46304

Методика обучения словообразованию

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе постоянно пополняющейся новыми словами. Элементарные знания даются в начальной школе в 57 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства в 89 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. познавательные цели: ознакомление учащихся со структурой русского слова основными способами русского словообразования показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка:...

Русский

2013-11-20

15.44 KB

66 чел.

Методика обучения словообразованию.

Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами.

В современном школьном курсе словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные знания даются в начальной школе, в 5-7 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства, в 8-9 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. Этот раздел имеет тесные связи с фонетикой, морфологией и др. познавательные цели: - ознакомление учащихся со структурой русского слова, основными способами русского словообразования, - показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка: фонетическим, лексическим и грамматическим, - подготовить почву для более глубокого познания грамматического строя языка. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической функции языка, обогащению словарного запаса. Практические цели: - сформировать учебно-языковые умения, - вычленять морфемы в слове, - определять способ словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, - умение различать словообразовательные и формообразующие суффиксы. Содержание раздела: - словообразовательные понятия: В 5 классе изучаются понятия, связанные со структурой слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, нулевое окончание. В 6 классе изучается словообразовательные понятия, связанные с образованием слов. На протяжение всего времени обучения изучаются – морфемный состав слова, - словообразовательный анализ слова. При изучении данного раздела необходимо учитывать ряд трудностей, которые возникают у учащихся. Особая трудность связана с абстрактностью морфем, обладающая лексико-грамматическим значением. Функции морфем заключаются в том, что они указывают на значение не только в конкретном слове, но и в других словах. Трудность связана с определением мотивирующего слова (в русском языке возможна двойная мотивация). Если мотивирующее слове не имеет принципиального характера, то не следует настаивать на одном способе. Главное, чтобы ученик мог обосновать свои выбор и правильно разбить слов на морфемы в зависимости от этого взгляда. Трудность: в жизни производных слов возникает применение структуры чаще всего в результате процесса опрощения. Для школьной практики важно синхронное словообразование. Не предлагать для морфемного разбора слова со связанными корнями. Не допускать смешения исторического и современного словообразования. Исторические справки должны быть краткими, четкими и немногочисленными, органически быть связанными с целями урока. Принципы методики изучения словообразования: 1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга, 2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования, 3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели. При изучении словообразования важное значение имеют: - метод беседы, - наблюдения. Важное значение имеет урок, цель которого введение самого понятия: морфема. Морфема – значимая часть слова. Важное значение имеет урок, цель которого выявить нулевое окончание и окончание нет. Выбор практических методов обучения диктуют цели обучения раздела: закрепление знаний о словообразовательных понятиях, развитие умение членить слово по составу и производить словообразовательный разбор. Основными практическими методами являются: морфемный и словообразовательный разбор. Морфемный разбор желательно проводить на каждом уроке, при этом важно проводить его не формально, а требовать с учеников доказательства того, почему выделяется те или иные морфемы. Выбор слов для морфемного анализа определяется, прежде всего, характером ошибок учащихся. В диктанте встречаются слова: непоседливый, заносчивый. Поэтому предлагаются слова задумчивый и др. приемы: 1. графический диктант, 2. моделирование слов по схемам. Найдите ошибку в схемах. Целесообразно предполагать задания, связанные со стилистикой.

   Основные понятия: словообразовательная модель, морфема как значимая часть слова, морфемный анализ, схема, обозначающая процесс образования слов, поморфемное письмо.

Основные умения и навыки: проводить морфемно-словообразовательный разбор слова с учетом его лексического значения и словообразования; давать словообразовательное толкование слова с опорой на ближнеродственное слово; сравнивать значение, строение, написание и грам-е признаки слов, имеющих внешние сходства (н: соседний – соседский); различать факты словообразования и формообразования; проводить многоаспектный анализ слова на основе словообразовательных моделей (морфологический анализ, синтаксический, морфемный, словообразовательный).

Упражнения: словообр. и морфемный анализы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24374. Сущность и структура теоретического знания 52.5 KB
  Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...
24375. Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и категории) 116.5 KB
  Среди идеалов и норм можно выделить два взаимосвязанных блока: а собственно познавательные установки которые регулируют процесс воспроизведения в различных формах научного знания; б социальные нормативы фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Существует еще и такое мнение что в период нормального эволюционного периода развития науки возможно бессознательное использование многих научных идеалов и норм. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики...
24376. Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа) 119.5 KB
  Функции научной картины мира как онтология форма систематизации знаний исследовательская программа По Радугину стр. 93 Становление понятия научной картины мира Вопрос о существовании научной картины мира и ее месте и роли в структуре научного знания впервые был поставлен и в определенной степени разработан выдающимися ученымиестествоиспытателями М.Планк в рамках обсуждения проблемы онтологических оснований научного знания поставил вопрос о существовании научной картины мира.
24377. Понятие метода. Классификация методов – эмпирические и теоретические методы познания 66 KB
  Классификация методов – эмпирические и теоретические методы познания По Радугину стр. Как стороны единого процесса познания чувственное и логическое характеризуют любое познание непосредственное отношение субъекта к объекту особенности индивидуальной познавательной деятельности. Оно относится к научному познанию и связано с анализом методов и форм познания на различных уровнях научного исследования характеризуют типы исследований. Задача теоретического уровня познания состоит в познании сущности явлений их законов.
24378. Наблюдение, измерение, эксперимент как метод научного познания 93.5 KB
  Эта активность возрастает от наблюдения к модельному эксперименту. В акте научного наблюдения можно выделить: 1 объект наблюдения; 2 субъект наблюдения наблюдатель; 3 средства наблюдения; 4 условия наблюдения; 5 систему знаний исходя их которой задают цель наблюдения. Следует подчеркнуть следующие особенности научного наблюдения: опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; служит решению определенной теоретической задачи постановке новых проблем выдвижению новых или проверке существующих гипотез; имеет...
24379. Анализ и синтез, индукция и дедукция как метод научного познания 54.5 KB
  Анализ – это метод исследования состоящий в мысленном расчленении разложении целого или вообще сложного явления на его составные более простые элементарные части и выделение отдельных сторон свойств связей. Однако метод анализа дает сущность в абстрактном виде вне конкретных форм ее проявления. Синтез – это метод исследования состоящий в соединении воспроизведении связей проанализированных частей элементов сторон компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.
24380. Формализация, идеализация и роль моделирования 93.5 KB
  Вторая группа методы построения и оправдания теоретического знания которое дано в форме гипотезы приобретающей в результате статус теории. Современная гипотетикодедуктивная теория опирается на некоторый эмпирический базис совокупность фактов которые нуждаются в объяснении и делают необходимым создание теории. Именно идеализированный объект делает возможным создание теории. Научные теории прежде всего отличаются положенными в их основу идеализированными объектами.
24381. Возникновение, сущность и роль системного подхода в научном познании (Л. Фон Берталанфи и А.Богдан) 138.5 KB
  В результате суть системного подхода исследование механизма жизни системы. Каковы же основные черты системного подхода Это прежде всего параметрическое описание поэлементного состава строения исследуемого объекта. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 50е начало 80х гг.
24382. Соотношение логического и исторического в процессе познания 71.5 KB
  Вопрос об отношении логического к историческому или как он сформулирован у Маркса об отношении научного развития к действительному развитию был непосредственно связан с необходимостью материалистически обосновать способ восхождения от абстрактного к конкретному. Если теоретическая реконструкция действительности осуществляется именно способом восхождения от абстрактного к конкретному то сразу же встает вопрос о том на что же должна ориентироваться теория определяя последовательность этого восхождения порядок развития понятий порядок...