46303

С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

Доклад

Психология и эзотерика

Выготский Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Хрестоматия по возрастной психологии. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам. Первая группа имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития но сам по себе не участвующий активно в детском развитии ничего в...

Русский

2013-11-20

15.45 KB

39 чел.

87 .С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.

Выготский Л. С. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам.

Первая группа, имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс, который должен  быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление. Типичной для этой теории является концепция Пиаже.

Цикл развития всегда предшествуют циклам обучения. Развития и созревание функций, котрые необходимы для усвоения известных облостей знаний и приобретения определенных навыков, являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Юбучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Вторая группа решений гласит, что обучение и есть развитие. Обучение сводиться к образованию условных рефлексов, т.е процесс обучения полностью и нераздльно сливается с поцессом детского развития.

Третья группа теорий – дуалестические теории развития. Развитие имеет в своей основе два различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга, процесса. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение, которое само, по известному определению Коффки, также есть процесс развития.

Отталкиваяь от этих групп теорий Л.С.Выготский находит более правильное нрешение того же вопроса. Исходным моментом для него он считает тот факт, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. Выготский так же подчёркивает, что линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может в известных отношениях повернуть в сторону, более того получить противоположное направление по отношению к линии дошкольного развития. Он не игнорирует того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу.

Для решения этого вопроса Л.С.Выготский разбивает его на два. Первый, какое отношение существует между развитием и обучением вообще и второй, каковы специфические особенности этого отношения в школьном возрасте.

Начинает он со второго вопроса. Л.С. Выготский говорит, что обучение так или иначе дожно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт.

Он определяет два уровня развития ребенка. Первый уровень – уровень актуального развития ребенка. Под этим он подразумевает тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных уже завершившихся циклов развития. Второй уровень – уровень ближайшего развития. Это расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослого и в самостоятельной деятельности.

Выготский отмечает что, то что сегодня сегодня ребенок делает с помощью взрослого , завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего рзвития поможет определить завтрашний день ребенка, динамическое  состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Этот факт изменяет традиционный педагогический взгляд на диагностику развития ребенка. Прежде дело представлялось в таком виде: с помощью тестового испытания определялся уровень умственного развития ребенка, изчего следут что обучение должо ориентироваться на вчерашний день в развитии ребенка, на уже пройденные и завершенные его этапы.

В отличии от старой точки зрения учение о зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть Л.С. Выготскому противоположную формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Отвечая на первый поставленный вопрос Л.С. Выготский ссылается на основной закон развития высших психических функций. Суть которого состоит в том что, всякая высшая психическая фунция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая.

Он всецело прикладывает этот закон к процессу детского обучения. И утверждает что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает ребенка к жизни,  пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процесы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становяться внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение ни есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит что процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новообразований школьного возраста. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние прочессы развития. Проследить судьбу внутренних линий развития, возникающих в связи со школьным обучением, - прямая задача педологического анализа педагогического процесса.

Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

Эта гипотеза устанавливает единство, но не тождествопроцессов обучения и внутренних процессов развития. Она предпологает переход от одного к другому.

Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2868. Станки строгально-протяжнои группы 8.54 MB
  Станки строгально-протяжнои группы. Назначение и разновидности строгальных и долбежных станков. На строгальных и долбежных станках обрабатывают плоские поверхности, прямолинейные канавки, пазы, различные выемки, фасонные линейчатые поверхности и т...
2869. Технология изделий интегральной техники 3.57 MB
  Весь потенциал твёрдотельной электроники скрывался в единственном экспериментальном образце транзистора, действие которого было не понятно даже его творцам. Через 10 лет твёрдотельные приборы уже выиграли сражение с лампами за...
2870. Корпус подшипника насоса водяного ЗИЛ 431410 812.45 KB
  Выбрать способ получения отливки для условий крупносерийного производства детали: корпус подшипника насоса водяного ЗИЛ 431410. Описать способ получения заготовки. Разработать технологический процесс изготовления литейной формы ручной фо...
2871. Стационарные задачи квантовой механики 10.61 MB
  Стационарные задачи квантовой механики Итак – уравнение Шрёдингера для стационарных состояний, а волновая функция частицы, находящейся в стационарном квантовом состоянии, имеет вид , где. Плотность вероятности для частицы при это...
2872. САПР управляющих программ 2.55 MB
  Основным направлением развития технологических процессов в металлообработке в настоящее время является повышение производительности и гибкости. Это объясняется тем, что значительно растет номенклатура деталей в мелко- и среднесерийном производстве, ...
2873. Ядерная модель атома 5.88 MB
  Ядерная модель атома Резерфорд на основании результатов эксперимента по рассеянию частиц на атомах металлической фольги обосновал планетарную модель строения атома. Согласно этой модели, атом состоит из тяжёлого положительно заряженного ядра очень малых размеров...
2874. Квантовые системы из одинаковых частиц 9.6 MB
  Квантовые системы из одинаковых частиц Квантовые особенности поведения микрочастиц, отличающие их от свойств макроскопических объектов, проявляются не только при рассмотрении движения одной частицы, но и при анализе поведения системы микрочасти...
2875. Законы теплового излучения. Фотоэффект 9.36 MB
  При рассмотрении проблемы электромагнитного излучения твердых тел классическая физика столкнулась с непреодолимыми трудностями. Данные теоретических расчетов существенно не совпадали с экспериментальными данными в области коротковолнового диапазона ...
2876. Резание материалов 2.33 MB
  Изучение геометрии токарного резца Цель работы. Изучение типов токарных резцов, их основных элементов и геометрических параметров. Приобретение навыков измерения геометрических параметров резцов и ознакомление с измерительными приборами...