46303

С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

Доклад

Психология и эзотерика

Выготский Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Хрестоматия по возрастной психологии. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам. Первая группа имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития но сам по себе не участвующий активно в детском развитии ничего в...

Русский

2013-11-20

15.45 KB

47 чел.

87 .С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.

Выготский Л. С. схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка к трем основным группам.

Первая группа, имеет своим центром положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение в этих теориях рассматривается как чисто внешний процесс, который должен  быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление. Типичной для этой теории является концепция Пиаже.

Цикл развития всегда предшествуют циклам обучения. Развития и созревание функций, котрые необходимы для усвоения известных облостей знаний и приобретения определенных навыков, являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Юбучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Вторая группа решений гласит, что обучение и есть развитие. Обучение сводиться к образованию условных рефлексов, т.е процесс обучения полностью и нераздльно сливается с поцессом детского развития.

Третья группа теорий – дуалестические теории развития. Развитие имеет в своей основе два различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга, процесса. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение, которое само, по известному определению Коффки, также есть процесс развития.

Отталкиваяь от этих групп теорий Л.С.Выготский находит более правильное нрешение того же вопроса. Исходным моментом для него он считает тот факт, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. Выготский так же подчёркивает, что линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может в известных отношениях повернуть в сторону, более того получить противоположное направление по отношению к линии дошкольного развития. Он не игнорирует того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу.

Для решения этого вопроса Л.С.Выготский разбивает его на два. Первый, какое отношение существует между развитием и обучением вообще и второй, каковы специфические особенности этого отношения в школьном возрасте.

Начинает он со второго вопроса. Л.С. Выготский говорит, что обучение так или иначе дожно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт.

Он определяет два уровня развития ребенка. Первый уровень – уровень актуального развития ребенка. Под этим он подразумевает тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных уже завершившихся циклов развития. Второй уровень – уровень ближайшего развития. Это расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослого и в самостоятельной деятельности.

Выготский отмечает что, то что сегодня сегодня ребенок делает с помощью взрослого , завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего рзвития поможет определить завтрашний день ребенка, динамическое  состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Этот факт изменяет традиционный педагогический взгляд на диагностику развития ребенка. Прежде дело представлялось в таком виде: с помощью тестового испытания определялся уровень умственного развития ребенка, изчего следут что обучение должо ориентироваться на вчерашний день в развитии ребенка, на уже пройденные и завершенные его этапы.

В отличии от старой точки зрения учение о зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть Л.С. Выготскому противоположную формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Отвечая на первый поставленный вопрос Л.С. Выготский ссылается на основной закон развития высших психических функций. Суть которого состоит в том что, всякая высшая психическая фунция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая.

Он всецело прикладывает этот закон к процессу детского обучения. И утверждает что существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает ребенка к жизни,  пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процесы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становяться внутренним достоянием самого ребенка.

С этой точки зрения обучение ни есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит что процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новообразований школьного возраста. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние прочессы развития. Проследить судьбу внутренних линий развития, возникающих в связи со школьным обучением, - прямая задача педологического анализа педагогического процесса.

Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

Эта гипотеза устанавливает единство, но не тождествопроцессов обучения и внутренних процессов развития. Она предпологает переход от одного к другому.

Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4525. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн 989 KB
  Розглянуто етапи еволюції грошово-кредитних систем, охарактеризовано їхні основні складові. Проаналізовано грошово-кредитну політику країн із розвиненою економікою. Окремий розділ присвячено огляду діяльності міжнародних валютно-кредитних та фінансо...
4526. Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений 225.5 KB
  Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита. Описание и общая схема теодолита Т30 с осями...
4527. Расчет надземного трубопровода на прочность и продольную устойчивость 22.04 KB
  Расчет надземного трубопровода на прочность и продольную устойчивость Постановка цели: Определить допустимое расстояние между опорами надземного балочного перехода газопровода произвести расчет данного участка на прочность и продольную устойчивость...
4528. Маркетинг. Учебно-практическое пособие 214.5 KB
  Введение Учебно-практическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ. Маркетинг – это процесс планирования и управления мероприятиями по разработке новых изделий...
4529. Технологическая схема производства асбестовых листов 50.39 KB
  Введение Материалы, применяемые для отделки строительных конструкций и сооружений, домов и квартир, должны защищать их от воздействия окружающей среды, придавать завершающее архитектурное оформление, создавать особые санитарно-гигиенические условия...
4530. Характеристика и принципы использования буровых долот в процессе бурения скважин 485.29 KB
  Введение. Бурение скважин — это процесс сооружения направленной горной выработки большой длины и малого (по сравнению с длиной) диаметра. Начало скважины на поверхности земли называют устьем, дно — забоем. Нефть и газ добывают, строя скваж...
4531. Проект Автозаправочной станици АЗС-1000 на трассе Уфа-Павловка 2.33 MB
  Введение Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число автозаправочных станций, а также полностью изме...
4532. Нормы точности резьбовых деталей и соединений 165 KB
  Нормы точности резьбовых деталей и соединений Резьбовым соединением по ГОСТ 11708 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба. Термины и определения называется соединение двух деталей с помощью резьбы, в которой одна из деталей имеет наружную...
4533. Взаимозаменяемость, методы и средства контроля зубчатых колес и передач 96 KB
  Взаимозаменяемость, методы и средства контроля зубчатых колес и передач Зубчатые колеса и передачи классифицируют по различным признакам: по виду поверхностей, на которых располагаются зубцы (цилиндрические и конические, внутренние и внешние),...