46372

Дневник-отчет о результатах производственной практики

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Обучать практической ориентировке на себе; – активизировать зрительноосязательное обследование ребенком своего тела учить рассматривать себя другого ребенка взрослого с соответствующим комментарием увиденного. Посетил занятий а тифлопедагога Дата Форма Тема ФИО Тифлопедагога Краткий анализ Подпись преподавателя 1 2 3 4 5 6 Группое Занятие по СБО Питание В ходе занятий решались следующие цели и задачи: – познакомить детей с разновидностями хлебных изделий; – показать способ приготовления теста вместе с детьми изготовить фигурное...

Русский

2013-11-21

245.5 KB

68 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 45

Дневник-отчет о результатах производственной практики

студента_

факультета                  курса       группы  

Проходил производственную практику с _________ по _____  2010 года

в _________________________________________________________________________ ________________________группе г. 

Руководители практики:__________________________________________________________

I. Провел учебных занятий:

Дата

Форма

Тема

Краткий анализ,

оценка

Подпись педагога

Индивид.

 «Да» и «Нет» — не говорите. Черное с белым... берите!

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах.

Данное занятие ориентировано на дошкольников с  нарушениями зрения. В ходе работы дети продемонстрировали достаточный уровень знаний о сенсорных эталонах, смогли выполнить задания по соотнесению черных и белых картинок. Однако задания с нитками и шнуровкой вызвало затруднение, что обусловлено недостаточным развитием мелкой моторики.

Индивид.

Ориентировка в пространстве: «Я – девочка – мальчик – ребенок».

Цели:

– формировать четкие представления о своем теле, его симметричности, пространственном расположении его частей. Обучать практической ориентировке на себе;

– активизировать зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела, учить рассматривать себя, другого ребенка, взрослого с соответствующим комментарием увиденного.

Групповое

Коррекция эмоционально-поведенчес-ких нарушений у слабовидящих дошкольников.

Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности.

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

Развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения.

Занятие проходило в виде психологического тренинга и было направлено на коррекции. Эмоциональных расстройств дошкольников с нарушениями зрения.

Отметим, что дети восприняли предлагаемые задания с интересом, были дружелюбно настроены как по отношению к педагогу, так и по отношению к сверстникам.

Активные игры чередовались с релаксирующими. Отметим,  что в ходе занятия решались задачи физического развития, речевого и сенсорного.

Групповое

«Фрукты»

Цели:

– обследовать натуру двумя руками, выделяя при ощупывании характерные признаки (яблоко – круглое, груша – треугольная, банан – прямоугольный);

– развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых устанавливаются скрытые свойства предметов (твердый – мягкий, кислый – сладкий, целое – часть, пюре – сок);

– формировать умение ориентироваться в окружающем мире, развивать мелкую моторику;

– развивать желание узнавать новое, интересное, изменять его в зависимости от предложенных условий.

Занятие прошло в хорошем темпе, активно и оживленно. Дошкольники продемонстрировали хороший уровень знаний о геометрических формах предметов (в данном случае, фруктов). Кто-то из детей был за границей, рассказал группе о своем путешествии и об экзотических фруктах.

III. Результаты внедрения педагогических исследований в практику.

В ходе практики студентка проявила творческий подход в поиске новых форм, методов организации и проведения занятий, подачи материала и его содержания. Разработанные студенткой занятия при небольшой доработке могут быть включены в постоянную практику тифлопедагога. Занятия соответствуют современным нормам и требованиям.

IV. Посетил занятий

а/ тифлопедагога

Дата

Форма

Тема

ФИО

Тифло-педагога

Краткий анализ

Подпись преподавателя

1

2

3

4

5

6

Групп-ое

Занятие по СБО

«Питание»

В ходе занятий решались следующие цели и задачи:

– познакомить детей с разновидностями хлебных изделий;

– показать способ приготовления теста, вместе с детьми изготовить фигурное печенье, используя трафареты;

– закрепить знания о назначении кухни, духовки;

– обогащать тактильно-вкусовую

чувствительность; расширять ориентировку ребенка в жизненном пространстве, учить обозначать хлебные

изделия словом.

Индивид.

«Наше настроение»

Занятие проводилось со следующими целями:

Развитие понимания мимических выражений и выражений лица.

Развитие эмпатии.

Повышение самооценки.

Развитие умения чувствовать партнера.

Групп-ое

«Транс-порт»

Занятие было направлено на достижение следующих задач: знакомство с предметами  ближайшего окружения; обучение  умению фиксировать взор на конкретном предмете;

выделять его основные зрительно воспринимаемые признаки, узнавать среди других;

– прослеживать взором за движением транспорта; усвоить понятия «далеко – близко», «дальше – ближе», соразмерять расстояние от себя до предмета.


б/
студентов факультета:

Дата

Форма

Тема

ФИО студента

Краткий анализ

1

2

3

4

5

Групп-е

«Догонялки»

Занятие было направлено на решение следующих задач:

развивать внимание и быстроту реакции;  учить выразительно передавать игровые образы;  формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в игре.

Групп-е

«Поможем найти»

В ходе занятия студентка стремилась развивать мыслительные операции, внимание, бинокулярное зрение; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу».  Также отметим работы по формированию элементарных математических представлений (счет до 5, форма, цвет).

Индивид.

«Эти домашние животные»

Занятие носило комплексный характер. Студентка обогащала словарь дошкольников,  знания об окружающем мире, работала с пространственными эталонами.

в/ работа по оборудованию кабинета: студентка в ходе практики приобрела и подарила кабинету  диагностический материал по обследованию дошкольников; а также ряд настольно-печатных игр, дидактический материал в картинках. Практикантка также оказала большую помощь в распечатке различных материалов.

Подпись дефектолога (тифлопедагога): _______________/____________________________

                            ФИО


VI.
Общая характеристика работы по педагогической практике:

а/ дефектолога (тифлопедагога):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка________________ Подпись

М.П.

Подпись заведующей ДОУ_______

Заключение руководителя производственной практики  фДПиП:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая оценка___________________________________

Руководитель пед. практики_________________________


Индивидуальный план работы

1. Установочная конференция с участием заведующей СДОУ, методиста, психолога,  воспитателей. Обсуждение задач педагогической практики.

2. Изучение программы СДОУ.

3. Знакомство с кабинетом тифлопедагога.

4. Анализ индивидуальных карт воспитанников СДОУ.

1. Посещение группового коррекционного занятия.

2. Ознакомление с предметно-развивающей средой группы.

3. Ознакомление с контингентом детей СДОУ.  Анализ особенностей воспитания и обучения детей с нарушениями зрительного восприятия.

4. Консультация по проведению коррекционных индивидуальных занятий с детьми.

1. Изучение взаимодействия между специалистами СДОУ:  муз. руководителя,  инструктора по физическому воспитанию, тифлопедагога, психолога и др.

2. Посещение индивидуального занятия тифлопедагога, участие в анализе занятий.

3. Посещение группового занятия по теме «Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств дошкольников».

1. Наблюдение за детьми во время коррекционных занятий, в свободной деятельности.

2. Разработка планов-конспектов коррекционных занятий.

3. Подбор диагностического материала для обследования ребенка.

4. Проведение индивидуального занятия «Да» и «Нет» не говорите. Черное с белым не берите!».

1. Взаимопосещение коррекционных занятий студенток.

2. Подготовка к проведению коррекционного занятия с помощью тифлопедагога.

3. Составление психолого-педагогической характеристики на воспитанника СДОУ.

4. Разработка рекомендаций для родителей.

5. Проведение группового занятия по СБО «Фрукты».

1. Наблюдение за игровой деятельностью детей.

2. Посещение коррекционных занятий студенток.

3. Участие в анализе проведенных занятий.

1. Взаимопосещение коррекционных занятий студенток.

2. Проведение индивидуального занятия о теме «Я – девочка – мальчик…».

3. Самоанализ занятия.

1. Наблюдение и анализ организации проведения коррекционного занятия студентки.

2. Анализ форм работы педагогического коллектива с родителями детей.

3. Разработка рекомендаций для родителей детей с нарушениями зрения.

1. Подведение итогов практики и обсуждение результатов прохождения практики с администрацией СДОУ.

2. Подготовка отчетной документации по практике.

3. Отчет о проделанной работе.


Конспект группового занятия № 1

Тема: Коррекция эмоционально-поведенческих нарушений у слабовидящих дошкольников.

Программное содержание:

Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности.

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

Развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения.

Ход занятия

Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Упражнение 1. «Назови своё имя» («Снежный ком» с мячом).

Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь, называет имя первого и своё. Игра по кругу.

- Хорошо, молодцы, ребята.

Упражнение 2. «Зашумованные картинки». Найти и перечислить все изображенные предметы на картинках. Как можно одним словом назвать каждую группу предметов? (овощи, фрукты, животные – дикие и домашние, игрушки, мебель, посуда).

- Молодцы, вы правильно назвали все группы.

Упражнение 3. «Эталоны». Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

- Ребята, будьте внимательны. Смотрите на фигурку и находите предмет на неё похожий. Хорошо, вы все справились с заданием правильно.

Упражнение 4. «Тропинка».

Дети берутся за руки и двигаются по кругу в правую, затем в левую сторону. По команде «тропинка» дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «копна» все дети игры направляются к центру круга, выставив руки вперёд. По команде «кочки» приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются.

Упражнение 5. «Окна».

– В одном сказочном городке окна у всех домов были двух видов: круглые и квадратные. Ребята, посмотрите на картинку и определите, каких окон больше: квадратных или круглых? Постарайтесь посчитать сначала круглые, а затем квадратные окна. Хорошо, молодцы.

Упражнение 6. «Настроение по цвету».

– Спасибо, вы сегодня хорошо занимались, я рада за вас. Мне хочется подарить вам на память бумажные сердечки с вашими именами. Вы можете их раскрасить любым цветом, каким захотите.

Упражнение 7. Релаксация.

Этюд «Факиры». Дети сидят на полу, скрестив ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, «Факиры» отдыхают.

Рефлексия.

- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

- В чем вы затруднялись?

- Может быть, что-то не понравилось?

- В какие игры вы бы хотели еще поиграть?

Ритуал прощания.

Дети стоят в кругу, передавая мяч друг другу со словами «Спасибо, до свидания».


Самоанализ занятия

Занятие проходило в виде психологического тренинга и было направлено на коррекции. Эмоциональных расстройств дошкольников с нарушениями зрения.

Отметим, что дети восприняли предлагаемые задания с интересом, были дружелюбно настроены как по отношению к педагогу, так и по отношению к сверстникам.

Активные игры чередовались с релаксирующими. Отметим,  что в ходе занятия решались задачи физического развития, речевого и сенсорного.

Конспект индивидуального занятия № 1

Тема: «Да» и «Нет» — не говорите. Черное с белым... берите!

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах.

Дидактическая игра для слабовидящих детей

Слабовидящие дети воспринимают мир несколько иначе, чем люди с обычно развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.

Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений.

Игра «Черное на белом, белое на черном»

Игра включает 14 двусторонних карточек — семь карточек с черным фоном и белым контурным изображением животного и семь карточек с белым фоном и черным контурным изображением животного. На одной стороне каждой карточки изображено домашнее животное, на другой — дикое. В игру также входят две «сводные» карты — с изображениями домашних и диких животных.

С помощью этих карт можно учить детей узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое». Можно использовать карточки на занятиях по знакомству с окружающим миром, по математике и развитию речи.

Карточки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, если набор карточек будет у каждого ребенка.

Варианты заданий

1. Ребенок получает набор черных карточек. Нужно перевернуть их той стороной, на которой изображены домашние животные. Подобное задание выполняется и с белыми карточками.

2. Ребенок имеет два набора карточек. Карточки развернуты к нему той стороной, на которой изображены домашние животные. Для каждой черной карточки нужно найти белую «пару» и положить их рядом друг с другом. Аналогичное задание выполняется с изображениями диких животных.

3. Перед ребенком — «сводная» карта с изображением домашних животных и набор контурных изображений на черном фоне. Маленькие карточки раскладываются вокруг сводной карты. С помощью ниток или веревочек ребенок соединяет изображение на маленькой карточке с его парой на сводной карте. Затем можно повторить упражнение, используя маленькие карточки с изображениями животных на белом фоне. Аналогично дети работают с наборами карточек диких животных.

4. Дидактическая игра

«Кто что умеет?»

Цель игры: формирование общих способов умственной деятельности (умения находить существенное в наблюдаемом, переносить знания в новую ситуацию), развитие наблюдательности, пополнение словаря детей глаголами. Конкретизация представлений о повадках и жизни животных.

Материал игры: картинки с изображениями домашних и диких животных.

Ход игры

 Педагог и ребенок сидят вместе. Перед каждым из них лежит картинка, перевернутая обратной стороной. По очереди открывают свою картинку и обращается к соседу, например: «У меня на картинке белка. Что умеет белка?» (передает ему эту картинку). Ребенок отвечает: «Белка умеет прыгать, перепрыгивать с ветки на ветку, грызть орехи, сушить грибы, запасать на зиму корм и т. д.

Педагог считает названные глаголы и записывает их количество на доске. Если отвечающий: не может больше назвать действий, педагог подсказывает ему, фиксируя каждый правильный ответ как дополнительный балл помогающему ребенку.

Самоанализ занятия

Данное занятие ориентировано на дошкольников с  нарушениями зрения. Индивидуальное занятие, выстроенное на основе нескольких дидактических игр, проводимых с одним ребенком, на наш взгляд, прошло успешно.

Основной целью данного занятия было формирование представлений о сенсорных представлениях, что является основополагающим в работе с детьми с нарушениями зрения.

Занятие проходило в игровой форме с элементами сказки. Активно использовались наглядные и звуковые средства обучения.

Возможность дошкольников с нарушениями зрения различать черное и белое позволило удачно провести игру  «Да» и «Нет» — не говорите. Черное с белым... берите». Детям понравились изображения животных и процесс раскладывания карточек.

Тем не менее, внимание дошкольников не отличается устойчивостью, концентрированностью и большим объемом, что, в принципе, объясняется, во-первых, психическим развитием младших дошкольников, а во-вторых, зрительным нарушением.

На наш взгляд, перегрузки детей не было, занятие прошло очень легко, дети проявили максимум активности.

К недостаткам проведенного занятия следует отнести стремление к созданию игровой ситуации, нежели учебной, т.е. стремление избежать перегрузки детей, снижения работоспособности и появление низкого уровня мотивации привело к снижению познавательной информативности занятия.

Конспект группового занятия по социально-бытовой ориентировке № 2

Тема: занятие «Фрукты»

Цели:

– обследовать натуру двумя руками, выделяя при ощупывании характерные признаки (яблоко – круглое, груша – треугольная, банан – прямоугольный);

– развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых устанавливаются скрытые свойства предметов (твердый – мягкий, кислый – сладкий, целое – часть, пюре – сок);

– формировать умение ориентироваться в окружающем мире, развивать мелкую моторику;

– развивать желание узнавать новое, интересное, изменять его в зависимости от предложенных условий.

Материал: яблоко, груша, банан; объемные и плоскостные формы: круг – шар, квадрат – кубик, треугольник –призма, прямоугольник – кирпичик; две терки, марля, полотенце.

Ход занятия

1. Зрительная гимнастика.

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (движение глаз вверх – вниз, 3–4 повторения).

Долгоножка хвалится – я ли не красавица,

А всего-то косточка, да красненькая кофточка (движение глаз влево – вправо).

2. Коррекционное упражнение «Волшебная муфта». Работа с набором натуральных фруктов, геометрических объемных и плоскостных форм:

Узнай на ощупь.

Узнай на вкус.

Найди и покажи по заданию.

3.Коррекционное упражнение по элементарному экспериментированию. Активизировать вкусовой анализатор. Показать и выполнить превращения: целое – часть – пюре – сок.

4. Дидактическо-коррекционное упражнение «Волшебный кружок».

Дать набор рисунков с кружками разной величины и цвета. Задание: дорисуй, чтобы получились яблоко, вишня, арбуз, виноград.

5. Расслабляющее упражнение «Бабочки машут крылышками» – частое моргание с последующим закрыванием и открыванием глаз (3–4 повторения).

Самоанализ занятия

Занятие прошло в хорошем темпе, активно и оживленно. Дошкольники продемонстрировали хороший уровень знаний о геометрических формах предметов (в данном случае, фруктов). Кто-то из детей был за границей, рассказал группе о своем путешествии и об экзотических фруктах.

Интересным для детей стало занятие по превращению. Мы использовали натуральные фрукты, сок, детское пюре в баночках, т.е. все было предельно наглядно и реалистично. После выполнения задания детям предложили попробовать сок и фрукты.

Конспект индивидуального занятия по социально-бытовой ориентировке № 2

Тема занятия: Ориентировка в пространстве: «Я – девочка – мальчик – ребенок».

Цели:

– формировать четкие представления о своем теле, его симметричности, пространственном расположении его частей. Обучать практической ориентировке на себе;

– активизировать зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела, учить рассматривать себя, другого ребенка, взрослого с соответствующим комментарием увиденного.

Ход занятия

1. Коррекционно-дидактическая игра «Свет мой зеркальце, скажи»: работа у большого зеркала. Упражняться в зрительно-осязательном обследовании собственного тела, уметь называть части тела, выделять парные, знать назначение каждой из частей тела, выделять сенсорные различия мальчик – девочка (внешний вид, одежда).

2. Коррекционно-дидактическая игра «Разные, разные, голубые, карие, зеленые у детей глаза». Дать два трафарета лиц без глаз и разноцветные трафареты глаз. Уметь находить цвет глаз по заданию, выкладывать на трафарете.

3. Зрительная гимнастика: работа на настенном тренажере. Движение глаз влево – вправо, вверх – вниз.

4. Коррекционно-дидактическая игра «Где живет сердечко?»: активизировать слуховой, тактильный анализаторы при определении местонахождения сердца. Использовать систему меток (сердце – слева, бантик – справа).

5. Работа с трафаретами. Обвести зрачок на заранее подготовленной овальной форме. Радужку глаза закрасить по различным заданиям.

6. Расслабляющее зрительное упражнение у окна «Далеко – близко».

Самоанализ занятия

На наш взгляд, занятие прошло успешно. В ходе занятия дети не только выполняли задания педагога, но  и охотно вступали в беседу, рассказывали, какой цвет глаз у их родных, знакомых. Т.е. решались не только задачи пространственной ориентировке относительно своего тела, но и задачи по развитию связной речи.


Анализ результатов психологического наблюдения за ребенком (часть 1: семейное воспитание, эмоциональное развитие)

Характеристика семьи.

Мама – Никитина Мария Сергеевна (29 лет).

Профессия – преподаватель русского языка и литературы.

Папа – Никитин Андрей Петрович (33 года).

Профессия – системный администратор в компьютерной фирме.

Дочь – Никитина Марина Андреевна (6 лет).

Посещает специальный детский садик для детей с нарушениями зрения №140.

Диагноз Марины - Миопия OU: vis. б/о 0,5/0,4/;   в/о 0,5/05. Интеллект и высшие психические функции – без отклонений. Здорова.

Сын – Никитина Матвей Андреевич (4 года).

Посещает обычный детский садик общеразвивающего вида №150.

Миопию Марина «получила» по наследству от папы, которому в 18-летнем возрасте даже делали операцию на глазах, с целью предотвращения дальнейшего прогрессирования заболевания. В возрасте четырех лет Марина начала носить очки, но продолжала ходить в обычный садик. Родители долгое время считали, что миопия дочери скоро пройдет, однако, болезнь прогрессировала, очки меняли два раза. По совету офтальмолога, курирующего Марину, девочку перевели в специальный детский сад для детей с нарушениями зрения. Как оказалось, не зря. Девочка стала более открытой для общения, перестала стесняться своих очков, наоборот, приходя домой, она с гордостью рассказывала о том, что у нее «самые красивые очки».

Семья девочки, на первый взгляд, совершенно обычная семья, и болезнь дочери как-то особо не отразилась на ее психологическом климате. Однако, это на первый взгляд.

Мама Марины призналась, что ей довольно неприятно постоянно выслушивать сочувствующие разговоры и взгляды близких и знакомых, которые жалеют ребенка. Мама девочки отнюдь не считает, что Марину нужно постоянно жалеть, ведь Марина  - здоровая девочка, а ее очки…ну что же, в наше время кто ходит без очков. Кроме того, раздражают маму постоянное навязывание целительных рецептом и методик, которыми ее щедро потчуют те же близкие и знакомые. В квартире накопилось столько пособий, что можно открывать магазин.

Мама призналась, что первое время она постоянно пробовала различные методы коррекции зрения дочери, заставлял девочку постоянно делать зрительную гимнастику (это не так уж плохо, очень полезно), а, прочитав книгу «Очки-убийцы», ввела эту методику в жизнь всей семьи. В результате – постоянные конфликты, скандалы, усталость, поскольку методика очень специфическая, и не каждый человек ее может успешно пройти.

Кроме того, не стоит забывать, что мама марины перепробовала все методики, не осознавая того, что они рассчитаны на более взрослого человека, но никак не на маленькую девочку.

В итоге, мама практически отказалась от методик, доверилась специалистам детского сада. Дома осталась зрительная гимнастика, которую выполняют все члены семьи.

Что касается, главы семьи, папы. Папа, имея неограниченный доступ к ресурсам глобальной сети ИНТЕРНЕТ, также нашел огромное количество методик по коррекции зрения. Однако, сначала он решил испробовать их на себе. Но сила воли является решающим фактором на пути осуществления задуманного, именно ее и не хватило папе. Решив, что раз он не может выполнять предложенные в методиках рекомендации, то дочь и тем более, он отбросил их.

В принципе, именно папа первое время был против того, чтобы Марину перевели в специальный детский сад. Мотивация была следующая: «Я всю жизнь полуслепой был, всю жизнь в очках, ну что, нормальный же, и вот целый день за компьютером торчу». Но, спасибо маме и бабушке, которые настояли на специальном детском садике.

С младшим братом Марина играет, она очень любит братика, часто предлагает ему померить ее очки.

В принципе, в данной семье отношения кажутся обычными, но, тем не менее, зрительное нарушение девочки накладывает свой отпечаток на ее эмоциональное развитие.

Стиль родительского отношения к Марине можно определить как либерально-демократический. Родители любят девочку, оберегают от различных неприятностей, но «слепая любовь» мешает проявлению самостоятельности девочки. Марина очень зависима от родителей, даже спать ложится только с мамой. Полный симбиоз и кооперация с родителями (с мамой), безусловно, очень важны для ребенка, но такое сосредоточивание на девочке  не всегда необходимо, поскольку любой, минимальный, отрыв Марины от родителей чреват тревожностью и развитием страхов. Марина привыкла абсолютно все делать с родителями.

Эмоциональная сфера личности Марины характеризуется недостаточностью, поскольку ребенок не всегда адекватно реагирует на различные явления окружающей действительности. Марина обладает недостаточным диапазоном понимаемых и переживаемых эмоций. Коммуникативная сфера недостаточно развита, вернее, бедна.

Страхи, испытываемые девочкой, обусловлены нарушением зрительного восприятия, чувством своей физической несостоятельности, дискомфортом в общении.

С целью определения эмоциональной напряженности, наличия и характера страхов была проведена методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, модификация М.А. Панфиловой).

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ - выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Количество страхов Марины составило 14 страхов, что немногим выше указанной А.И. Захаровым нормы (11 страхов).

Так, Марина боятся темноты («Без света боюсь»), болезнь, переживает за своих родителей, боится смерти («Умирать – это значит больше не видеть своих друзей, никого не видеть, боюсь»), боится животных (тигра, льва, слона), боятся уколов, врачей («Сильно боюсь операцию с глазами»), неожиданных и резких звуков («А вдруг телевизор взорвется»). Марина боится и не любит опаздывать («Быстро надо одеваться»).

В действительности, почти все страхи носят гипотетический характер. Ребенок обладает неуемной фантазией, которая, в совокупности с имеющимся зрительным нарушением, успешно продуцирует возникновение негативных эмоциональных переживаний. Кроме того, не стоит исключать тот факт, что родители, подчас, проявляют гиперопеку по отношению к ребенку, что сказывается на значительном ограничении его жизненного пространства: ребенок не гуляет один, его всячески оберегают, поддерживают, стараются оградить от возможных неприятностей и различных происшествий.

Отсутствие возможности самостоятельно читать книги, смотреть телевизор (в частности, мультфильмы), с одной стороны, является вынужденной необходимостью, но с другой, оберегает ребенка от того засилия насилия, которым полно наше телевидения, пусть даже детского.

Однако в предложенной группе страхов выделяется определенное количество (темнота, врачи, кровь, укол, боль), которые непосредственно связаны с личным, жизненным опытом малыша. Девочка панически боится врачей и всей медицинской атрибутики, поскольку не раз прошла через болезненные процедуры и операции.

Профилактика возникновения эмоциональны расстройств  ребенка (Рекомендации родителям)

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте активно используется родителями. Однако к каждому ребенку необходимо подбирать свой ключик, поэтому ниже мы приводим основные правила работы с детьми и перечень игр, которые можно и нужно проводить дома.

Итак, на начальных этапах работы с ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с ребенком, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л.В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников.


Упражнения на релаксацию и дыхание

«Дрока»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Этюды на расслабление мышц

Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика». Эти этюды полезны для разных категорий детей.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук. «Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».


Игры, способствующие расслаблению

Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998). Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

«Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.


«Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.


Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

«Волшебный стул» (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Анализ результатов психологического наблюдения за ребенком (часть 2: изучение пространственных навыков ребенка, характера усвоения сенсорных эталонов)

Требования к развивающей среде в ходе диагностического обследования ребенка  с нарушениями зрительного анализатора

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также специфики нарушения развития.

Требования к проведению диагностического обследования детей с нарушениями зрения предполагает соблюдение следующих условий.

1. Создание комфортной среды: яркость фона (зеленый фон), равномерное распределение источников света, достаточная освещенность помещения (расстояние от стен до светильников 1,5м. между рядами 3 м, удельная мощность светильников на 1 кв. м. – 30 Вт),  освещенность рабочего места (столы, за которыми сидят дети, ставят не далее чем  0,5 м к светонесущей стены, так, чтобы свет падал слева), звуковой фон, качество мебели (мебель по росту детей), организация пространства, удобное размещение необходимых материалов (игрушки, иллюстративный материал следует рассматривать на расстоянии не менее 30-35 см от глаз – расстояние от локтя до кончиков пальцев), соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

2. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.

3. Параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание)  соотнесены  с возможностями «нормы». Поэтому ребенок с выявленным нарушением развития попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию. В этом случае стандартные характеристики могут изменяться с целью обеспечения адекватных условий особенностям ребенка.

Для ребенка с нарушением зрения допустимо увеличение размера картинок.

Изучение уровня сенсорного развития ребенка осуществлялась с опорой на следующие методики:

Изучение представлений о собственном теле.

Изучение представлений о частях суток.

Изучение ориентировки в величине предметов (на материале построения сериационого ряда).

Изучение пространственных представлений

При проведении предлагаемых ниже методик предварительно нужно выяснить, какие слова, обозначающие части лица или тела, знает ребенок, и именно их использовать при опросе.

Протокол № 1

Дата:

Ф.И. ребенка: Никитина Марина

Возраст: 6 лет.

Методика:  Изучение представлений о собственном теле.

Цель: диагностика пространственных представлений о собственном теле.

Серия 1. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п. Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь.

На этом этапе можно использовать стандартные пробы Хеда. Психолог делает жесты, показанные на рисунках, и просит ребенка повторить их.

Обработка данных:

Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем психолога, а затем, если это не помогло, собственным).

Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица.

Выполняет задание, глядя в зеркало.

Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо.

Серия 2. Анализ частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси.

Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п. На этом этапе также можно использовать стандартные пробы Хеда.

Примечание. Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами.

Обработка данных: см. п.1

Серия 3. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга.

Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной. Таким образом, может быть получено еще одно подтверждение профиля латерализации.

Инструкция. Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п.

Обработка данных: см. п.1

Оценка производится при различном положении каждой руки.

Примечание. Подобная оценка в отношении ног не производится.

Рассмотрим результаты проведенного экспериментального исследования.

Таблица 1

Серия 1. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице.

Ф.И. ребенка

Особенности выполнения

Никитина Марина

Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо педагога, называет глаза, щеки, нос, рот, щеки, не называет подбородок и щеки, уши, лоб.

Таким образом, Марина адекватно ориентируется в «пространстве» собственного лица, называет его части, хотя и не всегда соблюдая последовательность описания и пропуская некоторые части. Так чаще всего пропускает уши,  лоб и подбородок, акцентируя внимание на глазах, носе и рте.

Таблица 2

Серия 2. Анализ частей собственного тела

Ф.И. ребенка

Особенности выполнения

Никитина Марина

Ребенок выполняет задание с открытыми глазами, ориентируясь на жесты педагога. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо.

Называет голову, шею, ноги, руки,  живот, не называет грудь, кисти рук.

Таким образом, Марина продемонстрировала   средний уровень пространственной ориентировки относительно частей своего тела. Ребенок  называет верхние и нижние конечности, голову, названия шеи, однако, часто пропускает кистей рук и стоп ног, грудь и живот.

Таблица  3

Серия 3. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга (только руки)

Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п.

Ф.И. ребенка

Особенности выполнения

Никитина Марина

Выполняет задание с ориентацией на указания педагога. Показывает правильно, что  плечо выше локтя, плечо выше кисти, правильно, что кисть ниже локтя, а локоть выше кисти. Выполняет задание, глядя в зеркало.  

Выполняя это задание, не испытывала затруднений.

Протокол № 2

Дата:

Ф.И. ребенка: Никитина Марина

Возраст: 6 лет.

Методика:  Изучение представлений о частях суток.

Цель: изучить уровень представлений ребенка о частях суток.

Метод: беседа.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого (ребенка)

Действия ребенка (второстепенные)

Время

(от начала до конца исследования)

Первая серия.

Что ты делаешь утром?

Когда ты приходишь в детский сад?

Что ты делаешь утром в детском саду?»

Что ты делаешь днем в детском саду?

Вечером что ты делаешь?

Вторая серия.

Раскладывает картинки с изображениями частей суток в произвольном порядке.

Показываем поочередно картинки с изображениями частей суток:

утро - голубое небо, из-за горизонта видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло - жёлтого цвета; день - светлое голубое небо, в верхней части светло - жёлтый круг солнца; вечер - серое небо, в нижней части ярко - оранжевый круг солнца без лучей; ночь - чёрное небо с месяцем и звёздами)

«Когда это бывает?»

Третья серия.

Проводится аналогично предыдущей серии с использованием второго набора картинок. Выясняют,

как дети определяют время по природным явлениям.

Какое это время года?

За ним какое время года идет?

Что за время года на этой картинке?

Как называется это время года?

Я просыпаюсь, умываюсь, ем.

Утром прихожу, и все приходят тоже.

Опять ем, зарядку делаем, здороваемся с детьми, играем немножко.

Сплю, все спят. Воспитатель не спит только. Или не сплю.

Вечером мама приходит за мной, мы идем домой. Гуляем.

Это бывает утром.

Это бывает ночью.

Это бывает днем.

Это бывает вечером.

Это зима. Она кончилась. Зима со снегом.

За зимой идет весна, как сейчас.

Это лето.

А это осень.

Потягивается.

Улыбается, смотрит вокруг.

Показывает, как делает зарядку. Делает несколько прыжков и приседаний.

Зевает, кладет руку на щеку.

Размахивает руками, оживляется.

Смотрит на картинки. Перекладывает их. Рассматривает. Внимательно изучает оборотные стороны картинок. Вздыхает, кладет картинки на место.

Морщит нос, демонстрирует недовольство зимой.

Улыбается, показывает рукой за окошко.

Улыбается.

Не выражает эмоций.

5 минут.

3 минуты

5 минут

Анализ результатов: таким образом, ребенок  продемонстрировал высокий уровень сформированности знаний о частях суток и временах года.  Отметим эмоциональное сопровождение выполнения задания. Психологическое состояние девочки комфортное. Уровень сотрудничества с педагогом успешный. Девочка активная, сопровождает ответ невербальным подкреплением (например, говоря о  зарядке, подпрыгивает).


Протокол № 3

Дата:

Ф.И. ребенка: Никитина Марина

Возраст: 6 лет.

Методика:  Изучение представлений о частях суток.

Цель: Изучение представлений о частях суток.

Метод: беседа.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого (ребенка)

Действия ребенка (второстепенные)

Время (от начала до конца исследования)

Перед ребёнком хаотично раскладываются 10 палочек и предлагают выполнить задание:

«Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребёнок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда:

«Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».

Внимательно смотрит на палочки, трогает их, пытается согнуть, стучит по столу. Затем приступает к выполнению задания. Очень медленно выполняет, по несколько раз перекладывает палочки с места на место. Называет цвет палочек.

Выполняет задание верно, но очень медленно, хотя вполне могла справиться быстрее с заданием.

Переспросила и правильно выполнил задание.

Улыбается, морщит нос, смотрит по сторонам, вздыхает.

Шепчет под нос. Внимательно рассматривает каждую палочку, подносит близко к глазам, вздыхает, примеривается, смотрит на экспериментатора, как бы спрашивая: «Верно ли я делаю?».

5 минут.

4 минуты.

Анализ результатов: Марина выполнила это задание с меньшим успехом, нежели первое. Затруднения возникли при выполнении второго задания (выбрать длинную палочку из оставшихся палочек). Один раз  попросила помощь у педагога, но затем правильно выполнила задание. Увеличение продолжительности времени на выполнение задания не снизило качество его выполнения.

Протокол №4

Дата:

Ф.И. ребенка: Никитина Марина

Возраст: 6 лет.

Методика:  Изучение пространственных представлений

Цель: Изучение пространственных представлений

Метод: беседа.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого (ребенка)

Действия ребенка (второстепенные)

Время (от начала до конца исследования)

1.Показать правую, левую руку, ногу, ухо.

2.   На  столе   перед  ребёнком   располагают  игрушки   следующим образом: в центре - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек:

Какая игрушка между уточкой и зайцем?

Какая игрушка позади мишки?

Какая игрушка стоит слева от мишки?

Какая справа от мишки?

3.   Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов:

«Какая игрушка нарисована в середине, вверху, вниз, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

4.   Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под треугольником - маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.

5.   Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40 -50 см от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

6.    Ребёнку   предлагают   встать   в   центр   групповой   комнаты   и рассказать, что находится слева, впереди, сзади от него.

7.   Задание аналогично предыдущему, но выполняется на улице.

Верно показывает все части тела. Дополнительно сообщает экспериментатору, что  знает такие части тела, как кисть и стопа. Называет также лучевую кость (потому что у бабушки был недавно передом лучевой кости).

Называет медведя.

Называет сначала зайца, потом правильно говорит, что лиса.

Называет лису, потом называет зайца.

Верно называет уточку.

Долго выполняет задание. Сначала говорит тихо, потом громко проговаривает. Неправильно отметила расположение юлы в нижнем правом углу.

Затруднения в понятиях «верх – низ» в сочетании «право – лево».

Рисует очень медленно.

Верно нарисовала: круг, квадрат, треугольник. Перепутала местами маленькие кружки. Сами кружки рисовала довольно крупно.

Показывает игрушки верно. Предлагает их поменять местами, чтобы было лучше видно и легче называть.

С удовольствием рассказывала о том, что есть в комнате, но путала понятия право-лево.

Спрашивала у педагога: «А это надо? Это тоже называть?»

Активно сопровождает движения мимикой, повторяет каждое название части тела.

Сопровождает показ зверей вздохами. Берет в руки игрушки. После каждого ответа спрашивает: «А эта уточка уже не нужна? Можно взять поиграть? А что вы потом с ней будете делать?».

Смотрит на картинку, водит пальцем, шепчет под нос.

Задание не понравилось. Бурчала что-то под нос, поджимала губы.

Задание понравилось. Села на корточки.

Не хотела стоять на месте. Нужно было срочно подбегать к предметам и показывать на них пальцем.

Не понравилось задание.

1,5 минуты.

4 минуты.

5 минут.

5 минут.

4 минуты.

5 минут

6 минут

Анализ результатов: Марина продемонстрировала средний уровень сформированности пространственных представлений. Были  допущены ошибки в определении пространственного положения игрушки, находящейся позади другой игрушки,  а также определении местонахождения предметов на картинке. Особенно не понравилось задание с рисованием.

Эмоциональное состояние менялось на протяжении всего диагностического обследования, причем настроение улучшалось в зависимости от степени сложности и интереса задания.

Анализ результатов выполнения задания:

Итак, по результатам проведенного диагностического обследования можно сделать следующие выводы:

Марина продемонстрировала высокий уровень развития представлений о частях суток. Правильно выстроила последовательность частей суток, рассказал о том, чем она занимается в течении дня сообразно частям суток.

Девочка также верно называла времена года.

Изучение ориентировки в величине предметов (на материале построения сериационого ряда) позволило нам говорить о достаточном уровне сформированности искомых  умений и навыков. Марина успешно справилась с заданиями, за исключением начала выполнения второго задания (палочки на длину).

Уровень выполнения задания у Марины  - 2, т.е. выполнение задания шло с тактильной  (выполняет задание, сравнивая палочки путём прикладывания их друг к другу).

Изучение пространственных представлений. Показывает верно и быстро все части тела. Успешно справилась с распределением игрушек, хотя в двух местах ошиблась и переспросила у педагога.

Испытывает небольшие затруднения в ориентировании в пространстве право и лево.

Рисует с неохотой. Средний уровень выполнения, неправильно рисует маленькие кружки.

Игрушки, находящиеся на расстоянии, Марина называет верно.

Таким образом, мы  организовали и провели диагностическое обследование особенностей сенсорного развития ребенка с нарушениями зрения.

Марина продемонстрировала средний уровень сформированности сенсорного развития.

Девочка  хорошо ориентируется в определении частей суток и времен года. При выполнении данного задания она  продемонстрировала успешный уровень сформированности знаний о частях суток и временах года.  Отметим эмоциональное сопровождение выполнения задания. Психологическое состояние ребенка комфортное. Уровень сотрудничества с педагогом успешный. Девочка активная, сопровождает ответ невербальным подкреплением (например, говоря о  зарядке, подпрыгивает).

Марина хорошо ориентируется в пространстве собственного тела и близко расположенных предметов. Затруднения возникли при выполнении задания на выявление предметов, находящихся справа или слева.

Что касается работы на изучения уровня представлений о величине, то Марина  и здесь показал успешные результаты.


Характеристика на студента-практиканта

ОТЗЫВ

о работе студента-практиканта   

                                                                            

курса   5    факультета , проходившего                                           педпрактику в _____________________________________________________

__________________________________________________________________

адрес    г.      с_________по___________2010г.

Общая характеристика студента-практиканта: за время прохождения практики показала себя как добросовестный и целеустремленный человек, работу планирует чётко соответственно поставленным целям и задачам, возникшие затруднения и ошибки основательно анализирует и исправляет, постоянно пополняет свои знания и применяет новые методики в работе. К сотрудникам и обучающимся относится уважительно. Обладает многими положительными качествами.

Место печати                     

                                            

«___»_________200__г.         Оценка за педпрактику     4

                                                                                              

 Заведующая ДОУ  ___________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54580. З Новим роком! 103.5 KB
  Принц Рік новий вже так близенько Кілька днів всього пройде. Принц Рік новий не за горами Крок за кроком і прийде. Але поки разом з нами Рік старий.
54581. Уроки вдохновения 3.3 MB
  Если вспомнить сколько существует всякой путаницы недоумений всевозможных толкований вокруг метода Константина Сергеевича получившего название метода физических действий сколько было опубликовано неясных изложений этого метода его ближайшими учениками и помощниками последних лет жизни то невольно радуешься тому что почти стенографическое изложение репетиций Станиславского по этому методу становится нашим общим достоянием. Эти ленинские слова из беседы с Кларой Цеткин можно поставить эпиграфом к бессмертному учению Константина...
54582. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 25.07 KB
  Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
54583. Новогоднее «Кривое зеркало» 62 KB
  Будут Снегурочка и Дед Мороз Он вам подарков немало привез. Огого Народуто сколько И что это они собрались Всех Дед Мороз пригласил Может я не сюда попала Во ктото идет. Дед Мороз вбегает кидается к сидящим в зале хватает их ошибается заглядывает под стулья лезет по рядам сам в очках снимает их заглядывает близко в глаза Снегурочка Внученька Где ты Ты нет опять не она. Где же ты Снегурочка Вечно она куда нибудь теряется убегает Снегурочка Ушел Вот достал дедуля Пора появится А я может быть занята...
54584. Новорічні пригоди 55 KB
  Учитель. Сьогодні наша школа перетворюється в казковий край: всюди прикраси, зустрічі з казковими та літературними героями і неодмінно - з Дідом Морозом та Снігуронькою. Обов язкова прикмета свята - красуня ялинка,запах мандарин, новорічні подарунки, пісні та танці. І все це– на нашому уроці!
54585. Новорічні сценарії 109.5 KB
  Неповторний колорит новорічної атмосфери: красуняялинка різнокольорові вогні феєрверки численні подарунки відчуття свята загадковості і передчуття чуда А малеча ще й з нетерпінням чекає появи Діда Мороза і Снігуроньки бо саме з їхньою появою приходить відчуття свята і таємниці. Але проходить час і Дід Мороз у дитячій уяві перестає бути реальною особою йому більше не пишуть листів із заповітними бажаннями від нього вже не чекають подарунків він стає просто атрибутом свята хоч і обов’язковим. І хоча в кожному...
54586. Новый год настает! Новый год у порога нашей планеты! 48 KB
  Новый год настает Новый год у порога нашей планеты Ученик 1: Скоро Новый год З.Орлова Скоро скоро Новый год Он торопится идет Постучится в двери к нам: Дети здравствуйте я к вам Праздник мы встречаем Елку наряжаем Вешаем игрушки Шарики хлопушки. Дед Мороз ну где ты Учитель: Новый Год самый загадочный праздник открывающий нам мир добрых сказок и волшебства. Одни встречают Новый Год дома в семейном кругу другие выезжают на природу в зимний лес а я предлагаю вам отправиться сегодня в незабываемое новогоднее путешествие в...
54587. Информационные процессы. Конспект урока по информатике 8 класс 68 KB
  Требования к знаниям и умениям: Знать: Информационные процессы; Виды памяти; Передача информации; Обработка информации. Уметь: Приводить примеры ситуаций являющихся источником информации приёмником информации; Приводить различные примеры процесса обработки информации. Что такое информация для человека Назовите некоторые источники получения информации.
54588. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка 92.5 KB
  Попрежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая специфику предмета иностранный язык эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы предоставляя каждому ученику возможность осознать осмыслить новый языковой материал получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Если в таких...