регулярно злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, и их семьи;

·        опекуны и дети, чьи родители отказались от них или были лишены родительских прав;

·        иммигранты, беженцы и представители меньшинств, ресурсы и возможности которых снижены, жертвы дискриминаций и расизма;

·        безработные и их семьи;

·        дети и взрослые с проблемами физического и психического развития и их семей;

·        престарелые, нуждающиеся в постоянной помощи;

·         мигранты и переселенцы которые не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы;

·        дети ( и их семьи), имеющие проблемы в школе;

·        люди , которые переживают сильные стрессы, связанные с травмами или важными событиями в их жизни (выход на пенсию, смерть близкого), дети, убегающие из дома и другие.

Классификация и ресурсы клиентов социальной работы. Типология личностных и социальных проблем клиентов.

Клиенты социальной работы нередко оказываются представителями социально слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения. Социальная работа предстает как организаторская профессия, и социальные работники несут двойную ответственность перед нанимателями и перед клиентом. Уникальность профессиональной деятельности социального работника заключена в том, что задача социальной помощи населению, в конечном счете, состоит в изменении взаимоотношении между людьми и средой, окружающей их.

Клиенты социальной работы относятся к категориям: низкого риска, среднего риска, высокого риска и максимального риска. Для целей планирования социальных услуг полезно найти равновесие между риском и защитными факторами. Потребности клиента могут быть велики, но если у семьи клиента есть весьма обширный потенциал их удовлетворения, тогда интенсивность социальной поддержки может быть сокращена. Риску может быть дано количественное выражение относительно риска клиента (например, заброшенность, насилие, состояние здоровья), риска семьи (например, алкоголизм и наркомания) и социального риска (например, проблемы с жильем и трудоустройством).

Профессиональная деятельность направлена на организацию помощи всем лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от социального статуса. Лица, обращающиеся за профессиональной помощью к специалисту социальной работы, называются клиенты. Клиенты социальной работы как объекты профессиональной деятельности могут быть классифицированы следующим образом:

Социальные группы (индивиды), которым оказывается социальная государственная помощь;

Социальные группы (индивиды), классифицируемые как девианты/делинквенты, которым требуется помощь в адаптации;

Рабочие и служащие, занятые в различных сферах (организациях и предприятиях), нуждающиеся в обеспечении социальным пакетом.

Широкие группы населения, объединяющиеся в общественные объединения для решения социальных проблем.

Отдельные индивиды, семьи, нуждающиеся в содействии в решении трудной жизненной ситуации.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она, как считается, определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения.

Проблемы в семейной жизни, с детьми, на работе, люди, испытывающие кризис, а также те, у кого есть проблемы со здоровьем. Все эти проблемы имеют непосредственную связь с личностными проблемами клиентов. Согласно законодательству РФ все они могут получать соц.помощь в случае обращения в соц.службу.

^ Виды личностных проблем:

Инвалидность – непригодный; вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Ограничения в занятиях трудовой деятельности приводят к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу.

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью – старость и болезнь, недостаточное физическое состояние, ограничения в передвижении, ограничение существования.

Сиротство – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей: без содержания (осуществления питания, ухода, обеспечения одеждой), воспитания, психологической поддержки, представления интересов и надзора. Утрата ребенком такого соц.посредничества создает серьезные трудности в удовлетворении человеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность – неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка, при этом факт наличия родителей. Опасным случаем является полный разрыв ребенка и семьи. Личностный аспект проблемы состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, ведущим к социальной дезадаптации. Это создает соц.проблемы, дети становятся участниками противоправных действий и укоренением негативных навыков жизнедеятельности.

Малообеспеченность – недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения соц.потребностей. Низкий соц.статус, формирование комплекса неполноценности, рост соц.апатии, приводят к развитию агрессивности к государству, обществу, отдельным слоям населения.

Безработица – незанятость, когда человек не участвует в производственной деятельности. Нестабильная, потенциально криминогенная соц.группа с более высоким риском асоциального поведения: активность и осознанность, активность и неосознанность, пассивность.

Отсутствие определенного места жительства – специфическая личностная проблема, связанная с недостаточностью экономического ресурса, нарушением системы существования, устроенности в обществе. Возникает бродяжничество на фоне семейных, жилищных, моральных проблем и психических заболеваний.

Конфликты и жестокое обращение в семье – столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, в связи с противоборством, острыми эмоциональными переживаниями. Приводит к расстройству функционирования семьи, нарушение процесса реализации потребностей.

