46452

Основные ступени в образовании понятий

Доклад

Логика и философия

Первая ступень проявляется в поведении ребенка раннего возраста образование неоформленного и неупорядоченного множества выделение кучи какихлибо предметов которые выделяются ребенком без достаточного внутреннего основания. Первый этап образования синкретического нерасчлененного образа или кучи предметов. Группа новых предметов берется ребенком наугад с помощью отдельных проб которые сменяют друг друга тогда когда обнаруживается их ошибочность. Второй этап синкретический образ или куча предметов образуется на основе...

Русский

2013-11-22

16.16 KB

4 чел.

59.Основные ступени в образовании понятий.

Основным затруднением в области исследования понятий являлась неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проследить за самим процессом образования понятия. Для решения этой проблемы была разработана Л.С. Сахаровым в 1930 году методика экспериментального исследования - методика двойной стимуляции. В результате по этой методики было установлено, что понятие образуется по трем ступеням, каждая из которых в свою очередь делится на этапы или фазы.

Первая ступень проявляется в поведении ребенка раннего возраста,- образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов, которые выделяются ребенком без достаточного внутреннего основания. Значение слова у ребенка по внешнему виду может напоминать значение слова у взрослого, но даже при схожести значений образуются они с помощью разных операций.

Эта ступень, в свою очередь, распадается на три этапа.

Первый этап - образования синкретического (нерасчлененного) образа, или кучи предметов. Группа новых предметов берется ребенком наугад с помощью отдельных проб, которые сменяют друг друга тогда, когда обнаруживается их ошибочность.

Второй этап- синкретический образ, или куча предметов, образуется на основе пространственных и временных встреч отдельных элементов, непосредственного контакта или другого, более сложного отношения, возникающая между ними в процессе непосредственного восприятия. Существенно то, что ребенок руководствуется субъективными связями, подсказываемыми ему собственным восприятием.

Третий этап - синкретический образ, эквивалентный понятию, образуется на более сложной основе и опирается на приведение к одному значению представителей различных, прежде уже объединенных в восприятии ребенка групп. Связи, которые ребенок кладет в основу значения нового слова, являются результатом не единичного восприятия, а как бы двухстепенной обработки синкретических связей, сперва образуются синкретические группы, из которых затем выделяются и снова синкретически объединяются отдельные представители.

Вторая ступень в развитии понятий охватывает много разнообразных в функциональном, структурном и генетическом отношении типов одного и того же по своей природе способа мышления-мышлением в комплексах, обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, или вещей, объединенных на основе объективных связей.

Ребенок на этой ступени перестает обобщать вещи только по своим собственным впечатлениям. Комплексное мышление есть уже связное мышление и одновременно объективное мышление. У ребенка эти комплексы образуются как фамильное имя, то есть отдельные предметы для ребенка группируются и объединяются по отдельным, связанным между собой фамилиям, связь между предметами конкретная и фактическая, она открывается непосредственно в опыте. Комплексы еще сильно отличаются от понятий, в основе понятий - связи единого типа, а в основе комплекса-разнообразные фактические связи, которые могут и не иметь ничего общего друг с другом. Выделяют пять основных фаз комплексного мышления.

Первый тип комплекса-ассоциативный, в его основе любая ассоциативная связь с любым из признаков, замеченным в предмете.

Второй тип -объединение предметов и конкретных образов вещей в особые группы-коллекции. Объединение происходит на основе взаимного дополнения по какому-либо одному признаку, образование единого целого из разнородных, взаимно дополняющих друг друга частей. В процессе формирования коллекции ребенок ассоциативно объединяет различные признаки.

Третий тип- цепной комплекс, он строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи, характер связи или способ соединения одного и того же звена с предшествующим и последующим может быть совершенно различным. Этот вид комплекса  лишен центра, связь осуществляется постольку, поскольку возможно фактически сблизить отдельные элементы. Конец цепи может не иметь ничего общего с началом. Для того чтобы они принадлежали к одному комплексу, достаточно, чтобы их связывали промежуточные соединительные звенья.

Четвертый тип - диффузный комплекс. Признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и комплексы, как бы диффундирует, становится неопределенным, разлитым, смутным, в результате чего образуется комплекс, объединяющий с помощью диффузных, неопределенных связей наглядно-конкретные группы образов или предметов, признак, взятый для объединения становится размытым.

Пятый тип - псевдопонятие, по внешнему виду похоже на понятие, но по сущности совершенно иное, чем понятие, это комплексное объединение ряда конкретных предметов.

Ребенок не может сразу усвоить способ мышления взрослого, значения слов может быть схоже со значением слов у взрослого, но добыты другими интеллектуальными операциями, особый способ мышления. Ребенок не создает своей речи, он усваивает речь взрослых, не создает соответствующие значения слов, он находит их готовыми, благодаря этому комплексы ребенка совпадают с понятиями взрослых, образуя псевдопонятие, то есть понятие-комплекс.

Псевдопонятие составляет переходную ступень между комплексным мышлением и между мышлением в понятиях

Третья ступень первые фазы этой ступени хронологически не обязательно следуют после комплексного мышления. Мышление ребенка на этой стадии комплексирует отдельные воспринимаемые предметы, связывает их в группы и тем самым закладывает первые основы объединения разрозненных впечатлений, совершает первые шаги по пути обобщения отдельных элементов опыта.

Понятие предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта, но также выделение, абстрагирование, изоляцию отдельных элементов и умение рассматривать эти выделенные, отвлеченные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны. Эта ступень делится на 4 фазы.

Первая фаза-объединение различных конкретных предметов происходит на основе максимального сходства между его элементами. Признаки, отражающие в своей совокупности максимальное сходство с заданным образцом, ставятся в центр внимания и тем самым как бы выделяются, абстрагируются от остальных признаков, которые остаются на периферии внимания. Здесь впервые выступает процесс абстракции.

Вторая фаза- стадия потенциальных понятий. Ребенок выделяет обычно группу предметов, объединенных по одному общему признаку

Различие истинного и потенциального понятия введено в психологию К. Гроосом. «Потенциальное понятие-может быть не чем иным, как действием привычки, то есть сходные поводы вызывают сходные общие впечатления. Это потенциальное понятие является доинтеллектуальным образованием. Потенциальными эти понятия являются, во-первых, по практической отнесенности к известному кругу предметов, а во-вторых, по лежащему в их основе процессу изолирующей абстракции.

Третья фаза - отвлеченные понятия, на первый план выступает конкретная, действенная ситуация. Разница с потенциальным понятием Грооса заключается только в том, что там речь идет о сходных впечатлениях, а здесь-о сходном функциональном значении. Там потенциальное понятие вырабатывается в области наглядного мышления, здесь-в области практического, действенного мышления

Четвертая фаза-образование истинных понятий, возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков синтезируется и полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления. Решающая роль в образовании истинного понятия принадлежит слову, с его помощью ребенок произвольно направляет внимание на одни признаки, их синтезирует, символизирует абстрактное понятие и оперирует им как высшим знаком.

Ребенок приходит к мышлению в понятиях, завершает третью ступень развития своего интеллекта только в переходном возрасте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...
76549. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения 31 KB
  Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...
76550. Методика обучения морфологии. Цели, задачи, методы обучения 30 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...