46472

Развитие и кодификация советского права в 1950-60-х гг.

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

были приняты Основы законодательства в области судоустройства уголовного процесса и уголовного права. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.

Русский

2013-11-22

16.7 KB

27 чел.

55.Развитие и кодификация советского права в 1950-60-х гг.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде.  Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников. 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан. В Основах1 рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу. Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.6. Основы уголовного судопроизводства С ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, когорые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности. Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке .местного населения. Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...
27789. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 56 KB
  Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...
27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально – невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...