46479

Психология человека при ЧС и профилактические меры

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Реакция людей попавших в зону ЧС может быть как индивидуальной так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги беспокойства неуверенности в себе обострения чувства самосохранения страха острой борьбы мотивов долга и личной безопасности растерянности непонимания происходящего деавтоматизации навыков допущения ошибок в работе недостаточной мобилизованности утраты самоконтроля панических действий острых психозов и...

Русский

2013-11-22

16.93 KB

17 чел.

Психология человека при ЧС и профилактические меры. Реакция людей, попавших в зону ЧС, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Первые проявляются путем мобилизации психических возможностей человека, активизации деловых мотивов или чувств долга, интереса азарта и энтузиазма, активизации познавательной деятельности и творческих возможностей, повышения готовности к смелым действиям, выносливости и неприхотливости, понижения порогов ощущения, ускорения физиологических реакций в организме человека, исчезновения чувства усталости и беспечности, возникновения делового возбуждения и др. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, обострения чувства самосохранения, страха, острой борьбы мотивов долга и личной безопасности, растерянности, непонимания происходящего, деавтоматизации навыков, допущения ошибок в работе, недостаточной мобилизованности, утраты самоконтроля, панических действий, острых психозов и др. Исходом как положительных, так и отрицательных реакций человека является развитие утомления, а затем проявление чувства резкой усталости, слабости и крайнего изнурения. Это нужно учитывать при организации работ по ликвидации последствий ЧС. Тем более, что человек быстрее восстанавливает свое душевное состояние, если его привлечь к физической работе в составе группы, выполняющей спасательные работы [28].

Коллективные реакции людей выражаются в виде страха и паники. При этом они зависят от эмоций людей, находящихся в данной зоне (например, в помещении, на какой-то площади и т.д.). Эмоция - это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. По эмоциональности люди могут быть: 1). эксплозивного (взрывчатого) типа; 2). коммулятивного типа (постепенно накопление с последующий панической реакцией), который в жизни встречается реже; 3). адаптивного типа (быстро приспосабливающийся к изменяющейся обстановке), в жизни встречающийся чаще всего.  

Учеными и жизнью установлено, что эмоции распространяются от индикатора (паникера), т.е. человека с эксплозивной реакцией. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной; реальность вытесняется плодами воображения. О таких людях говорят: "У страха глаза велики". В больших массах людей, как правило, находится несколько таких индукторов, а вокруг них до 20% людей (с коммулятивным типом эмоциональности), которыми управляют данные индукторы. Остальные 80% - это лица (в основном с адаптивным типом эмоциональности), отдающие себе отчет, как надо правильно действовать в этой обстановке (например, бежать из здания при землетрясении). Люди в состоянии паники, управляемы, если их возглавит человек с адаптивным типом реакции. Он выведет людей из опасной зоны при ЧС. Поэтому необходимо готовить таких людей при разработке планов действий работающих на случай тех или иных ЧС. Кроме того, паника возникает там, где о ней не думают и не готовятся, а также при отсутствии реальной (пусть даже неприятной) информации о масштабах и последствиях данной ЧС.

Поэтому необходимо вести профилактические меры среди работающих на предприятии и населения данного региона в направлении [28]: 1). четкого знания сущности той или иной ЧС; 2). отработки в приближенных условиях соответствующих действий при ЧС, а именно: эвакуация, тренировка на стендах, моделях или местности; 3). выработки чувства ответственности за свои действия; 4). психической готовности людей (систематическое обучение и проведение инструктажей, особенно повторных; ознакомление с планом ликвидации ПА и изменениями в нем); 5). руководство коллективом, толпой при ЧС; 6). организации занятости всех людей при спасении людей и ликвидации последствий ЧС (отвлекать людей от страха и панических настроений путем направления на спасение детей в разрушенных школах); 7). изъятия индуктора (паникера) из коллектива под любым видом (во время войны их расстреливают на месте и тем самым подавляют панику); 8). обеспечения своевременной достоверной информацией лиц, работающих и находящихся в зоне ЧС. Психологический настрой к неведомому (например, к повторному толчку при землетрясениях или к повторному взрыву в здании) вызывает эмоциональный страх, особенно при замалчивании или ограничении информации. Примером такого положения может служить авария на Чернобыльской АЭС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35436. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 330.5 KB
  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Юнита 1. История развития социальной психологии. Проблема личности в социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
35437. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ 654.5 KB
  Проблема межличностных отношений и общения в социальной психологии 6 Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена 6 Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей 10 Структура содержание и формы общения 12 Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная интерактивная перцептивная 19 2. Коммуникативные средства общения и экспрессивный репертуар человека 27 Психологические условия эффективной коммуникации...
35438. Потоковість будівельних процесів 26 KB
  Техніка безпеки у будівництві вирішує питання запобігання травматизму і виключення нещасних випадків на виробництві.
35439. Організація робочого місця і праці мулярів 62.5 KB
  Виходячи з цього висоту ярусу кладки за товщини стіни до двох цеглин вибирають близько 12 м а за товщини у три цеглини 09 м. У разі кладки стін з великим числом прорізів або архітектурних деталей стовпів і стін завтовшки в одну і півтори цеглини а також перегородок у півцеглини роботи виконує ланка двійка див. Кладку суцільних стін завтовшки у дві цеглини з однорядним перевязуванням та завтовшки півтори цеглини з багаторядним перевязуванням доцільно проводити ланкою трійка див. Ефективною є кладка стін простої та середньої...
35440. Монтаж елементів залізобетонних конструкцій 29 KB
  На бічних гранях фундаменту по осях наносять фарбою риски які під час монтажу суміщують із забитими кілками. Після монтажу за допомогою теодоліта й нівеліра перевіряють правильність їхнього положення. Підготовку основи та розбивання осей виконують так як і під час монтажу фундаментів стаканного типу. Плити перекриття монтують паралельно з іншими конструкціями комплексний метод або після закінчення монтажу колон ригелів і прогонів у межах поверху чи захватки на поверсі.
35441. Исследование операций. Курс лекций 286.86 KB
  2 Многокритериальные задачи . Задачи принципы методология. Математическая модель задачи ИСО включает в себя: 1 описание переменных которые необходимо найти 2 описание критериев оптимальности 3 описание множества допустимых решений ограничений накладываемых на перемен ные. Математическая модель задачи ИСО составляется в соответствии с представлениями ЛПР об этой задаче т.
35442. Возрастные изменения структуры нейрона. Нервный центр. Рефлекс 13.72 KB
  Процесс созревания нейронов характеризуется быстрым увеличением цитоплазмы увеличением в ней числа рибосом и формированием аппарата Гольджи интенсивным ростом аксонов и дендритов. Созревание мелких клеток интеп нейронов происходит после рождения в постнатальном онто генезе под влиянием средовых факторов что создает предпосылки для пластических перестроек в центральной нервной системе. Нервный центр совокупность нервных клеток Нейронов более или менее строго локализованная в нервной системе и непременно участвующая в осуществлении...
35444. Проблемы административного расследования в таможенных органах в период реформирования таможенного законодательства 484.5 KB
  Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства по делам об административных правонарушениях, связанные с проведением административного расследования, предметом - административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях.