46304

Методика обучения словообразованию

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изучение морфемики и словообразования это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе постоянно пополняющейся новыми словами. Элементарные знания даются в начальной школе в 57 классах ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства в 89 классах полученные сведения закрепляются и обобщаются. познавательные цели: ознакомление учащихся со структурой русского слова основными способами русского словообразования показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка:...

Русский

2013-11-20

15.44 KB

78 чел.

Методика обучения словообразованию.

Изучение морфемики и словообразования – это основа формирования представлений о языке как развивающейся системе, постоянно пополняющейся новыми словами.

В современном школьном курсе словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные знания даются в начальной школе, в 5-7 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства, в 8-9 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. Этот раздел имеет тесные связи с фонетикой, морфологией и др. познавательные цели: - ознакомление учащихся со структурой русского слова, основными способами русского словообразования, - показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка: фонетическим, лексическим и грамматическим, - подготовить почву для более глубокого познания грамматического строя языка. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической функции языка, обогащению словарного запаса. Практические цели: - сформировать учебно-языковые умения, - вычленять морфемы в слове, - определять способ словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, - умение различать словообразовательные и формообразующие суффиксы. Содержание раздела: - словообразовательные понятия: В 5 классе изучаются понятия, связанные со структурой слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, нулевое окончание. В 6 классе изучается словообразовательные понятия, связанные с образованием слов. На протяжение всего времени обучения изучаются – морфемный состав слова, - словообразовательный анализ слова. При изучении данного раздела необходимо учитывать ряд трудностей, которые возникают у учащихся. Особая трудность связана с абстрактностью морфем, обладающая лексико-грамматическим значением. Функции морфем заключаются в том, что они указывают на значение не только в конкретном слове, но и в других словах. Трудность связана с определением мотивирующего слова (в русском языке возможна двойная мотивация). Если мотивирующее слове не имеет принципиального характера, то не следует настаивать на одном способе. Главное, чтобы ученик мог обосновать свои выбор и правильно разбить слов на морфемы в зависимости от этого взгляда. Трудность: в жизни производных слов возникает применение структуры чаще всего в результате процесса опрощения. Для школьной практики важно синхронное словообразование. Не предлагать для морфемного разбора слова со связанными корнями. Не допускать смешения исторического и современного словообразования. Исторические справки должны быть краткими, четкими и немногочисленными, органически быть связанными с целями урока. Принципы методики изучения словообразования: 1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга, 2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования, 3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели. При изучении словообразования важное значение имеют: - метод беседы, - наблюдения. Важное значение имеет урок, цель которого введение самого понятия: морфема. Морфема – значимая часть слова. Важное значение имеет урок, цель которого выявить нулевое окончание и окончание нет. Выбор практических методов обучения диктуют цели обучения раздела: закрепление знаний о словообразовательных понятиях, развитие умение членить слово по составу и производить словообразовательный разбор. Основными практическими методами являются: морфемный и словообразовательный разбор. Морфемный разбор желательно проводить на каждом уроке, при этом важно проводить его не формально, а требовать с учеников доказательства того, почему выделяется те или иные морфемы. Выбор слов для морфемного анализа определяется, прежде всего, характером ошибок учащихся. В диктанте встречаются слова: непоседливый, заносчивый. Поэтому предлагаются слова задумчивый и др. приемы: 1. графический диктант, 2. моделирование слов по схемам. Найдите ошибку в схемах. Целесообразно предполагать задания, связанные со стилистикой.

   Основные понятия: словообразовательная модель, морфема как значимая часть слова, морфемный анализ, схема, обозначающая процесс образования слов, поморфемное письмо.

Основные умения и навыки: проводить морфемно-словообразовательный разбор слова с учетом его лексического значения и словообразования; давать словообразовательное толкование слова с опорой на ближнеродственное слово; сравнивать значение, строение, написание и грам-е признаки слов, имеющих внешние сходства (н: соседний – соседский); различать факты словообразования и формообразования; проводить многоаспектный анализ слова на основе словообразовательных моделей (морфологический анализ, синтаксический, морфемный, словообразовательный).

Упражнения: словообр. и морфемный анализы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38810. Анализ деятельности ГЛХУ «Ганцевичский лесхоз» 1.32 MB
  В его функции входят контроль за правильностью пользования лесом охраной лесов от самовольных порубок пожаров и других лесонарушений защитой от вредителей и болезней леса выполнением всех лесохозяйственных работ.6 Промышленность Ганцевичского района Наименование предприятя Вид деятельности ОАО Модуль производство предизолированных труб модульных конструкций изделий из ПВХ обивка кабин МАЗ ОАО Ганцевичский райагросервис переработка семян рапса ремонт сельскохозяйственной техники сельскохозяйственное производство Филиал РУПП...
38811. Городское самоуправление - история и современность 307 KB
  Исторические аспекты становления городского самоуправления в России 1. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации 2. Конституционноправовые основы городского самоуправления 2. Полномочия городского самоуправления Глава 3.
38812. Психологічні особливості адаптації працівників колекторської компанії до специфічних професійних стресів 484 KB
  Даймонд; методи оцінки та самооцінки стресових станів; методика оцінки рівня професійного стресу; методика схильності до стресу Дженкінсон. Перший розділ включає в себе аналіз теоретичних матеріалів стосовно психологічної особливості професійного стресу та проблему адаптації а також специфіку діяльності колекторської діяльності.Даймонд; методи оцінки та самооцінки стресових станів; методика оцінки рівня професійного стресу; методика схильності до стресу Дженкінсон. Модифікації Фрідмана і Розенмана Колекторська діяльність потребує від...
38813. НОВІТНЯ ІСТОРІОГРАФІЯ НАЦІОНАЛЬНИХ ТРАДИЦІЙ УКРАЇНСЬКОГО ДЕРЖАВОТВОРЕННЯ 2.77 MB
  Українська історіографія, висвітлюючи національні традиції державотворення, служить формуванню державницького світогляду, усвідомленню належності до українського народу, сприяє дедалі кращому розумінню національних інтересів, потреб і завдань, зростаючому прагненню до історичної правди. Історична наука допомагає вирішити чи не найголовніше завдання – виховання суверенного мислення, державницького світосприймання, державницького підходу до складних подій сьогодення
38814. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ИСКУССТВ 6.09 MB
  Все эти вещества придают эмали легкоплавкость прочность и блеск. Кроме того в состав эмали входят различные окислы металлов которые сообщают ей ту или иную окраску.Эта пленка придает однотонной металлической поверхности украшасмог изделия ту яркую и красочную расцветку которая не может быть достигнута никакими другими красками кроме эмали так как все остальные крЬски СО временем тускнеют в то время как красочная поверхность эмали сохраняет постоянную свежесть и блеск.
38817. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК КАК СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.12 MB
  ЕГОРОВ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК КАК СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОСИБИРСК НАУКА 2004 Ответственный редактор доктор юридических наук профессор Т. Е30 Правовой режим сделок как средств индивидуального регулирования. Раскрывающий содержание метода гражданского права анализ сделок проводится в рамках современных представлений о правовом регулировании и с учетом практики применения сделок в гражданском обороте. Показано становление сделок как правовой категории исследуется юридический состав и функции сделок.
38818. Организация и развитие бизнес-процессов Интернет-магазина 1.95 MB
  Обзор рынка электронной коммерции и выявление типовых решений для ведения Интернет-торговли; Анализ ключевых бизнес-процессов для организации и поддержания функционирующего Интернет-магазина; Описание походов к внедрению и развитию бизнес-процессов...