46479

Психология человека при ЧС и профилактические меры

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Реакция людей попавших в зону ЧС может быть как индивидуальной так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги беспокойства неуверенности в себе обострения чувства самосохранения страха острой борьбы мотивов долга и личной безопасности растерянности непонимания происходящего деавтоматизации навыков допущения ошибок в работе недостаточной мобилизованности утраты самоконтроля панических действий острых психозов и...

Русский

2013-11-22

16.93 KB

17 чел.

Психология человека при ЧС и профилактические меры. Реакция людей, попавших в зону ЧС, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальные реакции людей при этом возможны положительного или отрицательного вида. Первые проявляются путем мобилизации психических возможностей человека, активизации деловых мотивов или чувств долга, интереса азарта и энтузиазма, активизации познавательной деятельности и творческих возможностей, повышения готовности к смелым действиям, выносливости и неприхотливости, понижения порогов ощущения, ускорения физиологических реакций в организме человека, исчезновения чувства усталости и беспечности, возникновения делового возбуждения и др. Отрицательные реакции у людей проявляются в виде тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, обострения чувства самосохранения, страха, острой борьбы мотивов долга и личной безопасности, растерянности, непонимания происходящего, деавтоматизации навыков, допущения ошибок в работе, недостаточной мобилизованности, утраты самоконтроля, панических действий, острых психозов и др. Исходом как положительных, так и отрицательных реакций человека является развитие утомления, а затем проявление чувства резкой усталости, слабости и крайнего изнурения. Это нужно учитывать при организации работ по ликвидации последствий ЧС. Тем более, что человек быстрее восстанавливает свое душевное состояние, если его привлечь к физической работе в составе группы, выполняющей спасательные работы [28].

Коллективные реакции людей выражаются в виде страха и паники. При этом они зависят от эмоций людей, находящихся в данной зоне (например, в помещении, на какой-то площади и т.д.). Эмоция - это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. По эмоциональности люди могут быть: 1). эксплозивного (взрывчатого) типа; 2). коммулятивного типа (постепенно накопление с последующий панической реакцией), который в жизни встречается реже; 3). адаптивного типа (быстро приспосабливающийся к изменяющейся обстановке), в жизни встречающийся чаще всего.  

Учеными и жизнью установлено, что эмоции распространяются от индикатора (паникера), т.е. человека с эксплозивной реакцией. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной; реальность вытесняется плодами воображения. О таких людях говорят: "У страха глаза велики". В больших массах людей, как правило, находится несколько таких индукторов, а вокруг них до 20% людей (с коммулятивным типом эмоциональности), которыми управляют данные индукторы. Остальные 80% - это лица (в основном с адаптивным типом эмоциональности), отдающие себе отчет, как надо правильно действовать в этой обстановке (например, бежать из здания при землетрясении). Люди в состоянии паники, управляемы, если их возглавит человек с адаптивным типом реакции. Он выведет людей из опасной зоны при ЧС. Поэтому необходимо готовить таких людей при разработке планов действий работающих на случай тех или иных ЧС. Кроме того, паника возникает там, где о ней не думают и не готовятся, а также при отсутствии реальной (пусть даже неприятной) информации о масштабах и последствиях данной ЧС.

Поэтому необходимо вести профилактические меры среди работающих на предприятии и населения данного региона в направлении [28]: 1). четкого знания сущности той или иной ЧС; 2). отработки в приближенных условиях соответствующих действий при ЧС, а именно: эвакуация, тренировка на стендах, моделях или местности; 3). выработки чувства ответственности за свои действия; 4). психической готовности людей (систематическое обучение и проведение инструктажей, особенно повторных; ознакомление с планом ликвидации ПА и изменениями в нем); 5). руководство коллективом, толпой при ЧС; 6). организации занятости всех людей при спасении людей и ликвидации последствий ЧС (отвлекать людей от страха и панических настроений путем направления на спасение детей в разрушенных школах); 7). изъятия индуктора (паникера) из коллектива под любым видом (во время войны их расстреливают на месте и тем самым подавляют панику); 8). обеспечения своевременной достоверной информацией лиц, работающих и находящихся в зоне ЧС. Психологический настрой к неведомому (например, к повторному толчку при землетрясениях или к повторному взрыву в здании) вызывает эмоциональный страх, особенно при замалчивании или ограничении информации. Примером такого положения может служить авария на Чернобыльской АЭС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24242. Особенности PR-деятельности на выставках и ярмарках 47.5 KB
  Торговые выставки. Потребительские выставки. Основные этапы проведения выставки. Существует несколько базовых конструкций стендов боксов предлагаемых участникам выставки.
24243. Управление общественным мнением 23 KB
  Управление общественным мнением. Управление общественным мнением Общественное мнение Общественность это группа людей оказавшаяся в аналогичной неразрешимой ситуации: сознающих неопределенность и проблемность ситуации реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию Мнение это выраженное отношение по какомулибо вопросу. Общественное мнение это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу затрагивающему группу людей. Прежде чем влиять на общественное мнение его нужно узнать.
24244. Влияние электромагнитных излучений коротковолнового частотного диапазона на рост злаковых культур» 3.71 MB
  Увеличивая производство зерна, можно успешно решить зерновую проблему, обеспечить население разнообразными продуктами питания, повысить продуктивность животноводства, создать необходимый государственный резерв зерна и обеспечить продовольственную безопасность страны.
24245. Особенности работы PR-структур в условиях кризиса 30 KB
  Для этого в компании должен быть заранее подготовленный список возможных проблем и план действий в случае кризиса. Кризисный PR план должен быть составной частью кризисной программы организации и может включать следующие элементы: возможные сценарии развития ситуации ответственные лица с четким распределением ролей и место сбора кризисной рабочей группы список контактов вне компании которые могут пригодиться в кризисной ситуации заранее заготовленные заявления и шаблоны прессрелизов Сама проблема не кризис СМИ катализатор который...
24247. Разработка и реализация PR-акций 24.5 KB
  Разработка и реализация PRакций Главное отличие PRакции от PRкампании в том что PRакция НЕ носит комплексного характера. Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
24249. Разработка и реализация PR-акций 26 KB
  Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
24250. Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях 50.96 KB
  Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).