46479

Психология человека при ЧС и профилактические меры

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Реакция людей попавших в зону ЧС может быть как индивидуальной так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги беспокойства неуверенности в себе обострения чувства самосохранения страха острой борьбы мотивов долга и личной безопасности растерянности непонимания происходящего деавтоматизации навыков допущения ошибок в работе недостаточной мобилизованности утраты самоконтроля панических действий острых психозов и...

Русский

2013-11-22

16.93 KB

16 чел.

Психология человека при ЧС и профилактические меры. Реакция людей, попавших в зону ЧС, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Первые проявляются путем мобилизации психических возможностей человека, активизации деловых мотивов или чувств долга, интереса азарта и энтузиазма, активизации познавательной деятельности и творческих возможностей, повышения готовности к смелым действиям, выносливости и неприхотливости, понижения порогов ощущения, ускорения физиологических реакций в организме человека, исчезновения чувства усталости и беспечности, возникновения делового возбуждения и др. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, обострения чувства самосохранения, страха, острой борьбы мотивов долга и личной безопасности, растерянности, непонимания происходящего, деавтоматизации навыков, допущения ошибок в работе, недостаточной мобилизованности, утраты самоконтроля, панических действий, острых психозов и др. Исходом как положительных, так и отрицательных реакций человека является развитие утомления, а затем проявление чувства резкой усталости, слабости и крайнего изнурения. Это нужно учитывать при организации работ по ликвидации последствий ЧС. Тем более, что человек быстрее восстанавливает свое душевное состояние, если его привлечь к физической работе в составе группы, выполняющей спасательные работы [28].

Коллективные реакции людей выражаются в виде страха и паники. При этом они зависят от эмоций людей, находящихся в данной зоне (например, в помещении, на какой-то площади и т.д.). Эмоция - это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. По эмоциональности люди могут быть: 1). эксплозивного (взрывчатого) типа; 2). коммулятивного типа (постепенно накопление с последующий панической реакцией), который в жизни встречается реже; 3). адаптивного типа (быстро приспосабливающийся к изменяющейся обстановке), в жизни встречающийся чаще всего.  

Учеными и жизнью установлено, что эмоции распространяются от индикатора (паникера), т.е. человека с эксплозивной реакцией. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной; реальность вытесняется плодами воображения. О таких людях говорят: "У страха глаза велики". В больших массах людей, как правило, находится несколько таких индукторов, а вокруг них до 20% людей (с коммулятивным типом эмоциональности), которыми управляют данные индукторы. Остальные 80% - это лица (в основном с адаптивным типом эмоциональности), отдающие себе отчет, как надо правильно действовать в этой обстановке (например, бежать из здания при землетрясении). Люди в состоянии паники, управляемы, если их возглавит человек с адаптивным типом реакции. Он выведет людей из опасной зоны при ЧС. Поэтому необходимо готовить таких людей при разработке планов действий работающих на случай тех или иных ЧС. Кроме того, паника возникает там, где о ней не думают и не готовятся, а также при отсутствии реальной (пусть даже неприятной) информации о масштабах и последствиях данной ЧС.

Поэтому необходимо вести профилактические меры среди работающих на предприятии и населения данного региона в направлении [28]: 1). четкого знания сущности той или иной ЧС; 2). отработки в приближенных условиях соответствующих действий при ЧС, а именно: эвакуация, тренировка на стендах, моделях или местности; 3). выработки чувства ответственности за свои действия; 4). психической готовности людей (систематическое обучение и проведение инструктажей, особенно повторных; ознакомление с планом ликвидации ПА и изменениями в нем); 5). руководство коллективом, толпой при ЧС; 6). организации занятости всех людей при спасении людей и ликвидации последствий ЧС (отвлекать людей от страха и панических настроений путем направления на спасение детей в разрушенных школах); 7). изъятия индуктора (паникера) из коллектива под любым видом (во время войны их расстреливают на месте и тем самым подавляют панику); 8). обеспечения своевременной достоверной информацией лиц, работающих и находящихся в зоне ЧС. Психологический настрой к неведомому (например, к повторному толчку при землетрясениях или к повторному взрыву в здании) вызывает эмоциональный страх, особенно при замалчивании или ограничении информации. Примером такого положения может служить авария на Чернобыльской АЭС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68162. ПРОФІЛАКТИКА КАНДИДО-АСОЦІЙОВАНОГО АЛЬВЕОЛІТУ 158 KB
  Клінічно на третю добу після екстракції зуба у першій контрольній групі було зареєстровано 17 327 випадків розвитку ускладнень у вигляді постекстракційного альвеоліту у другій 7 14 випадків й в основній 3 53. Так у першій контрольній групі запальні реакції були найбільш тривалими і зберігалися до 14 діб.
68163. Геохімія ртуті у підземних водах геологічних структур північно-західної частини Донецької складчастої споруди 269.5 KB
  Окрім того присутність ртуті у підземних водах може бути причиною важких неінфекційних хронічних захворювань у населення. Через все це дослідження геохімічних особливостей ртуті у підземних водах геологічних структур північнозахідної частини Донецької складчастої споруди є дуже актуальною науковопрактичною проблемою.
68164. Жанрово-стильова модель інструментального концерту та концепційні засади композиторської інтерпретації (на прикладі творів Л. М. Колодуба) 171 KB
  Вибір даної теми зумовлений науковим інтересом до зазначеної проблеми а постійне звертання композиторів до жанру інструментального концерту також засвідчує актуальність обраної тематики. Об’єктом дослідження обрано жанровостильову модель інструментального концерту.
68165. АДМІНІСТРАТИВНО-ПРАВОВИЙ СТАТУС ПРАЦІВНИКА ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ 187.5 KB
  Значна роль у здійсненні сучасної податкової політики, яка має забезпечити належний соціально-економічний розвиток країни, належить органам державної податкової служби. За час їх існування зроблений значний обсяг роботи, зокрема, створено ефективну систему прогнозування...
68166. ПСИХОЛОГІЧНИЙ СУПРОВІД ПРОФЕСІЙНОГО РОЗВИТКУ СТУДЕНТІВ ПЕДАГОГІЧНОГО КОЛЕДЖУ 246 KB
  У Національній доктрині розвитку освіти визнається провідна роль педагога в досягненні мети освіти. Різноманітні аспекти професійного розвитку особистості виступили предметом наукових досліджень як вітчизняних Г. Тому при підготовці майбутніх вчителів провідними і приорітетними є завдання...
68167. ОСНОВНІ ХВОРОБИ КУКУРУДЗИ ТА ЗАХОДИ ЩОДО ОБМЕЖЕННЯ ЇХ ШКІДЛИВОСТІ В ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ 237.5 KB
  Спеціалізація вирощування кукурудзи відбувається в сівозмінах з короткою ротацією з насиченням зернових культур понад 50 а це спричиняє акумуляцію інфекційного запасу хвороб в ґрунті. Головними чинниками що дестабілізують виробництво зерна є хвороби які знижують ефективність сучасних технологій вирощування кукурудзи.
68168. ПРИНЦИПИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ДЕРЖАВНОГО СЕКТОРУ ЕКОНОМІКИ УКРАЇНИ 206 KB
  Аналіз заходів щодо зниження рівня негативного впливу на економіку, що включають від відверто протекціоністських заходів для захисту власних виробників, девальвації національної валюти до регулювання ринків праці на користь громадян власних країн, прийнятих розвиненими економіками...
68169. МУЗИЧНИЙ ВИМІР БУТТЯ ЛЮДИНИ ТА СОЦІАЛЬНОЇ РЕАЛЬНОСТІ 127.5 KB
  Але якщо раніше звучання музики було локалізоване в часі та просторі то у сучасному світі музику можна почути коли і де завгодно. У подібному процесі немає нічого дивного оскільки сама природа музики як мінімум подвійна. Двоїстість музики свідчить про подвійну природу самої людини а значить...