46349

Деятельность предприятий в секторах рынка на примере ОАО Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье

Курсовая

Маркетинг и реклама

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор

Русский

2014-11-24

203 KB

17 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Рынок,его функции и структура 5

1.1.Понятие рынка.Условия и причины возникновения рынка.Субьекты рынка. 5

1.2. Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство. 8

ГЛАВА 2. Деятельность предприятий в секторах рынка  13

2.1 Рынок товаров. История развития.  13

2.2. Состояние современного рынка товаров.  14

ГЛАВА 3. Организация ОАО Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье 26

3.1. История предприятия ТТГП 26

3.2. Виды деятельности 29

Заключение 31

Список используемой литературы 33


Введение

 

Рынок - это сложная и многоплановая категория, понятие которой менялось с развитием общественного производства и обращения. Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. 

Рынок представляет собой объективную систему отношений, функционирующую по объективным законам. И когда рынок возник, людям ничего другого не оставалось, по крайней мере, в экономической сфере, как приспосабливаться к этой объективной реальности. Рынок не просто существует и действует независимо от сознания людей. Он определяет их сознание и волю, формирует у них определенные мотивы, стимулирует их деятельность. Механизм рынка - это механизм прогресса. И на сегодняшний день рынок занимает важнейшее место в экономике государства, развитие и благополучие которого невозможно без высокоразвитой рыночной экономики. 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение, каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные .

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим. 

Актуальность выбранной темы обоснована нестабильным состоянием экономики страны, и именно нормальное функционирование рынка и развитие рыночных отношений способны устранить эту проблему. Так как в современном мире человек не может существовать вне экономики, а, следовательно, и вне рынка, каждый из нас должен иметь представление об его сущности, структуре и функциях, а также о преимуществах и недостатках рыночной экономики. 

Цель моей курсовой работы - изучить структуру рынка, его сущность и функции, рассмотреть позитивные и негативные стороны рыночной экономики, опираясь на научную литературу и различные экономические источники. 

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи: 

1. Выявить основные подходы в определении понятия «рынок»; 

2. Выявить условия существования рынка; 

3. Определить основные функции, которые выполняет рынок; 

4. Определить структуру рынка и ее связь с эволюцией рынка; 

5. Рассмотреть основные положительные и отрицательные стороны рыночной экономики. 

Объектом написания курсовой работы является рыночная система. 

Предметом написания курсовой работы являются рыночные отношения, возникающие на рынке в процессе взаимодействия участников друг с другом. 

Глава 1. Рынок,его функции и структура

1.1 Понятие рынка. Условия и причины возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка.

Понятие рынка. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

- свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

- примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;

- рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

- договорные отношения;

- конкуренция;

- государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;

- открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;

- обеспечение социальной защищенности населения.

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Биржа - место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1-2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда- организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция -экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

- единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

- нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

- диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

- вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

- существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

- тип продукта дифференцированный;

- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

- наличие нескольких фирм;

- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

- контроль над ценой;

- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

- типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в Беларуси в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рынок имеет и негативные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к эмпирической дифференциации производителей, высвобождению работников из производства и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

- создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

- составление прогнозов развития своей социально-экономической системы на перспективу;

- регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;

- управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;

- ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

- разработка целевых комплексных программ экономического развития;

- повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

- согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

- формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

- регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

- регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.

Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновних лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

- стимулирование капиталовложений;

- обеспечение наиболее полной занятости;

- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

- воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;

- поддержка устойчивого экономического роста;

- перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

В странах СНГ, где происходит формирование рыночный отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики и включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, применение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.

1.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.

Позитивные стороны рынка:

1. Содействие развитию НТП, рациональному использованию ресурсов.

2. Обеспечение реальной экономической свободы.

3. Формирование «экономического человека».

4. Создание стимулов для роста эффективности производства.

5. Установление четкой зависимости между реальным вкладом и размером получаемого дохода.

6. Максимальное удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.

Негативные стороны рынка:

1. Стихийность.

2. Усиление проблем социального неравенства.

3. Дифференциация доходов населения.

4. Невозможность реализации стратегических идей в области фундаментальной науки.

 

Конкуренция как элемент рыночного механизма: сущность, формы и методы

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают:

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции:

1.Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

-наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает

2.Несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.

- монополия:

а) единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);

б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

- монополистическая конкуренция:

а) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

б) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

д) тип продукта дифференцированный;

е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

- олигополия:

а) наличие нескольких фирм;

б) тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

в) контроль над ценой;

г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

д) типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Методы конкурентной борьбы:

1.Ценовые методы конкурентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

2.Неценовые методыподразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продуктустремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянными покупателями.

 

21. Конъюнктура рынка: понятие и основные элементы

Конъюнктура - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени характеризующийся определенным соотношением спроса и предложения, а также уровнем цен, товарными запасами и т.д.

Само слово означает ситуацию или совокупность условий.

Хозяйственная конъюнктура включает следующие элементы:

• производственный потенциал,

• рынок, его емкость и структура

• организационная структура хозяйства

• соотношение спроса и предложения на рынке

• коммерческие условия реализации продукции

Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка:

• экономические

• политические

• социальные

• научно-технические

Анализ конъюнктуры включает следующие аспекты:

• анализ производства

• анализ спроса и предложения

• запасов товара

• условий торговли

• цен

Конъюнктура исследуется на различных уровнях:

• общехозяйственная конъюнктура, т.е. положение в народном хозяйстве

• отраслевая, т.е состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства

• конъюнктура рынка отдельного товара

Цель исследования конъюнктуры рынка - составление прогноза и направлений развития предприятия.

Вывод: В данной главе были рассмотрены функции рынка и его структура. Так же были описаны субъекты и объекты рынка.

Глава II Деятельность предприятий в секторах рынка.

2.1Рынок товаров. История развития рынка.

Рынок - это установленная система отношений между поставщиком услуг/товаров (продавцом) и потребителем этох усгуг/товаров (покупателем). Данная система имеет свои характеристики, показатели и закономерности. Так, отношения, как правило, представляют собой добровольный обмен товаром или услугой с использованием денег. В зависимости от объектов рыночных отношений рынок может быть: финансовым рынком, товарным рынком, денежным рынком, рынкомрабочей силы и т.д. Так же рынок можно классифицировать по пространственному признаку (международный, национальный) или в соответствии с действующим законодательством (легальный, нелегальный).

Рынок - это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате осуществляется оценка товара и признается необходимость его производства.Рынок - это отношение спроса и предложения. Совокупность экономических отношений связанных с обменом ресурсов хозяйственной деятельности.  

Рынок - это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов ( поставщиков) конкретного товара или услуги.

Рынок -это система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное решение экономических проблем. Понятия «рынок» и «товар» не могут существовать друг без друга. Без товара(ов) не может бытьрынка, а без рынка не может быть товара(ов).

История возникновения рынка

Предположительно, рынок - изобретение финикийцев. Его возраст порядка 3000 лет. Древние мореплаватели приближались к дальним берегам, десантировались, а затем «исследовали предложение». Выбирали, что бы им хотелось погрузить на корабли. На память. Выясняли потенциал аборигенов. Если они были слабы и бесполезны в будущем, то принималось решение об «отъеме». Аборигенов прогоняли, или, наоборот, захватывали в рабство, обманывали или убивали. Грузили все полезное на корабли, не предполагая возвращение.

Если аборигены могли постоять за себя или имели возможность отступить и, главное, были необходимы для добывания желанных продуктов, то избирались «обмены». Аборигены могли принести продукты своего труда, привлекательные для гостей. Любое насилие разрушало надежды на последующие контакты, поэтому единственным вариантом был поиск взаимовыгодных отношений. Участники обмена могли выбирать то, что их привлекало, и предлагать что-либо взамен, надеясь, что предложенное тоже будет привлекательным.

Народы Европы издавна поддерживали торговые отношения со странами Востока, как европейцы называли земли, лежавшие за пределами христианской Европы. Они были в этом жизненно заинтересованы.

В странах-наследницах древнейших цивилизаций Ближнего Востока, Южной Азии и Дальнего Востока издавна был достигнут более высокий уровень ремесленного и сельскохозяйственного производства. Благодаря значительно большей численности населения Восток был лучше Европы обеспечен рабочей силой. Это имело решающее значение, когда во всех отраслях производства безраздельно господствовал ручной труд. Более благоприятный для выращивания сельскохозяйственных культур климат позволял во многих странах Азии собирать по два-три урожая в год.

Европа традиционно завозила с Востока такие продукты сельского хозяйства и изделия ремесла, которыми сама не была обеспечена или которые заметно превосходили качеством ее собственные. Среди них были пряности, тростниковый сахар, чай, кофе, предметы роскоши - дорогие и сложные в изготовлении ткани (парча, бархат, шелк, ситец), а также посуда из фарфора, украшения, драгоценные камни и пр. Наконец, в Европе ценилось изготовленное восточными мастерами холодное оружие из особо прочной и гибкой стали. Традиционные пути торговли между Европой и Востоком сложились еще в глубокой древ ности. Большей частью они пролегали по суше. Через всю Азию тянулись караванные тропы. Они начинались у границ Китая и Индии заканчивались близ побережья Каспийского, Азовского, Черного и диземного морей. В портах Ближнего Востока товары с вью животных перегружали на торговые суда, а затем морским речным - по Волге, Дону, Днепру, Дунаю - путями доставляли в разные страны Европы.

Сами европейские купцы за товаром в страны Южной Азии и тем более Дальнего Востока не ездили. В Средние века лишь немнога европейцев удалось побывать в этих краях, самые известные из них Марко Поло, несколько лет живший в Китае, и Афанасий Никитин, посетивший Индию. Однако и им не удалось завязать прямых торговых отношений с этими странами. В Средние века торговля европейцев с Востоком велась в основном через посредников, в роли кот чаще всего выступали арабы, контролировавшие морские и сухопутные торговые пути в Юго-Западной Азии и Северной Африке. Естественно за свои услуги посредники брали солидную плату. Это приводи многократному вздорожанию товара.

Таким образом, сложилось противоречие, которое постепенно знали купеческие круги и правительства европейских государств, ной стороны, все понимали, что торговля со странами Востока бьи мым выгодным, самым доходным видом экономической деятельно Европе. Именно благодаря восточной торговле разбогатели и прев лись в могущественные морские державы две небольшие городскш публики - Генуя и Венеция. С другой стороны, «узким местом» точной торговли было то, что она находилась в руках посредников присваивавших себе львиную долю прибыли. Стремление европейцев установить прямые торговые отношения со странами Востока явилось одной из основных предпосылок поиска ими морского пути в Азию.

Кроме того, препятствовала расширению восточной торговли хватка наличности. Теоретически издержки торговли с Востоком европейцы могли бы компенсировать вывозом своих товаров. Однако изделия европейского ремесла не отличались настолько высокими потребительскими свойствами, чтобы их продажа на далеких рынках оправдывала транспортные и иные расходы. Поэтому в течение долгого времени, вплоть до середины XIX в., европейцы не могли предложить Востоку в обмен на его товары почти ничего, кроме наличных денег - золота и серебра.

Между тем Европа не располагала ни богатыми месторождени ни большими запасами драгоценных металлов. Издавна алхимики мечтали раскрыть секрет «философского камня» - таинственного вещест-ва, способного превращать простые металлы в золото и серебро. Их неудачи подталкивали европейцев к поискам «золотой страны» Эльдорадо. К концу XV в. слоились и научно-технические предпосылки для дальних морских путешествий. Благодаря расширению астрономических знаний моряки получили возможность по Солнцу и звездам определять местонахождение своего судна в открытом море. Разведанная береговая линия Западной Африки подавала мореплавателям надежду обогнуть этот континенте юга и таким образом достичь морским путем Индии. Вместе с тем ученые теоретически обосновали возможность достичь берегов Индии, следуя через Атлантический океан строго на Запад. Ведь Земля, авторитетно заявляли они, имеет форму шара. Наконец, европейцы научились строить суда, способные выдержать длительное плавание в океане. Эти суда обладали хорошим парусным вооружением, позволявшим ходить даже против ветра (галсами), повышенной остойчивостью (способностью сопротивляться волнам), относительно большой грузоподъемностью.

Обмены стали гораздо проще при создании замечательной инновации - денег. Обладатель ножа, мечтающий о дыне, мог уже не искать среди обладателей дынь тех, у кого нужда в ножах. Бартер сложен из-за двойного поиска. Задача была разделена на две части, которые в сумме стали гораздо проще. Сначала надо было найти искателей ножа и с ними сделать обмен на деньги. Затем можно было искать самую сладкую дыню.

В современной версии становление рынка иллюстрируется обменами квартир в России. При социализме нужно было найти много квартир, достаточно привлекательных, а затем искать среди их владельцев тех, кто польстится на предложенную квартиру. Теперь свою квартиру можно продать и, уже с деньгами, выбирать нечто наиболее привлекательное из того, что продается. Очевидно, что такой подход будет эффективнее и по срокам и по качеству найденного.

Бартер сохранился доныне, но купля и продажа занимают доминирующее положение. Во многих учебниках указывается непременное условие деньги - товар - деньги как отличительный признак рынка. Признание за рынком исключительно денежных отношений - вопрос терминологии. Однако участие денег в обмене никогда не было и не будет единственным фактором, определяющим ситуации на рынке. Если рынок изучается при фильтрации данных, относящихся исключительно к деньгам, то такой подход называют монетаристким.

Известна экономическая теория «монетаризм». Известны российские реформаторы, решившие экспериментировать с этой, весьма примитивной теорией, на огромной стране в качестве подопытной мышки. Гладко было на бумаге (монетарной), да забыли про овраги (российских реалий).\

Рынки всегда нуждались в обслуживании. Требовалось охранять участников. Устанавливать и соблюдать правила обмена, обустраивать территорию и помещения, управлять всем рыночным хозяйством. В древности были воины, которые мечами гарантировали рыночные порядки. О рынках заботились высшие власти. Даже монгольский хан, грабивший и уничтожавший многие страны, о купцах заботился, выдавал им пайтцзы, гарантирующие безопасность.

Методы и средства управления рынком совершенствуются век за веком, создаются и развиваются правовые и этические нормы. Рынок впитывает в себя все достижения технического прогресса, включая современные информационные технологии. Появляется бесчисленное множество разновидностей со специфическими установками, нормами, привычками, благоприобретенными самостоятельно и требованиями, навязанными извне - государством, местными властями, общественными традициями.

Рынки приобретают специфические особенности, могут приобрести у населения общеизвестные эпитеты, например, «черный», «дикий». Появляется классификация денег, обращающихся на рынке, например, «грязные», которые требуется «отмывать». В России устная лексика учит: «деньги не пахнут». Рынок всегда привлекал мошенников и грабителей, а государство пыталось им противостоять.

Главной функцией рынка является обмен между участниками - юридическими и физическими лицами. Отличительные признаки обмена: участники имеют необходимую и достаточную информацию о содержании обмена предварительно; обмен осуществляется добровольно, и все участники удовлетворены его итогами; каждый участник является распорядителем одного предмета и потенциальным потребителем другого предмета, ожидающим удовлетворения своих запросов в итоге обмена предметами.

Определение обмена, доступное формализации:

Обмен - есть событие, заключающееся в переходе одного участника (юридического или физического лица) из состояния распорядителя этого предмета в состояние потребителя этого предмета, при условии перехода второго участника из состояния распорядителя этого предмета в состояние потребителя этого предмета.

Рынок - это адрес, условия и время обменов между участниками (юридическими и физическими лицами), которые предлагают предметы, удовлетворяющие запросы, при соблюдении юридических и этических норм. Для участника рассматривается вероятность события обмена р и вероятность отсутствия обмена q.

При несоблюдении указанных условий участник может быть лишен состояния распорядителя вследствие отъема - перехода из состояния распорядителя в состояние внерыночное.

Отъем - состояние, при котором потеря предмета происходят против воли распорядителя в итоге насилия или обмана.

Некоторые ситуации не являются очевидными, дарение, например. Добровольность налицо, но встречного предмета нет. Однако можно принять достаточной благодарность. Налоги платят, скрепя сердце, но взамен получают некоторые блага, т.е. и это не отъем. Можно выделить в отдельную группу и дарение, и налоги, и другие взаимосвязи, не обладающие всеми признаками обмена, но не противоречащие этическим нормам.

Промежуточным механизмом взаимосвязей в народном хозяйстве между социализмом и нынешней ситуацией были биржи. Созданные в рекордном количестве, они исчезли в одночасье, оставив после себя хитроумные, глубоко конспирированные и криминализированные структуры, именуемые в народе «мафией». Инициатором криминализации экономики выступает государство, не выплачивая зарплату месяцами, накапливая неплатежи по заказам. В итоге неофициальные обмены обосновались в России всерьез и надолго. А с ними и теневой рынок.

Таким образом, цивилизации удалось создать рынки в ассортименте: от полноценного, генерирующего легальные обмены, до неполноценных, называемых теневыми, дикими, черными.

2.2 Состояние современного рынка товаров.

 Современное состояние рынка труда в России.

Вряд ли еще где в мире мы можем встретить столь необычный во многих отношениях рынок труда, какой сформировался в России во второй половине 90-х годов. По мере стихийного преобразования директивного распределителя трудовых ресурсов в рынок гражданской рабочей силы последний не смог сохраниться как единое целое. Он сразу же стал распадаться на два самостоятельных, по сути дела независимых друг от друга подразделения, обслуживающих различные хозяйственные сферы. Эти рынки труда, которые роднил лишь общий низкий социальный уровень, обрели в количественном измерении противоположные тенденции. В результате мы имеем два разномасштабных рынка труда, которые, как оценивают специалисты, находятся в соотношении примерно 1:5.

Первый курируемый государством с помощью Министерства труда, поразительно невелик по общим размерам трудовой деятельности в стране. Более того, из-за серьезных социально-экономических причин он продолжает уменьшаться вслед за сокращением занятости в большинстве традиционных отраслей хозяйства.

Приходится констатировать, что сегодня значительная часть российской экономики это совокупность технологически отсталых отраслей, претерпевающих непрерывный спад производства и падение производительности труда. В нынешнем виде – это отмирающие отрасли. И именно здесь таится объяснение тенденции к свертыванию рынка труда.

Сокращается он в машиностроении, угольной, легкой и пищевой промышленности, в строительстве, а также в ряде отраслей услуг, прежде всего тех, что обслуживают население. Становится меньше предприятий общественного питания при том, что число дорогих, не доступных широким слоям народа ресторанов возрастает.

Правительство проводит уникальную для нашего времени и невиданную в развитых странах политику «минимизации» и без того сходящего на нет официального рынка рабочей силы, все более ограничивая его финансовые и материально-технические возможности.

Значительную часть функций по «смягчению» социальных последствий неудачного перехода к рынку государство возлагает на администрацию предприятий и трудовые коллективы. При этом используются следующие методы, оказывающие негативное влияние на рабочую силу, выходящие за рамки цивилизованных трудовых отношений:

-сохранение рабочего места с периодическим (на 1 – 2 месяца) прекращением оплаты труда;

-регулярно практикуемая неполная выплата заработной платы;

-затяжное многомесячное прекращение выплаты заработной выплаты вообще, что само по себе носит – по отечественным и международным нормам – уголовный характер;

-переподготовка кадров для работы на технологически отсталых, технически и экологически опасных и потому длительное время пустовавших рабочих местах.

Второй, «скрытый», неофициальный рынок труда представлен теневым и фиктивным рынками труда. Под теневым рынком труда понимается сокрытие реально существующих отношений найма и нерегистрируемое предпринимательство, тогда как фиктивный рынок труда возникает из желания выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения. Он обслуживает подавляющую массу национальных трудовых ресурсов. Он имеет дело, в частности, с теми, кто числится безработными и получает мизерное официальное пособие, а также с теми, кто получает ничтожную заработную плату и ищет вторую работу по совместительству.

Эти трудовые ресурсы оседают в гигантской сфере самой разнообразной предпринимательской деятельности, представленной по преимуществу мелким и мельчайшим бизнесом. Она разбросана по всей стране и в большинстве своем скрыта от налоговых и статистических учреждений. Последнее объясняется тем, что налогообложение прибыли сильно превышает принятое в мировой рыночной экономике, достигая 80 – 90%, а то и 100%, что скорее напоминает рэкет или производственные отношения эпохи рабовладения.

Эта сфера предпринимательской деятельности, скрывающейся от жестоких государственных поборов, чрезвычайно важна для населения. Она во многом выполняет функции его жизненного самообеспечения, выпуская крайне нужные в повседневной жизни товары и услуги. Сюда относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, «челночная» деятельность и связанная с ней розничная торговля, предприятия по выпуску самых разнообразных потребительских товаров и услуг.

Отмеченная уникальным по масштабам и длительности падения производства, свертывания до предела многих отраслей, технологически все более отстающая от мировых стандартов экономика России демонстрирует и особого рода безработицу.

В российском варианте она напоминает широкую лестницу, по которой общество постепенно опускается к самым низким в мире показателям развития производительных сил и благосостояния населения. Широкомасштабная и разнообразная по формам выражения, во многих случаях опасно длительная, массовая незанятость становится одним из грозных проявлений деградации трудовых ресурсов.

С помощью безработицы нынешнее хозяйство, словно гигантское падающее дерево, наносит сокрушительный удар человеческому элементу производительных сил по всему его жизненному пространству – от рабочих мест до школьной скамьи и домашнего очага. Если судить по тому, кого в России в первую очередь поражает безработица, то создается впечатление, что экономика торопится избавиться прежде всего от наиболее квалифицированных, образованных кадров, с которыми в каждой стране связано будущее, ее развитие, научно-техническое процветание и конкурентные возможности. Россия бьет своего рода мировые рекорды, увольняя в разгар реформ прежде всего работников с высшим и средним специальным образованием.

Подобная поразительная ситуация обусловлена прежде всего тем, что технологически отсталое, неэффективное и, как свидетельствует образовательная структура безработных, не настроенное на научно-технический прогресс хозяйство защищает свои опорные, постоянно нужные ему вот уже 75 лет отряды рабочей силы. С их помощью оно кое-как существует и при первой возможности изгоняет наиболее активные, динамичные, высокообразованные кадры, обязывающие своим присутствием развиваться в сторону цивилизованного рынка и избавляться от тех, кто не способен внести профессиональный вклад в эволюцию производства.

Уместно в данном случае отметить, что российская экономика в своем роде уникальна: многие из еще действующих руководящих производственных кадров вместе с малоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силой в равной мере относятся к самым что ни на есть люмпен-пролетарским слоям населения. Среди них не в чести интеллектуальный, научно-технический прогресс. Они-то и продолжают «править бал» невежества и отсталости, всеми силами препятствуя продвижению в новую эпоху, в которой не найдут себе места.

Если сопоставить безработицу в экономике России и Запада, следует отметить, что в индустриально развитых странах она принципиально иначе затрагивает профессионально-квалифицированный состав трудовых ресурсов. В США, к примеру, среди неквалифицированных рабочих, составляющих в общем числе занятых только 4%, безработица достигает 11,6% при среднем по хозяйству показателе в 5,4%. Напротив, среди административно-управленческих работников и специалистов различного профиля, включая инженеров и ученых, общая численность которых среди занятых в США в 1996 г. достигла 29%, безработица не поднималась выше 2,2%.

Безработица у нас подошла к такому уровню длительности, на котором, по зарубежным оценкам, начинается утрата профессионально-квалифицированных навыков, особенно если это происходит на грани физического выживания. Люди утрачивают веру в свои силы и будущее. Основной чертой менталитета становится цинизм при выборе путей достижения благополучия.

Развитая рыночная экономика в целом характеризуется заметно более короткими сроками безработицы. Так, в США в 1996 г. в общем числе безработных 33,8% не имели работы менее 1,5 месяца, 32,7% - от 1,5 до 3,5 месяца, 33,5% - 4 месяца и более, 18% - 7 месяцев и более.

При этом государство и частный бизнес прилагают максимум усилий, чтобы безработный, пройдя переподготовку, как можно быстрее нашел подходящее место. Но все же значительная часть российской экономики оказалась прочно закованной в цепи малоквалифицированного и неквалифицированного труда.

В мире происходят научно-технологические преобразования, развитые страны одна за другой перешагивают порог информационно-компьютерного совершенства. Становится всеобщей интеллектуализация труда, несущая с собой огромный потенциал созидания. Экономика же России все это время, в том числе и в период рыночных реформ, проходит суровое испытание на восприимчивость и незаинтересованность производства во внедрении достижений научно-технического прогресса – испытание, трагическое по всем последствиям.

В 1996 г. в России умственным трудом занималось 30% всех работающих, физическим – 70%. Для сравнения: в США – 65% и 35% соответственно.

В этой безотрадной картине есть особо мрачное звено. С первых пятилеток как образец женского «равноправия» расцвела феминизация физически тяжелых, губительных для здоровья работ. По оценке специалистов в середине 90-х годов женщины составляли 2/3 всех занятых на таких работах в народном хозяйстве, а в промышленности – более 75%. В сельском хозяйстве свыше 80% работающих женщин, а это более 7 млн. человек, систематически выполняют тяжелые физические работы, часто на отравленных химическими удобрениями полях.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года» ставилась задача «добиваться более быстрого сокращения ручного труда и снизить его долю в производственной сфере до 15 – 20%». Однако сложность положения в том, что наша экономика не готова к кардинальному решению проблемы сокращения неквалифицированного ручного труда, так как заинтересованность предприятий в таком труде сохраняется в прежних масштабах. К этому вынуждают существующие производственные условия.

Между тем с каждым годом негативные последствия присутствия в народном хозяйстве огромного отряда неквалифицированной рабочей силы возрастают в опасной прогрессии. Тормозится общий процесс повышения образовательного и культурного уровня народа.

Неквалифицированная работа с ее рутинным содержанием, тяжелыми условиями, гнетущей нравственной атмосферой и полной профессиональной бесперспективностью невыносима и для молодежи. Социолог отмечают, что работа низкой квалификации, несмотря на сносную денежную компенсацию, настолько непривлекательна, что молодые рабочие, потрудившись год-два, резко меняют жизненные ориентиры. Уход с работы 95% молодых людей мотивируется желанием повысить квалификацию и изменить свое социальное положение. Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры – в борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда неуклонно снижается.

Но несмотря на минусы, существуют и положительные моменты. Проведение территориальными органами Министерства труда России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ на 1998 – 2000 годы и выполнения постановления правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 327 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу содействия занятости населения РФ на 1998 – 2000 годы» и осуществление соответствующих региональных программ способствовали смягчению социальной напряженности и увеличению количества трудоустроенных. В частности удалось:

  подобрать работу (включая трудоустройство после предварительного обучения) или помочь образовать собственное дело 3,5 млн. человек (на 12,9% больше, чем в 1999 г.).

  обеспечить ежемесячный банк вакансий в среднем на 805 тыс. предложений (на 47,5% больше, чем в 1999 г.).

  создать условия для обучения 413 тыс. человек. Во всех территориальных органах сформированы перечни основных профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда, которые корректируются.

  Расширить занятость на общественных работах (увеличилось на 24,2%, чем в предыдущем году).

  Ежемесячно производить выплаты пособий по безработице (с учетом погашения задолженности за предыдущие годы) 1,2 млн. граждан, среди которых 51,3% получали пособие в минимальном размере.

Но негативный опыт рыночных преобразований в России, недемократичных по своей природе, лишенных нацеленности на создание высокоразвитой социально ориентированной экономики и фронтальный научно-технический прогресс, привел к формированию рынка труда, далекого от современных требований. В нынешнем виде он представляет скорее совокупность серьезных отклонений от существующих в рыночном хозяйстве норм.

Вывод: Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Вывод: В данной главе были рассмотрены такие понятия как: Рынок товаров и история развития рынка.

Глава III Организация ОАО Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье.

3.1 История предприятия ТТГП

В соответствии с Распоряжением Министерства газовой промышленности СССР – Всесоюзного промышленного объединения по добыче газа в Украинской ССР («Укргазпром») - в июне 1965 года была создана Кишинёвская дирекция строящегося газопровода.

24 октября 1967 года Кишинёвская дирекция была преобразована, и появилось первое в Молдавии газотранспортное предприятие - Кишинёвское районное управление Газпрома ССР. Именно эта структура и стала предшественницей сегодняшнего общества с ограниченной ответственностью «Тираспольтрансгаз – Приднестровье».

В 1971 году Кишинёвское районное управление было преобразовано в Кишинёвскую ЛПДС – линейно-производственную диспетчерскую станцию производственного объединения «Харьковтрансгаз».

21 октября 1974 года на основании Приказа Министерства газовой промышленности СССР от 21.10.1974г. № 301/орг Кишиневская ЛПДС (линейная производственная диспетчерская станция) реорганизована в Кишиневское ЛПУМГ – линейное производственное управление магистральных газопроводов.

На основании решения Министерства газовой промышленности СССР в октябре 1983 года Кишинёвское ЛПУМГ перебазировали в г. Тирасполь, что было связано с дальнейшим совершенствованием структуры управления и приближением аппарата непосредственно к производственным объектам. 18 октября 1983 года было ликвидировано Одесское ЛПУМГ, а на базе Кишинёвского и Одесского ЛПУМГ создано Молдавское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ).

Согласно Приказа Министерства газовой промышленности СССР, Всесоюзного промышленного объединения по добыче и транспортировке газа в Украинской ССР от 02.03.1987 года № 65 «О структурных изменениях в составе предприятий «Укргазпрома», с целью перераспределения объёмов работ и улучшения управления производством в системе транспортировки газа, Молдавское линейное производственное управление магистральных газопроводов ПО «Харьковтрансгаз» передано в состав производственного объединения «Прикарпаттрансгаз». С этого времени Молдавское ЛПУМГ переименовано в Тираспольское линейное производственное управление магистральных газопроводов в городе Тирасполь Молдавской ССР.

На основании Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 29.07.1993 года № 126 «О создании Регионального управления магистральных газопроводов» и Постановления Правительства ПМР от 12.02.1993 года № 52 «Об оформлении в собственность Приднестровской Молдавской Республики объединений, учреждений, организаций, а также филиалов и представительств, являющихся собственностью бывшего Союза ССР и Республики Молдова» на базе Тираспольского линейно-производственного управления магистральных газопроводов УМГ «Прикарпаттрансгаз» создано Региональное управление магистральных газопроводов «Тираспольтрансгаз», как самостоятельное юридическое лицо в составе Министерства промышленности и энергетики ПМР.

Для устойчивого и экономичного обеспечения народнохозяйственного комплекса и населения природным газом и в связи с созданием регионального управления магистральных газопроводов «Тираспольтрансгаз» Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 10.02.1994 года № 41 производственные управления газового хозяйства (ПУГХ) городов Тирасполь, Бендеры, Дубоссары и Рыбница были переданы из Министерства местного хозяйства в Министерство промышленности и энергетики ПМР и подчинены РУМГ «Тираспольтрансгаз».

25 апреля 1996 года  РУМГ «Тираспольтрансгаз» переименовано в производственное объединение РУМГ «Тираспольтрансгаз» на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики №14.

07 августа 1997 года издан Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики № 417 «Об установлении профессионального праздника «День работника газовой промышленности Приднестровской Молдавской Республики».

25 сентября 1998 года вышло Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики № 228 «О создании акционерного общества с участием предприятий газового комплекса Приднестровья».

Согласно решения собрания акционеров АОЗТ «Газснабтранзит» было реорганизовано, на основании чего 23 октября 1998 года в г. Москва был подписан Учредительный договор «О создании Молдавско-Российского акционерного общества открытого типа АО «Молдовагаз» с участием ОАО «Газпром». Предприятия газовой отрасли стали дочерними предприятиями АО «Молдовагаз» и приобрели статус «Общества с ограниченной ответственностью»

На основании Приказа Министерства промышленности ПМР от 11.01.2001 года  №19 Производственное объединение РУМГ «Тираспольтрансгаз» было переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «Тираспольтрансгаз».

04.03.2005 года подписан Указ Президента ПМР № 96 «О выходе Приднестровской Молдавской Республики из участия в ОАО «Молдовагаз».

Во исполнение Указа Президента ПМР от 04.03.2005 года № 96 Министерством промышленности ПМР издан Приказ от 24.03.2005 года № 294 «О создании ООО «Тираспольтрансгаз – Приднестровье».

25 марта 2005 года Регистрационной Палатой Министерства юстиции ПМР зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Тираспольтрансгаз – Приднестровье». Учредителем Общества является Приднестровская Молдавская Республика.

18 октября 2005 года Приказом Министерства промышленности ПМР № 926 «Об учреждении филиалов и внесении изменений в устав ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» учреждены филиалы Общества в гг. Бендеры, Григориополь, Дубоссары, Рыбница, Слободзея, Тирасполь.

26 февраля 2007 года Приказом Министерства промышленности ПМР № 102 «Об учреждении филиала ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» учрежден филиал Общества в г. Каменка.

Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 января 2012 года «Об утверждении системы и структуры исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики» Министерство промышленности ПМР реорганизовано путем разделения на Государственную службу транспорта и дорожного хозяйства ПМР и Государственную службу энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ПМР.

В соответствии с Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 13 августа 2013 года № 190 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Государственной службы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Приднестровской Молдавской Республики» ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» является организацией, находящейся в подведомственности Государственной службы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ПМР.

Согласно Приказа Государственной службы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Приднестровской Молдавской Республики от 14.10.2013г. № 404 «О прекращении деятельности филиалов ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» с 18 января 2014 года деятельность филиалов в г. Каменка и г. Григориополь прекращена и на их базе созданы Каменский газовый участок филиала в г. Рыбница и Григориопольский газовый участок филиала в г. Дубоссары.

Таким образом, в настоящее время в структуру ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» входят филиалы в гг. Тирасполь, Бендеры, Слободзея, Дубоссары, Рыбница.

3.2 Виды деятельности ТТГП

Основными видами деятельности ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» являются:

эксплуатация магистральных газопроводов и компрессорных станций;

транспорт и реализация природного газа;

выработка тепловой и электрической энергии;

транспорт природного газа по распределительным сетям;

проектирование и монтаж систем газоснабжения;

реализация, наладка и сервисное обслуживание газового оборудования;

установка узлов и приборов учета газа.

Вывод: В данной главе я изучил предприятие Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье раскрыв историю развития предприятия и виды его деятельности.

Заключение

Рассмотрев сущность, структуру, функции рынка, а также его позитивные и негативные стороны можно сделать вывод, что рынок - это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок - это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа. 

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособные предприятие и «свертывает» устаревшее производство. 

Рынок может существовать только при определенных условиях, к которым относятся: общественное разделение труда и специализация; отношения обмена результатами труда; свободный обмен ресурсами; экономическая обособленность субъектов рынка, которую, в свою очередь, можно осуществить лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить. 

Сущность рынка находит свое отражение в его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории. К основным функциям рынка относят ценообразующую, регулирующую, информационную, санирующую, посредническую функцию и функцию установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72566. ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ 104 KB
  Специальные контрольные органы призванные проводить мероприятия направленные на защиту бюджетных интересов созданы и функционируют в большинстве стран мира но далеко не во всех. Ранее же вопросами бюджетного контроля занималась королевская полиция островов.
72567. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 185.5 KB
  До принятия Жилищного кодекса РСФСР под жилищными правоотношениями обычно понимались лишь гражданско-правовые отношения по пользованию гражданами жилыми помещениями и эти отношения регулировались гражданским законодательством.
72568. СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 104.5 KB
  Качественная система права и законодательства основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран но в масштабах международного сообщества. поправок внесенных в российское законодательство.
72569. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ И ДОСТОЙНОЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 128 KB
  Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне...
72570. ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ, ПРЕДПИСАНИЙ, А ТАКЖЕ ДЕЛ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ БАНКОВ 112 KB
  После отзыва лицензии временная администрация действует от имени кредитной организации во всех иных судебных делах в том числе и в тех где другой стороной спора является Центральный банк России. В практике Арбитражного суда города Москвы были дела, когда после отзыва лицензии у банка...
72571. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 114.5 KB
  Общий объем страховых платежей взносов по всем видам страхования за 2005 г. Доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 16 процента в 1998 г. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования услуги агентов...
72572. РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД КАК ПОСЛЕДСТВИЕ УМАЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 128.5 KB
  В Гражданском кодексе дано детальное определение юридического лица: статья 48 Понятие юридического лица гласит что это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом...
72573. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА 138 KB
  Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся бюджетной реформы когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития бюджетной системы Российской Федерации не определены на государственном уровне ориентиры бюджетной политики страны.
72574. ЗАВЕЩАНИЕ КАК СПОСОБ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 92 KB
  Тесная взаимосвязь права собственности и наследственного права проявляется в основном в двух обстоятельствах: наследование является одним из оснований приобретения права собственности завещание же как сделка есть один из вариантов реализации правомочия распоряжения являющегося...