46479

Психология человека при ЧС и профилактические меры

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Реакция людей попавших в зону ЧС может быть как индивидуальной так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги беспокойства неуверенности в себе обострения чувства самосохранения страха острой борьбы мотивов долга и личной безопасности растерянности непонимания происходящего деавтоматизации навыков допущения ошибок в работе недостаточной мобилизованности утраты самоконтроля панических действий острых психозов и...

Русский

2013-11-22

16.93 KB

16 чел.

Психология человека при ЧС и профилактические меры. Реакция людей, попавших в зону ЧС, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Первые проявляются путем мобилизации психических возможностей человека, активизации деловых мотивов или чувств долга, интереса азарта и энтузиазма, активизации познавательной деятельности и творческих возможностей, повышения готовности к смелым действиям, выносливости и неприхотливости, понижения порогов ощущения, ускорения физиологических реакций в организме человека, исчезновения чувства усталости и беспечности, возникновения делового возбуждения и др. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, обострения чувства самосохранения, страха, острой борьбы мотивов долга и личной безопасности, растерянности, непонимания происходящего, деавтоматизации навыков, допущения ошибок в работе, недостаточной мобилизованности, утраты самоконтроля, панических действий, острых психозов и др. Исходом как положительных, так и отрицательных реакций человека является развитие утомления, а затем проявление чувства резкой усталости, слабости и крайнего изнурения. Это нужно учитывать при организации работ по ликвидации последствий ЧС. Тем более, что человек быстрее восстанавливает свое душевное состояние, если его привлечь к физической работе в составе группы, выполняющей спасательные работы [28].

Коллективные реакции людей выражаются в виде страха и паники. При этом они зависят от эмоций людей, находящихся в данной зоне (например, в помещении, на какой-то площади и т.д.). Эмоция - это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. По эмоциональности люди могут быть: 1). эксплозивного (взрывчатого) типа; 2). коммулятивного типа (постепенно накопление с последующий панической реакцией), который в жизни встречается реже; 3). адаптивного типа (быстро приспосабливающийся к изменяющейся обстановке), в жизни встречающийся чаще всего.  

Учеными и жизнью установлено, что эмоции распространяются от индикатора (паникера), т.е. человека с эксплозивной реакцией. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной; реальность вытесняется плодами воображения. О таких людях говорят: "У страха глаза велики". В больших массах людей, как правило, находится несколько таких индукторов, а вокруг них до 20% людей (с коммулятивным типом эмоциональности), которыми управляют данные индукторы. Остальные 80% - это лица (в основном с адаптивным типом эмоциональности), отдающие себе отчет, как надо правильно действовать в этой обстановке (например, бежать из здания при землетрясении). Люди в состоянии паники, управляемы, если их возглавит человек с адаптивным типом реакции. Он выведет людей из опасной зоны при ЧС. Поэтому необходимо готовить таких людей при разработке планов действий работающих на случай тех или иных ЧС. Кроме того, паника возникает там, где о ней не думают и не готовятся, а также при отсутствии реальной (пусть даже неприятной) информации о масштабах и последствиях данной ЧС.

Поэтому необходимо вести профилактические меры среди работающих на предприятии и населения данного региона в направлении [28]: 1). четкого знания сущности той или иной ЧС; 2). отработки в приближенных условиях соответствующих действий при ЧС, а именно: эвакуация, тренировка на стендах, моделях или местности; 3). выработки чувства ответственности за свои действия; 4). психической готовности людей (систематическое обучение и проведение инструктажей, особенно повторных; ознакомление с планом ликвидации ПА и изменениями в нем); 5). руководство коллективом, толпой при ЧС; 6). организации занятости всех людей при спасении людей и ликвидации последствий ЧС (отвлекать людей от страха и панических настроений путем направления на спасение детей в разрушенных школах); 7). изъятия индуктора (паникера) из коллектива под любым видом (во время войны их расстреливают на месте и тем самым подавляют панику); 8). обеспечения своевременной достоверной информацией лиц, работающих и находящихся в зоне ЧС. Психологический настрой к неведомому (например, к повторному толчку при землетрясениях или к повторному взрыву в здании) вызывает эмоциональный страх, особенно при замалчивании или ограничении информации. Примером такого положения может служить авария на Чернобыльской АЭС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66894. АСЕПТИКА 240.5 KB
  Знать: нормативные документы методы дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации различных видов хирургических инструментов операционного белья перевязочного материала обработки операционного поля рук хирурга перед операцией. Определение асептики и антисептики понятие о дезинфекции и стерилизации...
66895. Грамматическое значение и грамматическая форма 124.5 KB
  Большинство слов в языке соотносится не с отдельными предметами, а с целым классами предметов, что обязательно предполагает их обобщение и абстрагирование от их индивидуальных признаков. Например, слово дерево соотносится с весьма разнообразными представителями соответствующего класса: тополь, береза, сосна, баобаб и т.д.
66896. Лексическое значение слова и понятие 111.5 KB
  Слово не является знаком каждого отдельного предмета, явления, признака. Трудно представить, как происходило бы общение, если бы каждый отдельный предмет имел собственное название. Человеческое мышление выделяет из множества явлений окружающей действительности...
66897. ОСНОВЫ НЕЙРОННОЙ ТЕОРИИ 90.5 KB
  К одному их них относятся собственно нервные клетки или нейроны а к другому клетки нейроглии или просто глии. обнаружил что мышцы и нервные клетки животных производят электричество. У каждого нейрона есть тело другие названия этой части нейрона: сома перикарион где содержится ядро и цитоплазматические органеллы...
66899. Язык и мышление, Логическая и языковая картины мира 132.5 KB
  Невербальное мышление осуществляется посредством наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности, которые сохраняются памятью и затем воссоздаются воображением. Невербальное мышление характерно в той или иной степени для некоторых животных.
66900. ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 51.5 KB
  К механическим свойствам относят прочность сопротивление металла сплава деформации и разрушению и пластичность способность металла к необратимой без разрушения деформации остающейся после удаления деформирующих сил. Кроме того напряжения возникают в процессе кристаллизации при неравномерной...