Одиночество – переживание, вызывающее острое чувство, выраженное в расколе отношений. Эмоциональное одиночество – отсутствие тесной привязанности; социальное – отсутствие значимых дружеских связей.

^ Виды социальных проблем:

Решение социальных проблем различных "клиентов" в процессе деятельности специалиста можно рассматривать через реализацию функций. В этом аспекте следует выделить следующие функции: специфическую, которая заключается в благотворном воздействии деятельности на динамику развития индивида и состояние его здоровья; социальную, способствующую социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладную, обеспечивающую достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационную, позволяющую накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20452. MySQL 122 KB
  MySQL является собственностью компании Oracle Corporation получившей её вместе с поглощённой Sun Microsystems осуществляющей разработку и поддержку приложения. MySQL является решением для малых и средних приложений. Обычно MySQL используется в качестве сервера к которому обращаются локальные или удалённые клиенты однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера позволяющая включать MySQL в автономные программы.
20453. Диаграмма деятельности (activity diagram) 136 KB
  Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML используются диаграммы деятельности. Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной операции а переход в следующее состояние выполняется только при завершении этой операции. Таким образом диаграммы деятельности можно считать частным случаем диаграмм состояний.
20454. Разработка и эксплуатация информационных систем 273.62 KB
  Объект сущность в адресном пространстве вычислительной системы появляющаяся при создании экземпляра класса например после запуска результатов компиляции и линковки исходного кода на выполнение. Конечным продуктом этапа проектирования являются: схема базы данных на основании erмодели разработанной на этапе анализа; набор спецификаций модулей системы они строятся на базе моделей функций. На основании системного проекта осуществляется: составление перечня автоматизированных рабочих мест предприятия и способов взаимодействия между...
20455. Кнопкові форми 24.5 KB
  На кнопкову форму виносять форми які відкривають формизвіти або активізують інші кнопкові формизакривабть поточну базу даних. Кнопокі форми можуть містити малюнкинаписи тощо. Кнопкові форми можна створити за допомогою диспетчера кнопкових форм за його допомогою на форму можна помістити до 8 кнопок.
20456. Комбінований метод хорд та дотичних 35.5 KB
  Характерна особливість методів дотичних і хорд та що послідовності їх наближень монотонні. Причому якщо для даного рівняння послідовність наближень методу хорд монотонно спадна то послідовність наближень методу дотичних монотонно зростаюча і навпаки. У даному випадку за початкове наближення в методі хорд вибирають точку x=a а в методі дотичних точку b.
20457. Множина́ 41.69 KB
  Основні поняття: Множина вважається означеною якщо про кожен об'єкт що розглядається можна казати що він або належить або не належить множині. Наприклад: ℕ множина натуральних чисел ℤ множина цілих чисел ℚ множина раціональних чисел ℝ множина дійсних чисел ℂ множина комплексних чисел. Нехай А множина. Множина B всі елементи якої належать множині А називають підмножиною множини A або частиною множини А і позначають цей факт символами B ⊆ A A ⊇ B.
20458. Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів 13.41 KB
  Пр428 Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів. Проектування це процес розробки проекту тобто комплекту документації призначену для створення проекту його удосконалення та ліквідації а також для перевірки або відтворення проміжних і кінцевих рішень. Проектування тривалий процес і включає етапи від підготовки технічного завдання до випробування. Процес створення програмного забезпечення ПЗ також включає в себе методи проектування.
20459. Каскадна (послідовна) модель 22.61 KB
  Вона передбачає послідовне виконання всіх етапів проекту в строго фіксованому порядку. Вимоги визначені на стадії формування вимог строго документуються у вигляді технічного завдання і фіксуються на весь час розробки проекту. Етапи проекту відповідно до каскадної моделлю: Формування вимог; Проектування; Реалізація; Тестування; Впровадження; Експлуатація та супровід. Недоліки: В Водоспадної моделі перехід від однієї фази проекту до іншого передбачає повну коректність результату виходу попередньої фази.
20460. Доповнення та різниця множин 18.86 KB
  Якщо A ⊂ U то елементи множини U які не належать А називаються доповненням множини А до множини U і позначають як CUA або UCA. Якщо A ⊂ U B ⊂ U то доповнення множини B до А називають різницею множин А та B саме в такому порядку і позначають А B або АB тобто A B = {x:x ∈ A ∧ x ∉ B}. Деякі властивості операції доповнення: A ∪ A′ = U A ∩ A′ = ∅ A′′ = A A − B = A ∩ B′ Об'єднання множин Об'єднанням множин А та B називається множина яка складається з усіх тих елементів які належать хоча б одній з множин A B: A ∪ B = {x: x ∈ A ∨ A...