46436

Разграничение языка и речи. Проблема выделения языка, как научного объекта на теоретическом уровне

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Разграничение языка и речи. Проблема выделения языка как научного объекта на теоретическом уровне. Разграничение языка и речи. Точки зрения с которых рассматривается язык: язык как универсальное средство общения общественное явление основа национального общественного сознания Разграничение понятий язык и речь впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными в частности академиком Л.

Русский

2013-11-21

15.66 KB

10 чел.

7. Разграничение языка и речи. Проблема выделения языка, как научного объекта на теоретическом уровне.

Разграничение языка и речи.

Точки зрения, с которых рассматривается язык:

- язык как универсальное средство общения

- общественное явление

- основа национального общественного сознания

Разграничение понятий язык и речь впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками.

1 — язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, -- речь индивидуальна

2 — речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи, -- язык независим от способов физической реализации

3 — язык включает в себя только существенное -- все побочное и случайное относится к речи

Но! Язык и речь взаимно предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык.

Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка.

Соссюр различал в языке два аспекта, две оси — синхронию — единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе и диахронию — последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект.

Проблема выделения языка, как научного объекта на теоретическом уровне

Вычленение объекта наук осуществляется на двух уровнях. С одной стороны мы говорим об практическом  уровне вычленении языка. Вычленение языка на основе речевых фактов текстах, речевой деятельности в контексте всеобщих условий его существования.

Теоретическое вычленение является абстрактным язык как система выразительных средств, содержащихся в памяти человека. Здесь мы получаем предельно общее представление об объекте.

Предмет науки — это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

Объект — внешняя сторона независимая от человека.

Предмет — объект, отраженный в сознании исследователя, то есть к которому был применен определенный подход.

Языкознание идет по пути сужения объектной части и расширения предметной.

Известно, что в послесоссюровском языкознании делались попытки установить между языком и речью промежуточную категорию, называемую узусом или нормой. Плодотворность и необходимость изучения языковой нормы не может вызвать никаких сомнений. Это понятие прочно вошло в современное языкознание. Однако введение понятия нормы в качестве промежуточной категории, с особой последовательностью обосновываемое Э. Косериу, не снимает главной дихотомии «язык — речь». Во-первых, если это действительно промежуточная категория, то фундаментальная противопоставленность полюсов все-таки остается. Во-вторых (что гораздо более важно), если норма системна в том смысле, что задается говорящему вместе с обычными языковыми средствами, так сказать, в виде закономерностей «второго порядка» — принципов отбора, организации, использования языковых средств, то она тоже включается в язык (с разбиением последнего на систему средств и систему закономерностей их использования). Что касается введения соотносительной пары понятий «норма речи — норма языка», то эта пара по собственным определениям не снимает, а утверждает основные два ветвления «язык — речь». Поэтому на настоящем этапе исследований полностью сохраняет силу следующее обобщение В. А. Звегинцева: «...В последние годы нередко можно встретиться с утверждениями, что соссюровское разграничение между языком и речью должно быть снято и заменено новым, соответствующим новым представлениям о природе языка. Так, ныне противопоставляют друг другу схему и обычай, код и сообщение, систему и текст (корпус) и пр. Может быть, формулирование в новых терминах по существу старой проблемы способствует ее уточнению, но отнюдь не снимает ее»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12801. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМБИНАЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ 477.5 KB
  Лабораторная работа № 2 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМБИНАЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ Цель работы: Изучить работу базовых логических элементов и основ построения различных комбинационных схем. Краткие теоретические сведения В ЭВМ
12802. ИЗУЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 409.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИЗУЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Цель работы: Изучить основы алгебры логики и составления сложных логических выражений. Краткие теоретические сведения Как и фундаментальные операции И ИЛИ и НЕ более сложные функции также мо...
12803. Реконструкция сиропного отделения при приготовлении помадных конфет производительностью 27 т/сут 1.78 MB
  Кондитерские изделия по своим вкусовым достоинствам, питательной ценности и усвояемости являются высококачественными продуктами питания, пользующиеся большим спросом у населения. Эта продукция широко представлена в торговле и общественном питании во всех населенных пунктах страны, но спрос на нее все не ослабевает
12804. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ И СИНТЕЗ МНОГОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ 529.5 KB
  Лабораторная работа № 5 ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ И СИНТЕЗ МНОГОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ Цель работы: Изучить принципы работы одноразрядного сумматора и принципы построения многоразрядных сумматоров. Краткие теоретические сведения Сумматором
12805. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И НАКАПЛИВАЮЩИХ СУММАТОРОВ 603 KB
  Лабораторная работа № 6 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И НАКАПЛИВАЮЩИХ СУММАТОРОВ Цель работы: Изучить принципы построения последовательных и накапливающих сумматоров. Краткие теоретические сведения Последовательное суммирование многоразрядных чисел ...
12806. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЦИФРОВОГО ДВОИЧНО-ДЕСЯТИЧНОГО КОМБИНАЦИОННОГО СУММАТОРА 924 KB
  Лабораторная работа № 7 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЦИФРОВОГО ДВОИЧНОДЕСЯТИЧНОГО КОМБИНАЦИОННОГО СУММАТОРА Цель работы: Изучить принципы построения двоичнодесятичных комбинационных сумматоров. Краткие теоретические сведения Для построения двоичнодесятичного с
12807. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕГИСТРА 160.5 KB
  Лабораторная работа № 8 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕГИСТРА Цель работы: Изучить принцип работы 4разрядного универсального регистра и возможности его применения для записи и преобразования информации. Краткие теоретические сведения Вообще регистро
12808. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ 532.5 KB
  Лабораторная работа № 9 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Цель работы: Изучить работу мультиплексоров демультиплексоров. Краткие теоретические сведения Мультиплексором называется логическое устройство которое позволяет выбирать только один из наб
12809. Исследование однофазного трансформатора малой мощности 753.5 KB
  Лабораторная работа №1 €œИсследование однофазного трансформатора малой мощности€ 1. Цель работы Целью работы является изучение принципа действия и устройства однофазного трансформатора малой мощности путём определения его основных параметров. Для изучен...