46480

Понятие социализации в психоанализе и в теории Ж. Пиаже

Доклад

Психология и эзотерика

Она рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Фрейду усиливается влияние на ребенка внешнего мира З. Фрейд защита от элементов детской жизни таких как жадность корысть ревность пожелание смерти которые толкают ребенка в направлении десоциализации. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности наступает когда различные функции Я достигают определенной ступени развития.

Русский

2013-11-22

17.07 KB

5 чел.

50.Понятие социализации в психоанализе и в теории Ж. Пиаже.

Социализация в понимании психоаналитической теории.

А.Фрейд одна из первых распространила основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. Она рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. И каждая фаза развития, по мнению Анны, Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Новорожденный по ее мнению знает только принцип удовольствия, а удовлетворение его желаний зависит от внешнего мира, от ухаживающего за ним взрослого.

Ребенок стремится удовлетворить свои потребности (сначала это телесные, затем они уступают место новым инстинктивным желаниям), но сталкивается с ограничениями внешнего мира, ведь он хочет их удовлетворить немедленно, не учитывая определенных внешних обстоятельств, взрослый же хочет он того или нет, вынужден его в этом ограничивать. З. Фрейд тоже указывал на то, что мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения, тем самым уже на оральной стадии психосексуального развития, по З. Фрейду, усиливается влияние на ребенка внешнего мира ,З. Фрейд утверждал, что изначально инстанции «Я» нет у новорожденного, она модифицируется из «Оно» под прямым влиянием внешнего мира

Такое несоответствие между внутренними желаниями и внешними препятствиями не могут не сказаться на ребенке и, по мнению А. Фрейд ребенок остается психически здоровым, если его «Я» способно перенести лишения, способно преодолеть неудовольствие. Принцип реальности создает пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований, тогда как принцип удовольствия руководствуется исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Но продвижение по принципу реальности не дает уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

Социализация (по А. Фрейд)- защита от элементов детской жизни (таких, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти), которые толкают ребенка в направлении десоциализации. Невозможно гладкое протекание процесса социализации, поскольку существуют противоречия между желаниями индивида и его положением в обществе. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности наступает, когда различные функции «Я» достигают определенной ступени развития.

Становление принципа реальности и мыслительных процессов способствует новым механизмам социализации- подражанию(следование какому-либо образцу), идентификации(бессознательный процесс, отождествление), интроспекции(процесс включения индивида в свой внутренний мир объектов внешнего мира, образов, взглядов), благодаря которым возможно возникновение инстанции «Сверх-Я», а формирование этой инстанции означает, что ребенок уже может не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и сам принимает в них участие, но правда многим детям еще требуется поддержка и опора авторитетного лица.

В работах Э. Эриксона также виден решительный сдвиг акцента от Оно к Я. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества . Также им был предложен психоисторический метод, который представлял собой применение психоанализа к истории, в центре внимания этого метода психология индивида и общество, в котором он проживает. Свою основную задачу он видел в разработке новой психоисторический теории развития личности с учетом конкретной культуры (проведенные им полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и городских семьях США показали, ч то стиль материнства зависит от того, что ожидают от ребенка в будущем та или иная социальная среда). Им были предложены два понятия - «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность-с самого рождение воспитание ребенка ориентировано на его включение в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность - создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я» не взирая на изменения, происходящие с ним по мере роста и развития. Формирование эгоидентичности проходит ряд стадий, причем предложенные стадии З. Фрейдом Э.Эриксоном не отвергаются, а усложняются и осмысливаются с позиции его концепции. И каждая стадия жизненного цикла характеризуется специфической задачей, которая выдвигается обществом. Решаю задачу - устанавливается равновесие между двумя крайними полюсами., а развитие личности определяется результатом борьбы крайних возможностей. Достигнутое равновесие на каждой стадии способствует приобретению новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичнсоти к другой вызывается кризисами идентичности, которые представляют собой «поворотные пункты», «моментом выбора между прогрессом и регрессом».

Его концепция названа – эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Понятие эпигенеза заимствовано Э. Эриксоном из биологии. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план и, исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части, имеющие наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий-результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, чего ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

Социализация в понимании Ж. Пиаже.

По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла.

-существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка- источник воспитательных воздействий, передает ему культуру общества. В этом понимании ребенок социален с самого начала.

-существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. И являясь с самого начала существом социальным, ребенок все же социализируется постепенно, прогрессирует. У ребенка постепенно формируется аппарат социализации, он начинает осознавать свое «Я», начинает сопоставлять точки зрения других людей и свою собственную. Для этого необходимо сформированный интеллектуальный аппарат и моральные принципы.

Социализация (по Ж. Пиаже) - процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Она обуславливает переход ребенка от эгоцентрической позиции (особенность детского мышления, его представления о мире, индивидуальная позиция, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции) к объективной.

Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль, когда складываются отношения кооперации, когда ребенок овладевает нормами поведения и мышления, такой перелом в развитии наступает в 7-8 лет.

До этого периода взаимодействие субъекта с внешним миром подчиняется законам биологического приспособления. Пиаже подчеркивал, что мышление можно объяснить, анализируя отношение организма с его окружением. Внешнее влияние на субъект оказывают два дополняющих друг друга процесса: ассимиляция (включение внешних элементов в развивающиеся или завершенные структуры организма, при этом новые элементы лишаются своих специфических черт) и аккомодации (приспособление прежде сформированных реакций субъекта с переходом к новым способам реагирования).

Первичная ассимиляция «деформирующая»- при слиянии нового предмета со старой схемой его черты искажаются, а схема благодаря аккомодации изменяется - антагонизм между ассимиляцией и аккомодацией, порождающий необратимость мысли.

Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. При установлении между ними гармония, появляется обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Она устанавливается по мере освоения действительности, эти процессы становятся более скоординированными.

Таким образом, по Пиаже, к биологическим факторам на определенном и довольно высоком уровне развития присоединяются социальные («социализация») факторы, благодаря чему у ребенка вырабатываются логические нормы. Ассимиляция перестает быть эгоцентрической, то есть ребенок становится способен усваивать опыт, а взаимодействие логического разума и самого опыта достаточно для дальнейшего интеллектуального развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78841. Ток-шоу «Перехрестя думок»: «За щастя треба боротися!» 56.5 KB
  Мета: поглиблення знань про протидію насильству в родині; формування системного уявлення про механізм захисту прав і свобод; формування навичок діяти згідно з нормами права у конкретних життєвих ситуаціях; розвиток соціальної компетентності учнів...
78842. СИМВОЛИ РІДНОЇ БАТЬКІВЩИНИ 267 KB
  Виходять юнак і дівчина в національному вбранні. Юнак Знову воскресає українська державність. Юнак Тризуб можна зустріти і на цеглинах підмурків Десятинної церкви у Києві і на плитах Успенської церкви у Володимир-Волинському що збудована в другій половині XI століття.
78843. Складання розповіді «Весняна симфонія» на основі власних спостережень учнів і за картинами 238.5 KB
  Про яку пору року говориться Як ви про це дізнались Яку картину до цього вірша б намалювали Чи співпадають ваші міркування із цією картиною Весна Виберіть із вірша слова які б стали назвою для картини. Весна До мого вікна підійшла весна Розтопилася на шибці квітка льодова.
78844. Наука и религия 12.39 KB
  Если попытаться оценить место науки в духовной культуре мы увидим что она нам дает неполные ограниченные познания и не может быть положена в основу духовной жизни человека и общества. Религия это форма познания мира связь человека с Богом. Наука возникла на основе практических потребностей человека. Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни что в свою очередь окажет влияние на нравственность человека и общества в целом.
78845. Наука как социальный институт 31.5 KB
  С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания сопровождающийся специализацией научного знания возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. На рубеже 1920 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На...
78846. Наука и власть 29.5 KB
  Наука и власть Любая власть как институционализированная государственноправовые институты так и не институционализированная например власть старшего в семье власть учителя в школе власть женщины над любящим ее мужчиной и т. Власть государственная необходима для организации общественного производства которое немыслимо без подчинения участников единой воле а также для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Проблема наука и власть имеет два аспекта: 1 проблема самой науки как формы власти;...
78847. Наука и нравственность. Этика науки 29 KB
  Этика науки Современная наука имеет ряд особенностей качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности связанные с возможным применением достижений современной науки. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики биологии в частности генетики психологии.
78848. Научная рациональность и ее типы 29 KB
  Научная рациональность и ее типы Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность эмпирическая или теоретическая однозначность доказанность проверяемость способность к улучшению. Наука это прежде всего специфическая форма культуры порождающая особую агрессивную форму рациональности развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте. Анализ научной рациональности и научного знания является комплексным междисциплинарным исследованием предусматривающим синтез различных видов и форм знаний. ...
78849. Научное, ненаучное, псевдонаучное знание 30.5 KB
  Научное ненаучное псевдонаучное знание. Научное знание система знаний о законах природы общества мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.