46304

Методика обучения словообразованию

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе постоянно пополняющейся новыми словами. Элементарные знания даются в начальной школе в 57 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства в 89 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. познавательные цели: ознакомление учащихся со структурой русского слова основными способами русского словообразования показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка:...

Русский

2013-11-20

15.44 KB

65 чел.

Методика обучения словообразованию.

Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами.

В современном школьном курсе словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные знания даются в начальной школе, в 5-7 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства, в 8-9 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. Этот раздел имеет тесные связи с фонетикой, морфологией и др. познавательные цели: - ознакомление учащихся со структурой русского слова, основными способами русского словообразования, - показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка: фонетическим, лексическим и грамматическим, - подготовить почву для более глубокого познания грамматического строя языка. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической функции языка, обогащению словарного запаса. Практические цели: - сформировать учебно-языковые умения, - вычленять морфемы в слове, - определять способ словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, - умение различать словообразовательные и формообразующие суффиксы. Содержание раздела: - словообразовательные понятия: В 5 классе изучаются понятия, связанные со структурой слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, нулевое окончание. В 6 классе изучается словообразовательные понятия, связанные с образованием слов. На протяжение всего времени обучения изучаются – морфемный состав слова, - словообразовательный анализ слова. При изучении данного раздела необходимо учитывать ряд трудностей, которые возникают у учащихся. Особая трудность связана с абстрактностью морфем, обладающая лексико-грамматическим значением. Функции морфем заключаются в том, что они указывают на значение не только в конкретном слове, но и в других словах. Трудность связана с определением мотивирующего слова (в русском языке возможна двойная мотивация). Если мотивирующее слове не имеет принципиального характера, то не следует настаивать на одном способе. Главное, чтобы ученик мог обосновать свои выбор и правильно разбить слов на морфемы в зависимости от этого взгляда. Трудность: в жизни производных слов возникает применение структуры чаще всего в результате процесса опрощения. Для школьной практики важно синхронное словообразование. Не предлагать для морфемного разбора слова со связанными корнями. Не допускать смешения исторического и современного словообразования. Исторические справки должны быть краткими, четкими и немногочисленными, органически быть связанными с целями урока. Принципы методики изучения словообразования: 1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга, 2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования, 3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели. При изучении словообразования важное значение имеют: - метод беседы, - наблюдения. Важное значение имеет урок, цель которого введение самого понятия: морфема. Морфема – значимая часть слова. Важное значение имеет урок, цель которого выявить нулевое окончание и окончание нет. Выбор практических методов обучения диктуют цели обучения раздела: закрепление знаний о словообразовательных понятиях, развитие умение членить слово по составу и производить словообразовательный разбор. Основными практическими методами являются: морфемный и словообразовательный разбор. Морфемный разбор желательно проводить на каждом уроке, при этом важно проводить его не формально, а требовать с учеников доказательства того, почему выделяется те или иные морфемы. Выбор слов для морфемного анализа определяется, прежде всего, характером ошибок учащихся. В диктанте встречаются слова: непоседливый, заносчивый. Поэтому предлагаются слова задумчивый и др. приемы: 1. графический диктант, 2. моделирование слов по схемам. Найдите ошибку в схемах. Целесообразно предполагать задания, связанные со стилистикой.

   Основные понятия: словообразовательная модель, морфема как значимая часть слова, морфемный анализ, схема, обозначающая процесс образования слов, поморфемное письмо.

Основные умения и навыки: проводить морфемно-словообразовательный разбор слова с учетом его лексического значения и словообразования; давать словообразовательное толкование слова с опорой на ближнеродственное слово; сравнивать значение, строение, написание и грам-е признаки слов, имеющих внешние сходства (н: соседний – соседский); различать факты словообразования и формообразования; проводить многоаспектный анализ слова на основе словообразовательных моделей (морфологический анализ, синтаксический, морфемный, словообразовательный).

Упражнения: словообр. и морфемный анализы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
  Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.
52536. Проект «Я дитина всесвіту» 947.5 KB
  Вірно діти це вода. В казках мертва вода заживляла рани. Глибока вона там а вода знай в ній холодна джерельна студена. Журавель напоїв хлопчика джерельною водою а потім на своїх широких крилах відніс хлопчика додому і сказав: Запамятай вода жива її треба берегти Хлопчик подякував і повторив: вода жива.
52537. Всі ми родом із дитинства. Подорож в українську минувшину. Живопис на склі «Ікона святого Миколая» 87.5 KB
  Миколай народився в Патарі тепер Туреччина біля 280 р. Миколай і потайки вечором кинув у відкрите вікно кімнати мішечок з золотом. І знову Святий Миколай підкинув торбинку грошей так щоб ніхто того не бачив. Коли прийшов час наймолодшій дочці виходити заміж а грошей не булоі її чекала неволя батько дівчат заховався біля хати; і коли Святий Миколай кинув знову мішечок з золотом батько схопив його за руку.
52538. Дитинство Ісуса Христа 116 KB
  Мета: ознайомити учнів з дитинством Спасителя, вказуючи на Його чесноти; розвивати бажання брати собі за взірець Христа; виховувати послух, покірність та повагу до батьків.
52539. Всі ми родом із дитинства 97 KB
  Евеліна Хромченко Дитинство Дитинствоказка мов чарівна мить Там завжди сонячно і світло. Надія Красоткіна Дитинство це коли день починається з першим променем сонця звуком тихих маминих кроків запахом теплого хліба співом птахів і триває довгодовго це коли дерева великі а ти внизу і помічаєш так багато: і мурашки і бджолу на квітці і пухнасту гусеницю і чуєш як росте трава і можеш залізти на найвище дерево і переплести саму широку річку і все можеш зробити сам. Варто подумати про дитинство і пам’ять підкине дивні...
52540. Свято здоровя 43 KB
  Підвищувати відповідальність за особисте здоровя, здоровя родини; пропагувати і заохочувати до співпраці дітей та батьків; розвивати і зміцнювати в учнів почуття прекрасного в побуті, працьовитість, повагу до звичаїв і традицій рідного народу; виховувати повагу в особистих стосунках, почуття колективізму та взаємодопомоги.
52541. Сценарій свята для учнів 2-х класів «Різдвяне диво» 81 KB
  Заходять колядники звіздар ангел зірка коза дохтур Звіздар. Де коза ходить там жито родить Де коза ногою там жито копою Де коза рогом там жито стогом. Коза скаче а потім падає Пуць Коза впала нежива стала Ой Ой Яка добра тваринка була Що ж то робити Усі. Де тут хто тут пацієнт Виліковую в момент Робить козі укол коза оживає встає танцює танець всі плескають у долоні Усі.