46479

Психология человека при ЧС и профилактические меры

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Реакция людей попавших в зону ЧС может быть как индивидуальной так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги беспокойства неуверенности в себе обострения чувства самосохранения страха острой борьбы мотивов долга и личной безопасности растерянности непонимания происходящего деавтоматизации навыков допущения ошибок в работе недостаточной мобилизованности утраты самоконтроля панических действий острых психозов и...

Русский

2013-11-22

16.93 KB

16 чел.

Психология человека при ЧС и профилактические меры. Реакция людей, попавших в зону ЧС, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Первые проявляются путем мобилизации психических возможностей человека, активизации деловых мотивов или чувств долга, интереса азарта и энтузиазма, активизации познавательной деятельности и творческих возможностей, повышения готовности к смелым действиям, выносливости и неприхотливости, понижения порогов ощущения, ускорения физиологических реакций в организме человека, исчезновения чувства усталости и беспечности, возникновения делового возбуждения и др. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, обострения чувства самосохранения, страха, острой борьбы мотивов долга и личной безопасности, растерянности, непонимания происходящего, деавтоматизации навыков, допущения ошибок в работе, недостаточной мобилизованности, утраты самоконтроля, панических действий, острых психозов и др. Исходом как положительных, так и отрицательных реакций человека является развитие утомления, а затем проявление чувства резкой усталости, слабости и крайнего изнурения. Это нужно учитывать при организации работ по ликвидации последствий ЧС. Тем более, что человек быстрее восстанавливает свое душевное состояние, если его привлечь к физической работе в составе группы, выполняющей спасательные работы [28].

Коллективные реакции людей выражаются в виде страха и паники. При этом они зависят от эмоций людей, находящихся в данной зоне (например, в помещении, на какой-то площади и т.д.). Эмоция - это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. По эмоциональности люди могут быть: 1). эксплозивного (взрывчатого) типа; 2). коммулятивного типа (постепенно накопление с последующий панической реакцией), который в жизни встречается реже; 3). адаптивного типа (быстро приспосабливающийся к изменяющейся обстановке), в жизни встречающийся чаще всего.  

Учеными и жизнью установлено, что эмоции распространяются от индикатора (паникера), т.е. человека с эксплозивной реакцией. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной; реальность вытесняется плодами воображения. О таких людях говорят: "У страха глаза велики". В больших массах людей, как правило, находится несколько таких индукторов, а вокруг них до 20% людей (с коммулятивным типом эмоциональности), которыми управляют данные индукторы. Остальные 80% - это лица (в основном с адаптивным типом эмоциональности), отдающие себе отчет, как надо правильно действовать в этой обстановке (например, бежать из здания при землетрясении). Люди в состоянии паники, управляемы, если их возглавит человек с адаптивным типом реакции. Он выведет людей из опасной зоны при ЧС. Поэтому необходимо готовить таких людей при разработке планов действий работающих на случай тех или иных ЧС. Кроме того, паника возникает там, где о ней не думают и не готовятся, а также при отсутствии реальной (пусть даже неприятной) информации о масштабах и последствиях данной ЧС.

Поэтому необходимо вести профилактические меры среди работающих на предприятии и населения данного региона в направлении [28]: 1). четкого знания сущности той или иной ЧС; 2). отработки в приближенных условиях соответствующих действий при ЧС, а именно: эвакуация, тренировка на стендах, моделях или местности; 3). выработки чувства ответственности за свои действия; 4). психической готовности людей (систематическое обучение и проведение инструктажей, особенно повторных; ознакомление с планом ликвидации ПА и изменениями в нем); 5). руководство коллективом, толпой при ЧС; 6). организации занятости всех людей при спасении людей и ликвидации последствий ЧС (отвлекать людей от страха и панических настроений путем направления на спасение детей в разрушенных школах); 7). изъятия индуктора (паникера) из коллектива под любым видом (во время войны их расстреливают на месте и тем самым подавляют панику); 8). обеспечения своевременной достоверной информацией лиц, работающих и находящихся в зоне ЧС. Психологический настрой к неведомому (например, к повторному толчку при землетрясениях или к повторному взрыву в здании) вызывает эмоциональный страх, особенно при замалчивании или ограничении информации. Примером такого положения может служить авария на Чернобыльской АЭС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42742. Циклический вычислительный процесс 110 KB
  Составить математическую модель решения задач Задания 1 и Задания 2, нарисовать блок-схемы алгоритма, написать 3 программы на языке Паскаль (первая программа с использованием оператора цикла FOR, вторая – с использованием оператора WHILE, третья – с использованием оператора REPEAT). 2. Оформить в виде отчета (с.4).3. Ответить на контрольные вопросы (с.5). 4. Отчет представить преподавателю в распечатанном виде.
42743. Одномерные массивы 126 KB
  Размерность массива задать самостоятельно. Вариант Задачи 1 Заполнить массив случайными числами положительными и отрицательными из произвольного диапазона. Вывести созданный массив на экран расположив элементы в одну строку через пробелы.
42744. Разработка туристического продукта развлекательной тематики в гродненской области 476 KB
  раскрыть лексико-семантические и деривационные особенности молодежного сленга, отличающих его от других социолектов, а также его значимость как явления молодежной субкультуры второй половины ХХ–начала XXI вв...
42745. Изучение работы жидкостного U – образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 365 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделам Измерение давления и Дистанционная передача сигнала теоретического курса Технологические измерения и приборы; студенты знакомятся с принципом действия устройством измерительного пневматического преобразователя разности давления 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Величина давления контролируется по Uобразному манометру. измеряем давление на выходе из измерительного преобразователя 13ДД11 по образцовому...
42746. Изучение конструкции и поверки измерительного преобразователя давления типа «Сапфир – 22ДИ» 44 KB
  Цель работы – ознакомиться с принципом действия и конструкцией измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; выполнить проверку измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; приобрести навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Сапфир. Стенды предназначены для проведения лабораторных работ по поверке автоматического миллиамперметра КСУ–2 в комплекте с преобразователем давления Сапфир–22ДИ. На втором стенде установлены автоматический миллиамперметр КСУ–2 клеммы...
42747. Определение скорости движения тела в жидкости на примере осаждения твердой частицы в неподвижной среде под действием силы тяжести 78 KB
  Скорость такого равномерного движения частицы в среде называют скоростью осаждения. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ: Лабораторная установка для определения скорости осаждения частиц состоит из стеклянного цилиндра рис. Установка снабжена микрометром для определения диаметра шариков ареометром для определения удельного веса глицерина секундомером для замера времени осаждения шариков на пути между метками на цилиндре.
42748. Проектирование цеха по производству специальных красных вин 1.17 MB
  Современное оборудование позволяет перерабатывать виноград в щадящих режимах, не разрушая семян и кожицу ягод, предварительно отделив гребни. Это дает возможность вырабатывать легкие вина с великолепным вкусом, без внесения в него вредных тонов.
42750. Организация текста внутри HTML-документов с помощью таблиц 94.5 KB
  Организация текста внутри HTMLдокументов с помощью таблиц Элементы HTML для построения таблиц Для создания таблицы используется элемент TBLE. Атрибут border в открывающем теге TBLE делает видимой рамку таблицы и сетку разделяющую строки и столбцы. Между открывающим TBLE и закрывающим TBLE тегами для построения таблицы размещаются парные теги следующих элементов: 1. CPTION Текст отмеченный тегами CPTION и CPTION этого элемента выводится в виде заголовка таблицы.