46303

С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

Доклад

Психология и эзотерика

Выготский Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Хрестоматия по возрастной психологии. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам. Первая группа имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития но сам по себе не участвующий активно в детском развитии ничего в...

Русский

2013-11-20

15.45 KB

40 чел.

87 .С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.

Выготский Л. С. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам.

Первая группа, имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс, который должен  быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление. Типичной для этой теории является концепция Пиаже.

Цикл развития всегда предшествуют циклам обучения. Развития и созревание функций, котрые необходимы для усвоения известных облостей знаний и приобретения определенных навыков, являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Юбучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Вторая группа решений гласит, что обучение и есть развитие. Обучение сводиться к образованию условных рефлексов, т.е процесс обучения полностью и нераздльно сливается с поцессом детского развития.

Третья группа теорий – дуалестические теории развития. Развитие имеет в своей основе два различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга, процесса. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение, которое само, по известному определению Коффки, также есть процесс развития.

Отталкиваяь от этих групп теорий Л.С.Выготский находит более правильное нрешение того же вопроса. Исходным моментом для него он считает тот факт, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. Выготский так же подчёркивает, что линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может в известных отношениях повернуть в сторону, более того получить противоположное направление по отношению к линии дошкольного развития. Он не игнорирует того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу.

Для решения этого вопроса Л.С.Выготский разбивает его на два. Первый, какое отношение существует между развитием и обучением вообще и второй, каковы специфические особенности этого отношения в школьном возрасте.

Начинает он со второго вопроса. Л.С. Выготский говорит, что обучение так или иначе дожно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт.

Он определяет два уровня развития ребенка. Первый уровень – уровень актуального развития ребенка. Под этим он подразумевает тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных уже завершившихся циклов развития. Второй уровень – уровень ближайшего развития. Это расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослого и в самостоятельной деятельности.

Выготский отмечает что, то что сегодня сегодня ребенок делает с помощью взрослого , завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего рзвития поможет определить завтрашний день ребенка, динамическое  состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Этот факт изменяет традиционный педагогический взгляд на диагностику развития ребенка. Прежде дело представлялось в таком виде: с помощью тестового испытания определялся уровень умственного развития ребенка, изчего следут что обучение должо ориентироваться на вчерашний день в развитии ребенка, на уже пройденные и завершенные его этапы.

В отличии от старой точки зрения учение о зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть Л.С. Выготскому противоположную формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Отвечая на первый поставленный вопрос Л.С. Выготский ссылается на основной закон развития высших психических функций. Суть которого состоит в том что, всякая высшая психическая фунция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая.

Он всецело прикладывает этот закон к процессу детского обучения. И утверждает что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает ребенка к жизни,  пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процесы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становяться внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение ни есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит что процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новообразований школьного возраста. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние прочессы развития. Проследить судьбу внутренних линий развития, возникающих в связи со школьным обучением, - прямая задача педологического анализа педагогического процесса.

Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

Эта гипотеза устанавливает единство, но не тождествопроцессов обучения и внутренних процессов развития. Она предпологает переход от одного к другому.

Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24323. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 30.5 KB
  Сегментация рынка отбор целевых критериев рынка. Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого...
24324. Исследование классов в Java 772.5 KB
  На занятии рассматривается порядок объявления и применения классов и их членов при разработке приложений для Java SE в IDE NetBeans. Для выполнения заданий этого занятия требуются программное обеспечение и ресурсы
24325. Позиционирование товара на рынке. Способы и этапы выбора позиции 35 KB
  Позиционирование товара на рынке. Позиционирование по мнению специалистов это деятельность по выбору целевых сегментов задающих области конкуренции и выбор отличительных преимуществ определяющих методы конкурентной борьбы. Всегда ли уместно позиционирование Не рекомендуется тратить время и деньги если целевой сегмент малорентабелен слишком мал сам по себе качество и характеристики предлагаемого товара и товаров конкурентов малозначимы для реальных покупателей издержки позиционирования превышают прибыль от него. Вместе с тем...
24326. Исследование циклических конструкций Java 183 KB
  Оператор цикла for(цикл со счетчиком). Оператор цикла while (цикл с предусловием). Оператор цикла do...while (цикл с постусловием). Конструкции перехода (прерывания)
24327. Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы 46 KB
  Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы. комплексность с другими элементами маркетингамикс скоординированность сочетание решений в сфере сбыта ценообразования коммуникаций сервиса и др. системность рассмотрение сбыта и остальных инструментов как элементов вызывающих синергетический эффект от их совместного применения гибкость готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости. Задача сбытовой политики – управление конкурентоспособностью товара путем управлением каналами сбыта планирование длины ширины и...
24328. Поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя 42.5 KB
  Факторы влияющие на поведение потребителя. потребитель выражая свои симпатии и антипатии покупательские предпочтения может решать судьбу фирмыпроизводителя как продавца фирма стремится в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя потенциального покупателя включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей принятие решение о покупке формирование покупательских предпочтений. Рассматривая поведение потребителя экономисты задаются вопросом: каким образом...
24329. Сущность цели и функции маркетинга. 30 KB
  Функции маркетинга: Аналитическая изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная – это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей. Функция управления и контроля – сосредоточение всего комплекса маркетинга в руках одного из высших должностных лиц. Концепции маркетинга – это основные подходы на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность.
24330. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТОКСИКАЦИИ 164.5 KB
  Определение и классификация хронических профессиональных интоксикаций; клиника, диагностики и лечение хронических интоксикаций тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком); клиника, диагностики и лечение хронической интоксикации бензолом и его соединениями; клиника, диагностики и лечение хронических интоксикаций хлор- и фосфорорганическими соединениями; экспертиза трудоспособности и реабилитация при хронических профессиональных интоксикациях.
24331. Особенности маркетинговой деятельности в виртуальной среде 89 KB
  Динамичное развитие информационных технологий в частности технологий коммуникации делает актуальным вопрос использования глобальной сети Интернет в маркетинговой деятельности предприятия. Необходимо понимать что Интернет это не та инновация к которой можно приспособиться подкорректировав традиционную модель бизнеса или создав собственный сайт. Очевидно что использование Интернета в системе маркетинга предприятий благодаря его уникальным маркетинговым характеристикам интерактивность гибкость и масштабируемость а также...