46303

С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

Доклад

Психология и эзотерика

Выготский Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Хрестоматия по возрастной психологии. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам. Первая группа имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития но сам по себе не участвующий активно в детском развитии ничего в...

Русский

2013-11-20

15.45 KB

43 чел.

87 .С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.

Выготский Л. С. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам.

Первая группа, имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс, который должен  быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление. Типичной для этой теории является концепция Пиаже.

Цикл развития всегда предшествуют циклам обучения. Развития и созревание функций, котрые необходимы для усвоения известных облостей знаний и приобретения определенных навыков, являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Юбучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Вторая группа решений гласит, что обучение и есть развитие. Обучение сводиться к образованию условных рефлексов, т.е процесс обучения полностью и нераздльно сливается с поцессом детского развития.

Третья группа теорий – дуалестические теории развития. Развитие имеет в своей основе два различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга, процесса. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение, которое само, по известному определению Коффки, также есть процесс развития.

Отталкиваяь от этих групп теорий Л.С.Выготский находит более правильное нрешение того же вопроса. Исходным моментом для него он считает тот факт, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. Выготский так же подчёркивает, что линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может в известных отношениях повернуть в сторону, более того получить противоположное направление по отношению к линии дошкольного развития. Он не игнорирует того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу.

Для решения этого вопроса Л.С.Выготский разбивает его на два. Первый, какое отношение существует между развитием и обучением вообще и второй, каковы специфические особенности этого отношения в школьном возрасте.

Начинает он со второго вопроса. Л.С. Выготский говорит, что обучение так или иначе дожно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт.

Он определяет два уровня развития ребенка. Первый уровень – уровень актуального развития ребенка. Под этим он подразумевает тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных уже завершившихся циклов развития. Второй уровень – уровень ближайшего развития. Это расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослого и в самостоятельной деятельности.

Выготский отмечает что, то что сегодня сегодня ребенок делает с помощью взрослого , завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего рзвития поможет определить завтрашний день ребенка, динамическое  состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Этот факт изменяет традиционный педагогический взгляд на диагностику развития ребенка. Прежде дело представлялось в таком виде: с помощью тестового испытания определялся уровень умственного развития ребенка, изчего следут что обучение должо ориентироваться на вчерашний день в развитии ребенка, на уже пройденные и завершенные его этапы.

В отличии от старой точки зрения учение о зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть Л.С. Выготскому противоположную формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Отвечая на первый поставленный вопрос Л.С. Выготский ссылается на основной закон развития высших психических функций. Суть которого состоит в том что, всякая высшая психическая фунция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая.

Он всецело прикладывает этот закон к процессу детского обучения. И утверждает что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает ребенка к жизни,  пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процесы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становяться внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение ни есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит что процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новообразований школьного возраста. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние прочессы развития. Проследить судьбу внутренних линий развития, возникающих в связи со школьным обучением, - прямая задача педологического анализа педагогического процесса.

Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

Эта гипотеза устанавливает единство, но не тождествопроцессов обучения и внутренних процессов развития. Она предпологает переход от одного к другому.

Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28595. Методология проектного управления инновациями. Жизненный цикл инновационного проекта 31.5 KB
  Жизненный цикл инновационного проекта Инновационный проект это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного инновационного продукта. Инновационный процесс включает организационные производственные технологические коммерческие и другие мероприятия приводящие к внедрению и распространению инноваций. Таким образом инновационный проект можно определить как комплекс взаимосвязанных программ обеспечивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели согласованных по ресурсам срокам исполнителям и...
28596. Перспективные инновационные проекты в социальнокультурном сервисе и туризме 32 KB
  Перспективные инновационные проекты в социальнокультурном сервисе и туризме Планирование составляет один из основных элементов системы управления инновационной деятельностью. Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях осуществления они не застрахованы от появления в любой момент более перспективной новинки. Даже успешно прошедшие стадию внедрения в производство проекты могут быть не приняты рынком и их производство должно быть прекращено. Инновационные проекты подразделяются на исследовательские и...
28597. Финансирование инновационных проектов 29.5 KB
  Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов который характеризует возможные потери в случае неудачного независимо от причины завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Основные риски связанные с инновационными проектами можно подразделить на следующие виды: экономический связанный с финансированием и калькуляцией проекта принятием и реализацией экономических решений; оригинальности обусловленный возможностью...
28599. Социально-культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса 26.5 KB
  Это требует выполнения всех специфических требований диктуемых потребности рынка и безопасности туризма. При этом следует учитывать особенности сервисного обслуживания и тенденции развития международного туризма. Предметом мобильно развивающегося сервиса и туризма явся высокие технологии. Главная цель концепции мобильно развивающегося сервиса и туризма создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного тур.
28600. Оператор выбора case 13.92 KB
  Условный оператор удобен в тех случаях, когда необходимо проверить 1-2-3 варианта. При большем числе получается слишком громоздкая и неудобная для восприятия конструкция из множества вложенных инструкций. Скажем, если требуется проверить 5 значений переменной x, то получим такую конструкцию: