46432

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги

Доклад

История и СИД

Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. Россия вошла в XX век огромной страной с почти неисчерпаемыми людскими и природными ресурсами. Россия была многонациональной империей ее населяли люди говорившие на десятках языков исповедовавшие разные веры православие ислам буддизм католицизм язычество принадлежавшие к разным культурам.

Русский

2013-11-21

18.97 KB

0 чел.

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги  

Предметы1 - История России

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги

8 начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира, но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. Последней каплей стали неудачи в войне с Японией.

9 января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись («Кровавое воскресенье»). В стране и в армии (на броненосце «Потёмкин» и др.) начались волнения. По поручению царя министр внутренних дел А. Г. Булыгин к августу 1906 г. разработал проект о созыве законосовещательного парламента («булыгинская дума»), но этой уступки для оппозиции было недостаточно. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. вынудила Николая II издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах, создании Государственной Думы с законодательными полномочиями и амнистии политзаключённых. Возникли либеральные партии конституционалистов-демократов (кадетов) и октябристов, националистическая партия «Союз русского народа». По стране прокатилась волна еврейских погромов. В ноябре началось восстание на Черноморском флоте во главе с П. П. Шмидтом, в декабре 1905 г. — восстание в Москве, заранее обречённые на провал и легко подавленные. Собравшаяся в апреле 1906 г. Государственная Дума в июле была распущена царём из-за своей оппозиционности. В июле же 1906 г. произошли военные мятежи в Ревеле, Кронштадте и Свеаборге, подавленные властями. В июне 1907 г. была разогнана еще более оппозиционная II Дума и изменён избирательный закон — сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без санкции Думы и потому являло собою государственный переворот. Революция закончилась.

Итоги. В России появился парламент — Дума. Царизм показал, что идет на уступки лишь под давлением. Это подготовило умы к революции 1917 г. Началась столыпинская реформа.

1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

Россия вошла в XX век огромной страной с почти неисчерпаемыми людскими и природными ресурсами. Сильная армия, выход к двум океанам, европейский центр и обширные азиатские владения — всё это обеспечивало нашей стране место в ряду великих держав тогдашнего мира.

Империя.

Россия была многонациональной империей — ее населяли люди, говорившие на десятках языков, исповедовавшие разные веры (православие, ислам, буддизм, католицизм, язычество), принадлежавшие к разным культурам. Национальные территории непосредственно примыкали к районам, где преобладало православное русское население.

Многие народы компактно жили на своей исторической территории. К концу XIX в. усилилась политика русификации (насаждение русской культуры) национальных окраин.

Аграрный вопрос.

1) Более 80% населения страны жило в деревнях и занималось сельским хозяйством.

2) Большая часть крестьянской земли в самом начале XX в. считалась собственностью сельской общины. В некоторых деревнях общинный сход периодически перераспределял землю между семьями. Семья возделывала выделенную ей землю самостоятельно. Выращенный урожай принадлежал двору, но крестьянин не был частным собственником обрабатываемого им участка. Покидая деревню, семья земледельца теряла свой надел. Община задерживала развитие капитализма: предпринимательскую деятельность крестьян, рост производительности труда, покупательную способность и уход крестьян в города на заводы.

3) Численность сельских жителей после отмены крепостного права увеличилась вдвое, и земли, полученной крестьянами во время Великой реформы, стало явно не хватать; с каждым годом всё острее ощущалось аграрное перенаселение (нехватка земли). Недостаток продовольствия вынуждал многих крестьян влезать в долги к соседям — помещикам, купившим угодья горожанам, разбогатевшим односельчанам. Свои надежды на улучшение жизни хлебопашцы обычно связывали с переделом помещичьих земель, а не с повышением урожайности.

4) Помещики были частными собственниками своих угодий. Для того чтобы их обрабатывать, крупные землевладельцы иногда нанимали батраков за денежную плату. Но чаще использовали разными хитростями дешевый крестьянский труд, поэтому многие российские помещики не приучились вести хозяйство по-капиталистически (как фермеры), делать его эффективным, высокодоходным. Разорение дворянских имений показывало, что настоящим хозяином земли в России может быть только предприимчивый крестьянин.

Стране нужна была аграрная реформа: малоземельное и одновременно привязанное к своим наделам крестьянство не могло быть ни массовым покупателем производимых промышленностью товаров, ни свободным продавцом своих рабочих рук (наемными рабочими).

Промышленность.

В начале XXв. бурно развивались городская промышленность и железнодорожный транспорт.

1) В экономике страны сложился свободный рынок капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

2) Высокие таможенные пошлины надежно защищали российских предпринимателей от конкуренции товаров из более развитых стран.

3) Рубль стал одной из самых надежных мировых валют. В российскую экономику охотно вкладывали капиталы иностранные банки; в нашей стране строили свои предприятия западные предприниматели.

4) Частная собственность считалась неприкосновенной и защищалась государством.

5) Постепенно рос слой потомственных профессиональных рабочих, окончательно связавших свое существование с индустриальным трудом, с городом. Хотя большинство рабочих — вчерашние крестьяне — только недавно порвали связи с деревней; многие из них надеялись, заработав в городе денег, вернуться к крестьянской жизни. Надежно обеспечить себе пропитание и удовлетворение важнейших потребностей к началу века сумели только сравнительно немногочисленные квалифицированные рабочие. Большинство же городского пролетариата зарабатывало на жизнь на пределе своих возможностей.

6) Рос, богател и укреплял свое влияние предпринимательский класс. Всё большая часть национального богатства, экономическая сила, хозяйственная власть постепенно сосредотачивались в руках предпринимательского класса. Но политическая власть, все нити управления внутренними и внешними делами России находились в руках отживавшего класса крупных землевладельцев-помещиков.

Государство, власть.

По своему политическому строю Россия была самодержавной монархией. Россия отличалась более жестким политическим режимом, чем другие развитые страны того времени.

1) Вся исполнительная, законодательная и судебная власть в стране была сосредоточена в руках царя; все государственные структуры лишь исполняли его волю. Император в управлении страной не был ограничен никаким выборным от населения органом, он не был никому подотчетен и подконтролен.

2) В 1894 г. на престол вступил Николай II.

3) В самом начале века в империи всё еще не разрешалось создавать какие бы то ни было политические партии и профсоюзы.

4) Цензура пресекала обсуждение в печати самых острых вопросов общественной жизни.

5) Любой человек мог быть арестован, сослан на жительство в отдаленные края, отдан под надзор полиции, уволен со службы не только за какие-то антигосударственные действия, но даже за высказывание мыслей, которые власти сочтут вольнодумными.

Выводы.

Облик страны стремительно менялся. На обломках крепостнического строя вырастала новая Россия — Россия динамичная, предпринимательская, промышленная. Но к началу XXв. стало очевидно, что строить здание нового российского общества невозможно, пока в его фундаменте остаются полуфеодальные черты, которые не позволяли России догнать передовые страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13085. Классный час «Александр Невский — великая личность России» 54.5 KB
  Классный час Александр Невский великая личность России Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма гражданственности уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского. Оборудование: мультимедийная презентация прило
13086. Классный час «Москва и москвичи» 22.87 KB
  Конспект классного часа. Тема классного часа: Москва и москвичи Задачи: 1.Образовательная: Познакомить учащихся с историей московских достопримечательностей 2.Воспитательная: : Воспитывать любовь к Родному городу чувство патриотизма. 3.Развивающая: Развивать р...
13087. Классный час «Береги своё время и время других людей» 54.5 KB
  Береги своё время и время других людей Цель: учить ценить своё время и время окружающих людей. Задачи: показать важность соблюдения режима дня; воспитывать ответственность ...
13088. Классный час «Час знакомства» 24.47 KB
  Тема: Час знакомства Цель: познакомиться с учениками школы №90 3 Б класса узнать интересы детей взаимоотношения в коллективе способствовать развитию отношений между детьми и практикантами. создать условия которые способствуют быстрому и благоприятному зна...
13089. Виховна година. Чорнобильська катастрофа, її причини та наслідки 64.5 KB
  Виховна година: Чорнобильська катастрофа її причини та наслідки Мета. Розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію наголосити про потенційну небезпеку радіації для усього живого розповісти про ліквідаторів аварії на Чорнобильській АЕС показати що чужої б
13090. Правила школьной жизни. Классный час для первокласников 34 KB
  Классный час для первоклассников Правила школьной жизни Проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности которая выступает как стрессор длительного действия истощающий запас адаптационной энергии. Пробл...
13091. Классный час «Что такое толерантность» 39 KB
  Классный час Что такое толерантность /15 классы/ Классный час проводится волонтёрами-старшеклассниками. Цель: Знакомство и работа с понятием толерантная личность. Здравствуйте дети Меня зовут. Сегодня я пришла пришёл к вам чтобы рассказать вам о дружбе
13092. Классный час «Дружба» 50 KB
  Классный час по теме Дружба 1 класс . ТЕМА: Трудно одному на свете жить. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: сердечки из бумаги с правилами дружбы доверяй прощай уважай будь внимателен будь верным береги и одно пустое 7 шт.; белые звёздочки; цветные фл
13093. Классный час «Интернет: да или нет» 91 KB
  Классный час Интернет: да или нет Цели: Формирование информационной культуры школьников представления о плюсах и минусах Интернета на основе игрового диспута. Развитие познавательного интереса творческой активности учащихся. Воспитание уважени...