46450

Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

Доклад

Политология и государственное регулирование

Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правоприемницы бывшего Советского Союза в ООН. В том числе о признании суверенности России о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 19931994 гг. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе Партнерство во имя мира попросив в последствии НАТО заключить с ним отдельное соглашение.

Русский

2013-11-22

16.07 KB

6 чел.

Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигает приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для  развития рыночной экономики и включение страны в мировое сообщество.

Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правоприемницы бывшего Советского Союза в ООН. Практически все государства признали Россию. В том числе о признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 1993-1994 гг. заявили страны Европейского Сообщества (ЕС). Были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира»,  попросив в последствии НАТО заключить с ним отдельное соглашение.

Вместе с тем Россия не могла оставаться безучастной к активизации попыток восточноевропейских стран вступить в НАТО. Тем более, что  руководство НАТО обнародовало документ, формулирующий условия расширения этого блока. Любая страна, желающая вступить в НАТО, должна быть готова к развертыванию на своей территории тактического ядерного оружия. Стало очевидно, что единственной державой в мире, претендующей на глобальное вмешательство в дела  других стран являются США.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (создан  в 1949 г., объединяет 39 европейских государств),  в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Однако во время событий в Чечне Россия стала подвергаться дискриминационной критике в Совете Европы, что ставило перед Россией вопрос о целесообразности ее участия в этой организации.

Динамизм международных событий потребовал от  российской дипломатии постоянного маневрирования. Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» – ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы. В целом позитивно развиваются связи с Францией, Великобританией, Италией и особенно с Германией (после вывода российских войск в 1994 г. с территории ГДР).

Выход на партнерские отношения с США, странами Западной Европы происходит параллельно с поворотом России «лицом» к Востоку. Россия – крупная держава и центр Евразийского континента. Естественно, что ее геополитическая стратегия должна строиться на равном отношении как к странам Запада, так и Востока. Политика «евроцентризма», проводимая в годы перестройки под горбачевским лозунгом «войти в европейский дом», с настороженностью воспринималась руководителями восточных стран, вызывала недоумение у населения азиатских регионов России. Поэтому взаимные  визиты глав государств России и Китая, улучшение отношений с Индией стали серьезным вкладом в улучшение международного климата, в развитие концепции многополярного мира в противовес претензиям США на установление «нового мирового порядка».

Очень важным в отношениях России и стран дальнего зарубежья, и прежде всего с США, является вопрос о роли ядерных вооружений в поддержании мира и безопасности. Хотя экономический статус России упал, но по ядерным вооружениям она еще сохраняет позиции СССР как сверхдержавы. Политических руководителей современной России на равных принимают «большая семерка», НАТО. В связи с этим ратификация в 2000 г. третьей Государственной Думой заключенного в 1992 г. между Россией и США Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ – 2) вызывает вопросы  у гражданских военных экспертов, считающих, что это односторонняя уступка в пользу США. Ибо ликвидации из российского оборонительного арсенала к 2003 г. подлежат  самые грозные для любого противника наземные межконтинентальные баллистические ракеты СС –18 (они базируются  в почти неуязвимых шахтах и несут боевое дежурство в варианте 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения). Наличие  у России этого оружия заставляет другую сторону соблюдать договоренности о сокращении ядерных запасов и противоракетной обороне.

Развиваются внешнеэкономические связи, торговля России с зарубежными странами. Западу выгодно поддерживать действия России, направленные на ее интеграцию  в мировую экономику. Наша страна поставляет нефть, газ и природные ресурсы в обмен на продовольствие и товары широкого потребления. В то же время государства Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-восточной Азии проявляют заинтересованность в участии России в строительстве гидростанций, металлургических предприятий, сельскохозяйственных объектов.

Отношения с государствами СНГ занимают важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В январе 1993 г. был принят Устав Содружества. На первых порах центральное место в отношениях между странами занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми странами, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории в дальнее зарубежье.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Товарооборот с государствами СНГ развивается, но имеет ряд проблем. Пожалуй, самая острая состоит в  следующем: Россия продолжает поставлять бывшим республикам топливно-энергетические  ресурсы, прежде всего  нефть и газ, за которые государства Содружества  не  могут расплатиться. Растет  их финансовая задолженность в миллиардах долларов.

Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью государствами (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном) заключен договор о коллективной безопасности. Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызываются дискриминацией проживающего там русского населения. Во взаимоотношениях с Украиной имеется проблема Крыма, который вместе с русским городом Севастополем  волюнтаристским решением Хрущева был «подарен» Украине.

Самые тесные, братские связи развиваются между Россией и Белоруссией. Между ними складываются интеграционные отношения, ведущие к образованию единого союзного федеративного государства.

Сейчас ясно, что Россия может сыграть более весомую роль в укреплении  экономических, политических, культурных связей между государствами СНГ, если добьется успехов в своей внутренней политике, возрождении народного хозяйства, подъеме культуры и науки. Да и авторитет  России в мире в целом может быть обеспечен стабильным развитием ее экономики и устойчивостью внутриполитической обстановки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4698. Концепція управління за цілями та її застосування в діяльності ФСП НТУУ КПІ 203.5 KB
  Актуальність даної роботи зумовлена рядом причин: управління за цілями є розповсюджена концепція підходу до управління і широко застосовується в багатьох галузях менеджменту не дивлячись на популярність концепції, існує чимало пом...
4699. Основи менеджменту. Формування місії, цілей та стратегій організації 721 KB
  Формування місії, цілей та стратегій організації, сутність понять: бачення, філософія організації, місія, ціль організації. Одним із головних завдань менеджменту є встановлення цілей, заради досягнення яких формується, функціонує і розвивається ор...
4700. Дослідження методик розробки ІС на основі IBM Rational Method Composer 400 KB
  Дослідження методик розробки ІС на основі IBM Rational Method Composer Мета виконання роботи – ознайомитись з кращими практиками розробки інформаційних систем з використанням бази знань IBM Rational Method Composer, навчитись роз...
4701. Функциональный генератор Function Generator 84 KB
  Функциональный генератор (FunctionGenerator) Управление генератором осуществляется следующими органами управления: - выбор формы выходного сигнала: синусоидальной (выбрана по умолчанию), треугольной и прямоугольной - установка частоты ...
4703. Разработка приложений в среде Borland Delphi 1.47 MB
  Разработка приложений в среде Borland Delphi Система визуального объективно-ориентированного проектирования Delphi позволяет: создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности, от чисто вычислительных и логических, до испол...
4704. Основные логические операции 101.05 KB
  Основные логические операции Операторы в программе-обработчике событий выполняются в той последовательности, в которой они записаны. Однако достаточно часто требуется изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения (или невыполнен...
4705. Циклические структуры 2.34 MB
  Циклические структуры Циклические конструкции обеспечивают многократное выполнение одной и той же последовательности инструкций, которая называется телом цикла. Существуют два вида элементарных циклических структур...